Печать 

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=5&id=84495

Наталья Ликвинцева: Мы хотели показать, что мать Мария (Скобцова) – святая нашего времени

В августе 2019 г. в итальянском Римини проходил ежегодный масштабный христианский форум – «Митинг дружбы народов». 40 лет подряд его проводит движение «Общение и освобождение» (Comunione e Liberazione- CeL). Сотни тысяч людей из разных стран в течение недели посещают общие встречи, книжные презентации, концерты и выставки, в числе которых непременно бывает одна, рассказывающая о русской святости и культуре. В этом году такая выставка была посвящена матери Марии (Скобцовой, 1891-1945), канонизированной в 2004 г. в лике преподобных.  Экспозиция называется «Мать Мария: хождение по водам».

Наталья Ликвинцева, кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Дома русского зарубежья им. А. Солженицына (Москва) – сокуратор этой выставки, наряду с Александром Филоненко, философом и богословом, профессором из Харькова, академиком Амброзианской академии (Милан). Она работает с архивом матери Марии, редактирует Собрание ее сочинений, написала о святой множество статей и биографическую книгу. Н.Ликвинцева рассказала «Благовест-инфо» о замысле этой экспозиции, о ее создании и восприятии людьми разных вероисповеданий и культур.

– Год за годом на Митинге в Римини проходили очень яркие «русские» выставки: об отце Александре Мене, о митрополите Сурожском Антонии, о Льве Толстом, о Марии Юдиной, об исповедниках и новомучениках российских. Как возникла идея познакомить участников Митинга с матерью Марией?

– Изначально это идея Александра Филоненко и «Летающей общины» – это русско-итальянско-украинско-белорусское и православно-католическое сообщество людей, которое возникло на почве движения «CеL» и которых соединил интерес к наследию митрополита Сурожского Антония, они вместе готовили для Митинга в Римини выставку, посвященную лондонскому владыке. Но поскольку они редко могут собраться вместе, общину называли «летающей». Именно они подавали заявку на организацию выставки про мать Марию для Митинга в Римини в этом году. А меня привлекли как специалиста по наследию матери Марии. Сейчас многие из «летающих» участвовали в подготовке выставки: каждая группа получила свой раздел выставки, готовила его, а потом мы собирались все вместе и обсуждали, как лучше рассказать о матери Марии на Митинге.

Мать Мария (Скобцова). Фото с сайта pokazuha.ru 

– В качестве главной темы Митинга выбирается обычно какая-то значимая цитата. В этом году международная встреча вдохновляется словами из стихотворения святого Иоанна Павла II, относящимися к Веронике, которая пробирается через толпу, чтобы отереть лик Иисуса на Крестном пути: «Имя твое – от того, на что непрерывно смотрела». Как выставка о матери Марии связана с общей темой Митинга?

– Основная богословская идея матери Марии – это «мистика человекообщения»: когда ты смотришь на любого человека и видишь в нем лик Христа. Встреча с любым, даже не самым приятным человеком, может встать встречей со Христом. Эта идея встречи – главная идея ее мысли, ее жизни, ради этого было создано «Православное Дело» (благотворительное и культурно-просветительское общество, созданное матерью Марией и ее соратниками в Париже в 1935 г. – ред.), члены которого говорили: мы не занимаемся благотворительностью, мы даже не имеем права подать кусок хлеба человеку, пока не увидим в нем личность, образ Божий. Идея человекообщения как Богообщения в том и состоит. Поэтому стих о Веронике, который стал девизом этого Митинга, побуждает к смотрению на человека, на Бога, на мир как на единое целое, и такой подход был исключительно близок матери Марии.

– Вы назвали выставку «Хождение по водам». Как этот евангельский образ (см. Мф.14:25-33) помогает современному человеку услышать и увидеть мать Марию?

– Да, мы решили, что в качестве главной идеи и эпиграфа лучше всего подойдут слова матери Марии из ее записной книжки: «Есть два способа жить: совершенно законно и почтенно ходить по суше, — мерить, взвешивать, предвидеть. Но можно ходить по водам. Тогда нельзя мерить и предвидеть, а надо только все время верить. Мгновение безверия, — и начинаешь тонуть».

Это определило нашу задачу – показать, что это святая нашего времени. Она жила в трудное время исторических перемен, катастроф, когда даже выжить сложно, почти невозможно. И вдруг в это время возникает в ее лице такая яркая живая жизнь, главный принцип которой – важен только Христос, и когда ты верен Ему, начинаешь «ходить по воде», какие бы бури ни бушевали. И наше время – не менее сложное и бурное, просто бури другие: у нас терроризм, мигранты (для итальянцев это особо болезненная тема) и множество других вызовов. «Трагические образы тысяч мигрантов, тонущих в Средиземном море, являются зеркалом, которое горюющее человечество ставит перед западной культурой и человеком, чтобы он увидел в нем свое человеческое и духовное положение…» – эти слова католического священника Мауро-Джузеппе Лепори мы включили в каталог выставки. Но в ужасах нашего времени помочь может то же самое – взять и пойти по воде. Поэтому то, о чем мы говорим на этой выставке, – это не о прошлом, а о настоящем, о том, как нам жить сейчас.

– Расскажите подробнее о структуре и содержании выставки.

