Печать 

«Пост и Великий пост»

Источник http://www.pravmir.ru/post-eto-ne-dieta-vrachi-o-polze-posta/

РЕДАКЦИЯ ПОРТАЛА "ПРАВОСЛАВИЕ И МИР" | 27 НОЯБРЯ 2006 Г.

5 продуктов, которых не должно быть в вашем доме

· Пост или модная диета?

Пост – это не разгрузочная диета

Председатель Московского общества православных врачей, сопредседатель Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике при Московской патриархии, профессор медицины Александр Недоступ в интервью порталу “Интерфакс-Религия” рассказал о том, какую медицинскую пользу человеческому организму способен принести Великий пост при условии правильного к нему духовного отношения.

– В чем основная польза человеку от поста, с точки зрения православных докторов?

– Для православного врача очень важной представляется духовная сторона поста. Ведь православные признают, что природа человека представляет собой не только тело, но также и душу, и дух. Душа занята эмоциональными, интеллектуальными, логическими, волевыми проблемами, в то время как дух – это та часть души, которая призвана общаться с высшим миром.

Очень важно, что во время поста человек будет соблюдать не только пост телесный, не только воздержание от пищи, но и воздержание от некоторых поступков духовной жизни – гнева, очень буйных развлечений. Это нашло отражение и у великих учителей Церкви, говорящих: “поститесь, братия, телесно, поститесь и духовно”. Духовный пост тоже очень важен, потому что все мы – верующие, неверующие – духовно, конечно, являемся больными людьми.

Мы можем быть душевно вполне здоровыми, логически четко мыслить, знать высшую математику, контролировать эмоции, но при этом дух у нас будет очень поврежден. Все мы этим страдаем – маловерием, отсутствием любви, – то есть качествами, которые измеряются уже по иным критериям, чем логическое мышление. Об этом очень подробно сказано в замечательной книге православного врача, святителя и исповедника Луки Войно-Ясенецкого “Дух, душа и тело”.

Святитель Лука Крымский

Изображение взято по ссылке 

http://davaiknam.ru/texts/1056/

1055452/1055452_html_m4419f07b.jpg


– Почему, с медицинской точки зрения, может быть важным отказ от негативных чувств и мыслей, страстей, борьба с которыми должна происходить во время поста?

– Мы, православные медики, убеждены, что болезнь имеет происхождение не только чисто телесное, но и духовное, причем болезнь и телесная, и душевная. Верующий человек понимает, что болезнь как правило – это следствие греха, который присутствует в организме. Об этом можно рассказать даже без привлечения богословских аргументов. Предположим, человек совершил нехороший поступок – то, что со всеми нами происходит сплошь и рядом. При этом человек очень редко не сознает того, что совершил. Он может стремиться забыть свой проступок, загонять его в себя, стараться себя оправдать, но все-таки след от поступка обязательно останется, и человек будет носить это ощущение в себе. И когда это сознание застревает в мозгу, там, в коре головного мозга, создается, даже с чисто физиологической точки зрения, очаг раздражения, дискомфорта.

Александр НедоступПо законам индукции работы мозга, это раздражение распространяется также и вокруг, на близлежащие отделы, в первую очередь, на так называемую подкорку, которая находится под корой головного мозга и которая ведает деятельностью наших внутренних органов – сердца, сосудов, желудка и кишечника. Соответственно, это возбуждение переходит в подкорку, и оттуда импульсы начинают распространяться дальше. И вот вам, пожалуйста, – так и начинают возникать и язвенная болезнь, и гипертония, и астма, и все прочие недуги.

Все это близко и психосоматике Фрейда, и павловской теории. Но только Фрейд, как известно, яростный атеист, сводил все к половым инстинктам, все у него было однобоко. И Павлов также был атеист, хотя и рассматривал эти процессы на более высоком уровне. Верующие же люди считают, что физическая поврежденность имеет более глубокие внутренние причины, и в первую очередь это – совесть. Без понятия “совесть” никак не обойдешься, потому что именно она тревожит и будоражит человека. Есть такой афоризм, что совесть – это голос Бога, ведь человеку совершенно непонятно, откуда она берется.

– Можно ли в связи с этим сказать, что пост как просто ограничение в питании не имеет смысла?

– Да, обычно в светской прессе делается упор на диетическое значение поста, доказывается, что это очень полезно – временно перейти на такую облегченную пищу, растительные продукты, что это типа разгрузки, от которой люди вдобавок еще и худеют. Это, конечно, очень утилитарное отношение к посту. Ведь пост – это не разгрузочная диета, а нравственное очищение.


Православные поздравляют друг друга с началом поста именно потому, что понимают, что это – великие дни духовного очищения. Сейчас предстоят дни, когда Церковь особо призывает человека хранить духовную чистоту: особо любить людей, особо жертвовать собой, стараться делать добрые дела, не совершать не предписанных поступков. У каждого из нас есть свои страсти и страстишки, которым мы потакаем, потом каемся в них и снова их совершаем. Вот от этого очень важно воздержаться.

– Что бы Вы ответили светским людям, которые утверждают, что пост вреден для здоровья?

