Печать 

Источник http://www.pravoslavie.us/RU/Chants-Full.htm

Оглавление.
1. Знаменное пение.
2. Осмогласие.
3. Октоих.
4. Демественное (домашнее пение).
5. Жанры богослужебных песнопений.
6. Специальные названия песнопений.
7. Место песнопения в богослужении.
8. Творцы богослужебного песнопения.
9. Исполнители богослужебного пения. 

Иоанн Дамаскин.Православная церковная музыка — это музыка, звучащая во время церковного богослужения, разновидность религиозной духовной музыки, исполняемой также и вне Церкви — в быту, в концертах и т. д. В основном, это вокальная музыка без сопровождения, т. е., православное пение или певческое искусство. Церковное пение по существу - это мелодически расширенноe и украшенное чтение, а чтение - это то же пение, сокращенное в мелодии соответственно содержанию текста и требованиям Устава. При этом богослужебная мелодия не просто сопровождает священный текст, а отражает его содержание и восполняет его, передавая то, что невозможно выразить словесно.
Обычай употреблять песнопения на богослужениях, как молитвенная жертва уст, был освящен Господом Иисусом Христом на Тайной вечери. 
Православная церковная музыка делится на несколько видов: 
1. Древняя - это а) распевы, возникшие во времена Византии (византийский распев у греков и богослужебные распевы у других православных народов, входивших в состав Византии или находившихся под Византийским религиозно-культурным влиянием); б) на Кавказе (например, грузинский распев); в) на Западе (до Великой схизмы); г) в Древней Руси: знаменные, столповые распевы. Примерно до середины ХVI века знаменный роспев был одноголосным. С появлением во второй половине ХVII – начале ХVIII веков новых видов церковного пения – строчного, партесного и новых жанров церковной музыки, таких как псалом, кант, одноголосие сменяется многоголосием, и крюковое письмо заменяется нотной записью.
2. Партесная (многоголосная, хоровая) — зародилась в XVII в. на Украине и Белоруссии под влиянием католической партесной музыки, затем с XVIII в. стала распространяться и в России. Богослужебную партесную музыку писали многие композиторы, например: Д. С. Бортнянский ("Херувимская"), С. В. Рахманинов ("Всенощная бдение") и др.
3. Духовные стихи и псалмы (песни на духовные темы) – не богослужебная православная музыка.
4. Колокольные звоны.
Знаменная нотация. Кроме песнопений, поющихся на восемь гласов, в богослужении есть и такие, музыка к которым написана специально, например, "Отче наш", "Иже херувимы" и др.
Праздничные службы имеют особое, более разнообразное музыкальное оформле-ние. Например, в последней части литургии иногда исполняется концерт – сложное хоровое песнопение, доступное высокопрофессиональным певцам.

1. Знаменное пение.

Знаменное пение (знаменный распев, столповое пение, основное пение, православное каноническое пение) — основной вид церковного пения. Наиболее старинное пение православной церкви, основано на одногласном хоровом исполнении композиции. Знаменное пение основано на осьмогласии. Название происходит от старославянского слова "знамя". Певческие знамёна или столбовые знаки — знаки особой древнерусской безлинейной нотации — крюки (певческие знамена, похожие на крючки). Первоначально были созданы на основе византийской безлинейной невменной нотации. Позднейшие знамена стали называться не столповыми, а кондакарными.
Знаменное пение было распространено на Руси с XI до XVII века. Многие мелодии знаменного пения гармонизованы П. П. Турчаниновым, А. Ф. Львовым, П. И. Чайковским, А. Д. Кастальским, С. В. Рахманиновым, П. Г. Чесноковым, Н. А. Римским-Корсаковым и др.
До сих пор по знаменной нотации поют старообрядцы, в т.ч. в Старообрядческой Церкви. Есть энтузиасты, пытающиеся возродить знаменное пение и в РПЦ.

2. Осмогласие.

Распределением песнопений по их содержанию управляет закон осьмогласия, являющийся основой богослужебного пения Православной Церкви. 
В первом тысячелетии создавалась стройная, музыкально обоснованная художественная система осмогласия. Над ее совершенством трудились великие песнотворцы: на Западе – папа Римский Святой Григорий Великий, или Двоеслов (604 г.), на Востоке – Святой Иоанн Дамаскин (776 г.). Труды Святого Иоанна Дамаскина способствовали тому, что осмогласие становится основным законом богослужебного пения в практике всей Восточной Церкви. Практикуемое Русской Православной Церковью восточно-греческое осмогласие не удерживает всех точных музыкальных форм и тонкостей, имевшихся в византийском прототипе, но содержит в себе твердые музыкальные основания, мелодические и ритмические свойства византийского осмогласия. В истории развития церковного песнотворчества осмогласие является живым родником, из которого вытекли потоки и реки всех древних православных роспевов: греческих, славянских, и собственно русских.
В Восточной Церкви осмогласное пение стало общеупотребительным к началу X века. Наиболее духовно впечатляющие формы оно обрело в храмах столицы Византийской империи. Предание сохранило свидетельство русских послов Святого Равноапостольного Великого князя Владимира: "Когда мы были в храме греков, константинопольском храме Святой Софии, то не знали, на небе или на земле находились".