– В экспозиции шесть залов, которые рассказывают не только об основных жизненных вехах нашей героини, но и о ее духовном пути, который, несмотря на всю необычность жизненных перипетий матери Марии, может перекликаться с духовным путем каждого человека. Первый, обширный зал называется «Поэзия и политика: что есть истина?» Он рассказывает о детстве и юности Лизы Пиленко, а затем Елизаветы Кузьминой-Караваевой, девочки из дворянской семьи, жившей в имении отца на берегу Черного моря и завязавшей необычную дружбу с К.П. Победоносцевым. Именно ему она и задала когда-то этот пилатовский вопрос: что есть истина? Поиск истины, смысла жизни, Бога – главные движущие моменты этого периода, они реализуются в искусстве и политике (книги стихов и прозы Е.Ю. Кузьминой-Караваевой, ее акварели, участие в партии эсеров в революцию и пребывание на посту городского головы города Анапа), в главной встрече ее жизни – с поэтом Александром Блоком. Второй зал очерчивает результат такого напряженного духовного поиска: «Только Христос: нищета и свобода». Здесь идет рассказ о сужении духовного пути, о тяжелом положении русской эмиграции, в которой со вторым мужем и тремя детьми оказывается Елизавета Юрьевна Скобцова, о самом страшном ударе – смерти младшей дочери Насти, о том, что даже этот страшный опыт обнищания может оказаться даром – свободой во Христе. Третий зал «Движение в церкви: жизнь, новизна, творчество» рассказывает о творческом опыте РСХД (Русского Студенческого Христианского Движения) в контексте известной посетителю Митинга истории движений в Католической церкви, о той роли, какую сыграло РСХД в жизни Е.Ю. Скобцовой. Четвертый зал «Монашество в миру: вторая евангельская заповедь» рассказывает о монашеском постриге и выборе монашества в миру – монашества, не отделяющего себя от страданий мира, но стремящегося их разделить в любви к Богу и ближнему. В шестой зал мы входим как в просторный дом, в Дом на улице Лурмель, зал называется «Православное Дело: жажда охристовления жизни», здесь говорится о деятельности круга друзей, ставших обществом «Православное Дело», которое организовало общежития, столовые, культурный центр, в войну спасало евреев и всех гонимых нацистским режимом. И последний зал «Мученичество и прославление: рождение в смерти» говорит об аресте и последних годах жизни матери Марии в лагере Равенсбрюк, о том, как и там она поддерживала всех окружающих, о ее удивительных лагерных вышивках, о мученической кончине и прославлении.

– В этих залах, помимо фотографий матери Марии и ее близких, друзей и соратников, есть еще портреты и цитаты людей, с которыми она не была знакома, которые принадлежат другим конфессиям, – Симоны Вейль, Эдит Штайн, о. Джуссани, Дитриха Бонхеффера, Шарля де Фуко, Дороти Дэй. Как все они связаны?

Фото со страницы Алексея Чекаля в Facebook

– Поскольку мы рассказывали о матери Марии в основном итальянцам и европейцам, нам хотелось ввести эту святую в европейский контекст, показать, что ее идеи, ее способ жизни – с одной стороны, яркий и оригинальный, а с другой стороны, у этих европейских христиан есть опыт такого же подхода к жизни, сходных ярких идей, которые как бы перекликаются друг с другом, как маяки перемигиваются. Поэтому мы для каждого раздела выставки нашли западную параллель: когда западные святые или подвижники того времени развивали идеи или делали жизненный выбор, схожий с тем, что было у матери Марии. Если говорить о монашестве в миру – это Шарль де Фуко, о мученичестве – это идеи протестантского пастора Дитриха Бонхеффера о добровольной смерти. Так же возникли католическая святая Эдит Штайн, Симона Вейль, которую называют «некрещеной святой», Дороти Дэй, создававшая свои «дома гостеприимства», похожие на общежития матери Марии. Целый раздел выставки мы посвятили РСХД, рассмотрев его в контексте движений на Западе – и тут было не обойтись без основателя «CеL» о. Луиджи Джуссани. Конечно, все посетители выставки хорошо знакомы с ним и с его наследием, и в этом контексте нам было легче рассказать о том, что и в православии в это время было такое же движение, созданное мирянами, – РСХД, и как оно действовало, какую роль сыграло в жизни матери Марии.

– Подобная выставка – это маршрут между стендами с фотографиями и цитатами и рассказ экскурсовода. Нет ни интерактивных экранов, ни эффектного видео, не используются другие мультимедийные технологии, к которым так привыкли наши современники, особенно молодые. Как привлечь посетителей? На что вы рассчитывали в этом смысле?

– Бюджет выставки был очень скромный, и, как оказалось уже на месте, его пришлось еще урезать, по сравнению с нашим первоначальным планом. У нас изначально не было расчета на мультимедийные эффекты, но у нас был гениальный дизайнер, который сделал на Митинге уже не одну выставку, – Алексей Чекаль из Харькова. Он продумал несколько графическо-пространственных идей, которые непосредственно связаны с жизнью матери Марии. Например, пространство делили зигзагообразные ширмы в форме буквы М, а вертикальные надписи он специально делал так, чтобы они заставляли зрителя смотреть, чуть поворачивая голову и поднимая ее снизу вверх – в небо. Некоторые надписи были написаны как бы углем – он пояснил, что это напоминание о том, что мать Мария спала на угле под лестницей. Два угла противоположных помещений, посвященных революции и мученичеству, он сделал символично красными. В оформлении стендов дизайнер использовал орнаменты вышивок матери Марии, а в каллиграфии афиши и каталога – особенности ее трудночитаемого почерка и мотивы волны, водных струй. Удивление вызвала большая фотография 3х4 метра, на которой запечатлены крупным планом стоптанные башмаки матери Марии, в которых она шагает без устали, чтобы добыть пропитание для своих подопечных. Эту и некоторые другие фотографии предоставил нам Свято-Тихоновский университет, но так акцентировать внимание на башмаках – решение дизайнера. Но, может быть, самой главной находкой стало создание пространства дома на улице Лурмель – в пятый зал посетители входили, как в гостеприимный, открытый дом. Там стояли скамейки, чтобы можно было присесть, а на стене висела самая огромная из всех фотографий – мать Мария во главе стола в столовой на Лурмель. Ты при этом и сам словно попадаешь внутрь этого круга гостеприимства, на себе ощущая основные идеи «Православного Дела» о том, что нужна не благотворительность, а общая жизнь.

