Поиск

Игра Паломник

Православный
геймер
для ВАС

Православные
мультфипьмы
для ВАС

Комиссия Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь
Поездки по всему Миру Поездки на Афон Паломничество на теплоходе

Продукция монастырских подворий

Накануне экзаменов
Новый Год в кругу семьи

Воскресные школы, православные гимназии Москвы и Московской области

Благотворительные акции

Православные песнопения в исполнении монастырских хоров

Молитвы живущих в супружестве

Ко дню памяти Патриарха Алексия II

Агентство религиозной информации "Благовест"

Удачного путешествия

"Рецепты для хозяйки во время урожайной осени"

Молитвы на Лето Господне

Молитвы для земледельцев



Banners

Читайте Евангелие, закон Божий, адреса храмов,
правильно готовьтесь к исповеди и причастию

Интернет-паломничество

Великая Лавра Афон
Великая Лавра Афон
Изображение взято по ссылке
http://ic.pics.livejournal.com/
irnella/66734384/
1599716/1599716_original.jpg

Cсылки для перехода на сайты с записями церковных служб или с веб-камерами, транслирующими сами службы, 3-D туры по храмам и монастырям.
Читать о Великой Лавре


Икона дня



Blue Flower



4. Демественное (домашнее пение).

Наряду со знаменным пением на Руси с X века существовало демественное пение (греч. – домашнее), или демество, считавшееся самым изящным, демественное пение было свойственно домашнему греческому быту. Оно было свободно от условий и границ, положенных для церковного богослужебного пения, не подчинялось строгим законам осмогласия и отличались музыкальной свободой. Такое же домашнее, келейное назначение оно имело сначала и на Руси. Но с начала XVI века, внедрившись и в богослужебную практику, стилистика демественного пения принципиально изменилась. Демеством стали петь в торжественных случаях праздничные стихиры, величания и многолетия.

5. Жанры богослужебных песнопений.

Существует много жанров православного песнопения, перечислим некоторые из них:

Акафист.
Акафист Пресвятой Богоматери. Фреска Московского Кремля. Акафист (с греческого - песнь, которую поют не садясь, стоя) - жанр православной церковной гимнографии. Акафистом так же называют разновидность кондака.
Наиболее Известные Православные Акафисты.
Смотрите более полный очерк и прослушайте...

Аллилуиарий.
Аллилуиарий - это торжественное пение слова "аллилуия", многократно (обычно трижды) повторяемого с промежуточными стихами из псалмов. На Литургии пение "аллилуия" является прокимном последующего Евангелия и поется на положенный уставом глас. При этом чтец возглашает глас и стихи из псалмов, а певцы поют "аллилуия". Пение "аллилуия" перед Евангелием означает хвалу Богу и явление Божественной благодати, т.е., чтение Евангелия. 

Антифон.
Антифон (с греческого - "противогласник") - попеременное пение, которое положено петь на двух клиросах двумя хорами. То есть, один хор поет первый стих, следующий стих поет другой хор, третий стих - опять первый хор и т.д.
В Православной церкви в настоящее время антифоны поются на праздничной вечерне, праздничной или воскресной утрене, на литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого (а также на изобразительных).
На вечерне антифоном служат стихи из 1, 2 и 3 псалмов.
На утрене поются так называемые степенные антифоны, темой которым послужили степенные псалмы 119 — 133. Степенные антифоны были написаны в IX в. в Студийском монастыре в Константинополе. На литургии антифонами являются: в будние дни — стихи 9, 92, 94 псалмов, в воскресные и праздничные дни так называемые изобразительные антифоны 102, 145 псалмы и блаженны, а в праздничные дни, посвящённые Иисусу Христу — особые, праздничные антифоны.
Типы антифонов:.
Антифоны Псалтири (или Антифоны Кафизм) — так называют части кафизм Псалтири, поскольку устав назначает петь стихи кафизм попеременно двум ликам.
Антифоны изобразительные — из псалмов 102 и 145, поющиеся на литургии вслед за великою ектениею. Когда поются изобразительные антифоны, то вместо третьего антифона поются Блаженны и между ними тропари 3-й и 6-й или иной песни канона утрени.
Антифоны повседневные — состоят из псалмов 9, 92 и 94 и поющиеся вместо Блаженных и изобразительных псалмов, когда в уставе не указаны песни канона для пения на Блаженных.
Праздничные антифоны — антифоны, поющиеся в двунадесятые праздники. Праздничные антифоны на литургии составлены из стихов разных псалмов, соответственно содержанию праздника. Эти стихи псалмов чередуются или с особыми припевами, "Молитвами Богородицы" и "Спаси ны, Сыне Божий", или с тропарём самого праздника.
Антифоны степенные — утренние воскресные антифоны, названные так потому, что они составлены, возможно, святым Иоанном Дамаскиным применительно к 15 псалмам (от 119 до 133), называвшимся у евреев песнями степеней. Эти песни пелись паломниками при восхождении на ступени Иерусалимского храма. Степенных антифонов восемь — по числу гласов. Каждый составлен из трёх частей для каждого гласа, кроме 8-го, где их четыре. Эти песнопения аскетического содержания, в них говорится об очищении и исправлении души от страстей и греха. Поются они на особый напев. К каждому присоединено в конце прославление Святого Духа.

