Поиск

Игра Паломник

Православный
геймер
для ВАС

Православные
мультфипьмы
для ВАС

Комиссия Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь
Поездки по всему Миру Поездки на Афон Паломничество на теплоходе

Продукция монастырских подворий

Накануне экзаменов
Новый Год в кругу семьи

Воскресные школы, православные гимназии Москвы и Московской области

Благотворительные акции

Православные песнопения в исполнении монастырских хоров

Молитвы живущих в супружестве

Ко дню памяти Патриарха Алексия II

Агентство религиозной информации "Благовест"

Удачного путешествия

"Рецепты для хозяйки во время урожайной осени"

Молитвы на Лето Господне

Молитвы для земледельцев



Banners

Читайте Евангелие, закон Божий, адреса храмов,
правильно готовьтесь к исповеди и причастию

Интернет-паломничество

Великая Лавра Афон
Великая Лавра Афон
Изображение взято по ссылке
http://ic.pics.livejournal.com/
irnella/66734384/
1599716/1599716_original.jpg

Cсылки для перехода на сайты с записями церковных служб или с веб-камерами, транслирующими сами службы, 3-D туры по храмам и монастырям.
Читать о Великой Лавре


Икона дня



Blue Flower

Источник http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_9809

Успешность — это в современном мире один из главных критериев того, состоялась ли жизнь человека или же прожил он ее напрасно. Очевидно, что данная мерка, с которой подходит сегодняшнее общество к своим членам, отнюдь не евангельская. И вместе с тем разговор о необходимости быть успешным все чаще звучит в среде христианской. Более того, порой мы слышим, что христианин должен стремиться к тому, чтобы обязательно сделать карьеру, достичь определенного материального и общественного положения. Тем самым мы должны-де добиваться усиления влияния христианства. Идея во многом заманчивая. Прежде всего — для нашего самолюбия, для оправдания наших тщеславных и честолюбивых амбиций. Хорошо ли это? Трудно не усомниться... С другой стороны, надо ли христианину непременно уклоняться от успеха, бегать от него, как от огня? И покидать таким образом то поле боя, которым, без сомнения, является этот мир? Разобраться в этом, сделать правильный выбор не так просто. Попробуем поговорить об этом выборе, прояснить его для себя.

Священник Вячеслав Голощапов, настоятель войскового храма во имя Ильи Пророка в поселке Сенной Вольского района Саратовской области:

— Для того чтобы лучше понять, что такое успех с христианской точки зрения, обратимся к Священному Писанию, к Ветхому Завету. В книге Бытия мы читаем об Иосифе, которого братья продали в египетское рабство; однако Бог не оставлял Иосифа, и он был успешен в делах (Быт. 39, 2). Пленник стал вторым человеком в государстве! Однако он воспринимал свой успех не как что-то служащее его личной выгоде, а как благословение Божие, ниспосланное ему для того, чтобы он в конечном итоге спас своих братьев и свой народ. Так же воспринимал свой успех прадед Иосифа Авраам. В ветхозаветное время сформировалось понятие об успехе как о благословении Божием.

И сегодня в протестантской среде мы можем услышать эти благие, казалось бы, призывы: трудись, и Господь поможет тебе, с Его помощью ты сделаешь карьеру, станешь состоятельным человеком, получишь все, чего тебе хочется. С одной стороны — как не верить, что Господь содействует честному труду? Но с другой — это совсем не то представление об успехе, которое было у людей Ветхого Завета. 

Авраам владел несметными стадами (по тогдашним меркам — максимальный успех!), но все эти стада были для него ничто в сравнении с жизнью его единственного, чудесным образом в старости рожденного сына. Кроме того, при отсутствии потомства богатство теряло всякий смысл. И вот Господь говорит Аврааму: принеси сына твоего Мне в жертву — и Авраам жертвует. 

Другой пример весьма успешного человека в Ветхом Завете — Иов. У него было все, и это все было в один день отнято. И перед ним встала тяжелейшая задача — принять это от Бога, не возроптать.

