Поиск

Игра Паломник

Православный
геймер
для ВАС

Православные
мультфипьмы
для ВАС

Поездки по всему Миру Поездки на Афон Паломничество на теплоходе

Продукция монастырских подворий

Накануне экзаменов

Воскресные школы, православные гимназии Москвы и Московской области

Благотворительные акции

Православные песнопения в исполнении монастырских хоров

К 10-летию дня памяти Патриарха Алексия II

Агентство религиозной информации "Благовест"


Banners

Читайте Евангелие, закон Божий, адреса храмов,
правильно готовьтесь к исповеди и причастию

Интернет-паломничество

Великая Лавра Афон
Великая Лавра Афон
Изображение взято по ссылке
http://ic.pics.livejournal.com/
irnella/66734384/
1599716/1599716_original.jpg

Cсылки для перехода на сайты с записями церковных служб или с веб-камерами, транслирующими сами службы, 3-D туры по храмам и монастырям.
Читать о Великой Лавре


Икона дня



Новости Регионального общественного фонда содействия патриотическому воспитанию детей и молодежи

Клуб маленьких капитанов

Blue Flower

Мощи святой Екатерины из Синайского монастыря доставят в Москву ( декабрь 2010 г)

Источник https://ria.ru/religion/20101201/302902425.html

2010 Год
Ковчег с мощами святой великомученицы Екатерины с афинского подворья Синайского монастыря в среду впервые доставят для поклонения верующих в Россию, святыня побывает в Москве, Свято-Екатерининском монастыре подмосковного города Видное и Екатеринбурге.

МОСКВА, 1 дек - РИА Новости, Ольга Липич. Ковчег с мощами (частью корпуса) святой великомученицы Екатерины с афинского подворья Синайского монастыря в среду впервые доставят для поклонения верующих в Россию, святыня побывает в Москве, Свято-Екатерининском монастыре подмосковного города Видное и Екатеринбурге, сообщили РИА Новости в пресс-службе предстоятеля Русской православной церкви.

"До 2 декабря святыня будет находиться в Свято-Екатерининском мужском монастыре Московской епархии. Утром 2 декабря перед началом Божественной литургии в храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с сонмом архипастырей и духовенства встретит ковчег с мощами святой великомученицы", - отметил представитель пресс-службы.

В главном храме столицы святыня будет пребывать до 4 декабря, все это время перед ковчегом с мощами святой Екатерины будут совершаться молебны.

С 4 по 24 декабря мощи святой Екатерины будут находиться в Екатеринбурге, а затем вернутся на подворье Синайского монастыря в Афины.

Как сообщила РИА Новости супруга губернатора Свердловской области Инна Мишарина, в Екатеринбурге святыня будет доступна для поклонения верующих в Свято-Троицком кафедральном соборе до 7 декабря - дня памяти святой Екатерины, небесной покровительницы города.

Сотни паломников идут прикоснуться к святыням монастыря у горы Синай

А в сам день праздника ковчег с мощами торжественным крестным ходом перенесут в Храм-на-крови, где доступ к святыне будет открыт до 24 декабря.

Договоренность о принесении мощей в Россию была достигнута в ноябре в ходе поездки на Синай российской паломнической группы во главе с руководством "Екатеринбургского общества во имя святой великомученицы Екатерины".

Представители Синая и Екатеринбурга о значении акции

"Непосредственно на Синае в монастыре из мощей присутствуют глава (череп) и левая рука святой Екатерины. Глава святой Екатерины единожды покидала Синай - в 1995 году. Но с тех пор был принят закон, согласно которому нельзя вывозить такого рода святыни за территорию Египта без соответствующего сопровождения и огромного количества бумаг. У нас есть еще части мощей святой, которые находятся на нашем подворье в Греции, их перевозить проще. Именно эти мощи (часть корпуса святой Екатерины) и будут доставлены в Россию", - рассказал игумен монастыря святой Екатерины архиепископ Синайский Дамиан.

Епископ Синайский Дамиан
Игумен обители архиепископ Синайский Дамиан

Отвечая на вопрос РИА Новости о значимости предстоящей акции, игумен отметил, что у его обители "особые связи" с Московским патриархатом. "В нашей истории много примеров добрых и тесных отношений между Россией и монастырем, и принесение в российскую столицу и Екатеринбург (название которого связано с именем святой Екатерины) мощей великомученицы, будет очень важным шагом в развитии наших связей, восстановлении старых хороших взаимоотношений", - убежден архиепископ Синая.

