Печать 

Град небесный на земле

Источник http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=77107

Чем живут Кижи? Фоторепортаж Александра Львова

«Огонек» побывал в Кижах, где и здания, и люди вместе становятся частью одной грандиозной экспозиции

​ Кот Кеша — живой символ заповедника. Ему уже больше 15 лет, он пережил свою хозяйку и теперь гостит то у полицейских, то у сотрудников музея. Музейщики, туристы и доброжелатели в интернете собирают ему на корм

Свадьбу в традиционных заонежских костюмах легко принять за обычную музейную постановку. Но на этот раз все по-настоящему: жених и невеста действительно женятся. Оба они родом из этих мест, старинной Кижской волости. И оба с радостью превратили свадьбу в историческую реконструкцию. Такие торжества проходят в музее-заповеднике Кижи чуть ли не каждый год. Песни, обряды, костюмы — все исторически достоверное. Сотрудники музея за этим очень следят.

С 1994 года на музейном острове действует программа «Ожившая экспозиция». В туристический сезон здесь ходят в исторических костюмах, шьют, ткут, вяжут, вышивают, вырезают из дерева. Есть даже специальный участок, где сеют старинным способом лен, а потом жнут его, как сто лет назад, вручную. Участвуют в этом не только работники музея, но и пенсионеры, дети — в общем, немалая часть местного населения.

Так что познавательнее всего здесь летом, когда к причалу один за другим прибывают туристические теплоходы. Зимой в Кижах низкий сезон, добраться можно только на судах на воздушной подушке. Но именно в это время года живее ощущается северная архитектура. Деревянные церкви, часовни, крестьянские дома, мельницы и сараи свозили сюда со всей Карелии. Они разного возраста: одни построены в конце XVII века, а другие — в начале ХХ века. Но все они создают ощущение настоящего Русского Севера. Почти везде утраченного, но в Кижах — бережно сохраненного.

Никита Аронов

 Фото: Александр Львов

26 февраля

Источник http://subscribe.ru/group/puteshestviya-po-rossii/7305472/

Впервые я посетил Кижи тридцать лет назад, и был в восторге. Тогда я пообещал себе, что обязательно сюда вернусь. И вот недавно совершил паломническую поездку «Кижи-Мандроги-Валаам». В этот раз остров мне понравился ещё больше. Возможно потому, что в день нашего посещения 19 августа был «яблочный спас» и проходил фестиваль «Преображение на острове Кижи». 
Кижи – это наша прародина, истоки нашей культуры. Надо знать свои истоки, чтобы понять генезис своей индивидуальности, особенности нашего менталитета, тайну русской нации.

Видео файл

Кижи — всемирно известный архитектурный ансамбль, расположенный на острове в Онежском озере. По одной версии, название «Кижи» происходит от вепсского слова «мох», по другой версии – «место для игр, праздников». 

Нам чудесным образом повезло. В день нашего прибытия 19 августа праздновалось 300 лет Церкви Преображения Господня. Этот храм – самое знаменитое и выдающееся сооружение ансамбля. Сегодняшняя церковь возведена на месте старой, сгоревшей от удара молнии. Настоящие имена создателей неизвестны. 

По легенде, знаменитая Преображенская церковь построена одним топором (изначально без гвоздей) плотником Нестором. Плотник выбросил топор в озеро, чтобы никто не смог повторить такую же величественную постройку. 
Как удалось одному человеку построить такой храм, причём без гвоздей, до сих пор остаётся тайной. 

Высота Церкви Преображения Господня — 37 метров. Сруб церкви рублен в традициях русского плотничьего ремесла — без гвоздей. На самом деле, гвозди есть, только не в самом здании, а в куполах (причём не металлические, а деревянные). 

Рядом с Преображенской на полвека позже в 1764 году была построена Покровская церковь. Если Церковь Преображения Господня по своему типу храм «летний» неотапливаемый, (зимой в нём службу не проводят), то Церковь Покрова Богородицы — «зимний» (то есть отапливаемый) храм, службу в нём ведут с 1 октября и до Пасхи. 

Кижский погост состоит из двух церквей и колокольни XVIII—XIX веков, окружённых единой оградой. В пределах ограды сохранились остатки старообрядческого кладбища. 
Всё дальше и дальше на север уходили старообрядцы от преследований власти, чтобы молиться Богу и жить по его заповедям. Так ведь и здесь власть их достала. 

В 17 веке в Кижском погосте построили несколько медеплавильных заводов. Крестьяне относились к строительству заводов враждебно. Когда не желавших работать на заводах крестьян Кижского погоста хотели принудить к этому силой, они под предводительством своего старосты напали на возчиков руды и на заводский посёлок с «пищальми, бердыши, и с рогатинами и с кистенями». Этот вооружённый протест был подавлен присланным отрядом стрельцов. 
Самым крупным явилось восстание приписных крестьян в 1769—1771 годах. Сохранилась мемориальная доска об этом событии. 