Успех — это не повод для самоуверенности, для комфортного чувства удовлетворения собой и собственной жизнью. Успех — это то, что Бог дает тебе для какой-то высшей цели и что Он же может отнять в любую минуту, если надо. И жизнь твою земную может прервать. Об этом говорится уже в Новом Завете, в Евангелии от Луки: и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы; покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! В сию же ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет (Лк. 12, 19–21).

Успех, который не в Бога, опасен для человека. Сколько мы знаем сломавшихся и спившихся звезд, знаменитостей! А кому-то, может быть, Господь не дает этого успеха, именно чтобы слабого, шаткого человека охранить.

Мы призваны расставить свои жизненные цели по местам, руководствуясь Евангелием, где сказано: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33).


 * * *

Алексей Поляков, ученик 7-го класса школы №40 Заводского района г. Саратова:

— Любой человек должен стремиться к успеху. Но не для того, чтобы почувствовать себя лучше, умнее, сильнее других. А для того, чтобы достичь поставленной цели. Успеха надо добиваться не за чей-то счет, а своими силами, своими способностями, своим талантом. Я хожу в музыкальную школу по классу гитары. Учителя мне говорят, что у меня есть способности. Может быть, даже талант. Конечно, я стараюсь достичь успеха. Но талант — это дар от Бога. И если Бог его тебе дал, ты должен его развивать, потому что Бог этого хочет. Мы молимся Сергию Радонежскому перед учебой, потому что ему Бог в свое время помог научиться читать. И нам Бог поможет развить наши способности. Но только если мы не к тому будем стремиться, чтобы встать выше других. 

* * *

Ольга Григорьева, врач-ординатор, преподаватель воскресной школы храма во имя святых апостолов Петра и Павла, г. Саратов:

— Православный христианин непременно должен стремиться к успеху в своих делах, и вот почему, на мой взгляд. Своими достижениями верующий человек прославляет Господа и заставляет уважать Православие. Известный человек, добившийся успеха в своем деле честным путем и открыто исповедующий веру во Христа, является хорошим миссионером. Одним из ярких примеров в этом отношении стал святитель Лука (Войно-Ясенецкий), который был выдающимся хирургом и бесстрашно проповедовал о Христе.

Если я буду хорошим, успешным врачом, у меня будет моральное право говорить со своими пациентами о Православии. Участвуя в наших профессиональных конференциях, я смогу обратить внимание коллег на то, как выглядят те или иные медицинские проблемы с христианской точки зрения; смогу отстаивать позиции Церкви Христовой. И это относится не только к профессии врача.

* * *

Алексей Газарян, вице-президент благотворительного фонда «Филарет», автор и разработчик ряда социальных проектов, педагог, журналист, отец троих детей, г. Москва:

— Вся провокационность этого вопроса не в том, что на него нет ответа, а в том, что успешность — категория относительная. Каждая культура, экономическая система, политический строй предлагают свой ответ на вопрос: «Что такое успех?». По сути — это вопрос о смысле жизни, о результатах, которых должен достигать человек в течение своего земного бытия. Так, одни учат об успехе в свете карьеры, другие — в свете самоактуализации, третьи — в свете «всегопробования», четвертые — в свете абстрактного самосовершенствования. Для христианина же успех, по-моему, может рассматриваться лишь в одном свете — в свете Евангелия, в свете Христовой победы. Мерилом же такого успеха может быть только Голгофа. Поэтому неприменим к успеху христианина свет софитов или фар нового Bentley. Не измерить его ни профессиональными достижениями, ни даже количеством рожденных детей. Успех христианина проявляется в другом: в его вере и покаянии, в его делах и поступках, в его молитве и послушании. Христианин должен быть успешен ежедневно, если не сказать большего — ежедыханно. Такой успех непреходящ, он постоянен, поскольку постоянно движение христианина к Богу. Это своего рода бодрствование, стояние в Правде и Истине, исполнение данного нам завета: Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет (Мф. 24, 42). Так мы и спешим предстать пред Господом успешными, в молитве и добром деле, в несении своего креста…

* * *

Александр Гурболиков, генеральный директор издательского дома «Димитрий и Евдокия», г. Москва:

— Такой простой вопрос… Уже хотел дать такой же простой ответ, но… надолго задумался. 