Он рассказал о чудесных исцелениях, которые происходят от мощей святой Екатерины. "Один известный человек молился здесь, у его матери был рак - и она была исцелена... Иногда мощи источают миро. А кольцо святой Екатерины (серебряное кольцо дается паломникам после поклонения ее мощам) является символом устойчивого брака. Трудно объяснить этот мистический опыт, но многие приходят и просят этот перстень Екатерины, потому что знают, как он помогает", - отметил игумен Дамиан.

"Вы - православные, и это наша радость, что такое благословение будет пребывать у вас, и вы благословитесь этими мощами", - сказал духовник Синайского монастыря иеромонах Павел.

По его словам, среди сотен паломников, ежедневно посещающих обитель, много верующих из России. "Много русских приезжают сюда с желанием стать монахами, но получить разрешение на постоянное место жительства на Синае очень сложно, потому что это милитаризированная зона", - отметил отец Павел.

Самый легкий способ приблизиться к Богу, подчеркнул он, - "стать как ребенок в душе" и "не судить ближнего".

Председатель благотворителей общественной организацией "Екатеринбургское общество во имя святой великомученицы Екатерины" Василий Андриянов отметил, что на территории современной Российской Федерации находятся три города, носящих имя святой Екатерины: Екатеринбург, Маркс-Екатериненштадт и Краснодар-Екатеринодар.

"C историко-культурологической точки зрения все эти поселения связаны именем святой Екатерины Александрийской, являющейся их небесной покровительницей с момента основания. Символично, что географический вектор, связующий между собой екатерининские города России Екатеринбург-Екатериненштадт-Екатеринодар задан таким образом, что если эту линию продолжить, то она почти точно указывает на Синайский полуостров (Египет), на монастырь, где и покоятся мощи святой великомученицы Екатерины Александрийской", - добавил Андриянов.

Отвечая на вопрос РИА Новости, как повлияет принесение мощей святой великомученицы на проблему восстановления Екатерининского собора в центре Екатеринбурга, связанную с протестными акциями части горожан, Андриянов выразил надежду, что "у многих людей откроются внутренние, духовные очи - и они по-другому совсем взглянут на эту проблему... зерна от плевел многие отделят - и храм будет восстановлен".

Колокольня монастыря Великомученицы Екатерины
Колокольня монастыря святой Екатерины

Источник  https://azbyka.ru/palomnik/Синайский_монастырь_великомученицы_Екатерины

Монастырь cвятой Екатерины — один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире, основан в IV веке в центре Синайского полуострова у подножья горы Синай (библейская гора Хорив) на высоте 1570 м. Укреплённое здание Синайского монастыря (греч. Μονὴ τῆς Ἁγίας Αἰκατερίνης, араб. دير سانت كاترين‎‎) построено по приказу императора Юстиниана в VI веке. Насельниками монастыря в основном являются греки православного вероисповедания.

Первоначально именовался монастырём Преображения или монастырём Неопалимой Купины. С XI века, в связи с распространением почитания святой Екатерины, мощи которой были обретены синайскими монахами в середине VI века, монастырь получил новое название — монастырь Святой Екатерины.

В 2002 году монастырский комплекс был включён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия.

История

С III века монахи начали селиться небольшими группами вокруг горы Хорив — возле Неопалимой купины, в оазисе Фаран (Вади Фиран) и других местах южного Синая. Первые монахи в той местности были главным образом отшельниками, живущими в одиночку в пещерах. Лишь в праздничные дни отшельники собирались возле Неопалимой купины для совершения совместного Богослужения. Монашескую жизнь этого периода описал в V веке ученик Иоанна Златоуста, бывший префект Константинополя — святой Нил, чьи труды до сих пор изучают священники, монахи и верующие: «Одни вкушали пищу только в воскресные дни, другие — дважды в неделю, иные — спустя двое сутки… В каждое воскресенье все они из разных мест собирались в одну церковь, лобызались, причащались Святых Таин, и беседами о спасении души назидали, утешали и поощряли друг друга к высоким подвигам».