Гимн.

Симеон Новый Богослов (Гимны).Православный гимн – это торжественное песнопение, прославляющее Бога, а так же что-либо или кого-либо. Гимн генетически восходит к молитве. Через Византию форма гимна, вместе с христианством, проникает в славянскую литературу. В византийской церкви (как и в восточных национальных церквах) гимны считались отголоском небесного пения ангелов. Тексты дают свободные парафразы Библии, их стих строился по счету слогов, причем ударения стиховое и словесное совпадают. Гимны были унисонными, исполнялись без сопровождения, но иногда пелись в антифонной смене двух полухорий.

Икос.
Икос – песнопение, содержащее прославление святого или празднуемого события. Икос это строка канона или акафиста. Когда икос следует за кондаком, то в нем раскрываются, объясняются мысли кондака. Икос и кондак оканчиваются одними словами.

Ипакои.
Ипакои (с греч. - "послушание, внимание, повиновение" -) - это строфа тропарного характера, которая исполняется в том месте, где обычно положен седален, но из-за высокого содержания это песнопение положено слушать стоя и с особым вниманием. Ипакои - особая группа богослужебных песней в православной церкви, рассказывающих о том, как ангелы возвестили мироносицам, мироносицы — апостолам, а те и другие — всему миру о воскресении Христовом. Название ипакои указывает на то особое внимание, с каким христиане должны слушать воспоминание о воскресении Христовом. Ипакои включаются в утреннее и всенощное богослужения.

Канон.

