- Подробности
- Автор: Super User
- Категория: Основы
- Опубликовано: 20 Февраль 2017
- Просмотров: 2503
9. Исполнители богослужебного пения.
Хор Грегорианских монахов. Сложность и многоплановость музыкального материала богослужений требовали умелого организационного руководства всеми певчими. Принципы формирования церковных, монастырских и дворцовых хоров были разными и к тому же часто менялись. Функции руководителя переходили от одной должности к другой. Регентом могли называть и доместика, руководителя певчих, и протопсалта.
На рубеже V - VI веков впервые появляется термин "Кононарх". Кононархом называли монаха, ударами палки призывавшего братию к пению. В монастырских хорах первоначальной обязанностью кононарха было незаметно подсказывать певчим текст и давать "основной тон" песнопения. Самую важную должность в церковных хорах выполняли "Доместики" (от латинского – начальник, предводитель). Они были наиболее музыкально образованы и осуществляли художественное обучение певчих. Доместик выучивал с певчими все песнопения, необходимые для богослужения. Именно "доместик" осуществлял "хирономию" – своеобразную жестикуляцию, посредством которой можно было напоминать певчим движение мелодий и выдерживать единый ритм музыкального произведения. Доместик должен был обладать хорошим голосом, так как сольные номера и фрагменты исполнял в основном он. В обязанности доместика входило и соблюдение установленной последовательности песнопений во время богослужения.
Большая роль музыки в церковной, монастырской и государственной жизни заставляла заботиться о подготовке певчих, способных на высоком художественном уровне исполнять всю музыкальную часть богослужения. Такие певчие воспитывались при церквях и монастырях. Особенно активно подготовка певчих осуществлялась в монастырях. Сам уклад жизни монастыря предопределял музыкально-религиозное воспитание. Устав монастырских служб предусматривал множество песнопений на каждый день. За нарушение установленного порядка песнопений предписывались определенные наказания. Каждый певчий обязан был не только хорошо владеть вокальным искусством, но и блестяще знать весь репертуар. Из некоторых монахов выходили не только певчие, но и создатели кондакорей и песнопений.
Богослужебная музыка исполнялась на Руси певцами, имевшими специальное посвящение от епископа и принадлежавших к сословию церковнослужителей. В XV веке начали складываться отдельные хоры из певцов-любителей, выделявшихся голосовыми данными и основательно знавшими церковное пение. Вначале они были образованы при великокняжеском и митрополичьем дворах, а затем, при богатых боярских домах и соборных городских храмах. Во второй половине XVI века особую известность получают хор государевых певчих и дьяков и хор патриарших певчих дьяков и поддьяков. Оба хора составлялись из лучших голосов Руси, пользовались привилегиями и были на казенном содержании. Хор государственных дьяков в XVIII столетии был преобразован в Придворную певческую капеллу, а хор патриарших дьяков – в Московский Синодальный хор. В этих хорах усваивалось все самое важное и ценное. Огромное внимание уделялось развитию церковно-певческого искусства. Позднее московский Синодальный хор преобразовался в хоровое училище мальчиков имени А.В.Свешникова, а затем получает статус Академии хорового искусства.
Использованы материалы:
- Прот. С. Слободский "Закон Божий" М.:Яуза-пресс, Лепта Книга, Эксмо, 2008.
- с веб сайтов: http://ru.wikipedia.org, http://www.predanie.ru, http://www.zvon.ru,http://irmologion.ru, http://www.hristianstvo.ru
История Московского синодального хора
Академический регент игумен Никифор
Московский регент
Началось c церковного хора регента Ивана Юхова
«Стараюсь, чтобы каждое мое дело было при Церкви»
- << Назад
- Вперёд