- Подробности
- Автор: Super User
- Категория: Подвиги сегодня
- Опубликовано: 18 Октябрь 2016
- Просмотров: 1983
* * *
Протоиерей Сергий Догадин, благочинный Центрального округа, ключарь Духосошественского кафедрального собора, г. Саратов:
— Стремление к успеху, как и любое человеческое стремление, поверяется Святым Евангелием и заповедями Божиими. Евангелие дает нам ответ на вопрос, богоугодно наше стремление или нет.
Разве это грех — хорошо учиться? Разве плохо, если врач или педагог повышает свой профессиональный уровень? Если у врача пациенты выздоравливают, а у школьного учителя дети легко поступают в хорошие вузы — разве это не успех? Успех, но он — на благо людям.
Вспомним евангельскую притчу о талантах (см.: Мф. 25, 14–30). Рабы, которые приумножили таланты (серебряные деньги), доставшиеся им от хозяина, получили награду, а тот, кто зарыл свою монету в землю, в конечном итоге потерял ее, а сам был выброшен «во тьму внешнюю». Причем обратите внимание: человек этот мотивировал свой отказ пустить полученные средства в оборот именно тем, что умножать их придется заведомо не для себя. Бог дает нам таланты для того, чтоб мы их приумножили — не просто так, а во славу Его. К такому успеху должен стремиться каждый человек — и педагог, и сварщик, и священник. В конце концов, Господь заповедал нам в поте лица добывать хлеб и ни разу еще не наградил ленивых и нерадивых.
Другое дело — если деятельность человека связана с грехом, со страстями. Тогда успех в ней будет приумножением греха и зла. И разумный человек не будет стремиться к такому успеху.
* * *
Михаил Смирнов, инженер-геолог, певчий храма в честь святого равноапостольного князя Владимира, г. Саратов:
— Можно ли православным стремиться к успеху? Слышал от людей разные мнения: от полного отрицания «успеха» — дескать, православным следует во всем полагаться на волю Божию — до всемерной поддержки: успех есть мерило значимости человека, успехом прославляется Господь в Своем творении. Скорее всего, истина лежит где-то посередине.
Думаю, что успех можно считать прикладным инструментом жизни, чем-то вроде топора, которым можно избу построить, а можно и зарубить кого-нибудь. Следует разделять мотивы человеческого стремления к успеху. Если успех нужен для того, чтобы побахвалиться перед менее удачливыми коллегами — это одно, а вот успех в работе и следующий за этим высокий заработок, используемый для помощи какому-либо богоугодному делу,— это совсем другое.
Каждый день приходится сталкиваться с одним и тем же соблазном: как бы не скатиться в примитивную погоню за деньгами, до сих пор служащими мерилом успеха в обыденной жизни. Ведь еще надо и семью кормить, и за квартиру платить: даже минимальные мирские потребности не так уж и дешевы в современном мире. И не зря апостол напоминает нам: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5, 8). Добиваясь такого вот необходимого успеха — чтоб семья была обеспечена, жизнь приемлема, мы действительно подвергаем себя опасности — легко можем поскользнуться. И уж тут без помощи Божией не обойтись.
А что такое успех в духовной жизни? Ответ как бы понятен — достижение святости! Но из житий святых знаем, что чем более человек приближается к святости, тем менее он видит себя достойным и успешным. И уж никак не вяжется понятие «успех» со смирением. Святого праведного Иоанна Кронштадтского можно при желании назвать успешным священником, самым успешным, может быть, в российской истории: вспомним толпы паломников, жаждавших хоть раз исповедоваться у батюшки, вспомним, как его встречали в тех городах, куда он приезжал, да и то, что бедным человеком он не был — тоже не секрет. Но не это ведь было главным, не из-за этого кронштадтский пастырь остался в истории Церкви. Главным было смирение, пламенная вера, глубокая преданность Богу и делу Его.
Наверное, успех следует принимать как дар Божий! Каким может быть этот дар, мы не можем заранее предугадать. Да в общем-то и не нужно угадывать, не нужно к успеху стремиться специально — нужно только молиться.
Слава Богу за все — и за успех, и за его отсутствие. Кто знает — может быть, наличие успеха привело бы нас к падению. Господу виднее, что нам надо.