Кижи_доска

1 января 1966 года был основан музей «Кижи», куда помимо существующих на своих первоначальных местах построек было свезено большое количество часовен, домов и хозяйственных пристроек из других регионов Карелии. 
Кижи воспринимался жителями Карелии как «настоящее восьмое чудо света». 

В 1990 году Кижский погост вошёл в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. А в 1993 году указом Президента Российской Федерации музей под открытым небом Кижи включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России. 

Круиз «Кижи–Мандроги–Валаам» я получил в качестве подарка на день своего «второго рождения». В тот же вечер мы отплыли в паломничество на теплоходе «Святая Русь». Сорок лет назад этот теплоход назывался «Родина». На нём после окончания 5 класса нас возили в крепость «Орешек». Помню, тогда я решил, что, когда вырасту, обязательно поеду в круиз. 
Теперь «Родина» – «Святая Русь». Построили теплоход в далёком 1955 году в ГДР. Сейчас он напоминает поднятый со дна «Титаник». Дизайн 30-х годов обветшал, повсюду ржавчина, зеркала треснули, замки и стулья поломаны. Но под музыку семидесятых для меня это было путешествие в прошлое. 

Хотя в нашем круизе значилось посещение острова Валаам, однако нас туда не доставили, якобы, по причине плохих погодных условий. Сказали, что такие трёхпалубные корабли как «Святая Русь» не выдерживают двухбалльной качки. Между тем следующий за нами трёхпалубный теплоход «Волга дрим» с иностранными туристами на Валаам зашёл. 

Почему? Ответ прост: потому что иностранные туристы выставят такую неустойку за срыв поездки, что туроператор разорится. А наших туристов можно обманывать, обещая вернуть деньги за экскурсии. 

Да, безопасность туристов превыше всего. После крушения «Булгарии» все вроде бы действуют по правилам. Вот только правила какие-то неправильные. 
Если бы была буря, никто бы и не возмущался. Но наш теплоход «Святая Русь» простоял полдня в Ладожском озере в полный штиль. 
Возможно, на Валааме действительно был шторм. Но если такое судно не выдерживает 2-х балльное волнение моря, то пусть оно ходит по рекам и не выходит в непредсказуемую Ладогу. «Святую Русь» уже давно пора списать в металлолом. Но его продолжают эксплуатировать, наживаясь на православных паломниках. 

Да, на Ладоге погода весьма переменчива. Но это предпринимательский риск для туроператора, который должен страховать подобного рода поездки. 
Почему турист должен нести материальный ущерб из-за плохой погоды?

Туристам обещали вернуть лишь 450 рублей за не проведённые на Валааме экскурсии. А то, что нас не доставили на Валаам, то есть не выполнили условия договора, за это возвращать деньги не намерены. 
Интересно, сколько дизтоплива сэкономил перевозчик в результате того, что отказался идти на Валаам? 

На «наших» можно экономить и бессовестно обманывать, потому что наши туристы не будут подавать в суд и простят. Одна женщина так и сказала: не возвращённые деньги она будет расценивать как пожертвование острову Валаам. Над ней посмеялись. Ведь деньги присвоят бессовестные туроператоры. 

Почему наших туристов можно обманывать, а иностранных нельзя? 
Интуристов облизывают, а наших окриками выстраивают в очередь за едой, словно мы стоим за бесплатным супом. Раньше мы думали, что так и должно быть. Но теперь узнали, что и еда может быть вкуснее, и постели удобнее, и обслуживание качественнее. 

Когда мы ездили на Валаам по профсоюзной путёвке за 10 рублей, то не было никаких претензий. А теперь стоимость круиза сопоставима с недельным отдыхом в Турции на полном пансионе. 

Знаете, почему я предпочитаю отдыхать за границей? Да потому что там я интурист наравне с немцами, французами и англичанами. А здесь я «совок», на которого официанты могут прикрикнуть, и кого турагенты считают возможным бессовестно обманывать. 

На теплоходе «Святая Русь» было около 140 туристов из разных регионов страны. Многие приехали только ради того, чтобы попасть на Валаам. Они копили деньги, добирались кто из Читы, кто из Хабаровска, чтобы совершить паломничество на святой остров. Жалко было старушек, которые уже, по их словам, вряд ли смогут осуществить свою мечту и посетить остров, где отдыхает сам Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 

Валаам – место паломничества верующих православных людей. А турагенства их бессовестно обманывают. Как же после этого верить?! 

Я считаю, что туристы должны требовать возмещения не только за не проведённые экскурсии, но и за то, что их не доставили в пункт назначения, предусмотренный договором, – на Валаам. 