3. Октоих.
Октоих. 1630 год.Октоих (Осмигласник) – певческая богослужебная православная книга, содержащая тексты изменяемых молитвословий седмичного круга. Назван по принадлежности мелодической системе осмогласия.
Песнопения (тропари, кондаки, каноны и т. д.) разделены на восемь напевов (гласов). Каждый глас содержит в себе песнопения на всю седмицу. Каждый день седмицы посвящен вспоминанию или прославлению какого – нибудь святого. Службы Октоиха повторяются раз в восемь недель. В Уставе такое пение называется столпом. В году шесть столпов. Каждый столп начинается в определенное время.
Разделения церковного песнопения на гласы было совершено песнопевцем греческой Церкви св. Иоанном Дамаскиным (8-й век). Ему же приписывается и составление Октоиха, наряду со св. Митрофаном, епископом Смирнским, св. Иосифом песнописцем и другими.
В конце XVI – начале XVII века Русская Православная Церковь обогатилась новыми осмогласными роспевами: киевским, греческим и болгарским. А с конца XVII по XIX век включительно распевная сокровищница Русской Церкви пополнилась новыми напевами: симоновским, сложившимся в московском Симоновом монастыре, напевом московского Успенского собора, монастырскими напевами, придворными и обычными.
Основное значение в процессе образования знаменных роспевов имели учители пения и отдельные певцы, творцы церковных напевов. К сожалению, история сохранила весьма скудные сведения о них. Преисполненные сознанием великой ответственности перед церковью, эти скромные, богобоязненные музыканты практики трудились во славу Божию в тиши монастырских келий.




4. Демественное (домашнее пение).

Наряду со знаменным пением на Руси с X века существовало демественное пение (греч. – домашнее), или демество, считавшееся самым изящным, демественное пение было свойственно домашнему греческому быту. Оно было свободно от условий и границ, положенных для церковного богослужебного пения, не подчинялось строгим законам осмогласия и отличались музыкальной свободой. Такое же домашнее, келейное назначение оно имело сначала и на Руси. Но с начала XVI века, внедрившись и в богослужебную практику, стилистика демественного пения принципиально изменилась. Демеством стали петь в торжественных случаях праздничные стихиры, величания и многолетия.

5. Жанры богослужебных песнопений.

Существует много жанров православного песнопения, перечислим некоторые из них:

Акафист.
Акафист Пресвятой Богоматери. Фреска Московского Кремля. Акафист (с греческого - песнь, которую поют не садясь, стоя) - жанр православной церковной гимнографии. Акафистом так же называют разновидность кондака.
Наиболее Известные Православные Акафисты.
Смотрите более полный очерк и прослушайте...

Аллилуиарий.
Аллилуиарий - это торжественное пение слова "аллилуия", многократно (обычно трижды) повторяемого с промежуточными стихами из псалмов. На Литургии пение "аллилуия" является прокимном последующего Евангелия и поется на положенный уставом глас. При этом чтец возглашает глас и стихи из псалмов, а певцы поют "аллилуия". Пение "аллилуия" перед Евангелием означает хвалу Богу и явление Божественной благодати, т.е., чтение Евангелия. 

