Поиск

Игра Паломник

Православный
геймер
для ВАС

Православные
мультфипьмы
для ВАС

Комиссия Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь
Поездки по всему Миру Поездки на Афон Паломничество на теплоходе

Продукция монастырских подворий

Накануне экзаменов
Новый Год в кругу семьи

Воскресные школы, православные гимназии Москвы и Московской области

Благотворительные акции

Православные песнопения в исполнении монастырских хоров

Молитвы живущих в супружестве

Ко дню памяти Патриарха Алексия II

Агентство религиозной информации "Благовест"

Удачного путешествия

"Рецепты для хозяйки во время урожайной осени"

Молитвы на Лето Господне

Молитвы для земледельцев



Banners

Читайте Евангелие, закон Божий, адреса храмов,
правильно готовьтесь к исповеди и причастию

Интернет-паломничество

Великая Лавра Афон
Великая Лавра Афон
Изображение взято по ссылке
http://ic.pics.livejournal.com/
irnella/66734384/
1599716/1599716_original.jpg

Cсылки для перехода на сайты с записями церковных служб или с веб-камерами, транслирующими сами службы, 3-D туры по храмам и монастырям.
Читать о Великой Лавре


Икона дня



Blue Flower


6. Специальные названия песнопений.

К XII - XIII веков в Византии сложилась целая система песнопений, применявшаяся за богослужением. Она состояла из ограниченного числа жанров, сформировавшихся ранее (псалом, канон, тропарь, гимн, стихира). Исполнение того или иного жанра, время, место исполнения в богослужении, своеобразие его содержания и тематики, особенности текста и методов исполнения – все это способствовало закреплению за песнопениями определенных названий. 

6.1. По начальным словам.
Многие песнопения получили наименования по своим начальным словам: 
- "Славословные" – по первому слову восклицания "Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу"; 
- "Многомилостивые" – псалмы 134 и 135, содержащие частое повторение слова "милость";
- "Величальные" – по начальному глаголу 9-ой оды канона "Величит душа моя Господа";
- "Блаженны" – тропари, исполнявшиеся с заповедями блаженств (от Матфея V, 3-120;
- "На хвалитех" – припевающиеся к строкам псалма 146 "Хвалите Господа"; 
- стихиры на "Господи воззвах", припевающиеся к псалмам 129, 140, 141. первый стих которых имеет слово "воззвах"; 
- "Непорочные" – псалом 118 с начальной фразой "Блаженны непорочные в путь ходящи"; 
- "Херувимская" – песнопение, начинающееся со слов "Иже херувимы" и т.д.

6.2. По времени использования.
В другой группе песнопения стали называться в зависимости от времени их использования:
- "Утренние" – XI евангельских стихир, звучащих на утрене; 
- "Отпустительные" – отпуст, отпущение, - тропари, завершающие Великую Вечерню; - "Эксапостиларий" (Ексапостиларий буквально с греческого значит "посылаемый"), - певшиеся после канона и повествовавшие, как посылается свет для сотворенного мира. Это тропарь, который на утрени поется перед хвалитными стихирами. Вероятно, его название связано с тем, что для его исполнения посылался один из певцов на середину храма или на амвон (сейчас так исполняются обычно ексапостиларии на Страстной Седмице). Иногда это песнопение называют "Светильном", потому что обычно в нем говорится о свете, о просвещении души свыше и оно предшествует возглашению "Слава Тебе, показавшему нам свет".
- "Причастны" или "Киноник", - исполнявшиеся во время Причастия. Это стих из псалма (реже другой какой-либо текст из Священного Писания), который поется во время причащения священнослужителей и заканчивается повторяющимся пением "аллилуия". Содержание причастна соответсвует главной теме дня или праздника. 

6.3. По основной своей теме.
Песнопения этой группы стали именоваться по основной своей теме: 
- "Троичны", прославлявшие Троицу; 
- "Богородичны" – посвященные Марии; 
- "Крестобогородичны" – о страдании Марии перед Крестом, на котором был распят Иисус Христос; 
- "Мученичны" – о христианских мучениках; 
- "Доксологии" – буквально славословия – антифонные гимны, венчающие заутреню; 
- "Воскресные" – прославляющие воскресшего Христа; 
- "Крестовоскресные" – о страданиях Иисуса Христа на Кресте и его Воскресении;
- "Догматики" – догмат о вочеловечевании Бога; 
- "Молебны" – (благочестивое), в которых верующие просят прощение за грехи.

6.4. По побочным признакам.
Отдельные песнопения получили свои названия по некоторым побочным признакам: 
- "Катавасия" – при пении которых верующие вставали;
- "Седальны" или "Кафизмы", исполнявшиеся обычно сидя. Это песнопение, по форме - тропарь, который поется в определенный местах богослужения (например, после кафизмы Псалтири или после 3-й песни канона), и во время пения этого песнопения разрешается сидеть;
- "Неседальны" – при его исполнении не разрешалось сидеть.
Эти песнопения имели и чисто музыкальные отличия. В одних были более развиты звуковысотные стороны музыкального материала, в других ритмические. Песнопения также отличались темпом, характером звучания: они могли быть величественными, повествовательными, трагическими, лирическими, распевными, речитативными и т.д. Благодаря сумме этих особенностей и признаков и складывался "стиль" каждой разновидности песнопения.

7. Место песнопения в богослужении.

