Печать 

Источник http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_9809

Успешность — это в современном мире один из главных критериев того, состоялась ли жизнь человека или же прожил он ее напрасно. Очевидно, что данная мерка, с которой подходит сегодняшнее общество к своим членам, отнюдь не евангельская. И вместе с тем разговор о необходимости быть успешным все чаще звучит в среде христианской. Более того, порой мы слышим, что христианин должен стремиться к тому, чтобы обязательно сделать карьеру, достичь определенного материального и общественного положения. Тем самым мы должны-де добиваться усиления влияния христианства. Идея во многом заманчивая. Прежде всего — для нашего самолюбия, для оправдания наших тщеславных и честолюбивых амбиций. Хорошо ли это? Трудно не усомниться... С другой стороны, надо ли христианину непременно уклоняться от успеха, бегать от него, как от огня? И покидать таким образом то поле боя, которым, без сомнения, является этот мир? Разобраться в этом, сделать правильный выбор не так просто. Попробуем поговорить об этом выборе, прояснить его для себя.

Священник Вячеслав Голощапов, настоятель войскового храма во имя Ильи Пророка в поселке Сенной Вольского района Саратовской области:

— Для того чтобы лучше понять, что такое успех с христианской точки зрения, обратимся к Священному Писанию, к Ветхому Завету. В книге Бытия мы читаем об Иосифе, которого братья продали в египетское рабство; однако Бог не оставлял Иосифа, и он был успешен в делах (Быт. 39, 2). Пленник стал вторым человеком в государстве! Однако он воспринимал свой успех не как что-то служащее его личной выгоде, а как благословение Божие, ниспосланное ему для того, чтобы он в конечном итоге спас своих братьев и свой народ. Так же воспринимал свой успех прадед Иосифа Авраам. В ветхозаветное время сформировалось понятие об успехе как о благословении Божием.

И сегодня в протестантской среде мы можем услышать эти благие, казалось бы, призывы: трудись, и Господь поможет тебе, с Его помощью ты сделаешь карьеру, станешь состоятельным человеком, получишь все, чего тебе хочется. С одной стороны — как не верить, что Господь содействует честному труду? Но с другой — это совсем не то представление об успехе, которое было у людей Ветхого Завета. 

Авраам владел несметными стадами (по тогдашним меркам — максимальный успех!), но все эти стада были для него ничто в сравнении с жизнью его единственного, чудесным образом в старости рожденного сына. Кроме того, при отсутствии потомства богатство теряло всякий смысл. И вот Господь говорит Аврааму: принеси сына твоего Мне в жертву — и Авраам жертвует. 

Другой пример весьма успешного человека в Ветхом Завете — Иов. У него было все, и это все было в один день отнято. И перед ним встала тяжелейшая задача — принять это от Бога, не возроптать.

Успех — это не повод для самоуверенности, для комфортного чувства удовлетворения собой и собственной жизнью. Успех — это то, что Бог дает тебе для какой-то высшей цели и что Он же может отнять в любую минуту, если надо. И жизнь твою земную может прервать. Об этом говорится уже в Новом Завете, в Евангелии от Луки: и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы; покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! В сию же ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет (Лк. 12, 19–21).

Успех, который не в Бога, опасен для человека. Сколько мы знаем сломавшихся и спившихся звезд, знаменитостей! А кому-то, может быть, Господь не дает этого успеха, именно чтобы слабого, шаткого человека охранить.

Мы призваны расставить свои жизненные цели по местам, руководствуясь Евангелием, где сказано: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33).


 * * *

Алексей Поляков, ученик 7-го класса школы №40 Заводского района г. Саратова:

— Любой человек должен стремиться к успеху. Но не для того, чтобы почувствовать себя лучше, умнее, сильнее других. А для того, чтобы достичь поставленной цели. Успеха надо добиваться не за чей-то счет, а своими силами, своими способностями, своим талантом. Я хожу в музыкальную школу по классу гитары. Учителя мне говорят, что у меня есть способности. Может быть, даже талант. Конечно, я стараюсь достичь успеха. Но талант — это дар от Бога. И если Бог его тебе дал, ты должен его развивать, потому что Бог этого хочет. Мы молимся Сергию Радонежскому перед учебой, потому что ему Бог в свое время помог научиться читать. И нам Бог поможет развить наши способности. Но только если мы не к тому будем стремиться, чтобы встать выше других. 

* * *

Ольга Григорьева, врач-ординатор, преподаватель воскресной школы храма во имя святых апостолов Петра и Павла, г. Саратов:

— Православный христианин непременно должен стремиться к успеху в своих делах, и вот почему, на мой взгляд. Своими достижениями верующий человек прославляет Господа и заставляет уважать Православие. Известный человек, добившийся успеха в своем деле честным путем и открыто исповедующий веру во Христа, является хорошим миссионером. Одним из ярких примеров в этом отношении стал святитель Лука (Войно-Ясенецкий), который был выдающимся хирургом и бесстрашно проповедовал о Христе.