Антифон.
Антифон (с греческого - "противогласник") - попеременное пение, которое положено петь на двух клиросах двумя хорами. То есть, один хор поет первый стих, следующий стих поет другой хор, третий стих - опять первый хор и т.д.
В Православной церкви в настоящее время антифоны поются на праздничной вечерне, праздничной или воскресной утрене, на литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого (а также на изобразительных).
На вечерне антифоном служат стихи из 1, 2 и 3 псалмов.
На утрене поются так называемые степенные антифоны, темой которым послужили степенные псалмы 119 — 133. Степенные антифоны были написаны в IX в. в Студийском монастыре в Константинополе. На литургии антифонами являются: в будние дни — стихи 9, 92, 94 псалмов, в воскресные и праздничные дни так называемые изобразительные антифоны 102, 145 псалмы и блаженны, а в праздничные дни, посвящённые Иисусу Христу — особые, праздничные антифоны.
Типы антифонов:.
Антифоны Псалтири (или Антифоны Кафизм) — так называют части кафизм Псалтири, поскольку устав назначает петь стихи кафизм попеременно двум ликам.
Антифоны изобразительные — из псалмов 102 и 145, поющиеся на литургии вслед за великою ектениею. Когда поются изобразительные антифоны, то вместо третьего антифона поются Блаженны и между ними тропари 3-й и 6-й или иной песни канона утрени.
Антифоны повседневные — состоят из псалмов 9, 92 и 94 и поющиеся вместо Блаженных и изобразительных псалмов, когда в уставе не указаны песни канона для пения на Блаженных.
Праздничные антифоны — антифоны, поющиеся в двунадесятые праздники. Праздничные антифоны на литургии составлены из стихов разных псалмов, соответственно содержанию праздника. Эти стихи псалмов чередуются или с особыми припевами, "Молитвами Богородицы" и "Спаси ны, Сыне Божий", или с тропарём самого праздника.
Антифоны степенные — утренние воскресные антифоны, названные так потому, что они составлены, возможно, святым Иоанном Дамаскиным применительно к 15 псалмам (от 119 до 133), называвшимся у евреев песнями степеней. Эти песни пелись паломниками при восхождении на ступени Иерусалимского храма. Степенных антифонов восемь — по числу гласов. Каждый составлен из трёх частей для каждого гласа, кроме 8-го, где их четыре. Эти песнопения аскетического содержания, в них говорится об очищении и исправлении души от страстей и греха. Поются они на особый напев. К каждому присоединено в конце прославление Святого Духа.

Гимн.

Симеон Новый Богослов (Гимны).Православный гимн – это торжественное песнопение, прославляющее Бога, а так же что-либо или кого-либо. Гимн генетически восходит к молитве. Через Византию форма гимна, вместе с христианством, проникает в славянскую литературу. В византийской церкви (как и в восточных национальных церквах) гимны считались отголоском небесного пения ангелов. Тексты дают свободные парафразы Библии, их стих строился по счету слогов, причем ударения стиховое и словесное совпадают. Гимны были унисонными, исполнялись без сопровождения, но иногда пелись в антифонной смене двух полухорий.

Икос.
Икос – песнопение, содержащее прославление святого или празднуемого события. Икос это строка канона или акафиста. Когда икос следует за кондаком, то в нем раскрываются, объясняются мысли кондака. Икос и кондак оканчиваются одними словами.

Ипакои.
Ипакои (с греч. - "послушание, внимание, повиновение" -) - это строфа тропарного характера, которая исполняется в том месте, где обычно положен седален, но из-за высокого содержания это песнопение положено слушать стоя и с особым вниманием. Ипакои - особая группа богослужебных песней в православной церкви, рассказывающих о том, как ангелы возвестили мироносицам, мироносицы — апостолам, а те и другие — всему миру о воскресении Христовом. Название ипакои указывает на то особое внимание, с каким христиане должны слушать воспоминание о воскресении Христовом. Ипакои включаются в утреннее и всенощное богослужения.

Канон.

