Поиск

Игра Паломник

Православный
геймер
для ВАС

Православные
мультфипьмы
для ВАС

Комиссия Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь
Поездки по всему Миру Поездки на Афон Паломничество на теплоходе

Продукция монастырских подворий

Накануне экзаменов
Новый Год в кругу семьи

Воскресные школы, православные гимназии Москвы и Московской области

Благотворительные акции

Православные песнопения в исполнении монастырских хоров

Молитвы живущих в супружестве

Ко дню памяти Патриарха Алексия II

Агентство религиозной информации "Благовест"

Удачного путешествия

"Рецепты для хозяйки во время урожайной осени"

Молитвы на Лето Господне

Молитвы для земледельцев



Banners

Читайте Евангелие, закон Божий, адреса храмов,
правильно готовьтесь к исповеди и причастию

Интернет-паломничество

Великая Лавра Афон
Великая Лавра Афон
Изображение взято по ссылке
http://ic.pics.livejournal.com/
irnella/66734384/
1599716/1599716_original.jpg

Cсылки для перехода на сайты с записями церковных служб или с веб-камерами, транслирующими сами службы, 3-D туры по храмам и монастырям.
Читать о Великой Лавре


Икона дня



Blue Flower

Источник http://www.pravoslavie.us/RU/Chants-Full.htm

Оглавление.
1. Знаменное пение.
2. Осмогласие.
3. Октоих.
4. Демественное (домашнее пение).
5. Жанры богослужебных песнопений.
6. Специальные названия песнопений.
7. Место песнопения в богослужении.
8. Творцы богослужебного песнопения.
9. Исполнители богослужебного пения. 

Иоанн Дамаскин.Православная церковная музыка — это музыка, звучащая во время церковного богослужения, разновидность религиозной духовной музыки, исполняемой также и вне Церкви — в быту, в концертах и т. д. В основном, это вокальная музыка без сопровождения, т. е., православное пение или певческое искусство. Церковное пение по существу - это мелодически расширенноe и украшенное чтение, а чтение - это то же пение, сокращенное в мелодии соответственно содержанию текста и требованиям Устава. При этом богослужебная мелодия не просто сопровождает священный текст, а отражает его содержание и восполняет его, передавая то, что невозможно выразить словесно.
Обычай употреблять песнопения на богослужениях, как молитвенная жертва уст, был освящен Господом Иисусом Христом на Тайной вечери. 
Православная церковная музыка делится на несколько видов: 
1. Древняя - это а) распевы, возникшие во времена Византии (византийский распев у греков и богослужебные распевы у других православных народов, входивших в состав Византии или находившихся под Византийским религиозно-культурным влиянием); б) на Кавказе (например, грузинский распев); в) на Западе (до Великой схизмы); г) в Древней Руси: знаменные, столповые распевы. Примерно до середины ХVI века знаменный роспев был одноголосным. С появлением во второй половине ХVII – начале ХVIII веков новых видов церковного пения – строчного, партесного и новых жанров церковной музыки, таких как псалом, кант, одноголосие сменяется многоголосием, и крюковое письмо заменяется нотной записью.
2. Партесная (многоголосная, хоровая) — зародилась в XVII в. на Украине и Белоруссии под влиянием католической партесной музыки, затем с XVIII в. стала распространяться и в России. Богослужебную партесную музыку писали многие композиторы, например: Д. С. Бортнянский ("Херувимская"), С. В. Рахманинов ("Всенощная бдение") и др.
3. Духовные стихи и псалмы (песни на духовные темы) – не богослужебная православная музыка.
4. Колокольные звоны.
Знаменная нотация. Кроме песнопений, поющихся на восемь гласов, в богослужении есть и такие, музыка к которым написана специально, например, "Отче наш", "Иже херувимы" и др.
Праздничные службы имеют особое, более разнообразное музыкальное оформле-ние. Например, в последней части литургии иногда исполняется концерт – сложное хоровое песнопение, доступное высокопрофессиональным певцам.

1. Знаменное пение.