В период правления императора Константина, в 330 году, монахи Синая обратились к его матери святой Елене с просьбой о постройке возле Неопалимой купины маленькой церкви, посвящённой Богоматери, а также башни для убежища монахов на случай набегов кочевников. Прошение монахов было удовлетворено, и паломники конца IV века сообщали, что на Синае уже была процветающая община монахов, которая привлекала верующих из разных мест Византийской империи.

В рассказе о Святых местах Востока, написанном в конце IV века знатной паломницей Сильвией (или Этерией), сообщается и о монашеской общине, образовавшейся вокруг Неопалимой купины:

«Пройти же до начала этой долины было нам необходимо потому, что там было много келий святых мужей, и церковь в том месте, где находится купина: эта купина жива и до днесь и даёт отпрыски. И так, спустившись с горы Божией, мы пришли к купине, приблизительно в десятом часу. А эта купина, как я сказала выше, есть та, из которой глаголал Господь к Моисею в огне, и находится в местности, где есть много келлий и церковь, в начале долины. А перед церковью прелестный сад, с обилием превосходной воды, и в этом саду купина».

Дальнейший толчок к развитию монастырь получил в VI веке, когда император Юстиниан I приказал построить мощные крепостные стены, окружившие предшествующие постройки святой Елены, и церковь, сохранившуюся до настоящего времени, а также направил на Синай солдат для защиты монахов. О строительстве Юстиниана сообщает его современник Прокопий Кесарийский:

«На этой горе Синае живут монахи, жизнь которых заключается в непрерывных размышлениях о смерти; ничего не боясь, они наслаждаются дорогой для них пустыней. Так как они ничего не желают, и выше всяких человеческих страстей ни о каком стяжании не заботятся и не ухаживают за своим телом и во всех остальных отношениях не хотят себе никакой пользы, то император Юстиниан выстроил для этих монахов церковь во имя Богородицы, чтобы они могли проводить свою жизнь, молясь в этой церкви и совершая священнослужение. Эту церковь он выстроил не на самой вершине горы, но много ниже: человеку невозможно проводить ночь на вершине этой горы, так как там в течение ночи слышатся постоянные шумы и всякие другие вызывающие религиозный страх явления, поражающие ужасом ум и волю человека. Говорят, что отсюда некогда и Моисей принёс полученные им от Бога законы. У подошвы этой горы император построил очень сильное укрепление и поместил здесь значительный военный гарнизон, чтобы варвары-сарацины не могли отсюда совершенно незаметно ворваться в области Палестины, так как страна эта, как я сказал, была пустынна» (Прокопий Кесарийский. О постройках (Книга 5:VIII)).

Над главными монастырскими воротами сохранилась надпись: «С основания воздвигнут сей священный монастырь Синайской горы, где Бог говорил Моисею, смиренным царём ромеев Юстинианом на вечное помяновение его и супруги его Феодоры. Окончен после тридцатого года царствования его. И поставлен в нём игумен по имени Дула в лето от Адама 6021, от Христа же 527». Исходя из этой надписи, русский учёный епископ Порфирий (Успенский) датировал окончание постройки монастыря 557 годом.

Согласно «Хронике» Евтихия Александрийского, для защиты и обслуживания монастыря император переселил на Синай двести семей из Понта Анатолийского и Александрии. Потомки этих переселенцев образовали синайское бедуинское племя джабалия. Несмотря на обращение в ислам, произошедшее в VII веке, они продолжают жить в окрестностях монастыря и заниматься его обслуживанием.

Мощные монастырские укрепления, построенные Юстинианом, поддерживались монахами в хорошем состоянии и вызывали восторг у паломников:

«Пора войти в монастырь… Видишь, как построена стена крепости — длинная, искусно сложенная, весьма почитаемая? Царь, по прозвищу Иустиниан, выдал на издержки, и она построена очень старательно. Она имеет в окружности двести сажен, высота же её девятнадцать с половиной…» (Паисий Агиапостолит. Описание Святой горы Синайской и её окрестностей).

