Печать 
Источник https://ru.wikipedia.org/wiki/Церковь_Покрова_на_Нерли
 

Церковь Покрова на Нерли, Страна Россия, Село Боголюбово Владимирской области, Конфессия православие, Владимирская и Суздальская, Тип здания крестово-купольный храм,Основатель Андрей Боголюбский

Объект культурного наследия РФ № 3310157000 Состояние действующий храм,музейная экспозиция 

Це́рковь Покрова́ на Нерли́ (Покро́в на Нерли́) — во Владимирской области России, в полутора километрах от села Боголюбова, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы

История

Традиционной является датировка храма по Н. Н. Воронину — 1165 год, основанная на сообщении Жития  Андрея Боголюбского, что церковь Покрова на Нерли была построена в память о погибшем сыне великого князя  Изяславе Андреевиче. Современные исследователи С. В. Заграевский и Т. П. Тимофеева  на основании летописной информации обосновывают более раннюю дату храма — это 1158 год.Согласно  Лаврентьевской летописи, строительство при князе Андрее вели «из всех земель мастеры». Татищев Василий Никитич уточняет в «Истории Российской», что «мастеры же присланы были от императора Фридерика Первого, с которым Андрей в дружбе был…» (имеется в виду Фридрих Барбаросса).Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы. Однако источники, говорящие об установлении этого праздника на Руси в середине XII века по инициативе Андрея Боголюбского, отсутствуют, а в домонгольских летописях о церкви говорится как о посвященной не какому-то конкретному празднику, а Богородице. Следовательно, этот праздник мог быть установлен и позднее (первые упоминания о нем относятся к XIII веку), и в этом случае церковь первоначально могла иметь какое-либо иное посвящение.По легенде, содержавшейся в Житии Андрея Боголюбского, белый камень  для постройки церкви был вывезен из покорённого Андреем Боголюбским Булгарского царства. Однако эта легенда опровергается как историческими фактами, так и результатами петрографических анализов белого камня, использовавшегося для строительства церкви.Первоначально церковь Покрова была собором небольшого, но имевшего белокаменные укрепления монастыря, располагавшегося на стрелке Клязьмы и Нерли. Этот монастырь в конце XVI века упоминался среди патриарших домовых монастырей, во второй половине XVII века имело место его кратковременное процветание, в 1764 году он был упразднен. В 1784 году из-за низкой доходности Покровской церкви игумен Боголюбова монастыря (к которому она была приписана) пытался разобрать храм на строительный материал для возведения монастырской колокольни, однако недостаток средств не позволил начать работы.

Акафист "Слава Богу за все!" Слушать

Архитектура

Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на заливном лугу, и стоит на рукотворном холме высотой около 3 м и площадью около 23 соток, на котором располагались и другие монастырские постройки. Ранее около церкви было место впадения  в Клязьму  (ныне русла рек изменили своё положение). Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекрёсток водных торговых путей.

 
Покров на Нерли

Обычный для древнерусских храмов бутовый ленточный фундамент из пролитых известью необработанных камней, заложенный на глубине 1,6 м, продолжен основанием стен, высотой 3,7 м, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Таким образом, фундамент уходил на глубину более 5 м. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки (до 5 м).

 
Церковь Покрова на Нерли. Монета Банка России — Серия: «Памятники архитектуры России», 3 рубля, серебро, 1994 год

От храма XII века без существенных искажений до нашего времени сохранился основной объём — небольшой, почти квадратный в плане четверик (около 10×10 м без учета апсид, сторона подкупольного квадрата около 3,2 м) и глава. Храм крестово-купольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, c аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами. Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклонёнными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. В интерьере крестчатые столпысужаются кверху, что при небольших размерах храма создает дополнительное ощущение «высотности» интерьера.Членения северной и южной стен храма асимметричны, восточные пряслаочень узки. Однако сумма выступа боковых апсид и ширины восточных прясел стен практически равна ширине средних прясел стен, и благодаря этому композиция храма выглядит уравновешенной при взгляде с любой стороны. Многообломные пилястры сполуколоннами на внешней стороне стен храма Покрова на Нерли соответствуют внутренним лопаткам. Их суммарная толщина шире стен примерно в полтора раза, и это создает очень ясный конструктивный «рисунок» храма.

