Печать 

источник http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=81184

Религиозный деятель и богослов Павел Великанов — о том, над чем должен размышлять каждый христианин в праздник Крещения Господня

Какие аналогии возникают у человека при слове «крещение»? Церковь? Крестик? Ледяная прорубь? Младенец в крещальной купели, трижды погружаемый в воду при таинстве крещения? В нашем сознании — и тому есть подтверждение в этимологии праславянского слова «крещати» — есть явная отсылка к образу Креста, на котором был распят Иисус Христос.

Но ведь это исключительно наша, славянская, история. В древних языках — еврейском, греческом, латинском — «крестить» — значит погружать в воду, омывать.

 

 

Вода — это жизнь. Это особенно хорошо знают жители жарких стран, где в течение летних сухих месяцев почти не бывает дождей, и поэтому всякий источник или колодец — настоящее сокровище. Однако та же вода может затопить, унести в мрачную долину смерти.

Эта глубокая символика воды — как всепоглощающей и в то же самое время животворящей — лежит в основании одного из древнейших ритуальных действий — омовении. С точки зрения древнего человека вода как стихия была носительницей исключительных духовных характеристик. Она не только смывает грязь, но и является некой «праматерией», рождающей из себя жизнь.

И когда на берег Иордана приходит Иисус, чтобы принять крещение от Иоанна Пророка и Предтечи, в этом поступке нет ничего необычного, кроме одного: Иисусу, в отличие от остальных, не надо было смывать «греховную грязь души» — Он был непорочен! Зачем же тогда Он входит в воды Иордана?

Вот как об этом рассказывает евангелист Лука: «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!»

Почему так важно было это свидетельство Самого Бога, которое услышали окружающие?

Время земной жизни Христа — это период тяжелого не только политического, но и духовного кризиса еврейского народа. Все ждут Избавителя, Мессию, но далеко не у всех хватает веры и надежды, что это когда-нибудь произойдет. Как свидетельствуют современники, многие тогда думали, что Дух Божий ушел, исчез, и убедительность его присутствия уже стала достоянием истории и до конца времен не повторится.

И то, что происходит во время крещения Иисуса, знаменует собой начало новой эры — эры явного действия Божественной силы. Разверзающиеся небеса — это особый миг бытия, когда в видимом, материальном мире проявляется другое измерение — сверхчувственное, духовное. Как если бы кто-то сидел у себя дома, поднял глаза и увидел, что вместо потолка — голубое небо!

Свидетельство Иоанна Предтечи о том, что Иисус — Мессия, Который берет на Себя грех мира, имеет особый вес. Масштаб личности Предтечи был настолько велик, что к нему шли толпы народа со всей Палестины, чтобы креститься в воде и каяться в своих грехах. Народ шел не к священникам, не приносить жертвы — он шел в пустыню, к нищему харизматичному проповеднику. Но Иоанн решительно отказывался признавать себя Мессией.

И когда этот неординарный человек вдруг выделяет из всех Иисуса и говорит о Нем как о долгожданном Мессии — такое свидетельство не могло пройти незамеченным. Авторитет Иоанна непререкаем: он сам живое свидетельство честности и правды Божией. Он дважды заверяет, что не знал ранее Иисуса, но Сам Бог указал ему на Него как на Мессию — и это более чем весомая рекомендация.

Пока еще Спаситель не произнес ни одного поучения. Впереди будет и призвание апостолов, и Нагорная проповедь, и три с половиной года общения с учениками, и предательство, и крестная казнь, и славное Воскресение. Но пока весь народ буквально замер, затаил дыхание от внезапно наступившего момента истины: вот Он, Мессия — ведь это сказал сам Иоанн Пророк!

Бог приходит тогда, когда Его меньше всего ждут. Он приходит не в громах и молниях, не в явных чудесах и сверхъестественных событиях. Его явление — это прежде всего явление Правды Божией, тихой, но непреодолимой. Правды, перед которой становится стыдно до слез. Правды, которая любит тебя — и обличает. Той самой Правды, за которой нужно еще решиться пойти.

Не все пойдут. Не все поймут. Не все поверят. Кто-то пойдет — и разочаруется. Кто-то просто устанет. Кто-то возмутится максимализмом проповеди. Останутся лишь немногие. Но в этой, казалось бы, провальной миссии Бог победит и грех, и дьявола, и смерть. И этот малый остаток верных Ему учеников станет той самой закваской, которая целиком переквасит всю европейскую цивилизацию, изменит лицо земли, вдохнет новую жизнь в умирающую античность.

В беседе с Никодимом, одним из учителей еврейского народа, Иисус Христос сказал: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:5-6).

Именно в таинстве крещения человек становится христианином. Крещение погружением — это весьма реальное погружение со Христом в Его смерть, а также и сошествие во ад и исход оттуда.

