Печать 

Источник http://www.moykrest.ru/matfeya/ovcy-sredi-volkov.html

“Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков. Итак, будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей; ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Моё; претерпевший же до конца спасётся. Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как придёт Сын Человеческий” (Мф.10:16-23)

Двенадцати необходимо было иметь представление о препятствиях, с которыми они столкнутся. Это было частью их обучения, поскольку после воскресения и вознесения Иисуса им будет поручено самостоятельное служение. Как отмечалось в предыдущей главе, некоторые особые положения, преподанные Иисусом в Матф. 10:5-42, относились только к миссии Апостолов; однако в принципе они могут применяться Его свидетелями в каждом поколении. Таким же образом, некоторые из наставлений касаются только этой короткой миссии, на которую Иисус теперь по двое послал Двенадцать (Марк. 6:7), хотя лежащие в основе этого служения правила были применимы к их труду и после вознесения Господа Иисуса на небеса и имеют отношение ко всем Его верным рабам на протяжении всей эпохи Церкви, и будут применимы даже в дни Великой скорби (Матф. 24:21). Служение, основывающееся на божественных наставлениях, не закончится, пока не «придёт Сын Человеческий» (10:23). Этот эсхатологический термин Матфей употребляет для того, чтобы показать возвращение Христа для установления Его Тысячелетнего Царства.

Этот текст имеет вневременное значение. Распространение Благой вести началось с кратковременной, особой проповеди Царства «погибшим овцам дома Израилева» (ст. 6-7), звучавшей до Дня Пятидесятницы, и продолжается, охватывая всю эпоху Церкви Христа — от Его Первого пришествия до Второго. В Своём пророческом всеведении Иисус видел Двенадцать, во всей полноте выполнявших свою миссию, а также всех, кто будет представлять Его на протяжении всей истории искупления, включая тех, кто пострадает за Него во время истребления в дни Великой скорби.

Такие вневременные пророчества мы видим в многочисленных отрывках Ветхого Завета, где предсказание имело исполнение и в настоящем, и в будущем. Например, Михей в трёх стихах говорит о рождении Иисуса в Вифлееме во время Его Первого пришествия, а также о Его господстве над Израилем и всем миром во время Его Второго пришествия (Мих. 5:2-4). Однако в данном отрывке эти два пришествия как бы соединены в одно.

Без понимания используемых Иисусом вневременных значений нельзя правильно истолковать отрывок Матф. 10:5-42. Во время своей короткой миссии в Галилее, а также на протяжении земного служения Иисуса Апостолы не воскрешали мёртвых (см. ст. 8). Они не подвергались преследованиям, и до Дня Пятидесятницы им не приходилось страдать (см. ст. 16-23).

В Матф. 10:16-23 Иисус сначала образно сравнивает верующих и их противников (ст. 16а), используя два новых образа в качестве иллюстраций того, как верующие должны себя вести перед лицом опасности (ст. 16б). Затем Он указывает на две основные сферы, в которых преследователи будут осуществлять свои нападки (ст. 17-18), и обещает непосредственную Божью помощь перед лицом этих нападок (ст. 19-20). И в завершение Он называет две основные области косвенных гонений (ст. 21-22а) и учит Своих последователей, как им следует поступать в это тяжёлое время (ст. 23).


Сравнение 

“Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков” (Мф.10:16а) 

Слово «вот» указывает на желание Иисуса обратить особое внимание учеников на то, что Он собирался им сказать. Ранее Иисус говорил о многочисленных неверующих как об «овцах, не имеющих пастыря» (9:36), и наделил двенадцать учеников чудесными способностями (10:8). На основе этой информации Апостолам могло показаться, что им предназначено быть сильными, непобедимыми волками, которые бы шли покорять беззащитных, неверующих овец мира. Но Господь здесь ясно показывает, что «овцы» мира, на самом деле, не столь уж и беззащитны и что способности Апостолов — хотя и удивительны, и дарованы Богом — не уберегут их от страданий, причиняемых людьми. Пока не придёт Иисус, настоящими овцами будут Апостолы и другие Его последователи. В этой парадоксальной истине Иисус наглядно показывает неразрывную связь между нашей уязвимостью и нашей непобедимостью — между нашей слабостью и нашей силой в Нём, между силой злобного преследования и силой преданной покорности, и между мирской силой плоти и сверхъестественной силой Духа.

Овцы, пожалуй, самые зависимые, самые беспомощные и самые глупые из всех прирученных животных. Угрожает им что-либо или нет, они часто впадают в панику. И когда возникает реальная опасность, они не могут защититься, кроме как спасаться бегством, да и то делают не очень умело.

Филипп Келлер, многие годы работавший пастухом в Канаде, делится своими наблюдениями в книге «Пастырь смотрит на двадцать второй Псалом». Он отмечает, что, поскольку овцы весьма неразборчивы в выборе растительности для еды, необходимо тщательно следить за тем, чтобы они не наелись ядовитых сорняков.