Среди игуменов монастыря был Иоанн Лествичник. До конца VII века монастырь принадлежал Фаранской епархии и возглавлялся игуменом в сане архиепископа (о древности Синайской архиепископии свидетельствуют материалы Халкидонского собора, где в «Чине митрополий и архиепископий апостольского престола Святого Града» на 24 месте упоминается архиепископия «горы Синая»). В 681 году, когда епископ Фаранский был лишён кафедры за монофелитство, епископская кафедра была перенесена в монастырь, и его игумен стал епископом Фарана. Чуть позже в его подчинение перешла епархия Райто. В начале VIII века все христиане Синайского полуострова находились под юрисдикцией синайского архиепископа.

Монастырь в период арабского завоевания Синая в 625 году направил делегацию в Медину, чтобы заручиться покровительством пророка Мухаммеда. Копия полученной монахами охранной грамоты — фирман Мухаммеда (оригинал с 1517 года хранится в Стамбуле, куда он был истребован у монастыря султаном Селимом I), выставленный в монастыре, — провозглашает, что мусульмане будут защищать монастырь, а также освобождают его от уплаты налогов. Фирман был написан на коже газели куфическим почерком и скреплён отпечатком руки Мухаммеда.

Однако, несмотря на полученные привилегии, количество монахов начало сокращаться, и к началу IX века их осталось всего 30. С распространением в Египте ислама в монастыре появляется мечеть, сохранившаяся до настоящего времени: «За церковью недалеко каменная хата, где турки, арабы поклоняются Магомету».

В период крестовых походов с 1099 по 1270 год в монашеской жизни монастыря был период возрождения. Синайский орден крестоносцев взял на себя задачу охранять направляющихся в монастырь паломников из Европы, число которых возросло. В этот период в монастыре появляется католическая часовня.

После завоевания Египта Османской империей в 1517 году турецкие власти не сократили права монахов, сохранили особый статус архиепископа и не вмешивались во внутренние дела монастыря. Монастырь вёл обширную культурную и просветительскую деятельность, в XVIII веке он открыл духовную школу на острове Крит, где получали образование греческие богословы того времени. Подворья монастыря были открыты в Египте, Палестине, Турции, Румынии, России и даже в Индии.

Монастырь поддерживал давние связи с Россией. В 1375 году в Москву приехал митрополит Макарий за милостыней для монастыря, а в 1390 году из монастыря Святой Екатерины в дар великим князьям была привезена икона с изображением Неопалимой купины, которую поместили в Благовещенский собор Кремля (сначала в иконостас, а затем в алтарь к другим ценным иконам, полученным от восточного духовенства).

В 1558 году царь Иван Грозный направил к восточным патриархам посольство с златотканым покровом на мощи святой Екатерины в дар для Синайского монастыря. Царь писал архиепископу Синайскому: «Ты бы, отче, сам и во всём своём архиерействе и в Синайской горе велел молити Бога и Пречистую Его Матерь и всех святых о нашем здравии и о сохранении, и о моей царице Анастасии, и о наших детях цесаревичах Иване и Феодоре и о всём православном христианстве».

В 1619 году синайский архимандрит посетил Россию и участвовал вместе с иерусалимским патриархом Феофаном в молебне перед ракой Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре. После этого на Синай идут многочисленные пожертвования от русских царей. В 1625 году с просьбой о помощи монастырю к царю Михаилу Фёдоровичу обратился александрийский патриарх Герасим:

«…если твоё Величество не поможет, монастырь этот будет разорён, они же нечестивые, и старцев хотят истребить. Но мы надеемся на милость Божию и на твоё Величество, чтобы помочь нам в столь великом затруднении».

Монастырю была оказана помощь, которую в благодарственном письме монахи назвали «манной небесной», а в 1630 году монастырю царём была пожалована грамота с правом приезжать за милостынею раз в четыре года. Синайское духовенство не только получало от России богатую милостыню, но и участвовало в церковной жизни страны. Так, синайский архиепископ Ананий был участником Большого Московского собора 1666—1667 годов, лишившего Никона патриаршьего достоинства.

В 1687 году синайские монахи прибыли в Москву, где прожили до 1689 года. Приезд был связан с начатой в 1682 году синайским архиепископом Ананием кампанией по передаче монастыря под покровительство России. От имени царей Петра и Иоанна и царевны Софьи монахам была выдана грамота: «в призрение своё государское тое святую гору и монастырь пресвятыя Богородицы Неопалимыя Купины для единения нашея благочестивыя христианские веры принять изволили». Синайские монахи покинули Россию с богатыми дарами, среди которых была серебряная рака для мощей святой Екатерины, изготовленная, согласно преданию, на деньги царевны Софьи.