Кстати, в самом процессе подготовки у нас тоже получилось «хождение по воде» – вынужденно отказавшись от прежнего проекта, где все было уже спланировано, почти пять суток без перерывов дизайнер красил, рисовал, писал, клеил. А его жене Ларе Чайке пришлось срочно рисовать большие портреты тех, кто должен был предстать на наших стендах на фотографиях. Тут же прибежали молодые ребята-итальянцы с кисточками, стали им помогать. Успели! И получилось даже лучше, чем наш первый проект.

 – И как участники Митинга воспринимали выставку?

– В самые первые дни группы по 40 человек приходили каждые 20 минут! Народу было очень много. Экскурсии вели и по-итальянски, и по-русски с итальянским переводом, а иногда и по-английски, и по-французски. Рассказывали люди, которые пропустили это через себя, – у каждого, кто выходил вести экскурсию, уже произошла личная встреча с матерью Марией, потрясающая жизнь которой в каждом что-то меняет. Это я знаю по своему опыту: когда-то давным-давно я прочитала книжку о. Сергия Гаккеля о матери Марии, и это просто перевернуло мою жизнь. Ребята задавали мне конкретные вопросы, которые рождались в ходе экскурсий. Это был живое общение с живой жизнью матери Марии. И это очень чувствовалось при проведении экскурсий – когда ты получаешь гораздо больше, чем отдал: ведешь рассказ, а в ответ получаешь сияющие глаза, вопросы по существу. То есть не твой рассказ проникает в этих людей, а что-то от матери Марии течет через тебя к этим людям, и у них расширяются глаза. Мне рассказали про маленького итальянца, лет семи, который объяснял своему другу, что сегодня он был «на одной потрясающей выставке про madre Maria». Ну, и сама атмосфера Митинга – очень теплая, дружелюбная, открытая – располагает к такому восприятию.

– Прошла неделя, Митинг закончился и, соответственно, выставка тоже. Какова ее дальнейшая судьба? Есть ли возможность отправиться с ней «на гастроли»?

– Да, мы очень надеемся сделать в будущем меньший, «русский» вариант выставки (а также английский и французский), как это было с выставкой по митрополиту Антонию. Константин Мочульский в начале войны записал слова матери Марии о том, как ей хочется уехать в Россию, в Сибирь или на Волгу, странствовать и миссионерствовать среди простых русских людей. Россия по-прежнему очень ждет мать Марию, ее живое слово и ее живую жизнь.

Беседовала Юлия Зайцева


 

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=82188

По дорогам канонизированной матери Марии (Скобцовой; 1891-1945)

Мать Мария Скобцова была канонизирована в 2004 году. Она погибла в лагере смерти Равенсбрюк 31 марта 1945 года, не дожив до победы нескольких месяцев.

Ее яркая личность и судьба продолжают  волновать не только историков, литераторов и верующих, но и  ищущих  истину и правду. За последние десятилетия  о ней вышло много книг, проходят конференции, выставки, радио и теле передачи.

В сентябре 2018 года на фасаде ялтинской гимназии им. Чехова появилась мемориальная доска в честь Матери Марии.

Ее имя увековечено в Париже (в память о ней названа улица), в Санкт-Петербурге (есть мемориальная доска, на доме где прошло ее отрочество) в Риге (памятная доска на доме где она родилась), а теперь и в Ялте.

На мраморной доске выбиты слова:

 

«Здесь в ялтинской женской гимназии в 1905-1906гг, училась Елизавета Юрьевна Пиленко (Кузьмина–Караваева, Скобцова в монашестве Мать Мария), литератор, богослов, благотворитель, участник французского Сопротивления, праведник мира. Погибла 31 марта 1945года в газовой камере Равенсбрюка»

В 2015 году в России вышла книга «Мать Мария (Скобцова), святая наших дней». Эта публикация стала еще одной вехой в прославлении имени великой личности: поэтессы, художника, богослова, благотворителя.

Писатель Ксения Кривошеина так пишет о Марии:

«Теперь исследователи деятельности и творчества моей героини живут не только в России, но и за ее пределами. Откликнувшись на приглашение председателя дворянского собрания  А.К. Ушакова принять участие в возвращении матери Марии в Крым, я решила написать небольшую книжку об её ялтинском периоде. Елизавета Юрьевна Пиленко, будущая мать Мария, родилась в очень родовитой семье, и как многие аристократические семьи начала ХХ века, оказалась подвержена революционным течениям, на собственной судьбе она испытала все ужасы 1917 года, гражданской войны и вынужденного изгнания на чужбине. Ее спасала  вера в Бога и любовь к России. Ведь даже на краю гибели в лагере Равенсбрюк она говорила:

«Если выживу, то вернусь домой и буду бродить по дорогам России…»

Ее мечта сбывается! Я счастлива, что стала соучастником возвращения в Крым имени этой великой женщины, жизнь и судьба которой может быть примером для подрастающего молодого поколения!».