Я бывал на Валааме неоднократно, последний раз десять лет назад. И сейчас решил совершить паломничество, чтобы посетить обновлённый храм подворья и скиты острова Валаам. Хотел снять фильм. 

Сегодня модным стало совершать паломничество по монастырям. Само по себе это не плохо, если рассматривать эти экскурсии как напоминание, что нужно думать о душе больше, чем о теле. «Делайте добро бескорыстно, и оно вам будет зачтено, и оно вам вернётся!» 

Поклонение святым местам показывает, что у человека есть ещё в жизни нечто высокое, кроме заботы о хлебе насущном. Верующий человек или человек, попавший в тяжёлую жизненную ситуацию и не знающий, где ему искать выход, как правило, направляется к религиозной мистической точке как паломник, при этом мало обращая внимание на неудобства. 

В суетном миру, полном лжи и зла, трудно стать светлым и чистым, прозрачным для созвучности божественным энергиям. Люди, заботящиеся о спасении своей души, всегда уходили из мира, ища уединения, в котором они могли бы очиститься и приобщиться к святости – чтобы чистота души соответствовала частоте божественных энергий. 

Люди сбегали в монастыри, чтобы отрешиться от мира и быть ближе к Богу. Кто-то забирался в глухие леса, кто-то поднимался высоко в горы, кто-то скрывался на островах. 

Монастыри – последние островки духовности в нашем безбожном и циничном мире. 
В метафизическом смысле монастырь можно рассматривать как прообраз Царства Небесного, мира Горнева, где царствует любовь и справедливость, куда уйдут после смерти наши души. 
«Человек не от пяток до макушки, а от головы до Неба»! 

У человека издревле было желание построить Новый Иерусалим – небесный град Божий – царство мира и справедливости. 

Нельзя не радоваться, глядя, как возрождается былая красота монастырей. Однако, на мой взгляд, успех церковной жизни следует измерять не количеством возрождённых монастырей и построенных церквей, а прежде всего улучшением нравственного состояния общества. 
Храм – он в душе! 
Монастырь каждого – в его сердце! 

Ибо «если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая, или кинвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам всё имение своё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, – нет мне в том никакой пользы». (1-е Коринфянам). 

«Истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божия», – говорил Серафим Саровский. 

Но если Дух Святой Божий это в некотором роде «вселенский Интернет», а человек это «биоробот», то посредством молитвы человек может подключаться к «божественному интернету», а значит и Бог может подключаться к человеку и видеть мир его глазами? 

Что же видит Бог нашими глазами? 

Он видит, как мы грешим, как воюем, как гибнут верующие люди во время молитвы от попадания снаряда в храм. 

«Я не верю, чтобы на храм мог быть случайно сброшен снаряд», – сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время воскресного богослужения 24 августа 2014 года. – 
Патрирх Кирилл_1
«Я не верю, что это мог сделать православный человек, принадлежащий к нашей Церкви, но я знаю, какой злобой дышат те, кто к нашей Церкви не принадлежит. И не исключено, что целясь в этот храм, они целились во всех нас, во всю Русь Святую, во всю Русь историческую, в которую многократно целились на протяжении всей нашей истории». 

Я считаю, что верующий, да и просто культурный человек, не может стрелять в храм. Бомбить храмы, школы, больницы, жилые дома могут только нЕлюди – люди без веры, без чести, без совести! Они не понимают, что всё содеянное ими к ним же и вернётся: каждое злое дело, каждая пуля. 
Эти нЕлюди смеются над верующими: «Вы нас любИте, прощайте, подставляйте другую щёку, а мы вас будем бомбить и убивать». 

«Зачем люди творят зло? — Не зачем, а почему! — Хорошо, почему люди творят зло? — Потому что хотят добра! — Откуда же берётся зло? — От недовольства. — Отчего же недовольство? — От глупости. Никто не желает зла себе, но, причиняя зло другому, человек тем самым причиняет его себе. Зло творят от непонимания, что оно всегда возвращается к своему источнику.— Зачем же люди прибегают к насилию? — Не зачем, а почему! Любое насилие глупость, потому что силой, в конечном итоге, ничего не добьёшься. Невозможно силой заставить любить. Свободу победить невозможно, потому что такова природа человека. Все жаждут любви. Поэтому всего можно добиться любовью. — Что же побеждает: ненависть или любовь? — В конечном итоге побеждает свобода, а значит любовь! Страх может победить ненависть, но не любовь! — Так почему же люди творят зло? — От нелюбви. — Кто же виноват? — Я! — Что же делать? — Любить! Другого выхода нет. ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!» 
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература

А по вашему мнению, в чём ТАЙНА ОСТРОВА КИЖИ? 

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ru

Претрудность молитвенного подвига

Чаяние духовности

Беседа об истинном христианстве, или о подвиге

 Град небесный на земле