Поскольку они очень чувствительны к неблагоприятным погодным условиям, инфекциям и разным болезням, их нужно регулярно, каждую в отдельности, проверять на наличие опасных симптомов, порезов, ссадин и на наличие насекомых или паразитов, которые могут причинить им вред.

Мухи, жужжащие у них перед глазами и над ушами, могут настолько раздражить и запугать овец, что те будут биться головой о дерево или камень, пока не упадут замертво. Иногда мухи откладывают яйца в глазницах овец, что в конечном итоге вызывает слепоту. Пытаясь спастись от реальной или мнимой опасности, овцы в панике иногда пускаются в бегство. В таких ситуациях беременные самки теряют ягнят, а иногда и сами погибают от полного изнеможения.

Но самыми страшными врагами овец являются хищники, худшими из которых в Палестине и во многих других частях мира всегда были волки.

Жители Палестины хорошо знали природу овец и не приуменьшали опасности волков. Они знали, насколько трудно было пастуху просто уберечь овец от гибели, не говоря уже об их содержании и сохранении их здоровья.

Волк в овечьей шкуреБольшинство пастухов не имели собственных стад, а заботились об овцах хозяев. Когда овца погибала, пастух должен был принести хозяину часть её растерзанной плоти, чтобы доказать, что овца действительно стала жертвой нападения дикого животного, а не украдена вором и не продана нечестным пастухом.

Иисус отождествляет овец с двенадцатью учениками, что ясно видно из употребления местоимения «вас». В более широком смысле имеются в виду и все Его будущие ученики.

Обычно овцы попадают в опасность, когда волки проникают внутрь стада. Но здесь Иисус сказал Двенадцати: «Я посылаю вас, как овец среди волков». Он призвал их идти на территорию волков, прямо в стан врагов.

 


Иисус — совершенный Добрый Пастырь, Который любит Своих овец божественной любовью, Который хорошо знает их, и они знают Его, и Который полагает за них Свою жизнь (Иоан. 10:11-15). Но в образе овец и волков Иисус наглядно изобразил отвержение и преследование со стороны богоненавистнического мира, ожидающие из-за Него учеников. Поэтому перед тем как Двенадцать вышли на своё первое короткое и относительно несложное служение, Господь рассказал им о цене ученичества. Как Иисус не избежал сопротивления и преследований, так и ученикам не удастся избежать этого (ср. Иоан. 15:18-27; 16:33).

Мир будет продолжать совершать набеги на церковь точно так же, как волки совершают набеги на стада овец. «Я знаю, что, по отшествии моём, — говорил Павел ефесским пресвитерам, — войдут к вам лютые волки, не щадящие стада» (Деян. 20:29). В своём Послании к Римлянам он говорил о верующих, на которых мир взирает, как на овец, «обречённых на заклание» (8:36). Иисус уже предупреждал Своих последователей о «[лжепророках], которые приходят к [ним] в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Матф. 7:15).

Хищным от природы волкам свойственно нападать на пасущееся в поле стадо и даже проникать в загон для овец, где овцы становятся для них лёгкой добычей. Но обычно сама овца не пойдёт в волчье логово, это противоречит её природе. И совершенно неестественно, если пастух подвергнет своих овец такой опасности. Однако именно туда Иисус, Добрый Пастырь, посылает Своих учеников — во враждебный мир нечестивых душ, потому что именно там они могут служить Ему наилучшим образом, приобретая для Него других людей. Апостолы, и в разной степени каждый верующий после них — сами по себе беззащитные, — будут посланы в среду порочного, хищного, злобного, ненавидящего Бога человечества.
Сегодня не часто можно услышать проповедь о том, что грешникам необходимо покаяться в грехах, исповедуя Иисуса Христа Господом, и осознать цену спасения. Не говорится и о том, что к Христу необходимо идти в смирении, освободившись от гордости и надежды на себя, идти с жадным стремлением к праведности, входя узкими вратами и становясь на узкий путь праведности. Редко можно услышать призыв к христианам взять свой крест и следовать за Христом, направляясь в мир, подобно овцам, ведомым на заклание. Сегодня больше популярен призыв к самоуспокоению, комфорту, богатству, успеху и честолюбию, — и церковь часто использует такие приманки, чтобы побудить неверующих довериться Христу, а верующих — следовать за Ним. Но Иисус ничего подобного не предлагал. Своим ученикам Он обещает лишения, страдания и смерть.

Изображение взято по ссылке http://ic.pics.livejournal.com/

svetlyachok_vtk/60138654/1357269/1357269_900.jpg

Недобросовестно провозглашать Евангелие, вводя людей в заблуждение, — значит поступать вероломно по отношению к Господу и к тем, кому мы проповедуем. Из-за ложных обещаний многие неискупленные люди остаются на широком пути, ведущем в погибель, в заблуждении полагая, что находятся на дороге, ведущей в жизнь. Многие верующие пребывают в духовной незрелости и праздности, полагая, что здоровье, богатство и материальный успех — верный признак божественного одобрения. Другие же разочаровываются и озлобляются, если их послушание, верность и жертва для Христа не вознаграждаются материально.