Ксения Игоревна Кривошеина является исследователем творчества Марии (Скобцовой). Автор многочисленных публикаций в журналах, а также книги «Красота спасающая» — жизнь и творчество, матери Марии. Занимается живописным и литературным наследием Марии (Скобцовой). Является членом-основателем «Движения за поместное православие в Западной Европе» (OLTR), одним из руководителей православного сайта Корсунской Епархии (РПЦ) и активным общественным православным деятелем во Франции.

Подвиг

В 2012 году на доме в Риге, где родилась Лиза Пиленко, будущая мать Мария, была установлена мемориальная доска. Купола Христорождественского православного Кафедрального собора, в котором она была крещена, опять сверкают позолотой, а колокольный звон слышен далеко за пределами города.

Закрытие собора произошло по приказу министра культуры СССР Екатерины Фурцевой в 1963 году. По существующей версии-легенде, Фурцева приехала в Ригу и с сопровождающей её делегацией местных политических деятелей наблюдала следующую картину:

«В предпасхальные дни около 17 часов тень от памятника Ленина падала на витрину находившегося на противоположной стороне улицы магазина Политической книги. А в ленинской руке, странным образом оказался крест центрального купола собора, также дававший тень на то же здание. Эта оптическая нелепица послужила одной из причин передачи здания Храма государству и открытия в нём планетария».

Существует и более прагматично материалистическая версия: местные власти отдали распоряжение по максимальной сдаче металлолома и приказали спилить все медные кресты с куполов. Так или иначе, но после осквернения Собор был превращен в планетарий.

Только в 1991 году храм вернули верующим

По приглашению Общества матери Марии, летом 2014 года я побывала в Риге, жила в доме, где родилась монахиня, пришла на литургию в Собор. Да, действительно храм ожил, внешне очень красив, но внутри еще ощущается ненамоленность стен. Вероятно, должно пройти не одно десятилетие, за которое молитвами верующих собор вернет свою прежнюю жизнь и очнется от осквернения.

Мать Мария после пострига в 1932 году побывала в Прибалтике и Финляндии, приезжала в Ригу, прожила здесь около двух недель. В рижском женском Свято-Троицком монастыре ей сшили женское монашеское облачение. Её приезд был связан с проведением съездов РСХД в Прибалтике, где она встречалась с молодежью и даже приняла участие в их спортивном празднике на Рижском взморье с ночевкой на сеновале.

Человек человеку - стена

Многие отмечали необыкновенную общительность и живость монахини. В те годы мать Мария была секретарем Русского студенческого христианского движения (РСХД) во Франции, постоянно ездила по провинции, посещала промышленные города, где жил русский пролетариат. Рижской молодежи она рассказывала о рабочих фабрик и заводов, о безработных и нищих, пьяницах, наркоманах. Её заботил каждый из них.

Бедственную ситуацию она характеризовала фразой «Человек человеку стена!»

В Риге монахиня выступала с литературными воспоминаниями, впервые рассказывала о встрече с Блоком, о его стихах. Б.В. Плюханов, который был свидетелем этих встреч, вспоминает, что ему запомнились слова Блока о поэзии Анны Ахматовой, «слышанные матерью Марией (тогда Елизаветой Кузьминой-Караваевой) у Вячеслава Иванова в Петербурге. Блок долго колебался и с неохотой ответил на вопрос о стихах Анны Ахматовой:

«Она пишет стихи свои как бы перед мужчиной, а их надо писать как бы перед Богом».

Об Алексее Толстом мать Мария сказала:

«Он поехал в Россию за белой булкой».

Монахиня постоянно была окружена молодежью, с ней было интересно, Б. Плюханов сразу попал под её обаяние и был поражен проницательностью:

«Она умела сразу определять характер человека, даже предсказывать будущее. Так, Тамаре Эренштейн (по мужу Литвиновой) мать Мария сказала: «Вы можете спокойно спать, даже если под кроватью будет бомба».

Так монахиня Мария охарактеризовала мужество Тамары Дмитриевны, подтвержденное позже всей её дальнейшей жизнью. Держа собеседника за руку, она вглядывалась в его глаза, и ее определения были искусством психолога, а не опытного хироманта. Слушая и наблюдая мать Марию вблизи, я обратил внимание на необычайность её быстрых и порывистых движений. Необычайная живость её проявлялась и в её почерке: она писала так быстро, что не могла писать ясно, почерк её был неразборчивый, а сама она была крайне близорука.

Прибалтика

В свой приезд м. Мария побывала в Двинске (Даугавпилс) и Режице (Резекне), где встретилась с преподавателями и студентами Педагогического института и русской православной гимназии. Выступала мать Мария в Режице в большом актовом зале института и гимназии. От этой встречи остались фотографии.