Начиная с середины VII века, самым популярным жанром становится канон. Канон в православном богослужении — песнопение, посвящённое прославлению какого-либо праздника или святого. Входит в состав богослужений. Канон делится на песни (оды), каждая песнь состоит из ирмоса (начальной строфы) и нескольких тропарей. 
В завершение песни канона поется стих (обычно ирмос), получивший название катавасия (с греч. "схожу вниз"). Такое название связано с тем, что при этом по Уставу положено сходиться на середину храма певцам обоих хоров и петь вместе. В качестве катавасии поется либо ирмос одного из канонов, либо ирмос в честь Божией Матери, либо ирмос праздника, что регламентируется Уставом. При этом может не соблюдаться сходство размера и слогов с ирмосом, как это положено для тропарей канона. Ранее катавасией назывались и другие песнопения, для пения которых оба хора (или даже один певец) сходили на середину храма.
Число песен канона может быть 2, 3, 4, 8 и 9. Ирмос также является связкой, переводящей от темы библейской песни к теме тропарей канона. Музыкально ирмосы подчиняются системе осмогласия. Богослужебные сборники (книги) ирмосов называются ирмологиями.
Девять песен исполнявшегося во время утренней службы канона представляли собой поэтический пересказ девяти библейских песен из нового и ветхого заветов: 
1. "Исход" XV, 1-19 – благодарственная песнь после прохождения через Чермное моря (песнь Мариамы, сестры Моисеевой).
2. "Второзаконие" XXXII, 1 – 47 - Наставления Моисея (песнь Моисеева по переходе иудеев через пустыню). 
3. "Книга Царств" II, 2-10 – благодарственная молитва Анны, матери пророка Самуила.
4. "Аввакум" III, 2-19 – молитва Аввакума (песнь пророка Аввакума, который провидел Христа, родившегося от Девы).
5. "Исайя" XXVI, 9-19 – молитва Исайи (песнь пророка Исайи, который предвозвестил чудо "яко се Дева приимет и родит сына Еммануила").
6. "Ион" II, 3-10 – молитва Ионы (песнь пророка Ионы, который своим тридневным пребыванием во чреве кита прообразовал тридневное погребение и Воскресение Спасителя).
7. "Даниил" III, 26-45, 52-56 – молитва Азарии и начало гимна трех отроков (песнь трех отроков Анании, Азарии и Мисаила, не опалившихся в пещи Вавилонской, что было прообразом Божественного Воплощения).
8. "Даниил" III, 57-88 – продолжение гимна трех отроков (славословие Господу, которое воспели эти три отрока, призывая к сему всякое создание: "Благословите вся дела Господня Господа, пойте и превозносите Его во веки"). 
9. "От Луки" I, 46-55, 63-79 – песня Марии (в честь Пресвятой Богородицы и также содержит пророчество Захарии, отца святого Иоанна Предтечи). 
Вторая песнь канона в большинстве случаев отсутствует по причине обличительного и грозного характера второй библейской песни. Она имеется в Великом Покаянном каноне преподобного Андрея Критского и в некоторый других канонах. Помимо полного канона (состоящего из 9-ти или 8-ми песней), бывают также неполные каноны. Это двупеснец - канон, состоящий из 2-х песней (8-ой и 9-ой), трипеснец - канон, состоящий из 3-х песней (одна из песней меняется по дню седмицы, а 8-я и 9-я имеются всегда), четверопеснец - канон, состоящий из 4-х песней (6-ой, 7-ой, 8-ой и 9-ой). 
Первоначально ирмос и тропари каждой песни канона пелись перемежаясь со стихами соответствующей библейской песни. Тропари раньше тоже пелись. В современной практике поется только ирмос, а тропари читаются. Библейские песни сейчас поются или читаются только в седмичные дни Великого поста, а в другое время заменяются припевом, соответствующем празднику или святому (например, "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе", "Пресвятая Богородице, спаси нас", "Святителю отче Николае, моли Бога о нас"). 
Несколько канонов могут быть соединены в один. Например, соединяется три канона. В таком случае, сначала поется 1-я песнь первого канона, потом второго, потом третьего, затем таким же образом следующие песни этих канонов. 
После 3-й песни положена малая ектения и некоторые песнопения, посвященные празднику (седальны, ипакои, иногда кондаки). После 6-й песни после малой ектении поется кондак праздника вместе с икосом. После 8-й песни, кроме некоторых дней, поется песнь Богородицы "Величит душа Моя Господа" с припевом "Честнейшую Херувим...". В великие праздники вместо этой песни поются особые припевы. 
Иоанн Зонара (начало XIII века) считал, что каноном этот жанр стал называться из-за своей строго упорядоченной структуры – (правило, норма, мера): "Канон так называется потому, что он имеет определенную соразмерность девяти од, т.к. это число отражает небесную иерархию. Девять од символически выражают Святую Троицу, ибо трижды три дает число девять, как число трехкратной троичности. Из-за этого оно и установлено в гимне".
В отличие от своего предшественника кондака, в котором строфы пелись на одну и ту же мелодию, исключая вступление, в каноне каждая ода исполнялась либо на новую, либо на существенно измененную мелодию. Каноны стали создавать буквально для каждого праздника.
Наиболее Известные Православные Каноны

Кондак.

Кондак Благовещенский. Кондак - это жанр церковной византийской гимнографии получает непродолжительное развитие к концу V – началу VI веков. Основоположником жанра является преподобный Роман Сладкопевец (Мелод) (I половина VI в.), который является автором большинства кондаков. Текст кондака мог содержать от 9-ти до 30-ти строф. Древние кондаки — многострофные поэмы. Начальная строфа являлась вступлением и называлась "Ирмос" (проимион или кукулион). В этой строфе излагалась главная тема, идея всей поэмы, а последующие икосы эту тему развивали. Последняя строфа – это обобщение назидательного характера. Строфы читал канонарх, рефрен пел народ. 
Просуществовал "Кондак" недолго, и уже с VIII века кондак как жанр вытесняется каноном. Число строф кондака сокращается. От всей поэмы остался один проимион, который и стал называться кондаком, и первый икос. Можно сказать, что акафист - есть, собственно, полный кондак.
В Православном богослужении сохранились две строфы, называемые кондаком и икосом, которые читаются или поются после шестой песни канона. Этот же кондак читается на часах. Исключение составляет сохранившийся полным кондак, который поётся и читается при отпевании священника или архиерея.
Кондаками также называются строфы акафиста.
Устав о пении тропарей и кондаков содержится в богослужебной книге Типиконе (глава 52, а также главы 23, 4, 5, 12, 13, 15).