Клемент Александрийский. Каждому музыкальному жанру отводилось определенное место в богослужении. Музыкальное оформление самого богослужения было регламентировано. В зависимости от церковных праздников устанавливался состав песнопений, последовательность молитв и пения. Хоровые произведения исполнялись то правым, то левым хорами, а также хором "народа". Песнопения исполнялись не только хорами, но и солистами-псалтами. Судя по литургическим памятникам этого периода, все богослужение было буквально пронизано музыкой. Такая наполненность музыкальным материалом усиливала эмоциональное воздействие богослужения на верующих. Пение было одним из решающих факторов, способствующих тому, что византийская Литургия превратилась в грандиозное и впечатляющее действо. Не случайно приезжавшие в Константинополь иностранцы стремились посетить крупнейшие соборы, чтобы присутствовать на службах, ставших неотъемлемой частью и характерной чертой византийской культуры.

8. Творцы богослужебного песнопения.

С III века музыкально-мелодический стиль христианского песнотворчества начал испытывать влияние греко-языческой светской музыки, привнесенной в юную Церковь, потоком прозелитов (язычников).Сопоставляя нравственную сущность христианства с характером греко-языческой светской музыки, пресвитер Клемент Александрийский пришел к выводу, что она несовместима с духом христианства, и решительно отрицал ее в церковно-богослужебном обиходе. Отвергнув музыку светскую, Клемент Александрийский создал основу теории церковной музыки: "К музыке должно прибегать для украшения и образования нравов. Должна быть отвергнута музыка чрезмерная, надламливающая душу, вдающаяся в разнообразие, то плачущая, то неудержимая и страстная, то неистовая и безумная …". "Мелодии мы должны выбирать проникнутые бесстрастностью и целомудрием". Мысли пресвитера Клемента разделяли Святые Киприан, епископ Карфагенский, Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, и блаженный Иероним Стридонский.
Каноническое закрепление на вечные времена концепция церковной музыки Клемента Александрийского получила в формулировке 75-го правила VI Вселенского Собора (680 - 681 г.г.): "Желаем, чтобы приходящие в церковь для пения не употребляли бесчинных воплей, не вынуждали из себя неестественного крика и не вводили ничего несообразного и несвойственного Церкви, но с великим вниманием и умилением приносили псалмопения Богу, назирающему сокровенное".
Ирмолог. 14-й век. В XI веке, при составлении первых русских служб – Святым Борису и Глебу (перенесение мощей) и преподобному Феодосию Печерскому, певчим отводится определенная роль. И скоро среди русских появляются свои собственные (гораздые певцы), (мастера пения), стремящиеся к самостоятельному творчеству. Овладевая музыкальным характером и техникой знаменных мелодий русские мастера пения стремились к расширению и обогащению певческого репертуара. Знаменные мелодии бесконечно варьировались, а приносимые из соседних православных стран песнопения обрабатывались и приспособлялись к русским самобытным церковно-певческим нотациям и вкусам. В процессе такого творчества создавались совершенно новые, самостоятельные русские распевные мелодии.
Не зависимо от того, создавалась ли музыка известными авторами, имена которых запечатлены в церковной традиции, или безвестными музыкантами, многие из песнопений, благодаря своим выдающимся художественным достоинствам, надолго вошли в музыкальную жизнь.
Разнообразие музыкального репертуара привело к созданию "литургических книг" – рукописных сборников, в которых фиксировались песнопения: либо только текст, либо текст с нотацией. Считается, что древнейшей такой литургической книгой, появившейся в VIII век, был "стихирарий" – собрание стихир. Другим ранним собранием был "ирмолог", содержащий ирмосы канонов церковных праздников.
Березовский Максим Созонович. 1745-1777. Многие русские композиторы старались поднять художественный уровень церков-ной музыки путём создания как отдельных песнопений, так и целых служб – литургии, всенощной, панихиды. Надо отметить, что старинная профессиональная музыка в основ-ном носила духовный характер, писалась для церкви. В ХIХ веке внимание русских ком-позиторов переходит к светским жанрам, но время от времени в своём творчестве они то-же обращались к религиозным темам. Интерес к церковным жанрам возродился в начале ХХ века и был связан с пробуждением внимания к русской старине.
Например, известны свыше двадцати духовных сочинений М. С. Березовского (1745 - 1777), среди них духовные концерты "Не отвержи мене во время старости", "Господь воцарился". Многочисленны культовые песнопения Д. С. Бортнянского (1751 - 1825) – переложения знаменных роспевов, 35 четырехголосных концертов (3-ий - "Господи, силою твоею" - праздничный, торжественный; 32-ой - "Скажи ми, Господи, кончину мою" - скорбный), хвалебные песнопения и др. С. И. Давыдов (1777 - 1825) – автор популярных в свое время духовных произведений (16 концертов, литургия). 
Рахманинов Сергей Васильевич. 1873-1943. Обращались к церковной музыке А. Н. Верстовский (1799 - 1862), М. И. Глинка (1804 - 1857), А. А. Архангельский (1846 - 1924), П. И. Чайковский (1840 - 1893), П. Г. Чесноков (1877 - 1944). Можно назвать еще много русских композиторов,которые писали церковную (духовную и культовую) музыку. Но вершиной её считаются "Литургия Иоанна Златоуста" и "Всенощное Бдение" С. В. Рахманинова (1873 - 1943), открывшие, по выражению Б. В. Асафьева, "до глубокого дна" русское начало в интонациях хорового культового пения.

Количество просмотров материалов
1407799

доска объявлений