- Подробности
- Автор: Super User
- Категория: Основы
- Опубликовано: 27 Январь 2016
- Просмотров: 1953
Св. Димитрий поднял Нестора, молодого христианина, благословил на убийство гладиатора Лия, страшно жестокого злодея. Об этом Церковь поет в тропаре св. Димитрию Солунскому. Вот это подлинно спасоносная ярость. Сила стать на ноги. Когда Иов жаловался, и имел причины жаловаться, Бог не стал его утешать, а потребовал, чтобы он встал на ноги и покорился. Но это и восстановило Иова.
Только православие сохранило подвижнический этос. Мы терпим падения и в терпении не озлобляемся, но и не остаемся равнодушны к другим. Я не могу быть равнодушен. И не могу, как христианин, позволить себе ненавидеть, потому что ненависть – это бегство от ответственности христианской.
Бывает и на приходах. Человек считает, что другой его ненавидит и этим создает себе алиби не общаться с ним. Но надо пробовать вступать в общение, поставить проблему своего ближнего, как свою проблему. И жалеть надо не с гордостью какой-то, а действительно сострадать.
Христианство динамично, а не пассивно. Христианство – это не такая “апатия“, как ее понимали древние стоики. Дело не в том, чтобы умертвить себя, а надо в себе умертвить свое служение злу, греху и сделать себя работающими Богу. Жизнь – не нирвана. Жизнь – это причащение, Богу слава, поднятие, возрастание. Поэтому покаяние действительно, если оно происходит подлинно и активно, если оно сразу возбуждает человека, если он сразу чувствует себя званным.
Если провести сравнение между святыми – св. Исаак Сирин и св. Симеон Новый Богослов. Исаак Сирин гораздо более угрюмый, печальный. А св. Симеон Новый Богослов – это радость, динамика, он весь в радости.
Так вот, эта более печальная, более угрюмая сторона скорее выражает Запад, например, св. Клара. Когда благодать Божия их покидает, они теряются в отчаянии. В Православии – нет! Здесь человек говорит: “Бог меня посетил, дал мне Свою благодать, но этим Он хочет меня поднять“.
У меня на Афоне всегда оставалось такое впечатление от монахов: афонцы – большие подвижники, лишенные многих удовольствий жизни, но все время их лицо радостно. И все они оригинальны, потому что каждый живет живой жизнью.
Покаяние возбуждает хорошую такую “амбициозность” в человеке. Вспомним блудного сына: разве я, сын такого отца, создан для того, чтобы свиней пасти на чужбине? Нет! Я пойду к моему отцу…
Покаяние, молитва, пост, исповедование – все идет спонтанно. Надо так расположить себя, чтобы иметь эту свежесть христианской жизни, и стремиться к ней. И как говорили древние отцы, надо каждый день начинать все снова.
Выступление на молодежном съезде в Мюнхене в декабре 1988 г.
Примечания
[1] Выступление на молодежном съезде в Мюнхене в декабре 1988 г. Опубликовано в “Вестнике Германской епархии Русской Православной Церкви Заграницей. Публикуется по брошюре: Еп. Афанасий (Евтич). Покаяние, исповедь, пост. – Фрязино: Содружество Православный Паломник, 1995.
[2]Имеется ввиду Богословский факультет Сербской Православной Церкви в Белграде.
Источник: Еп. Афанасий (Евтич). Покаяние, исповедь, пост. – Фрязино: Содружество Православный Паломник, 1995.
Настоящее прощение – это подвиг Общественное служение О духовничестве
- << Назад
- Вперёд