Паремия.

Паремия (с греч . - "притча", "иносказание"). Паремиями называются чтения из Священного Писания (Обычно, из Ветхого Завета, а иногда из Апостольских посланий), в котором прикровенно, пророчески или прообразовательно указывается на значение настоящего праздника. Паремии читаются на вечерне, на великопостных и царских часах. 

Прокимен. 
В переводе с греческого прокимен означает "предлежащее, впереди лежащий". Прокимном называется стих, который предшествует чтению Священного Писания (Апостола, Евангелия, паремии). Каждый прокимен имеет один или несколько стихов, которые составляют продолжение прокимна и тесно с ним связаны по смыслу. Исполняется прокимен так: чтец объявляет глас и произносит текст прокимна, после чего певцы поют этот прокимен. Чтец произносит следующий стих, певцы в ответ повторяют прокимен (первоначальный стих). В заключение чтец возглашает первую половину прокимна, а певцы пояю вторую его половину. 

Псалом.

150 ветхозаветных гимнов, обращенных к богу и составляющих псалтырь. Псалтирь разделилась на 20 разделов, которые именуются "кафизмами". Каждая кафизма содержат разное число псалмов. Напимер, в 18-й кафизме, которая называется "песнь ступеней (восхождения)" содержится 15 псалмов (псалмы 119—133). В кафизме же 17-й, напротив, содержится только один 118 псалом, который называется "Непорочны".
Каждая кафизма делится на три части. Каждая часть называется "слава". Так как между этими частями читаются славословия:
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды). Господи, помилуй (трижды). Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Широко используется в современном богослужении.

Кафизма.

Кафизма - раздел Псалтири. Название происходит от греческого слова, означающего "сидение", то есть на богослужении во время чтения кафизм сидят. Ранее, во время чтения или пения кафизм стояли, а сидели на следующих за ними седальнах и на следующих за седальнами святоотеческих чтениях. Тропари, читаемые после кафизм, в православной традиции называются "седальны". Псалтирь разделен на двадцать кафизм. Каждая кафизма раздеоена на 3 части (славы). может быть представлено следующей таблицей:
Разделение Псалтыри на кафизмы и славы.

Кафизма    1 Слава    2 Слава    3 Слава
I    1-3    4-6    7-8
II    9-10    11-13    14-16
III    17    18-20    21-23
IV    24-26    27-29    30-31
V    32-33    34-35    36
VI    37-39    40-42    43-45
VII    46-48    49-50    51-54
VIII    55-57    58-60    61-63
IX    64-66    67    68-69
X    70-71    72-73    74-76
XI    77    78-80    81-84
XII    85-87    88    89-90
XIII    91-93    94-96    97-100
XIV    101-102    103    104
XV    105    106    107-108
XVI    109-111    112-114    115-117
XVII    118:1-72    118:73-131    118:132-176
XVIII    119-123    124-128    129-133
XIX    134-136    137-139    140-142
XX    143-144    145-147    148-150

Стихира.

Стихира – это песнопение, составленное по случаю праздника, дня, события, святого и предваряющееся стихом, запевом, взятом из псалтири. В стихирах проводится главная тема дня, воспоминаемого события или дается характеристика воспоминаемого святого и соообщаются какие-то моменты его жития. В определенных местах богослужения располагаеся ряд из нескольких стихир, каждая из которых предваряется стихом из псалтири. Последняя стихира из ряда поется после запева "Слава:", поэтому она называется иногда "славником". А на "И ныне:" поется всегда стихира в честь Божией Матери, называется эта стихира - "Богородичен". Имеются также отдельно стоящие стихиры, которые также предваряются стихом из псалма. Например, стихира по 50-м псалме на полиелейной утрени.

Тропарь.