После осады Рима в 1849 году Гарибальди сказал своим солдатам: «Все наши усилия против превосходящих сил были тщетны. Я не могу предложить вам ничего, кроме голода и жажды, лишений и смерти. Но я призываю всех, кто любит свою страну, присоединиться ко мне». После того как в 1940 году союзники были вынуждены оставить Дункирк, Черчилль сказал своим соотечественникам-англичанам: «Всё, что я могу предложить вам, это кровь, пот и слёзы».

Если эти человеческие вожди отказались послать своих соотечественников на войну обманным путём, то тем более этого не мог сделать Сын Божий!

Иисус не посылает Своих последователей, не предупредив их о требованиях к ученичеству и связанных с этим опасностях. Апостолы тоже не вводили раннюю Церковь в заблуждение относительно того, чем может обернуться для верующих принадлежность к Христу. Когда Павел писал Тимофею, своему сыну по вере, чтобы ободрить и укрепить его, он также заявил, что «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим. 3:12). Благочестивая жизнь не обязательно постоянно сопровождается страданиями и лишениями, на которые может обрекать неверующий мир. Ни Христос, ни Апостолы не испытывали постоянных лишений и преследований. Но верность Богу гарантирует, что в определённое время, в какой-то степени сатана и его мировая система потребуют заплатить за это.


Отношение 

“Итак, будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби” (Мф.10:16б) 

В египетской иероглифике, как и в большей части древних систем знаний, змеи символизировали мудрость. Считалось, что они мудры, находчивы, хитры, предусмотрительны. По крайней мере, в этом христиане должны подражать змеям.

Павел советует верующим: «С внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем» (Кол. 4:5). Общаясь с неверующим миром, слуги Господа должны быть мудрыми и изобретательными.

Основная идея здесь заключается в том, чтобы сказать то, что нужно, в нужное время и в нужном месте, чтобы знать, что и когда уместно сказать, стараясь найти наилучшее средство для достижения наивысшей цели. Нет мудрости и любви в том, чтобы без нужды обличать или быть излишне эмоциональным. Когда фарисеи пытались уловить Иисуса, задав Ему вопрос об уплате налогов кесарю, этим провоцируя Его либо защитить, либо осудить римское правительство, Иисус не воспользовался случаем очернить кесаря или римское правительство — каким бы подлыми, развращёнными, несправедливыми и нечестивыми они ни были. Но Он также не оправдывал и их порочность. Он просто ответил: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божье — Богу» (Матф. 22:21). Нет ни отваги, ни мудрости, ни духовности, ни любви в том, чтобы без нужды возбуждать гнев или нарушать законность.

Будучи самыми безвредными и смирными из птиц, голуби олицетворяют чистоту, или простоту, — ещё одно качество верного ученика Христа. Быть верным Божьему Слову и бескомпромиссным в провозглашении Евангелия — не значит быть резким, невнимательным, агрессивным, вульгарным или грубым. Наоборот, этого следует избегать.

Мудрость и простота, изобретательность и кротость — это слуги благоразумия. Ни один Апостол не был более бескомпромиссен в благовестии, чем Павел. Однако он признавался: Я всем поработил себя, чтобы больше приобрести: для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых” (1 Кор. 9:19-22).

Быть простым — это больше, чем просто избегать негативных отношений и подходов. Это понятие включает в себя такое положительное качество как чистота. Благочестивая мудрость не имеет ничего общего с нечистотой, обманом или скверной. Она всегда является союзницей истины и праведности. Ничто нечистое и безнравственное не может усилить Евангелие или сделать его свидетельство более эффективным. Павел заверял фессалоникийских верующих, что в его проповеди и учении Евангелия «нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства» (1 Фес. 2:3). Прямота и честность — это практическое проявление правдивости, без чего проповедь Евангелия искажается и ослабляется.

Господь - Первосвященник
Изображение взято по ссылке

http://www.cirota.ru/forum/images/95/95027.jpeg

Мы должны быть такими, как Сам Господь, наш великий «Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный» (Евр. 7:26). Мы должны любить врагов и делать добро тем, кто ненавидит нас (Лук. 6:27). Иисус является для нас примером, потому что «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии праведному» (1 Пет. 2:22-23).

По примеру нашего Господа, если «злословят нас — мы благословляем; гонят нас — мы терпим; хулят нас — мы молим» (1 Кор. 4:12-13).

Когда Павел предстал перед Синедрионом в Иерусалиме, первосвященник Анания приказал бить его по устам. В порыве гнева Апостол ответил: «Бог будет бить тебя, стена подбелённая! Ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня» (Деян. 23:3). Когда стоящие там упрекнули его в том, что он оскорбил первосвященника, Павел сразу же извинился, сказав: «Я не знал, братья, что он первосвященник; ибо написано: „Начальствующего в народе твоём не злословь“» (ст. 5). То, что Павел сказал первосвященнику, было абсолютной правдой, и по-человечески его можно было понять. Но непозволительным это было не только потому, что слова были адресованы первосвященнику, но и потому, что Павел произнёс их в гневе и в попытке защитить себя. Подобное обращение нельзя назвать мудрым и праведным.

