- Подробности
- Автор: Super User
- Категория: Подвиги сегодня
- Опубликовано: 27 Январь 2016
- Просмотров: 2025
Иконописание -это служение
- Чем, по-вашему, иконописец отличается от простого, скажем так, живописца? Вроде бы, муки творчества присущи одному и другому...
- То, чем занимается иконописец - это служение, а не "муки творчества". В этом, если хотите, принципиальная разница. Художник, когда творит, мучается, хочет выразить что-то свое, а что именно - толком, подчас, и не знает. Он пишет, и ему все время кажется - это "не то". Он переделывает, но все равно недоволен. Что делать, если нет вдохновения? Ждать. Это творчество на уровне эмоций.
- У иконописцев иначе?
- Иконописец служит так же, как и священник, который идет совершать Литургию. Ему что - ждать, когда вдохновение снизойдет? Указан час, когда надо служить, он начинает службу. Постепенно входит в молитвенный дух. Точно так же и иконописец. С художником у иконописца общее только одно - изобразительные средства. Все остальное, в принципе, совершенно разные вещи.
- Как вы познавали церковную историю, наверное, много читали?
- Систематического чтения, к сожалению, не получилось. Когда я жил в монастыре, церковных книг было мало. Что под руку подвернется, то я и читал.
- Зато наставники, видимо, были хорошие?
- Касательно икон я поначалу старался все выспрашивать у старых монахов. Но, один говорил мне одно, другой - другое, третий - третье. А когда я узнавал официальное мнение Церкви по этому поводу, то оказывалось, что это не первое, не второе и не третье. Наконец, решил не ходить окольными путями, а прислушаться к авторитетному мнению Церкви.
- И какое же это мнение?
- Писать иконы надо в каноническом стиле. Для нас, православных иконописцев, это значит строго придерживаться древних византийских традиций.
- Легко сказать, придерживаться...
Изображение взято по ссылке http://optina-msk.ru/images
/phocagallery/2014/Pokrov1/thumbs/phoca_thumb_l_dsc_0151.jpg
- Непросто, согласен. Совсем недостаточно освоить только ремесленную сторону дела. Учителей иконописи в те времена, когда я пришел к этому делу, не было. Потому технику иконы, каноны, художественные приемы и другие секреты иконописного ремесла приходилось осваивать самостоятельно. Довольно рано я понял: чтобы заниматься этим делом всерьез, необходим особый церковный настрой, постоянная подпитка духа подлинным Православием. Лишь в этом случае можно пытаться переосмыслить то богатейшее наследие, которое мы получили от предков, что-то преобразовать с учетом современного церковного понимания. Только в этом случае можно рассчитывать на появление каких-то достойных вещей.
Пока же все, что делается сегодня, я могу назвать только опытами. Каждый иконописец, если он серьезно относится к своему делу, должен ощущать себя учеником. И не больше. Может быть, многие с этим не согласятся. Но я думаю так.