Е.М. Рагозина вспоминает: «В актовом зале собрались педагоги, студенты и гимназисты. Мать Мария спросила, о чем бы мы хотели слышать. Почти все заявили: пожалуйста, расскажите о России». Это был не доклад, а беседа. По её желанию, задавали вопросы о положении в России, и мать Мария подробно отвечала. Было видно, что она хорошо осведомлена о жизни в Советском Союзе, хотя в наших вопросах и её ответах эти слова — «Советский Союз» — не упоминались, а только – Россия. Чувствовалось её любовное отношение к родине и забота о ней. Остановилась мать Мария в интернате института, и я была счастлива, что она отдыхала и спала на моей кровати. Мать Мария произвела на меня сильное впечатление. Очень подвижная, высокая, круглолицая, в очках, со здоровым румянцем на щеках, в апостольнике и рясе, она выглядела величественно».

Мать Мария не была сентиментальной характером, но поездка в Прибалтику, которая состоялась почти сразу после её пострига, была неким символическим знаком.

В её миссионерской жизни Движение РСХД играло огромную роль. Здесь не стоит задача рассказать о возникновении этого Движения, об истории РСХД замечательно и полно описано в книге Б.В. Плюханова «РСХД в Латвии и Эстонии», где автор, активный «движенец», рассказывает об очень многих своих современниках. Борис Владимирович не увидел своей книги, она вышла в Парижском издательстве «YМСА-РRESS» через неделю после его смерти, в 1993 году.

Из книги Б.В. Плюханова: «Движение РСХД не является партией – ни политической, ни националистической, ни церковной. Оно есть нечто иное, более глубокое. Оно есть новое течение в духовной жизни русской молодежи, русское, православное направление мысли и жизни русской молодежи, как эмигрантской, так и той, которая родилась, выросла и живет в своих природных местах, в пределах вновь возникших на территории бывшей русской империи самостоятельных государств. И в той и в другой молодежи идет один и тот же духовный процесс… Сущность движения заключается, прежде всего, в перемене духа молодежи, в пробуждении любви ко Христу и Евангелию, в жажде чистой христианской жизни, в желании работать над собой, в чувстве святости и спасительности церкви, во внутреннем обращении души к Богу и Церкви» (стр.91).

Протоиерей Сергий Четвериков был духовным руководителем РСХД за рубежом. Пятый по счету (второй  Пюхтицкий летний съезд Движения) должен был пройти в июле 1932 года  в Прибалтике, в Пюхтицком женском Успенском монастыре. Обычно в съездах участвовало около 160 человек. Но экономический кризис невольно сократил не только количество участников, длительность самого мероприятия: вместо десяти дней оно продолжалось семь. На съезд не смогли прибыть некоторые секретари РСХД из Парижа, но приехали профессор В.В. Зеньковский, протоиерей Сергий Четвериков и монахиня Мария (Скобцова), которая участвовала в съезде РСХД в Прибалтике впервые:

«Я увидел монахиню на станции Иыхви, куда мы, группа латвийской молодежи, приехали для участия в съезде. Монахиня Мария приняла монашество незадолго до приезда в Пюхтицы. В то время к монашеской одежде она еще не привыкла. Да и сама одежда была необычная, мужская, доставшаяся ей после какого-то снявшего с себя сан и сбежавшего иеромонаха. Очень живая, жизнерадостная, с быстрыми порывистыми движениями, открытая, общительная — такой я увидел её, когда она вышла из поезда на станции Иевве. Она показалась мне несколько диковинной монахиней…», - так Б. Плюханов  описывал свою первую встречу с матерью Марией.

Во время этой поездки монахиня сумела посетить Финляндию, монастыри в Прибалтике

О своих впечатлениях она позже рассказала в статье «К делу», опубликованной в журнале «Новый Град».

В статье она высказывала некоторые опасения относительно прибалтийских монастырей: старение монахов и монахинь, их вымирание, запрет новых пострижений на Валааме, запрещение поступлений в рижские монастыри не подданных страны.

Мать Мария писала:

«Несомненно здесь много личного благочестия, личного подвига, может быть даже личной святости; но как подлинные организмы, как некое целое, как некая стена нерушимая, они просто не существуют. Значение этих лимитрофных (приграничных) монастырей несомненно: они блюдут заветы, они берегут огромные клады прошлого быта, золотой ларец традиции и благолепия. Надо верить, что они доберегут, дохранят, достерегут. Они может быть, даже провиденциально попали в такие своеобразные, далекие от всякой современности условия, что хрупкое и нежное очарование их быта возможно, так и не будет подвергнуто никакому насилию, никакому соприкосновению с нашей страшной слишком быстрой и слишком напряженной жизнью».

В этой статье мать Мария рассуждает о той роли, которую по её мнению, должно нести современное монашество. По её словам «оно должно занять такое же органическое место в нашей жизни, какое принадлежало ему в отдаленные времена. Оно должно нести на своих плечах большие творческие задачи активного православия и организовывать около себя не только духовную, но и экономическую и бытовую жизнь людей».

Со слов Б. Плюханова, монахини Пюхтицкого монастыря, который посетила м. Мария в 30-е годы существовали как сельскохозяйственная, земледельческая трудовая община, а рижский женский монастырь опекал школу. Сестры монастыря составляли трудовую производственную общину и снабжали приходы епархии свечами, просфорами и овощами, одновременно ухаживая за пожилыми и немощными насельницами.

В Эстонии мать Мария с группой РСХД побывала и в Нарве, где они совершили поход к границе с СССР. Там из-под проволоки они нарвали цветов и накопали земли, которую мать Мария увезла в Париж.