Знаменное пение (знаменный распев, столповое пение, основное пение, православное каноническое пение) — основной вид церковного пения. Наиболее старинное пение православной церкви, основано на одногласном хоровом исполнении композиции. Знаменное пение основано на осьмогласии. Название происходит от старославянского слова "знамя". Певческие знамёна или столбовые знаки — знаки особой древнерусской безлинейной нотации — крюки (певческие знамена, похожие на крючки). Первоначально были созданы на основе византийской безлинейной невменной нотации. Позднейшие знамена стали называться не столповыми, а кондакарными.
Знаменное пение было распространено на Руси с XI до XVII века. Многие мелодии знаменного пения гармонизованы П. П. Турчаниновым, А. Ф. Львовым, П. И. Чайковским, А. Д. Кастальским, С. В. Рахманиновым, П. Г. Чесноковым, Н. А. Римским-Корсаковым и др.
До сих пор по знаменной нотации поют старообрядцы, в т.ч. в Старообрядческой Церкви. Есть энтузиасты, пытающиеся возродить знаменное пение и в РПЦ.

2. Осмогласие.

Распределением песнопений по их содержанию управляет закон осьмогласия, являющийся основой богослужебного пения Православной Церкви. 
В первом тысячелетии создавалась стройная, музыкально обоснованная художественная система осмогласия. Над ее совершенством трудились великие песнотворцы: на Западе – папа Римский Святой Григорий Великий, или Двоеслов (604 г.), на Востоке – Святой Иоанн Дамаскин (776 г.). Труды Святого Иоанна Дамаскина способствовали тому, что осмогласие становится основным законом богослужебного пения в практике всей Восточной Церкви. Практикуемое Русской Православной Церковью восточно-греческое осмогласие не удерживает всех точных музыкальных форм и тонкостей, имевшихся в византийском прототипе, но содержит в себе твердые музыкальные основания, мелодические и ритмические свойства византийского осмогласия. В истории развития церковного песнотворчества осмогласие является живым родником, из которого вытекли потоки и реки всех древних православных роспевов: греческих, славянских, и собственно русских.
В Восточной Церкви осмогласное пение стало общеупотребительным к началу X века. Наиболее духовно впечатляющие формы оно обрело в храмах столицы Византийской империи. Предание сохранило свидетельство русских послов Святого Равноапостольного Великого князя Владимира: "Когда мы были в храме греков, константинопольском храме Святой Софии, то не знали, на небе или на земле находились".

3. Октоих.
Октоих. 1630 год.Октоих (Осмигласник) – певческая богослужебная православная книга, содержащая тексты изменяемых молитвословий седмичного круга. Назван по принадлежности мелодической системе осмогласия.
Песнопения (тропари, кондаки, каноны и т. д.) разделены на восемь напевов (гласов). Каждый глас содержит в себе песнопения на всю седмицу. Каждый день седмицы посвящен вспоминанию или прославлению какого – нибудь святого. Службы Октоиха повторяются раз в восемь недель. В Уставе такое пение называется столпом. В году шесть столпов. Каждый столп начинается в определенное время.
Разделения церковного песнопения на гласы было совершено песнопевцем греческой Церкви св. Иоанном Дамаскиным (8-й век). Ему же приписывается и составление Октоиха, наряду со св. Митрофаном, епископом Смирнским, св. Иосифом песнописцем и другими.
В конце XVI – начале XVII века Русская Православная Церковь обогатилась новыми осмогласными роспевами: киевским, греческим и болгарским. А с конца XVII по XIX век включительно распевная сокровищница Русской Церкви пополнилась новыми напевами: симоновским, сложившимся в московском Симоновом монастыре, напевом московского Успенского собора, монастырскими напевами, придворными и обычными.
Основное значение в процессе образования знаменных роспевов имели учители пения и отдельные певцы, творцы церковных напевов. К сожалению, история сохранила весьма скудные сведения о них. Преисполненные сознанием великой ответственности перед церковью, эти скромные, богобоязненные музыканты практики трудились во славу Божию в тиши монастырских келий.

Количество просмотров материалов
1427907

доска объявлений