Если я буду хорошим, успешным врачом, у меня будет моральное право говорить со своими пациентами о Православии. Участвуя в наших профессиональных конференциях, я смогу обратить внимание коллег на то, как выглядят те или иные медицинские проблемы с христианской точки зрения; смогу отстаивать позиции Церкви Христовой. И это относится не только к профессии врача.

* * *

Алексей Газарян, вице-президент благотворительного фонда «Филарет», автор и разработчик ряда социальных проектов, педагог, журналист, отец троих детей, г. Москва:

— Вся провокационность этого вопроса не в том, что на него нет ответа, а в том, что успешность — категория относительная. Каждая культура, экономическая система, политический строй предлагают свой ответ на вопрос: «Что такое успех?». По сути — это вопрос о смысле жизни, о результатах, которых должен достигать человек в течение своего земного бытия. Так, одни учат об успехе в свете карьеры, другие — в свете самоактуализации, третьи — в свете «всегопробования», четвертые — в свете абстрактного самосовершенствования. Для христианина же успех, по-моему, может рассматриваться лишь в одном свете — в свете Евангелия, в свете Христовой победы. Мерилом же такого успеха может быть только Голгофа. Поэтому неприменим к успеху христианина свет софитов или фар нового Bentley. Не измерить его ни профессиональными достижениями, ни даже количеством рожденных детей. Успех христианина проявляется в другом: в его вере и покаянии, в его делах и поступках, в его молитве и послушании. Христианин должен быть успешен ежедневно, если не сказать большего — ежедыханно. Такой успех непреходящ, он постоянен, поскольку постоянно движение христианина к Богу. Это своего рода бодрствование, стояние в Правде и Истине, исполнение данного нам завета: Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет (Мф. 24, 42). Так мы и спешим предстать пред Господом успешными, в молитве и добром деле, в несении своего креста…

* * *

Александр Гурболиков, генеральный директор издательского дома «Димитрий и Евдокия», г. Москва:

— Такой простой вопрос… Уже хотел дать такой же простой ответ, но… надолго задумался. 

Мне вспомнился рассказ Владимира Солоухина о его разговоре с Иваном Семеновичем Козловским — великим русским тенором. Иван Семенович говорил о своем голосе как о даре Божием, даре, за который он в ответе перед Всевышним. Именно поэтому он столько трудился, возрастал в своем искусстве, оберегал бесценный дар, сохранил, как мы теперь знаем, голос до конца дней своих.

Многие помнят, какой оглушительный успех сопутствовал творчеству Козловского. И многие прихожане храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке помнят его на службе, скромно стоящим, а в последние годы сидящим — всегда недалеко от клироса. И, как мне рассказывали, по окончании службы Иван Семенович обязательно благодарил хор — хотя тот не всегда пел безупречно. 

Вопрос простой, но невозможно дать на него такой ответ, который был бы исчерпывающим для всех. Каждый должен сам для начала задать себе вопрос: тем ли делом я занимаюсь, будет ли мой успех в нем угоден Богу? 

В конце концов, самый главный и безусловный успех для православного христианина — это его духовное возрастание на пути к Творцу. К такому успеху мы все должны стремиться.

На мой взгляд, я нашел наиболее точный ответ на Ваш вопрос. Благодарю за предоставленную возможность на него ответить — ответить не только журналу, но и самому себе.


 

* * *

Протоиерей Сергий Догадин, благочинный Центрального округа, ключарь Духосошественского кафедрального собора, г. Саратов:

— Стремление к успеху, как и любое человеческое стремление, поверяется Святым Евангелием и заповедями Божиими. Евангелие дает нам ответ на вопрос, богоугодно наше стремление или нет. 

Разве это грех — хорошо учиться? Разве плохо, если врач или педагог повышает свой профессиональный уровень? Если у врача пациенты выздоравливают, а у школьного учителя дети легко поступают в хорошие вузы — разве это не успех? Успех, но он — на благо людям.

Вспомним евангельскую притчу о талантах (см.: Мф. 25, 14–30). Рабы, которые приумножили таланты (серебряные деньги), доставшиеся им от хозяина, получили награду, а тот, кто зарыл свою монету в землю, в конечном итоге потерял ее, а сам был выброшен «во тьму внешнюю». Причем обратите внимание: человек этот мотивировал свой отказ пустить полученные средства в оборот именно тем, что умножать их придется заведомо не для себя. Бог дает нам таланты для того, чтоб мы их приумножили — не просто так, а во славу Его. К такому успеху должен стремиться каждый человек — и педагог, и сварщик, и священник. В конце концов, Господь заповедал нам в поте лица добывать хлеб и ни разу еще не наградил ленивых и нерадивых. 

Другое дело — если деятельность человека связана с грехом, со страстями. Тогда успех в ней будет приумножением греха и зла. И разумный человек не будет стремиться к такому успеху. 