 

Давид-псалмопевец, львы и грифоны

Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма — восседающий натроне царь Давид-псалмопевец с псалтерием в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. В оформлении используются львы, птицы и женские маски.Первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены (сбиты при поновлении в 1877 году).Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями; часто церковь Покрова называют самым красивым русским храмом.

…Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства… И. Э. Грабарь


 

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=89880

Белый камень по-итальянски

В храмах Боголюбово и Нерли обнаруживается каменная резьба, как в Модене

Профиль блока из белокаменного храма Рождества Богородицы в Боголюбово находит себе аналогии в профилях окон в апсидах церкви Покрова на Нерли. Эти профилировки восходят к обработке окон собора в Модене, построенного в XI–XII веках архитектором Ланфранко и скульптором Вильгельмо в романском стиле.

В церкви Рождества Богородицы в Боголюбово, построенной из белого камня в 1150-е годы по заказу князя Андрея Владимировича (Боголюбского) и перестроенной в середине XVIII века после обрушения древнего храма, в южной части интерьера сохраняется раскоп Николая Воронина 1950-х годов. В этом раскопе Владимирский музей показывает основания древних стен и двух южных столбов храма времени Андрея Боголюбского. Почти вся первоначальная западная стена видна в приямке с запада, находящемся внутри позднего притвора. Остальные части древнего храма скрыты позднейшими наслоениями.

В законсервированном раскопе Воронина в южной части храма экспонируются белокаменные блоки, найденные во время археологических работ или извлеченные из поздних построек. Белокаменный блок, стоящий на небольшом подиуме у южной стены, Николай Воронин нашел в 1930-х годах у западной стороны белокаменного пилона, несшего арки перехода к северу от храма. Он опубликовал фотографию блока, а также высказал предположение, что блок этот украшал сам пилон.

У западной стены пилона был найден большой, прямоугольный в сечении арочный камень, украшенный по нижнему переднему краю профилем, аналогичным профилю окон Успенского собора. Диаметр арки, которой принадлежал этот камень, приблизительно 2,88 м. Она могла быть слепой аркой, украшавшей западный фасад пилона и связывавшей арки двух проемов по его сторонам. На лицевой и нижней поверхностях арочного камня сохранилось несколько железных гвоздей со следами медной окиси под ними; у западного же фасада пилона были найдены кусочки золоченой меди, некоторые из них — со следами тиснения. Очевидно, что слепая арка западного фасада пилона была окована, как и западный портал собора, золоченой медью. Таким образом, нижний ярус дворцового перехода представлял собой аркаду из двух открытых арок и слепой между ними.

Значение найденного Ворониным блока с профилем и следами оковки столь велико, что в июне 2019 года было проведено его дополнительное исследование, в котором участвовала архитектор Юлия Фомичева, сделавшая обмер камня, а также обозначившая на его сторонах места расположения гвоздиков для оковки. Блок представляет собой скругленный сверху и снизу фрагмент сводчатой структуры: в целом он имеет трапециевидную форму «с лица», поверхность которого очень хорошо обработана. Нижняя, изгибающаяся часть тоже тщательно обтесана, а верхний изгиб, боковые части и задняя сторона камня обработаны грубо и явно попадали в область кладки и соседствовали с другими блоками.

Блок имеет клиновидную форму, его размеры в сечении 340х370 см, высота (радиус блока) — 341 см. Блок, очевидно, был виден с двух сторон, хорошо обработанных и сходящихся под прямым углом; это был именно оконный камень. На стыке этих сторон помещена выкружка, ограниченная двумя полуваликами, позволяющими отделить эту фигурную часть от плоских поверхностей верха и низа. У этой выкружки ограничивающий ее полувалик снизу, на стыке с закругленной нижней частью, несколько больше, полнее, тогда как верхний полувалик выступает несколько меньше. На лицевой и нижней сторонах блока имеются вбитые в кладку железные гвозди, некоторые из них сохранили шляпку, а некоторые ее лишились. Эти гвозди крепили, по всей видимости, медную или другую металлическую обивку блока и других частей стены; видимо, это действительно была такая же обивка, какая была обнаружена Ворониным на западном портале того же храма в Боголюбово.