Так рождается христианин для жизни вечной — будущей жизни, свободной от греховного бремени предков и очищенной от личной скверны. Просветившись Божественным светом, крещаемый таинственно присоединяется к Церкви — душам, которые вместе со Христом вышли из ада к жизни вечной. Поэтому крещенный облекается в белые одежды, которые символизируют чистоту и незапятнанность его души после совершенного Таинства.

<pДуховное рождение в Таинстве Крещения открывает для человека двери к другим Таинствам Церкви, которыми он укрепляется для доброй жизни. Будучи просвещен Духом в кресельной купели, христианин начинает одерживать победу над гневом, похотью, завистью и иными страстями. «Истребить в собственной плоти нечистое вожделение, — говорит святой Иоанн Кассиан Римлянин, — это есть большее чудо, нежели изгнать злых духов из чужих тел».

В день, когда церковь празднует Крещение Господне, каждый христианин призван задуматься: насколько именно во мне посеянное однажды в Таинстве Крещения благодатное семя новой жизни дало свои свежие и живительные ростки? Или оно так и осталось лежать непроросшим под тяжелым пластом нераскаянной жизни?

Павел Великанов 

Настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде (Московская область), протоиерей

Источник: "Известия"

источник http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=81190

Христос опрокидывает человечьи страхи. Говорит: вы не того боитесь

 То, что вас пугает, на самом деле вам в помощь. Вы боитесь воды, а она будет скакать в жизнь вечную. Вы боитесь стихий, но они подчинены Богу. И созданы для того, чтобы вас уберегать. Даже бездушные природные явления ради вас и через вас обретают духовное значение. Нет ни единой силы в природе, которая не была бы Богу подвластна и не служила бы вашему спасению.

В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие.

Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же.

Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.

Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым. Многое и другое благовествовал он народу, поучая его.

Лк. 3:1-18

Сегодня сочельник Крещения Господня, навечерие Богоявления, величайшего праздника. Евангельское чтение этого дня содержит повествование о проповеди Иоанна Предтечи и приводит его строгие слова, обращенные к тем, кто считал себя его учениками. Мы слышим и о секире, уже лежащей у корня дерева, и о лопате в руке Господней, и о том, что Он очистит Свое гумно и сожжет солому огнем неугасимым.

Заканчивается этот евангельский отрывок неожиданными словами: «И еще многое говорил Иоанн, утешая учеников своих»[1].

А что тут утешительного? Все сказанное Предтечей скорее пугает неподготовленного слушателя, отстраняет человека от Бога. Однако Иоанн проповедовал крещение водой во оставление грехов. И значение этой воды, которой вскоре будет крещен и Сам Христос, освятив ее, впоследствии будет объяснено, и испуг пройдет.

Мы слышим в молитве, читаемой перед освящением богоявленской воды, Великой агиасмы: «Господи, Ты через воду эту путесотвори нам дорогу спасения к первому прощению»[2].

Человеку искони было свойственно бояться природы. Земли, потому что она может трястись. Воды, потому что она может утопить. Огня, потому что он может сжечь и твой дом, и тебя самого. Со временем к этому страху прибавился страх демонов, враждебных духов, носителей злобы.

Христос опрокидывает эти человечьи страхи. Говорит: вы не того боитесь. То, что вас пугает, на самом деле вам в помощь. Вы боитесь воды, а она будет скакать в жизнь вечную[3]. Вы боитесь стихий, но они подчинены Богу. И созданы для того, чтобы вас уберегать.

Даже бездушные природные явления ради вас и через вас обретают духовное значение. Нет ни единой силы в природе, которая не была бы Богу подвластна и не служила бы вашему спасению.

Вот для чего освящение этой воды – чтобы помнить о благословении Христовом. Оно преподается через что угодно – через камень и лед, через воду и свет. Все в мире Богом воцерковлено, благословлено, нам преподано. Преподано не для того, чтобы бездумно пользоваться, унося из храма канистры, банки и кульки, но ради помощи и спасения.

Из книги «Жаждущий пусть придет. Беседы на воскресные и праздничные евангельские чтения», вышедшей в издательстве «Никея»

[1] Многа же убо и ина, утешая благовествоваше людем (Лк. 3:19; ц.-сл.).

[2] «Еще и рабскою рукою во Иордане креститися претерпел еси, да водное естество освятив, Безгрешне, путесотвориши нам, еже водою и Духом паки рождение, и к первому нас устроиши свобождению» (Последование великого освящения воды).

[3] «О еже быти воде сей скачущей / приводящей в жизнь вечную, Господу помолимся» (Последование великого освящения воды).

Протоиерей Александр Абрамов

18 января

Источник: "Православие и мир"