- Подробности
- Автор: Super User
- Категория: Подвиги сегодня
- Опубликовано: 27 Январь 2016
- Просмотров: 2051
- К чему в вашем деле ведет недостаточное, скажем так, мастерство?
- Мастерство недостаточным не бывает. Либо есть оно, либо нет. А к чему ведет неумение, это ж понятно. Наглядный пример - возведение соборов. Через пятьдесят лет после постройки Константинопольской Софии обрушился купол, потом его заново возводили. Успенский Собор в Московском Кремле сначала строили русские мастера, работали "на глазок", без точных расчетов. В результате обрушилась вся северо-западная часть собора. Пришлось "выписывать" мастера из-за границы - им стал талантливейший итальянский архитектор XV века, католик Аристотель Фиораванти. В качестве примера ему показали Собор Успения Божьей Матери во Владимире и потребовали соблюсти строгий канон при сооружении православного храма в Москве. Он посмотрел и построил: похожий и совершенно другой. Так же и иконописцы: заказчик показывает, как бы он хотел расписать храм, подобно какому известному образцу, мастер посмотрит, ну и что в памяти останется, пишет. Получается - и похоже, и все-таки по-своему.
Между прочим, католиков в то время еретиками считали, однако, все равно приглашали - куда-то же надо было деваться от своих неумех... Поэтому и Собор святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) в Кремле, усыпальницу великих князей и русских царей, строил католик - миланский архитектор Алевиз Фрязин. И башни кремлевские - это все тоже произведения итальянских зодчих. Всех иностранцев тогда называли "немцами". По-русски не разумеет, значит, немой - "немец". Неважно, француз он или итальянец. Наши, конечно, у них многому научились. Слава Богу!
- Но иконописец - не зодчий. Не слишком ли высоки ваши требования к тем, кто желал бы идти за вами?
- Не спорю: возможно, они и вправду завышены. Но это с моей стороны. А с другой, посмотрите-ка, что творится! Приходят ко мне так называемые ученики, в глазах лихорадочный блеск - хотят постичь тайны иконописи как можно быстрее. А для чего? Да чтобы тут же начать зарабатывать "большие деньги". Такие покрутятся два-три месяца возле меня, уедут куда-то, потом, глядишь, а у них уже самостоятельные заказы, да зарабатывают так, что другим не снилось. Ко мне же дорогу забыли. Посмотрел я на это и однажды решил: все, хватит! Не надо мне больше никаких учеников. Толку от таких все равно не будет.
Безгласная проповедь
- Казалось бы, иконоборчество давно ушло в прошлое. Однако и сегодня время от времени вспыхивают дискуссии о том, чем же принципиально отличается иконопочитание от идолопоклонства, в чем же суть слов: "не сотвори себе кумира”? Как Вы формулируете для себя ответы на эти вопросы?
Изображение взято по ссылке http://crosti.ru/patterns/00/0f/18/a0846dcf69/preview.jpg
- В Ветхом Завете описано, как израильтяне уклонялись в идолопоклонство. Господь через пророков их обличал. Зачем поклоняться мертвому веществу: камню, дереву, золоту? Ведь за идолом никакой реальности нет - это вымышленный бог. Язычники изображали богов, которых никогда не было или они выглядели, как самые обычные люди. Например, когда древние римляне завоевывали какую-нибудь страну, весь пантеон местных богов переходил в Рим. Они считали, что и эти покоренные боги будут им покровительствовать. Как можно верить такому и поклоняться?
Икона, хотя и имеет форму видимую, но за ней реальность - воплотившийся Бог.
Ветхозаветный запрет: "Не сотвори себе кумира" до сих пор в силе. Бога изобразить невозможно, потому что Он невидим. Но когда Слово стало плотью, Он стал видимым, а, значит, изобразимым. Почему древние иконопочитатели утверждали, что, если допустить в принципе невозможность изображения Христа, тогда таким образом мы отрицаем реальность Его воплощения? Если Он стал видимым, если Бог стал человеком, разговаривал, общался с людьми, Его можно было потрогать, а после Воскресения Фома даже осязал Его язвы, то, стало быть, Его можно изображать. Но только таким, каким Он явился - в образе Человека. За идолом не стоит никакой реальности, понимаете? А за иконой стоит. Вот и вся разница. Хотя внешне они могут быть похожи.
- Но в католической Церкви существуют скульптурные изображения Христа и святых - мы видели их в Ватикане...
- Это допустимо, вполне. В Византии такие же были. И барельефы. Главное, чтобы отображался Бог истинный, Который существует реально.