Начиная с середины VII века, самым популярным жанром становится канон. Канон в православном богослужении — песнопение, посвящённое прославлению какого-либо праздника или святого. Входит в состав богослужений. Канон делится на песни (оды), каждая песнь состоит из ирмоса (начальной строфы) и нескольких тропарей. 
В завершение песни канона поется стих (обычно ирмос), получивший название катавасия (с греч. "схожу вниз"). Такое название связано с тем, что при этом по Уставу положено сходиться на середину храма певцам обоих хоров и петь вместе. В качестве катавасии поется либо ирмос одного из канонов, либо ирмос в честь Божией Матери, либо ирмос праздника, что регламентируется Уставом. При этом может не соблюдаться сходство размера и слогов с ирмосом, как это положено для тропарей канона. Ранее катавасией назывались и другие песнопения, для пения которых оба хора (или даже один певец) сходили на середину храма.
Число песен канона может быть 2, 3, 4, 8 и 9. Ирмос также является связкой, переводящей от темы библейской песни к теме тропарей канона. Музыкально ирмосы подчиняются системе осмогласия. Богослужебные сборники (книги) ирмосов называются ирмологиями.
Девять песен исполнявшегося во время утренней службы канона представляли собой поэтический пересказ девяти библейских песен из нового и ветхого заветов: 
1. "Исход" XV, 1-19 – благодарственная песнь после прохождения через Чермное моря (песнь Мариамы, сестры Моисеевой).
2. "Второзаконие" XXXII, 1 – 47 - Наставления Моисея (песнь Моисеева по переходе иудеев через пустыню). 
3. "Книга Царств" II, 2-10 – благодарственная молитва Анны, матери пророка Самуила.
4. "Аввакум" III, 2-19 – молитва Аввакума (песнь пророка Аввакума, который провидел Христа, родившегося от Девы).
5. "Исайя" XXVI, 9-19 – молитва Исайи (песнь пророка Исайи, который предвозвестил чудо "яко се Дева приимет и родит сына Еммануила").
6. "Ион" II, 3-10 – молитва Ионы (песнь пророка Ионы, который своим тридневным пребыванием во чреве кита прообразовал тридневное погребение и Воскресение Спасителя).
7. "Даниил" III, 26-45, 52-56 – молитва Азарии и начало гимна трех отроков (песнь трех отроков Анании, Азарии и Мисаила, не опалившихся в пещи Вавилонской, что было прообразом Божественного Воплощения).
8. "Даниил" III, 57-88 – продолжение гимна трех отроков (славословие Господу, которое воспели эти три отрока, призывая к сему всякое создание: "Благословите вся дела Господня Господа, пойте и превозносите Его во веки"). 
9. "От Луки" I, 46-55, 63-79 – песня Марии (в честь Пресвятой Богородицы и также содержит пророчество Захарии, отца святого Иоанна Предтечи). 
Вторая песнь канона в большинстве случаев отсутствует по причине обличительного и грозного характера второй библейской песни. Она имеется в Великом Покаянном каноне преподобного Андрея Критского и в некоторый других канонах. Помимо полного канона (состоящего из 9-ти или 8-ми песней), бывают также неполные каноны. Это двупеснец - канон, состоящий из 2-х песней (8-ой и 9-ой), трипеснец - канон, состоящий из 3-х песней (одна из песней меняется по дню седмицы, а 8-я и 9-я имеются всегда), четверопеснец - канон, состоящий из 4-х песней (6-ой, 7-ой, 8-ой и 9-ой). 
Первоначально ирмос и тропари каждой песни канона пелись перемежаясь со стихами соответствующей библейской песни. Тропари раньше тоже пелись. В современной практике поется только ирмос, а тропари читаются. Библейские песни сейчас поются или читаются только в седмичные дни Великого поста, а в другое время заменяются припевом, соответствующем празднику или святому (например, "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе", "Пресвятая Богородице, спаси нас", "Святителю отче Николае, моли Бога о нас"). 
Несколько канонов могут быть соединены в один. Например, соединяется три канона. В таком случае, сначала поется 1-я песнь первого канона, потом второго, потом третьего, затем таким же образом следующие песни этих канонов. 
После 3-й песни положена малая ектения и некоторые песнопения, посвященные празднику (седальны, ипакои, иногда кондаки). После 6-й песни после малой ектении поется кондак праздника вместе с икосом. После 8-й песни, кроме некоторых дней, поется песнь Богородицы "Величит душа Моя Господа" с припевом "Честнейшую Херувим...". В великие праздники вместо этой песни поются особые припевы. 
Иоанн Зонара (начало XIII века) считал, что каноном этот жанр стал называться из-за своей строго упорядоченной структуры – (правило, норма, мера): "Канон так называется потому, что он имеет определенную соразмерность девяти од, т.к. это число отражает небесную иерархию. Девять од символически выражают Святую Троицу, ибо трижды три дает число девять, как число трехкратной троичности. Из-за этого оно и установлено в гимне".
В отличие от своего предшественника кондака, в котором строфы пелись на одну и ту же мелодию, исключая вступление, в каноне каждая ода исполнялась либо на новую, либо на существенно измененную мелодию. Каноны стали создавать буквально для каждого праздника.
Наиболее Известные Православные Каноны

Кондак.

Кондак Благовещенский. Кондак - это жанр церковной византийской гимнографии получает непродолжительное развитие к концу V – началу VI веков. Основоположником жанра является преподобный Роман Сладкопевец (Мелод) (I половина VI в.), который является автором большинства кондаков. Текст кондака мог содержать от 9-ти до 30-ти строф. Древние кондаки — многострофные поэмы. Начальная строфа являлась вступлением и называлась "Ирмос" (проимион или кукулион). В этой строфе излагалась главная тема, идея всей поэмы, а последующие икосы эту тему развивали. Последняя строфа – это обобщение назидательного характера. Строфы читал канонарх, рефрен пел народ. 
Просуществовал "Кондак" недолго, и уже с VIII века кондак как жанр вытесняется каноном. Число строф кондака сокращается. От всей поэмы остался один проимион, который и стал называться кондаком, и первый икос. Можно сказать, что акафист - есть, собственно, полный кондак.
В Православном богослужении сохранились две строфы, называемые кондаком и икосом, которые читаются или поются после шестой песни канона. Этот же кондак читается на часах. Исключение составляет сохранившийся полным кондак, который поётся и читается при отпевании священника или архиерея.
Кондаками также называются строфы акафиста.
Устав о пении тропарей и кондаков содержится в богослужебной книге Типиконе (глава 52, а также главы 23, 4, 5, 12, 13, 15).

Паремия.

Паремия (с греч . - "притча", "иносказание"). Паремиями называются чтения из Священного Писания (Обычно, из Ветхого Завета, а иногда из Апостольских посланий), в котором прикровенно, пророчески или прообразовательно указывается на значение настоящего праздника. Паремии читаются на вечерне, на великопостных и царских часах. 