 


Гонения 

“Остерегайтесь же людей; ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками” (Мф.10:17-18)

Иисус продолжает, разъясняя, кто же такие «волки», а затем предупреждает о четырёх сферах, в которых верующие подвергаются гонениям, — религия, правительство, семья и общество в целом. В промежутках между предостережениями Он объясняет, как ученики должны на это реагировать и как Небесный Отец заботится о них.

>Волки, которых верующие должны остерегаться, — это люди. Настоящими врагами, против которых мы ведём борьбу, являются сатана и его бесовское воинство. Мы боремся не против плоти и крови, а «против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Ефес. 6:12). Но посредниками, через которых действуют эти сверхъестественные враги, являются люди. Именно через людей сатана противится Церкви Иисуса Христа и преследует её. Люди — это те волки, которые клевещут, притесняют, заключают в тюрьму, а также истязают и убивают народ Божий.

Остерегайтесь этих противников, говорит Иисус, будьте начеку, будьте бдительны и внимательны. Быть простым — не значит быть наивным.

Когда верующие из добрых побуждений надевают на зло маску добра, они демонстрируют не любовь, а глупость и занимаются самообманом. Одно дело — не тыкать неверующего носом в его отвратительные грехи, и совсем другое — приуменьшать его грех и гибельное положение без Христа. Одно дело любить врагов и не воздавать злом за зло, и совсем другое — отрицать то, что они являются врагами.

Иисус уже пообещал благословить «изгнанных за правду» и тех, кого оскорбляют и «всячески неправедно [злословят]» за Него (Матф. 5:10-11).

Здесь же Он обещает гонения, которые, в конечном итоге, принесут благословение.

Ученики ещё не испытали преследований или даже неприятия. Сопротивление Иисусу ещё не было сильным. Некоторые книжники осуждали Его за заявления, что Он может прощать грехи (9:2-3). А некоторые фарисеи жаловались ученикам, что их Учитель ест «с мытарями и грешниками» (ст. 11), и позже обвинили Его в том, что «Он изгоняет бесов силой князя бесовского» (ст. 34). Но эта критика не была помехой для служения и не представляла никакой опасности.

Предупреждая Апостолов о преследовании, Иисус не ставил цели запугать их, чтобы они с подозрением относились к каждому неверующему. Их первой задачей было обращать неспасённых и приобретать их для Царства Христа. Но учеников необходимо было предупредить, чтобы они не ожидали, что мир примет Евангелие и его вестников с распростёртыми объятиями.

Сатанинская мировая система — а каждый неверующий является частью этой системы — диаметрально противоположна Христу, Его народу и Его Царству. В своей борьбе с Богом сатана, насколько возможно, заручится поддержкой каждого неверующего. В этом отрывке Иисус предостерегает Апостолов и весь Свой народ, чтобы они не удивлялись, когда их будут критиковать, изгонять и даже бросать в тюрьмы и отправлять на смерть за Него.

 


Гонение co стороны религии 

“ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас” (Мф.10:17б) 

Первым источником гонений является религия, к которой относятся как судилища, так и синагоги. Даже находясь под правлением язычников, евреям часто разрешалось самим улаживать между собой большинство споров, включая многие гражданские вопросы. С этой целью они создали целую систему судилищ, где выносились решения по различным судебным делам.

В каждой еврейской деревне и городе, а также в каждом еврейском поселении, в какой бы языческой стране оно ни находилось, была синагога, что просто означает «место сбора» или «собрание».

Евреи могли проводить расследование, выносить приговор и наказывать (бить) собратьев-евреев в собственных религиозных судилищах, которые были частью синагог. Еврей, обвиняемый в нарушении закона Моисея или раввинского обычая, представал перед трибуналом, который выносил решение, определял приговор и назначал наказание, часто носившее характер битья.

В новозаветные времена битьё обычно состояло из тридцати девяти ударов плетью, на один меньше максимума, разрешённого законом Моисея (Втор. 25:3). Один судья оглашал приговор, другой объявлял наказание, затем один или несколько судей бичевали, а остальные считали удары.

Еврейский писатель Маймонид писал, что во время наказания читали соответствующие отрывки из Писания и иногда пели псалмы.


Проповедуя и неся служение во имя Христа, Апостолы могли быть уверены, что такие еврейские суды будут их судить и наказывать. Именно в таких гонениях участвовал до своего обращения Савл из Тарса. Спустя много лет, уже будучи Апостолом и гонимым верующим, Павел рассказывал, как он «заключал в темницы и бил в синагогах» (Деян. 22:19). Ко времени, когда Павел написал 2-е Коринфянам, он пять раз был бит евреями при различных обстоятельствах (2 Кор. 11:24), вероятно каждый раз в синагоге.