В 1691 году иерусалимский патриарх Досифей писал московскому патриарху, что подчинение ему Синая — «вещь и беззакона и посмеяна». Однако исследователи не склонны видеть в этих событиях смену церковной юрисдикции монастыря святой Екатерины, а усматривают лишь попытку синайских монахов найти новых ктиторов, способных обеспечивать монастырь.

В Киеве в середине XVIII века было открыто подворье монастыря святой Екатерины. В 1860 году монастырь получил от императора Александра II в дар новую раку для мощей святой Екатерины, а для построенной в 1871 году монастырской колокольни император прислал 9 колоколов, используемых по настоящее время в праздничные дни и перед литургией.

Многочисленные русские учёные внесли свой вклад в изучение Синайского монастыря. Русский иеромонах Самуил в 1837 году впервые расчистил и укрепил мозаику VI века «Преображение Господне», украшающую кафоликон монастыря. В 1887 году исследователь Алексей Дмитриевский составил каталог икон монастырского собрания и рассмотрел вопросы о Критской школе иконописи и роли Синая в сохранении культурных традиций в XVI—XVIII веках. В изучении монастыря Святой Екатерины большую роль сыграло Православное Палестинское общество, осуществившее публикации русских и греческих материалов об этих местах.

Современное состояние

Монастырь Святой Екатерины является центром автономной Синайской православной церкви, которая, кроме данной обители, владеет только рядом монастырских подворий: 3 в Египте и 14 вне Египта — 9 в Греции, 3 на Кипре, 1 в Ливане и 1 в Турции (Стамбул).

Игуменом монастыря является архиепископ Синайский. Его рукоположение с VII века совершает иерусалимский патриарх, под юрисдикцию которого монастырь перешёл в 640 году из-за возникших после завоевания Египта мусульманами затруднений в общении с константинопольским патриархатом (официально автономия от константинопольского патриархата была получена только в 1575 году и подтверждена в 1782 году).

Делами монастыря в настоящее время управляет общее собрание монахов, которое решает экономические, политические и иные вопросы. Решения Собрания исполняются Советом отцов, в который входит четыре человека: заместитель и помощник архиепископа, монастырский ризничий, эконом и библиотекарь.

Монастырь, как и прежде, является традиционным местом христианского паломничества. Ежедневно после часов верующим открывают доступ к мощам святой Екатерины. В память о поклонении мощам монахи дарят серебряное кольцо с изображением сердца и словами ΑΓΙΑ ΑΙΚΑΤΕΡΙΝΑ (святая Екатерина).

В 2005 году Высший совет по делам древностей Египта объявил о начале программы развития и изучения монастырского комплекса, включающей систематизацию и изучение документов, связанных с историей Синая и монастыря Святой Екатерины, съёмку документального фильма и издание подробной энциклопедии о монастыре.

Базилика Преображения
Базилика Преображения (литография рисунка архимандрита Порфирия (Успенского), 1857 год)

Монастырские строения

Базилика Преображения

Главный храм монастыря (католикон), трёхнефная базилика, посвящён Преображению Иисуса Христа. Его постройка относится к периоду правления императора Юстиниана.

Вход в нартекс украшают резные двери из ливанского кедра, изготовленные в период Крестовых походов, а двери в главный неф базилики относятся к VI веку и являются её ровесниками. Над входной дверью помещена греческая надпись: «Вот врата Господа; праведные войдут в них» (Пс. 117:20). В каждой из двенадцати колонн, увенчанных коринфскими капителями и разделяющих нефы базилики, в специальных углублениях хранятся мощи святых, закрытые бронзовыми пластинами, а на самих колоннах помещены минейные иконы XII века по числу месяцев года. Вдоль колонн установлены два ряда деревянных резных стасидиев. Колонны соединены арками, выше которых расположены окна. В 1714 году в базилике был положен новый мраморный пол. Потолок базилики выполнен из ливанского кедра и расписан в XVIII веке звёздами на синем фоне.

