Печать 

https://rg.ru/2019/09/04/reg-urfo/monastyr-na-urale-izmenil-zhizn-okruzhaiushchej-derevni.html

Текст: Наталия Швабауэр (Свердловская область)Российская газета - Неделя № 197(7955)

В 1704 году переносили чудотворные останки праведника Симеона из села Меркушино в город Верхотурье. По легенде, Косьма Юродивый несколько дней ковылял за процессией на костылях и время от времени просил: "Брате Симеоне, давай отдохнем". На всех остановках раки с мощами - Костылева, Путимка, Заимка - строили часовни. А в 2007 году вокруг одной из них возник монастырь.

Игумен Петр Мажетов: "Плодотворно работать можно только с тем, кто по-настоящему откликается". Фото: Татьяна АндрееваИгумен Петр Мажетов: "Плодотворно работать можно только с тем, кто по-настоящему откликается". Фото: Татьяна АндрееваИгумен Петр Мажетов: "Плодотворно работать можно только с тем, кто по-настоящему откликается". Фото: Татьяна Андреева

Братия, прибывшая в Свято-Косьминскую пустынь из Екатеринбурга, намеревалась жить по строгому афонскому уставу: круглосуточное богослужение, аскеза, отрешение от всего мирского. Но вот неймется ей.

С игуменом Петром Мажетовым корреспондент "РГ" познакомилась еще 4 года назад, когда мы приехали в уральскую глушь, прознав про подростковый клуб "За други своя" с секциями бокса и страйкбола, театральной студией и кружком изо. Занятия шли в просветительском центре при монастыре и в спортзалах школ деревень Усть-Салда и Кордюково, потому что в Костылевой, где расположена обитель, школы нет. И магазина нет. И вообще одна улица. По переписи здесь числится 120 человек, но реально едва ли половина наберется. Из развлечений - тайга да река Тура. До ближайшего города - Верхотурья - 30 километров, до Екатеринбурга - все 467 по трассе.

Странно было бы ожидать тут бурной театральной жизни. А в Костылевой - по две постановки в год. Так, к 70-летию Победы поставили спектакль "Две сестры" - про Войну, Беду и Победу. Сейчас репетируют "Амальгаму", философскую драму с элементами фантастики. В качестве режиссера - настоятель.

 

Фото: Валерий Мельников/РИА Новости

В Москве составили туристический маршрут по храмам и монастырям

- Действие происходит в XX веке и далеком будущем. В XX - войны, болезни, страдания, но дети рождаются. В далеком будущем люди не болеют, не страдают, живут долго, но не могут родить, - раскрывает он сюжет. - Амальгама - протоиммунная сфера, которая защищает от стрессов, болезней, старости, но и от зачатия. Девушка из будущего слышит голос младенца и решает снять с себя амальгаму. "Ты умрешь!" - пугают ее. "Ну и пускай, - отвечает она. - Зато я умру матерью".

По мнению отца Петра, если деревенских ребят не увлечь чем-то интересным и полезным, соединив это с основами православия, то к 18 годам они будут напрочь испорчены безнадегой и дурными примерами. Когда они увлечены делом, меняются на глазах: становятся более чуткими, внимательными, ответственными. Так, в Костылевой возродили тимуровскую традицию - носить дрова пожилым односельчанам. Воспитанники клуба не пьют и не курят. Каждую неделю в ночь с пятницы на субботу проходят так называемые детские литургии: юные прихожане молятся и исповедуются.

Про родителей тоже не забывают: монастырь открыл для них фабрику, где делают иван-чай и варенье из шишек. Рецепт костылевским передал иеромонах Иона, бывший повар. Начинали с пробных партий, а сейчас уже 7 тонн в год разливают. Вкус специфический, сладко-смоляной, но говорят, от покупателей отбою нет. Особенно хорошо варенье из шишек идет в качестве соуса к мясу. Не смогли мы отказаться и от приглашения на кружечку иван-чая. Совсем не по-деревенски пижонистый маркетолог Сергей учит:

- Сначала вдохните аромат, потом сверните губы трубочкой и втяните глоток, покатайте по языку. У гранулированного иван-чая вкус более насыщенный, чем у листового, зато тот можно заваривать до трех раз. Впрочем, все зависит от воды: если она жесткая, уже на втором проливе вы ничего не почувствуете.

С сырьем проблем нет: кедров, сосны и кипрея вокруг уйма.

Раньше исполнительный директор производства Ян Семенов продавал металлопрокат и жил в Екатеринбурге, но круто изменил жизнь, переехав в Костылеву к своему духовнику. Так же поступила Маша, будущая супруга Яна. Отец Петр венчал их и крестил их общих детей. В общине Свято-Косьминской пустыни уже восемь таких семей. Собрались они из самых разных городов: Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Архангельска, Москвы. Братия построила для общежитие, помогает отремонтировать приглянувшиеся дома. Кто-то из членов общины трудится в цеху, кто-то с детьми занимается, возит на экскурсии, соревнования и гастроли.

В Енисейске в фундаменте монастыря нашли надпись XVIII века

Настоятель уверен: главное - это благая цель, когда она появляется, то все остальное (деньги, люди) прилагается как-то само собой. Вот помог детсад в Костылевой отремонтировать некто Павел и пропал - значит, посчитал свою миссию выполненной. В 2013-м кто-то посодействовал в открытии мини-цеха - до этого монахи экспериментировали с чаем и вареньем лишь у себя в трапезной. В 2017-м появился новый партнер Борис Садчиков, вместе с ним расширили производство.

У Бориса - строительная фирма, мосты возводит в районе.

- Места богаты кипреем, а в деревнях - в основном женщины и подростки, из работы - только лесозаготовки да совхоз в поселке Восточном. Сама природа подсказала, чем занять местных, - говорит он. - На фабрике 30 постоянных мест плюс 500-700 сборщиков набираем на сезон.

Принимают не только воцерковленных. Каково им рядом с монахами?

- Поначалу очень строгими казались, а потом мы привыкли. К тому же они участвуют только в разработке технологии, все остальное - наемные руки. Все-таки производство - это одно, а монашеская жизнь - другое, - говорит старший оператор смены Сергей.

«Людей привлекает в нашей программе опыт общинной жизни»

Храм, который стал домом

 Христианский любительский театр «СВЕЧА»