Уильям Баркли отмечает, что «человек, несущий весть от Бога, будет переносить ненависть и враждебность закоснелой ортодоксальности». Самого Иисуса религиозные деятели обвинили, судили и признали виновным. До разрушения Иерусалима в 70 году по Р.Х., а с ним и уничтожения храма, священства и жертвоприношений, фактически все гонения на христиан воздвигались евреями. Хотя личная враждебность к христианам среди евреев ещё существует, но с тех пор они фактически прекратили свои преследования против христиан.

Однако из 11-й главы Откровения мы узнаём, что остаточная враждебность против Христа вызовет такие гонения, и они возобновятся в последние дни. В первой половине Великой скорби зверь из бездны будет действовать заодно с Израилем; и в Иерусалиме, «где и Господь наш распят», он убьёт двух свидетелей, которых Бог пошлёт проповедовать на земле в продолжение тысячи двухсот шестидесяти дней (ст. 3-8). И, вероятно, многие неверующие евреи будут участниками убийства этих двух свидетелей и будут ликовать вместе со всем миром по поводу их смерти (ст. 10).

Между тем многие религиозные группировки, некоторые из них даже носящие имя Христа, будут притеснять, гнать, заключать в тюрьмы, подвергать пыткам и убивать миллионы истинных верующих. Уже при жизни Апостолов были связанные с религией преследования. К Павлу очень враждебно относились в Ефесе, потому что распространение Евангелия там сильно повлияло на продажу языческих идолов, являвшуюся основным доходом местных серебряников (см. Деян. 19:24-29). Письмо, написанное Плинием, римским правителем Вифинии в первом веке, указывает на то, что он предпринял суровые шаги, чтобы сдержать быстрый рост христианства, так как оно угрожало коммерческим интересам языческих храмов, получавших большую часть своих доходов от продажи идолов и жертвенных животных.

Запугивания и убийства современных миссионеров в первобытных племенах, бесчинства по отношению к ним почти всегда совершаются или провоцируются знахарями, шаманами и другими подобными им религиозными вождями. А самые большие ограничения на христианское служение и поклонение, помимо атеистического коммунистического мира, существуют в мусульманских странах.

Религиозные гонения верующих часто исходят из самого христианского мира. Павел предупреждал ефесских пресвитеров: «По отшествии моём войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, чтобы увлечь учеников за собой» (Деян. 20:29).

Последнее великое гонение на Божий народ будет воздвигнуто мировой религиозной системой, называемой «Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным», которая будет «упоена… кровью святых и кровью свидетелей Иисуса» (Откр. 17:5-6). Все ложные религиозные системы берут своё начало у Вавилонской башни, когда мятежное человечество вздумало достигнуть небес и установить свой собственный, инспирированный сатаной строй, взамен Божьего. Человеческие религии всегда противились Божьей истине и стремились уничтожить её. И однажды они достигнут вершины, превратившись в невероятно могущественную экуменическую мировую религию, которая будет непреклонно и безжалостно выступать против Христова Евангелия и преследовать Его народ.


 

Гонения со стороны правительств 

“и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками” (Мф.10:18)

Гонения также последуют со стороны правительств. Правителями были римские прокураторы, такие как Пилат, Феликс и Фест, но они олицетворяют любое центральное или местное правительство. Цари (такие, как два царя Агриппы, Ирод Антипа и другие монархи, упомянутые в Новом Завете) олицетворяют глав государств.

Здесь Иисус объясняет, почему волки так злобны по отношению к овцам Господа. Это связано не с самими овцами, а с их Пастырем. За Меня, сказал Иисус, Мои ученики будут переносить оскорбления и гонения. Мир ненавидит христиан, потому что ненавидит Христа. Каждый человек, который через спасение отождествляет себя с Христом, становится потенциальной мишенью для сатаны и его злых сил, включающих злых людей. Мир противится Христу, а не самим христианам. Чем больше Христос виден в нас, тем большим нападкам мы будем подвергаться. И наоборот, когда в нас не виден Христос, мы не вызываем гнев у мира. Для христианина, который подражает миру или попросту не говорит о своей вере, мир не представляет большой опасности, ведь в таком христианине мало проявляется природа его Господа.

Мир гонит нас лишь тогда, когда видит в нас Христа. Иисус подтвердил эту реальность, сказав:
“Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы своё; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: «Раб не больше господина своего». Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Моё слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но всё то сделают вам за имя Моё, потому что не знают Пославшего Меня” (Иоан. 15:18-21).

Следы от бича, раны, кровоподтёки и шрамы на теле Павла были «язвами Господа Иисуса» (Гал. 6:17). Они были на теле Павла, но предназначались они для Господа. Гонители презирали Павла не из-за него самого, а потому что через него так могущественно действовал Христос. И когда они, наконец, лишили его жизни, это случилось потому, что его жизнь была жизнью Христа. И так как Церковь — это Тело Христово, то именно верные верующие, подобно Павлу, восполняют в себе «скорби Христовы» (Кол. 1:24).

Именно по этой причине Павел стремился к чести разделить «участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его» (Фил. 3:10). «Если злословят вас за имя Христа, то вы блаженны, — говорит Пётр, — ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас» (1 Пет. 4:14). Именно этого Духа Славы, Духа Божьего, в жизни верующего мир ненавидит и стремится уничтожить.