Главным украшением базилики является расположенная в конхе апсиды мозаика Преображение Господне, находящаяся в очень хорошей сохранности. Мозаика выполнена в первой половине VI века придворными мастерами, присланными Юстинианом для украшения монастыря.

Мозаика Преображение Господне обрамлена медальонами с шестнадцатью полуфигурами апостолов и пророков. В центре композиции монументальная фигура Иисуса Христа, заключённая в лазуревую мандорлу, которая соединяется лучами божественного света с фигурами пророков и трёх учеников, выполненных на золотом мерцающем фоне. По сторонам мозаики на арке апсиды имеются два изображения пророка Моисея: стоящего перед Неопалимой купиной (слева) и получающего на Синае Скрижали Завета (справа). Апсиду украшают также медальоны с изображениями агнца между двух летящих ангелов, Богородицы и Иоанна Крестителя.

Мозаика Преображение Господне была очищена от загрязнений и копоти американскими реставраторами в 1958—1965 годах. Для обозрения из центрального нефа мозаику закрывает деревянный резной иконостас XVII века, но из боковых нефов на уровне алтаря мозаика доступна для обозрения.

В алтаре базилики в мраморной раке хранятся два серебряных ковчежца с мощами святой Екатерины (глава и десница). Ещё одна часть мощей (палец) находится в мощевике иконы великомученицы Екатерины в левом нефе базилики и всегда открыта верующим для поклонения.

Часовня Неопалимой Купины и Неопалимая Купина в монастыре святой Екатерины

Часовня Неопалимой Купины

За алтарной частью базилики Преображения находится часовня Неопалимой Купины, построенная на том месте, где, согласно библейскому повествованию, Бог разговаривал с Моисеем (Исх. 2:2—5). Исполняя библейское указание, все входящие должны снимать здесь свою обувь. Часовня является одним из древнейших монастырских строений, её упоминает в конце IV века паломница Сильвия в своём рассказе о Святых местах Востока.

Часовня посвящена Благовещению и украшена иконами, посвящёнными этому празднику. В апсиде часовни сохранилось мозаичное изображение креста X века. Также имеется икона Богородицы с младенцем Иисусом на руках, сидящей в центре Неопалимой Купины.

Часовня имеет престол, расположенный не, как обычно, над мощами святых, а над корнями Купины. Для этой цели куст был пересажен в нескольких метрах от часовни, где продолжает расти дальше. В часовне нет иконостаса, скрывающего алтарь от верующих, и паломники могут видеть под престолом место, где росла Купина. Оно обозначено отверстием в мраморной плите, закрытым серебряным щитом с чеканными изображениями горящего куста, Преображения, Распятия, евангелистов, святой Екатерины и самого Синайского монастыря. На плите сохранилась греческая надпись XIII века: «Помяни, Господи, раба Твоего, смиренного Гавриила Орипсая, архиепископа святой горы Синайской в Святой Купине». Литургия в часовне совершается каждую субботу.