Тропарь - краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется священное лицо. Первое упоминание о тропаре относится к началу VI века. Первоначально он представлял собой краткую молитву, следовавшую за стихом какого-либо псалма. Тропари сочинялись ко всем праздникам, ко всем торжественным событиям и к дням поминовения святых. Этот жанр стал основным в византийской гимнографии. Особенно его значение возросло после иконоборческого движения, когда стало упорядочиваться богослужение, но он не был самостоятельным произведением, а служил частью более крупной музыкально-поэтической композиции. В тропаре кратко резюмируется все, что было сказано в предыдущих песнопениях этого дня. Тропарь содержит главную богослужебную тему дня или данного богослужения. В одной службе могут петься несколько тропарей, если Церковь совершает празднование нескольким святым или событиям (например, воскресный день и память святого). Слово "тропарь" также соотносят с греческим словом "трепо" - "обращаться". На праздничной Литургии тропари вплетаются между стихами псалма, составляющего третий антифон.
В каноне - одна из ряда песен (в строфической форме), следующих за ирмосом. В каноне тропари каждой песни составлены по образу ирмоса, т.е. "обращаются", относятся, к ирмосам.



6. Специальные названия песнопений.

К XII - XIII веков в Византии сложилась целая система песнопений, применявшаяся за богослужением. Она состояла из ограниченного числа жанров, сформировавшихся ранее (псалом, канон, тропарь, гимн, стихира). Исполнение того или иного жанра, время, место исполнения в богослужении, своеобразие его содержания и тематики, особенности текста и методов исполнения – все это способствовало закреплению за песнопениями определенных названий. 

6.1. По начальным словам.
Многие песнопения получили наименования по своим начальным словам: 
- "Славословные" – по первому слову восклицания "Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу"; 
- "Многомилостивые" – псалмы 134 и 135, содержащие частое повторение слова "милость";
- "Величальные" – по начальному глаголу 9-ой оды канона "Величит душа моя Господа";
- "Блаженны" – тропари, исполнявшиеся с заповедями блаженств (от Матфея V, 3-120;
- "На хвалитех" – припевающиеся к строкам псалма 146 "Хвалите Господа"; 
- стихиры на "Господи воззвах", припевающиеся к псалмам 129, 140, 141. первый стих которых имеет слово "воззвах"; 
- "Непорочные" – псалом 118 с начальной фразой "Блаженны непорочные в путь ходящи"; 
- "Херувимская" – песнопение, начинающееся со слов "Иже херувимы" и т.д.

6.2. По времени использования.
В другой группе песнопения стали называться в зависимости от времени их использования:
- "Утренние" – XI евангельских стихир, звучащих на утрене; 
- "Отпустительные" – отпуст, отпущение, - тропари, завершающие Великую Вечерню; - "Эксапостиларий" (Ексапостиларий буквально с греческого значит "посылаемый"), - певшиеся после канона и повествовавшие, как посылается свет для сотворенного мира. Это тропарь, который на утрени поется перед хвалитными стихирами. Вероятно, его название связано с тем, что для его исполнения посылался один из певцов на середину храма или на амвон (сейчас так исполняются обычно ексапостиларии на Страстной Седмице). Иногда это песнопение называют "Светильном", потому что обычно в нем говорится о свете, о просвещении души свыше и оно предшествует возглашению "Слава Тебе, показавшему нам свет".
- "Причастны" или "Киноник", - исполнявшиеся во время Причастия. Это стих из псалма (реже другой какой-либо текст из Священного Писания), который поется во время причащения священнослужителей и заканчивается повторяющимся пением "аллилуия". Содержание причастна соответсвует главной теме дня или праздника. 

6.3. По основной своей теме.
Песнопения этой группы стали именоваться по основной своей теме: 
- "Троичны", прославлявшие Троицу; 
- "Богородичны" – посвященные Марии; 
- "Крестобогородичны" – о страдании Марии перед Крестом, на котором был распят Иисус Христос; 
- "Мученичны" – о христианских мучениках; 
- "Доксологии" – буквально славословия – антифонные гимны, венчающие заутреню; 
- "Воскресные" – прославляющие воскресшего Христа; 
- "Крестовоскресные" – о страданиях Иисуса Христа на Кресте и его Воскресении;
- "Догматики" – догмат о вочеловечевании Бога; 
- "Молебны" – (благочестивое), в которых верующие просят прощение за грехи.

6.4. По побочным признакам.
Отдельные песнопения получили свои названия по некоторым побочным признакам: 
- "Катавасия" – при пении которых верующие вставали;
- "Седальны" или "Кафизмы", исполнявшиеся обычно сидя. Это песнопение, по форме - тропарь, который поется в определенный местах богослужения (например, после кафизмы Псалтири или после 3-й песни канона), и во время пения этого песнопения разрешается сидеть;
- "Неседальны" – при его исполнении не разрешалось сидеть.
Эти песнопения имели и чисто музыкальные отличия. В одних были более развиты звуковысотные стороны музыкального материала, в других ритмические. Песнопения также отличались темпом, характером звучания: они могли быть величественными, повествовательными, трагическими, лирическими, распевными, речитативными и т.д. Благодаря сумме этих особенностей и признаков и складывался "стиль" каждой разновидности песнопения.