Автор сайта матери Марии - К.И. Кривошеина http://mere-marie.com/

Источник: "Русская Планета"

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=86111

«Россия и эмиграция»: увидел свет второй том собрания сочинений матери Марии (Скобцовой)

 Презентация второго тома собрания сочинений матери Марии (Скобцовой) «Россия и эмиграция: Жития святых; Религиозно-философские очерки; Ранняя публицистика; Письма и записные книжки» состоялась 24 декабря в Доме русского зарубежья им. А.И. Солженицына (ДРЗ). На вечере выступили специалисты, причастные к изданию этой книги, и читатели – в священном сане и миряне.

Ведущий научный сотрудник ДРЗ Наталия Ликвинцева – одна из составителей этого тома, редактор и автор примечаний – напомнила, что первый том собрания сочинений матери Марии (Скобцовой) вышел 7 лет назад. Сейчас издатели представляют второй том, в котором публикуются работы Елизаветы Скобцовой начального периода жизни в эмиграции: со второй половины 1920-х до ее монашеского пострига в 1932 г. Том получил общее название «Россия и эмиграция»: в нем собраны публицистические заметки, репортажи, полемические статьи, которые публиковались в эмигрантской прессе; философские очерки и историко-философские сочинения;  авторские сборники житий святых; материалы, связанные с жизнью Русского студенческого христианского движения (РСХД), активным участником и хроникером которого была будущая мать Мария. Многие собранные в книге статьи публиковались только в эмигрантской периодике, часть материалов публикуется впервые по архивным материалам.

 В фойе ДРЗ можно было ознакомиться с небольшой выставкой, где демонстрировались подлинные рукописи Елизаветы Скобцовой этого периода, фотографии и первые публикации ее некоторых сочинений.

«Эти публикации открывают новый, неожиданный, непривычный образ Елизаветы Юрьевны Скобцовой в переходный период ее движения к монашеству», – сказала Н. Ликцвинцева. По ее словам, о чем бы ни писала будущая мать Мария в эти годы: о политике, о рабочих-эмигрантах, о казачестве, о профсоюзных проблемах, «забота о людях звучит везде и сразу». То, что позже, уже будучи монахиней, она назовет «всеобъемлющим материнством», вполне проявляется в ее ранних работах, опубликованных во Франции.

В эмигрантской печати голос Елизаветы Скобцовой сразу стал заметен: ее статьи вызывали жаркую полемику, ее оппонентами были Милюков, Керенский, Мережковский и другие. Редактор-составитель очертила основные темы публицистики матери Марии. Извечная проблема «отцов и детей» в ее сочинениях звучала по-новому: не цепляясь «за старые идеологические штампы «отцов»», она всматривается в новое поколение, общаясь с молодежным эмигрантским движением, пытается понять его язык, ищет «ростки живого даже под советской идеологической броней» (например, пристально анализируя статьи в «Комсомольской правде», доходившие до Парижа).  Ее философские статьи представляют собой не интеллектуальные конструкции, но живые размышления о «корнях жизни», о том, как из метафизических оснований и религиозно-философских систем рождается «мысль, которая меняет историю».   

Боль о России – один из главных нервов публицистики Елизаветы Скобцовой. Она горячо пишет о том, что настоящая Россия существует «по обе стороны границы»: в СССР ее расстреливают в подвалах ЧК, в эмиграции она спивается, бездомная и безработная. Поэтому, помогая представителям последней, ты делаешь это для всей России. Не рваться на родину, а «быть вместе с умирающими и чувствовать себя соказнимыми» – так сформулировала мысль автора Ликвинцева, подчеркнув, что язык этих статей Е. Скобцовой – живой, яркий, неравнодушный. «Неравнодушие – главный тон ее статей, собранных во втором томе», – сказала редактор.

Татьяна Викторова – одна из составителей книги, доктор филологических наук, профессор Страсбургского университета (Франция), главный редактор журнала «Вестник РХД». Прежде чем рассказать об участии Елизаветы Юрьевны в РСХД и публикациях, связанных с этим, она показала фрагменты хроники, на которых, кроме нее, можно было увидеть отцов-основателей РСХД: митрополита Евлогия (Георгиевского), священников Сергия Булгакова, Александра Ельчанинова, Льва (Жилле), будущего епископа Кассиана (Безобразова), а также Н. Бердяева, А. Карташева, Н. Зернова и других. Т. Викторова рассказала, что будущая мать Мария была не только активным членом РСХД, куда она пришла после смерти своей младшей дочки Насти в 1926 году, но и разъездным секретарем: она «связывала русскую диаспору, проживающую в разных провинциях Франции, пыталась вернуть людей к вере, к жизни». В материалах, посвященных РСХД, она рассказывает об основных направлениях деятельности русских религиозных кружков: о борьбе с атеизмом, изучении русской историософии, осмыслении русской литературы с христианской точки зрения. Известно, что Е.Ю. Скобцова вела хронику съездов и встреч РСХД, но, по словам Т. Викторовой, она не просто излагает факты, а дает живые зарисовки, описывает детали – и в результате «все эти люди обретают голоса» на страницах второго тома.