Прочие постройки

  • Колодец Моисея — расположен к северу от базилики Преображения и считается тем колодцем, у которого, согласно Библии, Моисей встретил семь дочерей мадиамского священника Рагуила (Исх. 2:15-17). Колодец в настоящее время продолжает снабжать монастырь водой.
  • В монастыре имеются многочисленные часовни: Святого Духа, Успения Пресвятой Богородицы, Иоанна Богослова, Георгия Победоносца, святого Антония, святого Стефана, Иоанна Предтечи, пяти севастийских мучеников, десяти критских мучеников, святых Сергия и Вакха, святых апостолов и пророка Моисея. Эти часовни находятся внутри монастырских стен, а девять из них соединяются с архитектурным комплексом базилики Преображения. Две часовни находятся в покоях архиепископа Синая: верхняя в честь Успения Богородицы и нижняя, посвящённая Богоматери Живоносного источника (находится в древней башне, построенной в 330 году императрицей Еленой, часовню украшают иконы XII—XIII веков, среди которых выделяются царские врата, декорированные золотыми светящимися кругами, и чтимый образ Богородицы «Живоносный источник», приписываемый кисти критского мастера Ангелоса).
  • Трапезная — построена в XI веке, после того как помещение древней трапезной было обращено в мечеть. В 2005 году помещение трапезной было отреставрировано и продолжает использоваться по назначению. Стены трапезной украшают фрески со сценами жертвоприношения Авраама (1577 год), Илии в пустыне, питаемого вороном, и Второго пришествия Иисуса Христа (1573 год). В трапезной находится большой деревянный стол, присланный в дар монастырю в XIV веке с острова Закинф. Стол украшен резьбой с изображением ангелов и цветов в стиле рококо.
  • Сад — расположен на северо-западе от монастырских стен и соединяется с монастырём древним подземным ходом, используемым по настоящее время. На одной из террас выращиваются яблони, груши, гранаты, абрикосы, сливы, айва, шелковица, миндаль, вишни, виноград. Другая терраса отведена под масличный сад, обеспечивающий монастырь оливковым маслом. В саду также выращивают овощи для монастырского стола. В начале XX века монастырский сад считался одним из лучших в Египте.
  • Оссуарий и кладбище — расположены вне монастырских стен, рядом с садом. На кладбище имеется часовня святого Трифона и семь могил, которые используются неоднократно. По прошествии определённого времени кости извлекаются из могилы и помещаются в оссуарий, расположенный на нижнем ярусе церкви Успения Пресвятой Богородицы. Единственным полным скелетом в оссуарии являются мощи отшельника Стефана, жившего в VI веке и упоминаемого в «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника. Мощи Стефана, облачённые в монашеские одежды, покоятся в стеклянном киоте. Останки прочих монахов разделены на две части: у северной стены сложены их черепа, а в центральной части оссуария собраны их кости. В отдельных нишах хранятся кости синайских архиепископов.

Святые

Святыни и сокровища

  • глава и десница вмц. Екатерины
  • икона Божией Матери «Алтарница» (в алтаре)
  • Неопалимая Купина (терновый куст, из которого Господь беседовал с Моисеем; в часовне)

Поскольку с момента своего основания монастырь ни разу не был завоёван и разорён, в настоящее время он обладает огромным собранием икон и библиотекой рукописей, уступающей по историческому значению только Апостолической библиотеке Ватикана. 

Святыни синайского монастыря           Православный монастырь с мечетью

Библиотека

Библиотека в монастыре была создана только в 1734 году при архиепископе Никифоре, до этого времени работ по изучению книг и рукописей не проводилось.

К наиболее ценным манускриптам библиотеки монастыря относятся:

  • двенадцать листов одного из древнейших текстов Библии, Синайского кодекса (IV век), который был вывезен из монастыря в Россию в 1859 году;
  • Сирийский кодекс V века;
  • десять листов унциального манускрипта VI века на греческом языке с текстом Евангелия от Матфея (Кодекс 074);
  • греческое Евангелие 717 года (подарок монастырю византийского императора Феодосия III);
  • Синайская псалтырь (XI век) — древнейшая псалтырь на славянском языке.

В монастыре хранятся 3304 манускрипта и около 1700 свитков. Две трети написаны по-гречески, остальные на арабском, сирийском, грузинском, армянском, коптском, эфиопском и славянских языках. Кроме ценных манускриптов, в библиотеке собраны также 5000 книг, некоторые из которых относятся к первым десятилетиям книгопечатания. Кроме книг религиозного содержания, в библиотеке монастыря хранятся исторические документы, грамоты с золотыми и свинцовыми печатями византийских императоров, патриархов и турецких султанов.

В 2005 году было объявлено о строительстве в монастыре специального хранилища для этого собрания взамен книгохранилища, построенного в 1951 году у южной монастырской стены.

Христос Пантократор, одна из древнейших икон Христа, VI век

Собрание икон

В монастыре имеется уникальное собрание икон, имеющих исключительную духовную, художественную и историческую ценность. Двенадцать самых редких и самых старых икон написаны в VI веке восковыми красками — это древнейшие иконы в мире. Несколько энкаустических икон доиконоборческой эпохи в 1850 году было вывезено в Россию архимандритом Порфирием (Успенским) (с 1940 года иконы хранятся в собрании киевского Музея западного и восточного искусств им. Богдана и Варвары Ханенко, Киев).