7. Место песнопения в богослужении.

Клемент Александрийский. Каждому музыкальному жанру отводилось определенное место в богослужении. Музыкальное оформление самого богослужения было регламентировано. В зависимости от церковных праздников устанавливался состав песнопений, последовательность молитв и пения. Хоровые произведения исполнялись то правым, то левым хорами, а также хором "народа". Песнопения исполнялись не только хорами, но и солистами-псалтами. Судя по литургическим памятникам этого периода, все богослужение было буквально пронизано музыкой. Такая наполненность музыкальным материалом усиливала эмоциональное воздействие богослужения на верующих. Пение было одним из решающих факторов, способствующих тому, что византийская Литургия превратилась в грандиозное и впечатляющее действо. Не случайно приезжавшие в Константинополь иностранцы стремились посетить крупнейшие соборы, чтобы присутствовать на службах, ставших неотъемлемой частью и характерной чертой византийской культуры.

8. Творцы богослужебного песнопения.

С III века музыкально-мелодический стиль христианского песнотворчества начал испытывать влияние греко-языческой светской музыки, привнесенной в юную Церковь, потоком прозелитов (язычников).Сопоставляя нравственную сущность христианства с характером греко-языческой светской музыки, пресвитер Клемент Александрийский пришел к выводу, что она несовместима с духом христианства, и решительно отрицал ее в церковно-богослужебном обиходе. Отвергнув музыку светскую, Клемент Александрийский создал основу теории церковной музыки: "К музыке должно прибегать для украшения и образования нравов. Должна быть отвергнута музыка чрезмерная, надламливающая душу, вдающаяся в разнообразие, то плачущая, то неудержимая и страстная, то неистовая и безумная …". "Мелодии мы должны выбирать проникнутые бесстрастностью и целомудрием". Мысли пресвитера Клемента разделяли Святые Киприан, епископ Карфагенский, Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, и блаженный Иероним Стридонский.
Каноническое закрепление на вечные времена концепция церковной музыки Клемента Александрийского получила в формулировке 75-го правила VI Вселенского Собора (680 - 681 г.г.): "Желаем, чтобы приходящие в церковь для пения не употребляли бесчинных воплей, не вынуждали из себя неестественного крика и не вводили ничего несообразного и несвойственного Церкви, но с великим вниманием и умилением приносили псалмопения Богу, назирающему сокровенное".
Ирмолог. 14-й век. В XI веке, при составлении первых русских служб – Святым Борису и Глебу (перенесение мощей) и преподобному Феодосию Печерскому, певчим отводится определенная роль. И скоро среди русских появляются свои собственные (гораздые певцы), (мастера пения), стремящиеся к самостоятельному творчеству. Овладевая музыкальным характером и техникой знаменных мелодий русские мастера пения стремились к расширению и обогащению певческого репертуара. Знаменные мелодии бесконечно варьировались, а приносимые из соседних православных стран песнопения обрабатывались и приспособлялись к русским самобытным церковно-певческим нотациям и вкусам. В процессе такого творчества создавались совершенно новые, самостоятельные русские распевные мелодии.
Не зависимо от того, создавалась ли музыка известными авторами, имена которых запечатлены в церковной традиции, или безвестными музыкантами, многие из песнопений, благодаря своим выдающимся художественным достоинствам, надолго вошли в музыкальную жизнь.
Разнообразие музыкального репертуара привело к созданию "литургических книг" – рукописных сборников, в которых фиксировались песнопения: либо только текст, либо текст с нотацией. Считается, что древнейшей такой литургической книгой, появившейся в VIII век, был "стихирарий" – собрание стихир. Другим ранним собранием был "ирмолог", содержащий ирмосы канонов церковных праздников.
Березовский Максим Созонович. 1745-1777. Многие русские композиторы старались поднять художественный уровень церков-ной музыки путём создания как отдельных песнопений, так и целых служб – литургии, всенощной, панихиды. Надо отметить, что старинная профессиональная музыка в основ-ном носила духовный характер, писалась для церкви. В ХIХ веке внимание русских ком-позиторов переходит к светским жанрам, но время от времени в своём творчестве они то-же обращались к религиозным темам. Интерес к церковным жанрам возродился в начале ХХ века и был связан с пробуждением внимания к русской старине.
Например, известны свыше двадцати духовных сочинений М. С. Березовского (1745 - 1777), среди них духовные концерты "Не отвержи мене во время старости", "Господь воцарился". Многочисленны культовые песнопения Д. С. Бортнянского (1751 - 1825) – переложения знаменных роспевов, 35 четырехголосных концертов (3-ий - "Господи, силою твоею" - праздничный, торжественный; 32-ой - "Скажи ми, Господи, кончину мою" - скорбный), хвалебные песнопения и др. С. И. Давыдов (1777 - 1825) – автор популярных в свое время духовных произведений (16 концертов, литургия). 
Рахманинов Сергей Васильевич. 1873-1943. Обращались к церковной музыке А. Н. Верстовский (1799 - 1862), М. И. Глинка (1804 - 1857), А. А. Архангельский (1846 - 1924), П. И. Чайковский (1840 - 1893), П. Г. Чесноков (1877 - 1944). Можно назвать еще много русских композиторов,которые писали церковную (духовную и культовую) музыку. Но вершиной её считаются "Литургия Иоанна Златоуста" и "Всенощное Бдение" С. В. Рахманинова (1873 - 1943), открывшие, по выражению Б. В. Асафьева, "до глубокого дна" русское начало в интонациях хорового культового пения.