Мне вспомнился рассказ Владимира Солоухина о его разговоре с Иваном Семеновичем Козловским — великим русским тенором. Иван Семенович говорил о своем голосе как о даре Божием, даре, за который он в ответе перед Всевышним. Именно поэтому он столько трудился, возрастал в своем искусстве, оберегал бесценный дар, сохранил, как мы теперь знаем, голос до конца дней своих.

Многие помнят, какой оглушительный успех сопутствовал творчеству Козловского. И многие прихожане храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке помнят его на службе, скромно стоящим, а в последние годы сидящим — всегда недалеко от клироса. И, как мне рассказывали, по окончании службы Иван Семенович обязательно благодарил хор — хотя тот не всегда пел безупречно. 

Вопрос простой, но невозможно дать на него такой ответ, который был бы исчерпывающим для всех. Каждый должен сам для начала задать себе вопрос: тем ли делом я занимаюсь, будет ли мой успех в нем угоден Богу? 

В конце концов, самый главный и безусловный успех для православного христианина — это его духовное возрастание на пути к Творцу. К такому успеху мы все должны стремиться.

На мой взгляд, я нашел наиболее точный ответ на Ваш вопрос. Благодарю за предоставленную возможность на него ответить — ответить не только журналу, но и самому себе.


 

* * *

Протоиерей Сергий Догадин, благочинный Центрального округа, ключарь Духосошественского кафедрального собора, г. Саратов:

— Стремление к успеху, как и любое человеческое стремление, поверяется Святым Евангелием и заповедями Божиими. Евангелие дает нам ответ на вопрос, богоугодно наше стремление или нет. 

Разве это грех — хорошо учиться? Разве плохо, если врач или педагог повышает свой профессиональный уровень? Если у врача пациенты выздоравливают, а у школьного учителя дети легко поступают в хорошие вузы — разве это не успех? Успех, но он — на благо людям.

Вспомним евангельскую притчу о талантах (см.: Мф. 25, 14–30). Рабы, которые приумножили таланты (серебряные деньги), доставшиеся им от хозяина, получили награду, а тот, кто зарыл свою монету в землю, в конечном итоге потерял ее, а сам был выброшен «во тьму внешнюю». Причем обратите внимание: человек этот мотивировал свой отказ пустить полученные средства в оборот именно тем, что умножать их придется заведомо не для себя. Бог дает нам таланты для того, чтоб мы их приумножили — не просто так, а во славу Его. К такому успеху должен стремиться каждый человек — и педагог, и сварщик, и священник. В конце концов, Господь заповедал нам в поте лица добывать хлеб и ни разу еще не наградил ленивых и нерадивых. 

Другое дело — если деятельность человека связана с грехом, со страстями. Тогда успех в ней будет приумножением греха и зла. И разумный человек не будет стремиться к такому успеху. 

* * *

Михаил Смирнов, инженер-геолог, певчий храма в честь святого равноапостольного князя Владимира, г. Саратов:

— Можно ли православным стремиться к успеху? Слышал от людей разные мнения: от полного отрицания «успеха» — дескать, православным следует во всем полагаться на волю Божию — до всемерной поддержки: успех есть мерило значимости человека, успехом прославляется Господь в Своем творении. Скорее всего, истина лежит где-то посередине. 

Думаю, что успех можно считать прикладным инструментом жизни, чем-то вроде топора, которым можно избу построить, а можно и зарубить кого-нибудь. Следует разделять мотивы человеческого стремления к успеху. Если успех нужен для того, чтобы побахвалиться перед менее удачливыми коллегами — это одно, а вот успех в работе и следующий за этим высокий заработок, используемый для помощи какому-либо богоугодному делу,— это совсем другое. 

