Печать 
Источник https://readtiger.com/wkp/ru/Удел_Богородицы
 
Уде́л Богоро́дицы — в православном предании «жребий» Божией Матери на земле — земля, которая находится под особенным покровительством Божией Матери. Известны четыре удела Богородицы: Иверия (Грузия) — в том числе Новоафонский монастырь (Абхазия), Святая Гора Афон, Киево-Печерская лавра и Серафимо-Дивеевский монастырь.
 

Первый удел: Иверия (современная Грузия)

 
 
Икона "Слава Грузинской Православной Церкви" с изображением покровительства Богородицы
 
 
Когда в 44 году от Рождества Христова иудейский царь Ирод Агриппа начал преследовать христиан и обезглавил апостола Иакова, брата апостола Иоанна Богослова, заключил в темницу апостола Петра, святые апостолы, с соизволения Богоматери, признали за лучшее оставить Иерусалим, а перед этим решили бросить жребий, дабы определить кому в какую страну отправиться для проповеди Евангелия. Богородице достались земли Иверии[1]. Когда Богоматерь была готова отправиться в путь, Ей явился ангел Божий и повелел оставаться в Иерусалиме, пообещав, что жребий её свершится в своё время. Тогда Богоматерь, призвав апостолов Андрея и Симона, вручила им Свой нерукотворный образ для благословения Иверии[2][3]. Впоследствии, в IV—VI веках, Грузия стала христианским государством. ( Святая Нина - просветительница Грузии, Собор Светицховели в Мцхете, Святая Сидония и ХИТОН ГОСПОДЕНЬ )
 

Второй удел: Святая Гора Афон

 
 
Вид на полуостров с верхней точки горы Афон
 
 
Вторым уделом стал Афон: когда Божия Матерь отправилась на остров Кипр навестить святого Лазаря, воскрешённого Господом, поднялся сильный ветер. Бурей корабль был отнесён к берегу Афонской горы, населённой язычниками. Пресвятая Дева, видя в этом указание воли Божией на данный Ей Жребий на земле, вышла на берег и возвестила язычникам евангельское учение.
 
Силой Своей проповеди и многочисленными чудесами Богородица обратила местных жителей в христианство. Перед отплытием с Афона Богородица благословила народ и сказала:
 
«Се в жребий Мне бысть Сына и Бога Моего! Божия благодать на место сие и на пребывающих в нем с верою и со страхом и с заповедями Сына Моего; с малым попечением изобильно будет им вся на земле, и жизнь небесную получат, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века, и аз буду тепла заступница к Сыну Моему о месте сем и о пребывающих в нем».[4][5] (Исихазм на Святой Горе Афон, Интернет-издание общества друзей Афона)
 

Третий удел: Киево-Печерская лавра

 
 
Киево-Печерская лавра. Открытка XIX века
 
 
В XI веке в одном из афонских монастырей подвизался монах Антоний, уроженец Черниговского княжества. Матерь Божия открыла игумену монастыря Эсфигмен, что новопостриженному Антонию следует идти к себе на родину, на Русь, и послушный Антоний, дойдя до Киева, основал Киево-Печерский монастырь[6], впоследствии ставший лаврой. При строительстве в лавре церкви Успения Божией Матери был обретён один из древнейших нерукотворных образов Богородицы[7]. (Житие святых 12 греческов-строителей, София Киевская, сайт Киево-Печерскаой лавры )
 

Четвертый удел: Серафимо-Дивеевский монастырь

 
 
Троицкий (слева) и Преображенский (справа) соборы Серафимо-Дивеевского монастыря
 
Начало Четвёртого Вселенского Жребия Богородицы было положено в Киеве. Около 1758 года прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семёновна Мельгунова. В возрасте моложе 30 лет она лишилась мужа и решила посвятить свою жизнь Богу. В Киево-Флоровском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Александры и проводила жизнь в посте и молитве под руководством старцев Киево-Печерской Лавры.
 
Однажды после долгого полунощного молитвенного бдения, будучи то ли в лёгкой дремоте, то ли в ясном видении, сподобилась матушка Александра видеть Пресвятую Богородицу и слышать от Неё следующее:
 
«Это — Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь хочу Я, чтоб ты окончила жизнь свою. Но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия Моего, святой горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, Лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои — да будут с тобою!».
 
С благословения старцев Киево-Печерской Лавры, признавших видение истинным, мать Александра отправилась на север России. В 1760 году её путь лежал к одной из знаменитых русских обителей — Саровскому монастырю.
 
Не доходя 12-ти верст до Сарова, в селе Дивеево матушка Александра остановилась для отдыха у западной стены деревянной приходской церкви. Здесь она в лёгком сне вновь увидела Божию Матерь:
 
«Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России… И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это Четвертый Жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Святого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного».
 
На этом месте была основана Дивеевская община, впоследствии ставшая Серафимо-Дивеевским монастырём. (Радость моя, сокровище мое, Михаил Васильевич Мантуров, сайт Серафимо-Дивеевског монастыря )
 
Источники
 
↑ «Житие преподобной Александры, первоначальницы Дивеевской». Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, 2000. - 63 с.. st-nikolas.orthodoxy.ru (22.12.2004). Проверено 22 августа 2007. Архивировано 20 февраля 2012 года.
↑ «История Церкви. Крещение грузин.». Грузинская Православная Церковь. georgia.orthodoxy.ru. Проверено 22 августа 2007. Архивировано 20 февраля 2012 года.
↑ «Кириллица онлайн», «Грузия», № 8 (18) 2000
↑ П. Ю. Малков, «Житие Пресвятой Богородицы» (Порфирий (Успенский), еп. История Афона. СПб., 1892. Ч. 2. С. 129—131)
↑ «Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии». «Православный календарь 2007» со ссылкой на «Журнал Московской Патриархии», 1979, №3.. pravoslavie.ru. Проверено 27 сентября 2007. Архивировано 20 февраля 2012 года.
↑ Журнал «Русский Дом», «Без Царя, но с Царицей», Март 2007
↑ Н.Замятина, «Крестный ход о спасении России и Украины 3, 4, 5 января 2005 года»
Ссылки
 
«Дивеево — Четвёртый Удел Пресвятой Богородицы»