Когда Божье Царство преуспевает, сатана заставляет своих людей противодействовать Царству соразмерно его успехам. Сатана использовал самого Павла, чтобы гнать Церковь. Именуясь тогда Савлом, он «[дышал] угрозами и убийством на учеников Господа». Он даже выпросил письма от первосвященника «в Дамаск, к синагогам, чтобы, кого найдёт следующим этому учению, — и мужчин и женщин, — связав, приводить в Иерусалим» (Деян. 9:1-2). Когда Господь остановил Савла на его пути в Дамаск, где Савл собирался осуществить свой ужасный план, Его первыми словами к Савлу были:
«Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?» И когда Савл спросил, кто говорит с ним, Господь ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь» (ст. 4-5).

Савл не видел Иисуса во время Его земного служения, а теперь Иисус был уже на небесах; однако Савл преследовал Иисуса. Хотя физическими объектами преследований были христиане («следующие этому учению»), духовным объектом был Сам Христос. Обвинение Иисуса произвело на Павла глубокое впечатление, и когда он свидетельствовал перед толпой в Иерусалиме, которая требовала схватить и казнить его, он процитировал слова, сказанные ему Господом на дороге в Дамаск (Деян. 22:7). Он цитировал те же слова, когда свидетельствовал перед царём Агриппой, утверждая, что он был не просто гонителем христиан, а гонителем Христа (26:14).

Каждый враждебно и предвзято настроенный неверующий преследует Христа в лице Его народа, как бы бессознательно он это ни делал. Иисус ясно заявил: «Кто не со Мной, тот против Меня; и кто не собирает со Мной, тот расточает» (Матф. 12:30).

Фразу «для свидетельства перед ними и язычниками» истолковать нелегко. Она может означать, что гонимые верующие являются живым упрёком гонителям, свидетельством против них и против всех неверующих язычников. Другие же понимают это как свидетельство Христу, которое гонимые верующие предоставляют как Его свидетели. Оба толкования не противоречат друг другу, и, похоже, оба имеют законное право на существование.


В любом случае, на протяжении всей истории Церкви правительства на разных уровнях и в разной степени участвуют в преследовании верующих.

Спустя лишь несколько лет после Пятидесятницы Ирод Агриппа I «поднял руку на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоанна, мечом. Видя же, что это приятно иудеям, вслед за тем взял и Петра» (Деян. 12:1-3). Даже в угождении евреям Ирод был движим не религиозными соображениями, а политическими и личными.

Когда христианство начало распространяться в империи, Рим стал особенно бояться своих рабов. Так как рабов было очень много (возможно, гдето 60 миллионов), они давно представляли собой угрозу бунта. Им не разрешалось вступать в брак со свободными гражданами, даже с теми, кто стоял на самой низкой ступени общества, потому что рабов не считали людьми.

Но когда рабы и свободные римляне становились христианами, они обнаруживали, что между ними больше не существует барьера, что они равны во Христе. Поэтому на христианство стали смотреть как на угрозу всей социальной системе и экономике Рима, и вследствие этого против христиан постоянно выдвигали ложные обвинения. Их обвиняли в каннибализме, потому что они утверждали, что едят плоть Христа и пьют Его кровь во время вечери Господней. Их обвиняли в безнравственности на вечерях любви и в том, что они поощряли революцию, проповедуя о возвращении Христа для установления Своего земного Царства. И многие тогда были замучены.

На протяжении истории Церкви различные правительства участвовали в её преследовании, иногда по чисто политическим причинам, а иногда для навязывания государственной религии. В наше время только коммунистические правительства уничтожили миллионы христиан, ещё больше число верующих подвергнув тюрьмам и гонениям. Так как атеизм является главным принципом коммунизма, он всегда стремился подавить и уничтожить религию, особенно христианство.

В последние времена преследование святых как со стороны религии, так и со стороны правительства достигнет своей кульминации и, очевидно, будет направляться могущественной рукой антихриста. Зверь, который выйдет «из моря», будет произносить «хулу на Бога» и «вести войну со святыми и [победит] их; и дана [будет] ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем» (Откр. 13:1, 6-7).

Хотя власть предназначена Богом для поддержания общественного порядка, она также стала орудием сатаны, цель которого продвигать своё дело и мешать делу Господа. Власть установлена Богом, но управляет ею сатана; и Даниил, Исаия и Иезекииль — все утверждают, что за особенно порочными правительствами всегда стояли бесовские силы. Когда граждане страны отворачиваются от Господа и Его норм, то даже самые свободные, самые демократические правительства, включая Соединённые Штаты, со временем начнут препятствовать свободному проявлению и исповеданию христианской веры, демонстрируя вражду к Христу и Его Слову.

 


Помощь от Бога 

“Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас” (Мф.10:19-20)

Тяжело переносить злословия, преследования, аресты и избиения, и когда это происходит, очень трудно не заботиться. Когда нас обвиняют в проступках, естественная реакция — сказать что-то в свою защиту, убедить обвинителей в своей невиновности.