* * *

Михаил Смирнов, инженер-геолог, певчий храма в честь святого равноапостольного князя Владимира, г. Саратов:

— Можно ли православным стремиться к успеху? Слышал от людей разные мнения: от полного отрицания «успеха» — дескать, православным следует во всем полагаться на волю Божию — до всемерной поддержки: успех есть мерило значимости человека, успехом прославляется Господь в Своем творении. Скорее всего, истина лежит где-то посередине. 

Думаю, что успех можно считать прикладным инструментом жизни, чем-то вроде топора, которым можно избу построить, а можно и зарубить кого-нибудь. Следует разделять мотивы человеческого стремления к успеху. Если успех нужен для того, чтобы побахвалиться перед менее удачливыми коллегами — это одно, а вот успех в работе и следующий за этим высокий заработок, используемый для помощи какому-либо богоугодному делу,— это совсем другое. 

Каждый день приходится сталкиваться с одним и тем же соблазном: как бы не скатиться в примитивную погоню за деньгами, до сих пор служащими мерилом успеха в обыденной жизни. Ведь еще надо и семью кормить, и за квартиру платить: даже минимальные мирские потребности не так уж и дешевы в современном мире. И не зря апостол напоминает нам: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5, 8). Добиваясь такого вот необходимого успеха — чтоб семья была обеспечена, жизнь приемлема, мы действительно подвергаем себя опасности — легко можем поскользнуться. И уж тут без помощи Божией не обойтись.

А что такое успех в духовной жизни? Ответ как бы понятен — достижение святости! Но из житий святых знаем, что чем более человек приближается к святости, тем менее он видит себя достойным и успешным. И уж никак не вяжется понятие «успех» со смирением. Святого праведного Иоанна Кронштадтского можно при желании назвать успешным священником, самым успешным, может быть, в российской истории: вспомним толпы паломников, жаждавших хоть раз исповедоваться у батюшки, вспомним, как его встречали в тех городах, куда он приезжал, да и то, что бедным человеком он не был — тоже не секрет. Но не это ведь было главным, не из-за этого кронштадтский пастырь остался в истории Церкви. Главным было смирение, пламенная вера, глубокая преданность Богу и делу Его. 

Наверное, успех следует принимать как дар Божий! Каким может быть этот дар, мы не можем заранее предугадать. Да в общем-то и не нужно угадывать, не нужно к успеху стремиться специально — нужно только молиться. 

Слава Богу за все — и за успех, и за его отсутствие. Кто знает — может быть, наличие успеха привело бы нас к падению. Господу виднее, что нам надо.


 

* * *

Марина Чепенко, учитель биологии лицея №2, г. Саратов:

— В обществе почему-то сложился такой штамп: в Православной Церкви — либо одни бабушки, либо какие-то неудачники, несчастные, убогие… А на самом деле — если человек успешен, то это тоже торжество Православия. Когда успешный человек открыто называет себя православным — люди видят: он пришел к вере не потому, что у него что-то в жизни не получилось, что он несчастен и ему надо кому-то поплакаться.

С точки зрения среднего российского человека я, наверное, достаточно успешный человек. Мне не раз приходилось слышать от моих знакомых: «Тебе хорошо! Ты за что ни берешься, у тебя все получается». Но ведь это не само собой! Когда я начинаю какое-то дело, я всегда, во-первых, прошу Божией помощи. Во-вторых, если у меня что-то не получается, я стараюсь не роптать. Ведь этот неуспех — он зачем-то мне нужен, я должна о чем-то задуматься и какие-то необходимые выводы для себя сделать. И каждый день говорю: слава Богу! Слава Богу, что у меня что-то в жизни получается, что я могу что-то заработать, содержать своего ребенка.

Бог дает человеку много возможностей. Но мы почему-то их не видим. Даже те возможности, которые даны человеку для того, чтобы изменить свое материальное положение, обеспечить себя и семью, человек зачастую отвергает, потому что боится. Боится перемен в жизни, трудностей, боится делать то, чего не делал вчера.

И не просит Божией помощи. А когда человек не просит Его помощи — тогда она ему и не посылается. Успешные люди — они ведь успешны, потому что им дается Божия помощь.

Но случается и так: человек успешен, в том числе и в материальном плане — и видит в этом только свою заслугу: это я такой великий, такой значительный. Вот тогда-то и начинаются неудачи. Потому что нельзя полагаться только на свои силы и нельзя не благодарить Бога за те возможности, которые он тебе даровал.

Я бывала во многих европейских странах, но всегда и везде, в любом городе искала православный храм. И входя в него, сразу чувствовала, что вхожу к себе домой. Православие дает человеку внутреннюю уверенность, а это основное условие успеха: ведь внутренняя уверенность отражается во внешних поступках. Я знаю: мои ученики воспринимают меня как человека позитивного и уверенного в себе. Они видят, что я не боюсь определять свою позицию, защищать ее. Поэтому выигрываю в глазах детей, в их мнении. И притом они знают, что я — верующая, православная. И это для них очень важный пример.

Журнал «Православие и современность» № 14 (30)