Прокимен. 
В переводе с греческого прокимен означает "предлежащее, впереди лежащий". Прокимном называется стих, который предшествует чтению Священного Писания (Апостола, Евангелия, паремии). Каждый прокимен имеет один или несколько стихов, которые составляют продолжение прокимна и тесно с ним связаны по смыслу. Исполняется прокимен так: чтец объявляет глас и произносит текст прокимна, после чего певцы поют этот прокимен. Чтец произносит следующий стих, певцы в ответ повторяют прокимен (первоначальный стих). В заключение чтец возглашает первую половину прокимна, а певцы пояю вторую его половину. 

Псалом.

150 ветхозаветных гимнов, обращенных к богу и составляющих псалтырь. Псалтирь разделилась на 20 разделов, которые именуются "кафизмами". Каждая кафизма содержат разное число псалмов. Напимер, в 18-й кафизме, которая называется "песнь ступеней (восхождения)" содержится 15 псалмов (псалмы 119—133). В кафизме же 17-й, напротив, содержится только один 118 псалом, который называется "Непорочны".
Каждая кафизма делится на три части. Каждая часть называется "слава". Так как между этими частями читаются славословия:
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды). Господи, помилуй (трижды). Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Широко используется в современном богослужении.

Кафизма.

Кафизма - раздел Псалтири. Название происходит от греческого слова, означающего "сидение", то есть на богослужении во время чтения кафизм сидят. Ранее, во время чтения или пения кафизм стояли, а сидели на следующих за ними седальнах и на следующих за седальнами святоотеческих чтениях. Тропари, читаемые после кафизм, в православной традиции называются "седальны". Псалтирь разделен на двадцать кафизм. Каждая кафизма раздеоена на 3 части (славы). может быть представлено следующей таблицей:
Разделение Псалтыри на кафизмы и славы.

Кафизма    1 Слава    2 Слава    3 Слава
I    1-3    4-6    7-8
II    9-10    11-13    14-16
III    17    18-20    21-23
IV    24-26    27-29    30-31
V    32-33    34-35    36
VI    37-39    40-42    43-45
VII    46-48    49-50    51-54
VIII    55-57    58-60    61-63
IX    64-66    67    68-69
X    70-71    72-73    74-76
XI    77    78-80    81-84
XII    85-87    88    89-90
XIII    91-93    94-96    97-100
XIV    101-102    103    104
XV    105    106    107-108
XVI    109-111    112-114    115-117
XVII    118:1-72    118:73-131    118:132-176
XVIII    119-123    124-128    129-133
XIX    134-136    137-139    140-142
XX    143-144    145-147    148-150

Стихира.

Стихира – это песнопение, составленное по случаю праздника, дня, события, святого и предваряющееся стихом, запевом, взятом из псалтири. В стихирах проводится главная тема дня, воспоминаемого события или дается характеристика воспоминаемого святого и соообщаются какие-то моменты его жития. В определенных местах богослужения располагаеся ряд из нескольких стихир, каждая из которых предваряется стихом из псалтири. Последняя стихира из ряда поется после запева "Слава:", поэтому она называется иногда "славником". А на "И ныне:" поется всегда стихира в честь Божией Матери, называется эта стихира - "Богородичен". Имеются также отдельно стоящие стихиры, которые также предваряются стихом из псалма. Например, стихира по 50-м псалме на полиелейной утрени.

Тропарь.

Тропарь - краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется священное лицо. Первое упоминание о тропаре относится к началу VI века. Первоначально он представлял собой краткую молитву, следовавшую за стихом какого-либо псалма. Тропари сочинялись ко всем праздникам, ко всем торжественным событиям и к дням поминовения святых. Этот жанр стал основным в византийской гимнографии. Особенно его значение возросло после иконоборческого движения, когда стало упорядочиваться богослужение, но он не был самостоятельным произведением, а служил частью более крупной музыкально-поэтической композиции. В тропаре кратко резюмируется все, что было сказано в предыдущих песнопениях этого дня. Тропарь содержит главную богослужебную тему дня или данного богослужения. В одной службе могут петься несколько тропарей, если Церковь совершает празднование нескольким святым или событиям (например, воскресный день и память святого). Слово "тропарь" также соотносят с греческим словом "трепо" - "обращаться". На праздничной Литургии тропари вплетаются между стихами псалма, составляющего третий антифон.
В каноне - одна из ряда песен (в строфической форме), следующих за ирмосом. В каноне тропари каждой песни составлены по образу ирмоса, т.е. "обращаются", относятся, к ирмосам.

Количество просмотров материалов
1426555

доска объявлений