9. Исполнители богослужебного пения.

Хор Грегорианских монахов. Сложность и многоплановость музыкального материала богослужений требовали умелого организационного руководства всеми певчими. Принципы формирования церковных, монастырских и дворцовых хоров были разными и к тому же часто менялись. Функции руководителя переходили от одной должности к другой. Регентом могли называть и доместика, руководителя певчих, и протопсалта.
На рубеже V - VI веков впервые появляется термин "Кононарх". Кононархом называли монаха, ударами палки призывавшего братию к пению. В монастырских хорах первоначальной обязанностью кононарха было незаметно подсказывать певчим текст и давать "основной тон" песнопения. Самую важную должность в церковных хорах выполняли "Доместики" (от латинского – начальник, предводитель). Они были наиболее музыкально образованы и осуществляли художественное обучение певчих. Доместик выучивал с певчими все песнопения, необходимые для богослужения. Именно "доместик" осуществлял "хирономию" – своеобразную жестикуляцию, посредством которой можно было напоминать певчим движение мелодий и выдерживать единый ритм музыкального произведения. Доместик должен был обладать хорошим голосом, так как сольные номера и фрагменты исполнял в основном он. В обязанности доместика входило и соблюдение установленной последовательности песнопений во время богослужения.
Большая роль музыки в церковной, монастырской и государственной жизни заставляла заботиться о подготовке певчих, способных на высоком художественном уровне исполнять всю музыкальную часть богослужения. Такие певчие воспитывались при церквях и монастырях. Особенно активно подготовка певчих осуществлялась в монастырях. Сам уклад жизни монастыря предопределял музыкально-религиозное воспитание. Устав монастырских служб предусматривал множество песнопений на каждый день. За нарушение установленного порядка песнопений предписывались определенные наказания. Каждый певчий обязан был не только хорошо владеть вокальным искусством, но и блестяще знать весь репертуар. Из некоторых монахов выходили не только певчие, но и создатели кондакорей и песнопений.
Богослужебная музыка исполнялась на Руси певцами, имевшими специальное посвящение от епископа и принадлежавших к сословию церковнослужителей. В XV веке начали складываться отдельные хоры из певцов-любителей, выделявшихся голосовыми данными и основательно знавшими церковное пение. Вначале они были образованы при великокняжеском и митрополичьем дворах, а затем, при богатых боярских домах и соборных городских храмах. Во второй половине XVI века особую известность получают хор государевых певчих и дьяков и хор патриарших певчих дьяков и поддьяков. Оба хора составлялись из лучших голосов Руси, пользовались привилегиями и были на казенном содержании. Хор государственных дьяков в XVIII столетии был преобразован в Придворную певческую капеллу, а хор патриарших дьяков – в Московский Синодальный хор. В этих хорах усваивалось все самое важное и ценное. Огромное внимание уделялось развитию церковно-певческого искусства. Позднее московский Синодальный хор преобразовался в хоровое училище мальчиков имени А.В.Свешникова, а затем получает статус Академии хорового искусства.

Использованы материалы:
- Прот. С. Слободский "Закон Божий" М.:Яуза-пресс, Лепта Книга, Эксмо, 2008.
- с веб сайтов: http://ru.wikipedia.org, http://www.predanie.ru, http://www.zvon.ru,http://irmologion.ru, http://www.hristianstvo.ru 

История Московского синодального хора

Академический регент игумен Никифор

Московский регент

Началось c церковного хора регента Ивана Юхова

«Стараюсь, чтобы каждое мое дело было при Церкви»