Николай Воронин обратил внимание на сходство профиля этого блока с профилем окон Успенского собора во Владимире. Это сравнение имеет принципиальное значение. Дело в том, что наблюдается сходство профилей боголюбовского блока и профилей только пяти окон на апсидах Успенского собора (три окна в средней апсиде и по одному окну — в боковых). Все другие большие окна второго света собора имеют уступчатый профиль. Алтарные окна с волнистыми профилями принадлежат не собору времени князя Андрея Боголюбского (1158–1160), а к обстройке времени князя Всеволода Большое Гнездо, созданной между 1185 и 1189 годами (еще раз подобные окна встречаются в период правления князя Всеволода в Димитриевском соборе во Владимире 1190-х годов). То есть эти окна устроены много позже блока с волнистым профилем из Боголюбово, где постройка церкви Рождества Богородицы и переходов достоверно относится ко времени правления князя Андрея (1157–1174).

Кроме того, удалось установить, что диаметр внешней кривой окна с использованием этого блока (если он располагался в основании кривой) мог быть от 110 до 160 см, а не 288 см, как писал Воронин. Этот блок не мог быть частью плоской арки на фасаде перехода хотя бы потому, что он был частью оконного проема с хорошо обработанной внешней поверхностью стены и внутренней, нижней поверхностью собственно арочной части.

Этот боголюбовский блок является, безусловно, частью обрамления окна, и можно довольно точно установить, где располагалось это окно. Подобные окна (три окна) с волнообразным профилем, как будто обводящим раструб окна как вверху, в области архивольта, так и на боковых сторонах, в период правления князя Андрея есть только в церкви Покрова на Нерли, которую поздний летописец датирует временем около 1165 года. Здесь щелевидные арочные окна расположены по одному в каждой апсиде. Эти окна имеют профиль практически такой же, как интересующий нас блок из Боголюбово. Церковь Покрова на Нерли и церковь Рождества Богородицы в Боголюбово близкие по стилю памятники, они показывают метод работы прибывших из Италии мастеров романского стиля (они, видимо, работали в сотрудничестве с древнерусскими мастерами или мастером, определявшим традиционные особенности объемно-пространственной композиции храмов).

Большинство архитектурных форм на фасадах церкви Покрова на Нерли находят аналоги в фасадной декорации собора в Модене, расположенного в итальянской области Эмилии и построенного на рубеже XI–XII веков архитектором Ланфранко и скульптором Вильгельмо. Среди этих форм были отмечены и необычные окна в апсидах церкви Покрова, форма обломов которых с валиками, обрамляющими выкружку, близка к профилировке публикуемого блока. Такие же волнистые профили в моденском соборе имеют окна на апсидах и окно на южном фасаде, только профиль здесь еще сложнее: помещены две ограниченные полуваликами выкружки, разделенные наклонной полосой.

Блок из Боголюбово наверняка принадлежал не слепой арке пилона перехода, а алтарному окну церкви Рождества Богородицы. Этот блок, несомненно, свидетельствует о применении в этом храме таких же форм, как и в соборе в Модене и в церкви Покрова на Нерли. Это, с одной стороны, говорит о том, что не только для церкви Покрова, но и для церкви Рождества Богородицы в Боголюбово собор в Модене служил источником архитектурных форм. С другой стороны, это подчеркивает то, что и ранее было понятно, но не во всех деталях: церкви

Рождества Богородицы в Боголюбово и Покрова на Нерли были сооружены одной группой мастеров и в одном стиле. Этим стилем была романика из Эмилии, точнее романский стиль собора в Модене, получивший особенное, новаторское выражение в этом памятнике. Именно необычные, авторские, глубоко продуманные формы моденского собора были перенесены в Боголюбово и храм Покрова.

Заказчик этих храмов князь Андрей Юрьевич (Боголюбский) обеспечил прибытие удивительных, связанных с Моденой мастеров, учеников Ланфранко и Вильгельмо, что объясняет появление в этих памятниках таких сложных форм, как волнистые профили обрамления алтарных окон. Мало того, некоторые архитектурные формы в Боголюбово были подчеркнуты медной обивкой, вероятно с позолотой,— об этом свидетельствует не только западный портал церкви Рождества, но и оконный блок из алтарной части (возможно, это блок от среднего окна).

Владимир Седов

11 августа

Источник: "Коммерсантъ"

Церковь Покрова на Нерли: история