Павел увещает нас, чтобы мы никогда «не [заботились] ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением [открывали] свои желания пред Богом» (Фил. 4:6). Но в особых обстоятельствах, когда нас поставят перед религиозным или гражданским судом, мы имеем дополнительное обещание, что в тот час дано будет нам, что сказать. Страдающие за Христа будут защищены Христом.

Многие из самых памятных и сильных свидетельств великих мучеников были сказаны перед тем, как их осудили на смерть. Бог даровал им особое присутствие духа и ясность мысли, чтобы их свидетельство в этот момент было более ярким и веским, чем в других обстоятельствах.

Для Апостолов это обещание включало в себя дополнительное божественное вдохновение. Когда Павел, например, находясь в испытаниях, свидетельствовал, он говорил Слово Божье. «Ибо не вы будете говорить,— заверил Иисус Апостолов, — но Дух Отца вашего будет говорить в вас».

Известный толкователь Р. К. Г. Ленски объясняет это так:

“Во время судебного процесса Апостолы без предварительных планов и обдумывания своей речи будут получать непосредственно от Бога то, что им нужно сказать. Слова будут входить в их сознание по мере необходимости, и они будут произносить их вслух… Говорить будут Апостолы, и в то же время — не они, потому что действовать будет Святой Дух, и, собственно говоря, Он же и будет говорить. Всё механическое, магическое, антинаучное исключается… Апостолы не будут, как бесноватые, над волей и органами речи которых совершается насилие со стороны беса. Всё совершенно наоборот: разум, сердце, воля будут действовать свободно, осознанно, радостно полагаясь на даяние Духа, Который поможет найти то, что сказать и как сказать, всё, до последнего слова, без единой ошибки, без единого неверного слова, которое могло бы проскользнуть из-за несовершенной памяти или эмоционального волнения. Это и есть Вдохновение, Словесное Вдохновение.


Ненависть 

Верующие могут испытывать гонения по причине ненависти членов своих семей, которые предают близких людей, и ненависти общества в целом.

Ненависть семьи 

“Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их” (Мф.10:21)

Бог предупреждает верующих, что их будут гнать даже их собственные семьи. Именно во время этого наставления Иисус сказал: «Ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её». Затем, цитируя Мих. 7:6, Он предупредил, что «враги человеку — домашние его» (Матф. 10:35-36). Приблизительно год спустя, когда Иисус учил о Великой скорби, Он повторил это предупреждение (Марк. 13:12).

Во время римских гонений во втором и третьем веках бессчётное количество христиан были преданы гражданским властям братьями или отцами или детьми. Эта трагическая практика повторялась много раз на протяжении истории, встречается она и в наши дни.

В некоторых религиозных культурах по человеку, который стал христианином, устраивают похороны, потому что в глазах родственников он уже умер. В некоторых случаях уверовавшим членам семьи давали яд, и они умирали. Некто заметил, что только два чувства могут быть сильнее обычной любви: одно из них — адского происхождения, а другое — небесного.

Сильнее обычной любви может быть любовь от Бога и ненависть от сатаны.

Говоря о последнем времени, возможно, о Тысячелетнем Царстве, Захария пророчествовал: «Тогда, если кто будет прорицать, то отец его и мать его, родившие его, скажут ему: „Тебе не должно жить, потому что ты ложь говоришь во имя Господа“. И поразят его отец его и мать его, родившие его, когда он будет прорицать» (Зах. 13:3). Возможно, в будущем верующие родители будут убивать своих детей-лжепророков.


Ненависть общества 

“и будете ненавидимы всеми за имя Моё; претерпевший же до конца спасётся” (Мф.10:22)

В этом контексте слово «всеми» — явно не абсолютное понятие. Не каждый неверующий на земле будет ненавидеть верующих. Здесь имеются в виду все люди в целом как общество. Как подтверждают последние два тысячелетия, верующие ненавидимы всеми классами, расами и национальностями.

Некоторые верующие живут в состоянии постоянного конфликта с миром, в то время как другим, похоже, удаётся полностью его избежать. Некоторых христиан не преследуют просто потому, что их свидетельство настолько слабо, что мир его не замечает. Когда библейское учение и нормы компрометируются, чтобы примирить их с падшей человеческой природой, обществу не о чем спорить с таким христианством, и таким христианам оно не будет сильно противиться.

Но противостоять миру, как Павел, который заявлял, что «открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду людей, подавляющих истину неправдой» (Рим. 1:18), — значит гарантировать гнев общества против Евангелия и против тех, кто его проповедует.

Так как Павел и другие Апостолы были настолько бескомпромиссны в провозглашении Евангелия, Павел объявил себя и их «приговорёнными к смерти, потому что [все они] сделались зрелищем для мира, для ангелов и людей. [Они] безумны Христа ради… немощны… в бесчестии… [терпят] голод и жажду, и наготу, и побои, и [скитаются]» (1 Кор. 4:9-11).