Каждый день приходится сталкиваться с одним и тем же соблазном: как бы не скатиться в примитивную погоню за деньгами, до сих пор служащими мерилом успеха в обыденной жизни. Ведь еще надо и семью кормить, и за квартиру платить: даже минимальные мирские потребности не так уж и дешевы в современном мире. И не зря апостол напоминает нам: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5, 8). Добиваясь такого вот необходимого успеха — чтоб семья была обеспечена, жизнь приемлема, мы действительно подвергаем себя опасности — легко можем поскользнуться. И уж тут без помощи Божией не обойтись.

А что такое успех в духовной жизни? Ответ как бы понятен — достижение святости! Но из житий святых знаем, что чем более человек приближается к святости, тем менее он видит себя достойным и успешным. И уж никак не вяжется понятие «успех» со смирением. Святого праведного Иоанна Кронштадтского можно при желании назвать успешным священником, самым успешным, может быть, в российской истории: вспомним толпы паломников, жаждавших хоть раз исповедоваться у батюшки, вспомним, как его встречали в тех городах, куда он приезжал, да и то, что бедным человеком он не был — тоже не секрет. Но не это ведь было главным, не из-за этого кронштадтский пастырь остался в истории Церкви. Главным было смирение, пламенная вера, глубокая преданность Богу и делу Его. 

Наверное, успех следует принимать как дар Божий! Каким может быть этот дар, мы не можем заранее предугадать. Да в общем-то и не нужно угадывать, не нужно к успеху стремиться специально — нужно только молиться. 

Слава Богу за все — и за успех, и за его отсутствие. Кто знает — может быть, наличие успеха привело бы нас к падению. Господу виднее, что нам надо.


 

* * *

Марина Чепенко, учитель биологии лицея №2, г. Саратов:

— В обществе почему-то сложился такой штамп: в Православной Церкви — либо одни бабушки, либо какие-то неудачники, несчастные, убогие… А на самом деле — если человек успешен, то это тоже торжество Православия. Когда успешный человек открыто называет себя православным — люди видят: он пришел к вере не потому, что у него что-то в жизни не получилось, что он несчастен и ему надо кому-то поплакаться.

С точки зрения среднего российского человека я, наверное, достаточно успешный человек. Мне не раз приходилось слышать от моих знакомых: «Тебе хорошо! Ты за что ни берешься, у тебя все получается». Но ведь это не само собой! Когда я начинаю какое-то дело, я всегда, во-первых, прошу Божией помощи. Во-вторых, если у меня что-то не получается, я стараюсь не роптать. Ведь этот неуспех — он зачем-то мне нужен, я должна о чем-то задуматься и какие-то необходимые выводы для себя сделать. И каждый день говорю: слава Богу! Слава Богу, что у меня что-то в жизни получается, что я могу что-то заработать, содержать своего ребенка.

Бог дает человеку много возможностей. Но мы почему-то их не видим. Даже те возможности, которые даны человеку для того, чтобы изменить свое материальное положение, обеспечить себя и семью, человек зачастую отвергает, потому что боится. Боится перемен в жизни, трудностей, боится делать то, чего не делал вчера.

И не просит Божией помощи. А когда человек не просит Его помощи — тогда она ему и не посылается. Успешные люди — они ведь успешны, потому что им дается Божия помощь.

Но случается и так: человек успешен, в том числе и в материальном плане — и видит в этом только свою заслугу: это я такой великий, такой значительный. Вот тогда-то и начинаются неудачи. Потому что нельзя полагаться только на свои силы и нельзя не благодарить Бога за те возможности, которые он тебе даровал.

Я бывала во многих европейских странах, но всегда и везде, в любом городе искала православный храм. И входя в него, сразу чувствовала, что вхожу к себе домой. Православие дает человеку внутреннюю уверенность, а это основное условие успеха: ведь внутренняя уверенность отражается во внешних поступках. Я знаю: мои ученики воспринимают меня как человека позитивного и уверенного в себе. Они видят, что я не боюсь определять свою позицию, защищать ее. Поэтому выигрываю в глазах детей, в их мнении. И притом они знают, что я — верующая, православная. И это для них очень важный пример.

Журнал «Православие и современность» № 14 (30)

Количество просмотров материалов
1423954

доска объявлений