Часть монастырской коллекции относится к раннему византийскому периоду до X века (в том числе сиро-палестинские иконы VIII—IX веков). Эти иконы выполнены греческими, грузинскими, сирийскими и коптскими мастерами. Иконы сохранились, так как монастырь, находясь с VII века вне Византийской империи, не пострадал от иконоборчества. Работ западноевропейского письма в собрании мало, но присутствуют уникальные иконы периода Крестовых походов, сочетающие в едином стиле черты «западного латинства» и «греческого византинизма».

Единственной иконой, почитаемой в монастыре чудотворной, является триптих XIII века с изображением Богородицы Бематариссы со сценами богородичного цикла. Икона не имеет отдельного дня празднования и специальной службы, располагается в алтаре кафоликона слева от горнего места.

 

Как добраться

Проезд: Добраться в монастырь лучше всего в составе экскурсионной группы.

В монастырь св. Екатерины, а точнее, в деревню Эль Милгу (для иностранцев деревню иногда называют Санкт Кэтрин), где находится монастырь, можно попасть автобусом из Каира. Автобус отправляется с автовокзала "Тургоман", рейс в Эль Миглу идет только раз в сутки, в 11,00 утра, но лучше, перед поездкой уточнить. Время в пути около 8 часов Билет стоит около 10 долларов. От Шарм-эль-Шейха можно добраться через Дахаб и Нувейбу откуда к монастырю идут микроавтобусы Bedouin Bus. Из Дахаба минибасы отходят от Marine Garden Camp и отеля Jowhara на еl Mashraba Street. Из Нувейбы от Nuweiba Hospital и порта, с остановки напротив кафе "Хамид". От этих курортов до Эль Миглу ехать от 2 до 2,5 часов, билет стоит 55 египетских фунтов, это около 8 долларов. Все автобусы останавливаются в центре деревни, напротив мечети, откуда до монастыря не более километра пути. Вход в монастырь бесплатный, платить 20 фунтов нужно только если Вы хотите посетить сокровищницу монастыря. От Шарм-эль-Шейха в Дахаб можно доехать тем-же Bedouin Bus за 11 фунтов. В принципе, если все спланировать, то вполне возможно попасть в монастырь св. Екатерины самостоятельно. Особенно актуально это для тех, кто едет паломником и кого интересует именно религиозная сторона вопроса. На экскурсиях все поставлено на поток, времени на поклонение мощам св. Екатерины, осмотр редчайших икон VI века и Неопалимой Купины, где Моисей встречался с Господом в первый раз, практически не остается, обычно, поездку совмещают с посещением горы Синай и к прибытию в монастырь все уже порядком устают. Экскурсия подходит тем, кто хочет ознакомится со святыми местами поверхностно. Кстати, для самостоятельных путешественников есть возможность остановится в монастыре, для паломников есть свободные гостевые кельи. Если Вам по какой-либо причине откажут в приюте при монастыре, то в деревне всегда можно найти где остановится.

Официальный сайт.

Ссылки

Источник http://hierotopy.ru/contents/Sinai_p116_141_LIDOV.pdf

ИКОННОЕ СОБРАНИЕ СИНАЙСКОГО МОНАСТЫРЯ И ЕГО РУССКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ

АРХИЕПИСКОП СИНАЙСКИЙ И РАИФСКИЙ ДАМИАН С УЧАСТНИКАМИ ПРОЕКТА «РУССКИЕ ИКОНЫ НА СИНАЕ»
(слева — С.В. Свердлова, Е.М. Саенкова, Н.М.Рыбаков, Н.И. Комашко; справа — архимандрит Порфирий, Д.Ю. Африн, В.В. Игошев)

Читать о проекте

Патриотические акции
Молитвы за Мир
Всехвальный апостол
Андрей Первозванный
Сонм святых вместе с нами
Открытие памятника Св.  князю Владимиру 04.11.2016 (1).jpg
К перечню акций
Суворовцы против «инструмента» цветных революций
Подписка на газету
«Кадетское Братство»
Кадетское движение - опора государства
Новости Кадетского образования
Поздравляем с Крещением, Московские Суворовцы
Кадетский КВН Минобороны РФ
Всероссийские сборы воспитанников кадетских корпусов, суворовских и президентских кадетских училищ
Как поют кадеты... И скворцы у них поют... Суворовцы играют в волейбол Суворовцы ценят крепкую семьюСуворовцы-журналисты Важные "100 метров"

Количество просмотров материалов
112691

доска объявлений