Когда какой-либо римский генерал одерживал важную победу, он удостаивался чести устроить грандиозное триумфальное шествие: по улицам города как знак унижения проводили колонны побеждённых врагов, особенно военачальников и правителей. Такое зрелище древний мир, образно говоря, делал из Апостолов.

Обобщая всё это, можно сказать, что ложная религия противодействует верующим, поскольку является порождением сатаны. Правительство противодействует верующим, потому что оно находится во власти князя, господствующего в воздухе, правителя этого мира. Нечестивые семьи и общество противодействуют верующим, потому что не могут терпеть праведных людей в своей среде.

Способность переносить гонения — отличительный признак истинного христианина: претерпевший же до конца спасётся. Терпение не обеспечивает спасения и не сохраняет его. Спасение всецело является действием Божьей благодати. Но терпение — это признак спасения, доказательство того, что человек воистину искуплен и является дитём Божьим. Павел говорит, что «тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия», Бог даёт вечную жизнь (Рим. 2:7). Автор Послания к Евреям выражает ту же истину такими словами: «Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твёрдо сохраним до конца» (3:14). Терпением мы не зарабатываем спасение, а подтверждаем его. Постоянство — это подтверждение того, что человек является истинным христианином. Богословы называют это неотступностью святых. Особое значение неотступности придаётся в следующих местах Писания: Матф. 24:13; Иоан. 8:31; 2 Пет. 1:10; 1 Кор. 15:1-2; Кол. 1:21-23; Евр. 2:1-3; 4:14; 6:11-12; 10:39; 12:14.

Гонения быстро «сжигают солому» в церкви. Те, кто лишь внешне исповедал Христа, не имеют новой природы, которая бы побуждала их страдать за Христа. Не имеют они и божественной силы, которая даёт возможность перенести эти страдания, если бы они этого хотели. Ничто так не очищает и не укрепляет духовно, как гонения (ср. Иак. 1:12).

Мы можем рассчитывать на эту непоколебимую стойкость, потому что Божье Слово гарантирует нам, что ничто не может отделить нас от Христа.

«Кто отлучит нас от любви Божьей, — спрашивает риторически Павел, — скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» И затем сам отвечает на свой вопрос: «Но всё это преодолеваем силой Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другое какое творение не может отлучить нас от любви Божьей во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:35, 37-39).


Ответная реакция 

“Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как придёт Сын Человеческий” (Мф.10:23)

Нельзя стремиться к гонениям или терпеть их ради них самих; не должны мы также намеренно навлекать на себя преследования якобы ради Христа. У нас нет никакого права провоцировать враждебность или насмешки.

И здесь Христос побуждает верующих убегать от преследований, если это возможно и целесообразно. Мы не обязаны находиться там, где нас подвергают нападкам или опасности, пока не убьют или не посадят в тюрьму. «Когда же будут гнать вас в одном городе, — говорит Иисус, — бегите в другой».

Именно этому правилу следовал Апостол Павел в своём служении (см. Деян. 12–14, 17). Когда гонения становились настолько сильными, что он больше не мог эффективно нести служение, Павел шёл в другое место. Он не боялся гонений, и его много раз жестоко избивали, прежде чем он покидал город. Однажды его побили камнями и оставили, полагая, что он мёртв. Но он не пытался испытывать терпение оппозиции. Неся служение, Павел терпел насмешки, оскорбления, побои и неизбежные тюремные заключения.

Но когда не было возможности эффективно трудиться, он уходил.

Это пример для каждого верного служителя и миссионера, пока не придёт Сын Человеческий. Даже во дни Великой скорби 144 тысячи верных еврейских верующих будут проповедовать по всему миру, переезжая с места на место по мере того, как их будут преследовать и притеснять.

Несмотря на своё недопонимание, недостатки, неудачи и хвастовство, ученики знали, что Иисус единственный их источник, что без Него они не могут ничего (Иоан. 15:5). Они сплачивались вокруг Него, когда сталкивались с проблемами и трудностями. Он постоянно превращал природу в одну величественную притчу о Божьем полновластии, силе и любви. Каждое поле, гора, дерево, цветок, животное, листок и гумно становились иллюстрацией духовной истины. Иисус не только учил их, но Он заботился о них, любил их и обеспечивал всем необходимым. И когда ученики, наконец, осознали, что Он на самом деле собирается покинуть их, они запаниковали.

Господь действительно пошлёт Двенадцать к волкам, где они столкнутся с опасностями, которых они даже представить не могли, пока были с Ним.

Но, обещая послать их к волкам, Иисус также обещал дать им Своего Духа, чтобы Он обитал в них, давал им силы и ободрял их. Если мир гнал Господина, конечно же, он будет гнать и Его рабов (Иоан. 15:20), и скоро наступит время, когда убивающие Его последователей будут считать, что «тем служат Богу» (16:2). Поэтому уход Иисуса был необходим, чтобы Святой Дух, божественный Помощник и Утешитель, мог прийти к ним (ст. 7). «Это сказал Я вам, — говорил им Иисус, — чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир» (ст. 33).

Вся слава Христу