Лидия Крошкина подготовила во втором томе раздел, в котором опубликованы агиографические сочинения Елизаветы Скобцовой. В 20-е годы в эмиграции особенно ощущается потребность в новом изложении житий святых – агиографические опусы свт. Димитирия Ростовского XVII в. воспринимаются трудно, особенно молодежью. В это время появляются сочинения о святых Б. Зайцева, Г. Федотова и других. Как отметила Л. Крошкина, будущая мать Мария выбирает свой, уникальный путь: она не только обращается к малоизвестным византийским житиям, но и выделяет из них те, где особенно ярко выражена жертва святого, приносимая за веру и ради любви к людям. «Святой – тот, кто умеет любить, как Христос, который умеет находиться в особых соборных отношениях со всеми, не только с христианами. Путь к Богу лежит через путь к человеку, иного пути нет», – такой максимой руководствовалась автор сборников, выбирая жития для публикации, считает Л. Крошкина. Демифологизируя жития, пытаясь найти в них подлинное, евангельское зерно, она «как бы нащупывает путь для собственной жизни».  Всего Е. Скобцова составила 4 агиографических сборника, сгруппировав древние жития тематически: первый был посвящен «братолюбию и соборности», второй – «пути к человеческим душам», третий – «церковным дарам и служениям», последний – «выбору духовного пути для Церкви». Как предполагает исследовательница, и обложку для этого своего «четвероевангелия» автор сделала сама.

Алексей Козырев, замдекана философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, поделился своим впечатлением от историософских и философских работ матери Марии. Они поразили его не только «мужским стилем публицистики», но и «удивительно трезвой оценкой» процессов, происходящих в России. Как и многие в эмиграции, Е. Скобцова  искала «пути глобального возвращения в Россию», но не связывала при этом образ России с реставрацией прежних порядков. «Будущее России связано для нее с соловьевской идеей отречения от национализма и шовинизма…, отречения от «моего великорусского» ради «нашего всероссийского». Я не ожидал увидеть в матери Марии пламенную сторонницу общероссийского единства народов, что предваряет мультикультурную идеологию современности», – сказал А. Козырев, подчеркнув особую актуальность этой части наследия святой.

Именно об актуальности говорил и протоиерей Георгий Ореханов, проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Содержание второго тома, пламенный стиль публицистики матери Марии помогли ему в сложном диалоге с представителями других конфессий, которым, как оказалось, непросто рассказать о Церкви в России. «Сейчас для меня стало яснее, каким языком надо говорить в Берлине [на открытии выставки о новомучениках Русской Православной Церкви в октябре 2020 г.]), на каком языке рассказывать о Христе современным людям», – отметил о. Георгий.

Он упомянул о выставке, посвященной матери Марии, которая проходила в августе 2019 г. в рамках большого христианского форума в Римини (Италия). Эта выставка вызвала огромный интерес участников форума из разных стран. Часть стендов этой выставки, относящихся тематически к представляемому тому собрания сочинений матери Марии, были выставлены в фойе ДРЗ.

Священник Илья Соловьев, председатель Московского общества любителей церковной истории, коснулся ряда статей Елизаветы Скобцовой, посвященных Поместному Собору Российской Церкви 1917-1918 гг. По словам о. Ильи, она рассматривает восстановление  патриаршества как «творческий акт», невозможный без духа свободы. «Деспотизм, самодержавный стиль правления не совместим с церковной свободой – это очень интересная мысль матери Марии», – сказал священник. «Творческий акт принятия Христа гораздо важнее принадлежности к Церкви в силу традиции, писала мать Мария. Без сомнения, в условиях секулярного мира Церковь не сможет обойтись без провозглашенной матерью Марией свободы – как в Церкви в целом, так и в каждом ее члене. В этом – профетическое значение ее творений, которые засвидетельствованы мученическим подвигом автора»,  – считает о. Илья. Он выразил надежду, что имя преподобномученицы Марии (Скобцовой) появится и в святцах Русской Православной Церкви.

В заключение Н. Ликвинцева анонсировала дальнейшие планы по изданию сочинений матери Марии: в третий том «Путь» войдет ее публицистика 1930-х гг., после пострига; четвертый том «Православное дело» – работы второй половины 1930-х-начала 40-х гг., статьи о войне и последние богословские труды; в пятой книге будет представлено поэтическое наследие матери Марии, ее поэмы и мистерии.

На вечере был представлен также последний, 210-й номер «Вестника РХД» – журнала, с которым активно сотрудничала мать Мария и который выходит по сей день.

Юлия Зайцева

Фото: Ю.Зайцева, страница Н.Ликвинцевой в FB

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=102394

Особый путь матери Марии (Скобцовой)

Выпущен третий том собрания сочинений парижской мученицы

Презентация книги «Мать Мария (Скобцова). Путь» (Москва-Париж: «Русский путь» /YMCA-Press, 2022) состоялась 21 декабря в Культурном центре «Покровские ворота». Это третья книга в серии из пяти томов, задуманной как максимально полное на сегодняшний день собрание сочинений религиозного мыслителя, поэта, прозаика и художника, матери Марии (Е.Ю. Кузьминой-Караваевой; 1891–1945). Новое издание представили его составители и первые читатели.

В том под названием «Путь» вошли богословские и религиозно-философские сочинения матери Марии, а также ее публицистические очерки 1930-х гг. Издание дополняют письма и дневниковые записи этого периода, а также мемуарные очерки. Первый том в этом собрании – «Встречи с Блоком» – вышел десять лет назад, а второй – «Россия и эмиграция» – в 2019 году.

Новое издание представила Наталия Ликвинцева – одна из составителей этого тома, редактор и автор примечаний, ведущий научный сотрудник Дома русского зарубежья им. А.И. Солженицына. Она напомнила, что Елизавета Скобцова приняла постриг в марте 1932 года с именем Мария в честь прп. Марии Египетской, и практически сразу началась ее деятельность «монахини в миру». По словам Ликвинцевой, мать Мария сразу поняла, «что укрываться за монастырскими стенами – не ее путь, что она должна быть в гуще страдающего мира, с людьми, которые нуждаются в утешении». Уже через несколько месяцев она организовала первое общежитие на ул. Вилла де Сакс с домовой церковью Покрова Божьей Матери, которое называла «полумонастырем-полубратством».

Первая часть нового тома – это очерки-впечатления матери Марии от поездок по Франции и Прибалтике в качестве секретаря РСХД для парижской газеты «Последние новости». Об этом рассказала по видеосвязи из Парижа Татьяна Викторова, профессор Страсбургского университета, главный редактор журнала «Вестник РХД», составитель книги. По ее словам, автор очерков подробно рассказывает о тяжелой жизни русских эмигрантов во французских городах – в «бездонной нищете», в «каторжном труде» и беспробудном пьянстве. Обнаруживая своих соотечественников «в аду», она «спускается на самое дно» и пишет о каждом из них со скорбью и сочувствием, уделяя внимание всем сторонам эмигрантской жизни. В Прибалтике мать Мария знакомится с традиционным укладом трех православных монастырей и, хотя она ищет собственный путь в монашестве, пишет о русских монахинях «с огромной симпатией». «Каждый очерк завершается энергичным призывом к действию, мать Мария везде предлагает варианты помощи», – подчеркнула Викторова.

Во второй раздел вошли богословские размышления: «В поисках синтеза» – о новом осмыслении творчества, возникшем в дискуссиях с другом матери Марии Николаем Бердяевым; «О Богородице и материнстве» – о православном почитании Богородицы, о человеческом призвании подражать Богоматери в ее жертвенном сострадании крестным мукам Сына и крестоношению каждого человека; «О монашестве и аскетизме» – о том, как мать Мария понимает суть и ценность монашеского призвания в новых условиях.

Эту часть книги прокомментировала Анна Шмаина-Великанова, научный консультант издания, доктор культурологии, профессор Центра изучения религий РГГУ. Она считает, что можно говорить об особом богословии матери Марии. «Она заслуживает быть учителем Церкви, как называют Эдит Штайн, тоже погибшую в концлагере. Для меня мать Мария входит во влиятельную группу христианских мыслителей середины ХХ века, которые были святыми и показали, что более невозможно существование богословия как отдельной дисциплины, что слово, не подкрепленное жизнью, перестало звучать», – сказала выступавшая. По ее словам, святая мать Мария – это образ православия ХХ века, так же, как Симона Вейль, которую называют «некрещеной святой», представляет католичество, а пастор Дитрих Бонхеффер – протестантизм (не признающий, как известно, святых).

Шмаина-Великанова выделила главные темы богословия матери Марии. Это, во-первых, идея «мистики человекообщения», которое она считала таким же таинством, как и таинства Церкви. Для матери Марии «встреча с каждым человеком должна быть встречей со Христом» – так осуществляется «внехрамовая литургия». Во-вторых, это новое понимание «духовного нестяжания» и аскезы: для христианина смысл не в самоограничении, а в том, чтобы не ограничивать другого: «другого накорми, другого не умерщвляй, а угощай». «Чем больше мы отдаем себя другим, тем более мы не от мира», – говорила мать Мария.

Богословие материнства – это особое прозрение матери Марии, которое родилось из ее личного трагического материнского опыта и соединилось с переживанием материнства Богородицы, для которой Крест Сына стал мечом, пронзающим душу, продолжила Шмаина-Великанова. «Покровность» – это слово «изобрела» мать Мария, чтобы обозначить тайну человекообщения: «увидеть чужой крест и пронзить им свое сердце, как мечом»; не обличать грех другого, а покрыть его, укрыть человека, помочь ему в беде.

Священник Григорий Геронимус, настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино, вспомнил самое известное изречение матери Марии: «Или христианство – огонь, или его нет». По его словам, сама она «была огнем», потому что, в отличие от тех подвижников, которые «строят стену вокруг себя, отделяясь от мира», она выбрала путь «расточения себя, отдавала себя до конца».

Джованна Парравичини, научный сотрудник фонда «Христианская Россия», отметила, что главный опыт жизни матери Марии стал подлинным вкладом в мировое богословие XX века – это «мистика человекообщения». Новый путь монашества в миру, который выбрала мать Мария, – это пророческое послание в будущее, призывающее в каждом человеке видеть образ Христа, а в каждом христианине – «царственное священство» (1 Петр 2:9). Анна Шмаина подтвердила, что деятельность матери Марии не принадлежит своему времени: все, что она задумала, не удалось, ее начинания погибли, ее сочинения были забыты. Но спустя полвека после ее гибели тексты стали появляться, книги – издаваться, возникли новые типы объединений христиан, и мать Мария была прославлена в лике святых Парижских мучеников вместе с о. Дмитрием Клепининым, Ильей Фондаминским и своим сыном Юрием Скобцовым. «Они стали образом нового братства, которое реализует христианское послание в полноте человеческого общения, дружбы и любви», – заключила выступавшая.

Посмотреть видеозапись презентации можно на youtube-канале КЦ «Покровские ворота».

Юлия Зайцева