– Надо не забывать, что Церковь не настолько жестока и эгоистична, чтобы заставлять всех людей поститься по тем правилам, которые были разработаны в монастырях в средние века. Эти правила поста очень тяжелы и трудны, поэтому Церковь снисходит к людям, когда им бывает трудно. Во-первых, для больных существуют многочисленные послабления, причем иногда до такой степени, что пост снимается совсем. Я однажды был свидетелем того, как одно высокое духовное лицо запретило поститься больной монахине, когда я сказал, что ей здоровье не позволяет поститься. А уж людям светским, которым это вдвойне трудно, безусловно, разрешаются послабления.

Вообще у церковных людей есть такое выражение: “рвение не по разуму”. Надо понимать, что можно, а что нельзя. Детишек надо очень постепенно приучать к посту, конечно, давать молоко, которое им нужно для роста. Так же подходит и Церковь к этой проблеме: если человеку трудно дается пост, он чувствует большую раздражительность, начинаются телесные, голодные боли, он чувствует, что не может ни о чем думать, кроме как о еде, то духовник в меру своего разумения, конечно, ему позволит нарушить пост немного.

КАК ПРАВИЛЬНО ВЫЙТИ ИЗ ПОСТА? СОВЕТЫ СВЯЩЕННИКА-ВРАЧА

Источник http://ekklezia.ru/vse-soobshestvo/gruppy/viewdiscussion/1776-kak-pravilno-vyjti-iz-posta-sovety-svyashchennika-vracha.html?groupid=87

Вероятно, каждому человеку, хоть раз соблюдавшему Великий пост, в той или иной мере знакомы чувства обновления, очищения и переосмысления, приобретаемые за семь недель телесного и духовного воздержания. Однако зачастую по прошествии семи недель поста человек возвращается к своей обыкновенной жизни совсем не изменившимся. Вновь затягивает быт, суета и суматоха повседневности, человек машинально возобновляет свои вредные привычки, в который раз проявляет раздражительность и нетерпеливость… В итоге каждый снова приходит к тому, от чего пытался убежать. Тогда возникает вопрос: «А был ли пост?» И если был, что он изменил? Как не растерять того сокровенного, что обретается нами в ходе поста? Как сохранить духовные смыслы в жизни после его окончания? Но главное – где найти уставшему постом человеку силы на пасхальную радость? Как перестроиться после 48 дней воздержания на 40 дней пасхальной радости?

Встречаем Пасху Господню

За советом о правильном завершении главной православной аскезы мы обратились к отцу Алексею Борискину, священнику, кандидату медицинских наук, руководителю общества православных врачей Великого Новгорода.


Я думаю, если человек постится осознанно, это в любом случае не останется бесплодным. Каждый год во время поста приобретается новый опыт. Порой, выходя из поста, мы возвращаемся в нашу обычную жизнь, и все итоги быстро забываются. Но все равно остается сладкое воспоминание о той радости, той сопричастности Церкви, которая вся в эти дни постилась. И радость пасхальная еще и в том, что ты чувствуешь эту сопричастность Церкви – не только земной, но и небесной. В этом, мне кажется, большой праздник и радость: мы постимся все вместе. В другие посты в силу разных причин мы можем быть не так едины, как в Великий пост. Он очень объединяет православных христиан. Думаю, человеку важно помнить, что он не один, что все мы – Церковь, мы вместе. Где двое или трое собраны вместе во имя Христа, там сам Христос. Пост – это опыт единства Церкви. И этот опыт всегда положителен.

Индивидуально каждый сам смотрит – от чего он хочется отказаться в пост. Не обязательно это должна быть пища. Кто-то берет на себя ограничения, кто-то – труды: с кем-то помириться, кому-то помочь чуть больше, чем обычно, попросить у кого-то прощения, на которое не находил сил в обычные дни. Итоги поста каждый подводит самостоятельно.

При этом пост показывает нам, что мы можем жить, не объедаясь мясом, без сигарет, без алкоголя, иных зависимостей. И если человек приобрел этот опыт в пост, и этот опыт человеку понравился, его вдохновил – желательно и дальше сохранять всестороннее трезвение. Не нужно возвращаться к тому, без чего можно обойтись.

 Одновременно не стоит изначально воспринимать пост только как строгую, обременяющую диету и всестороннее ограничение. Часто бывает так, что радость Пасхи – мы воспринимаем, как духовную, а пост – только как физическое воздержание. Но и пост можно считать духовной радостью. Мы стараемся больше, чем обычно молиться, общаться с Богом, читать Евангелие, посещать службы, мы обновляемся духовно. И эту радость общения и обновления в полной мере мы ощущаем именно в Пасху. Ведь пост помогает человеку духовно собраться и подняться над житейскими заботами. Если мы будем понимать пост именно так, то и на пасхальную радость всегда найдем силы.

Изображение взято по ссылке http://news-armavir.ru/wp-content/uploads/2016/02/6606bb8b8c0947a0fc563ed0a9de94031.jpg

А как врач, я бы еще рекомендовал не перегружать свой организм пасхальным разговением. Совет из личной практики – не объедаться яйцами. Если человек долго не ел ничего скоромного, возвращаясь к полноценному питанию, он оказывает большую нагрузку на кишечник, на печень, на желчный пузырь. Могут возникать и колики, и прочие заболевания, вплоть до заворот кишок, как его в народе называют. Нужно потихоньку кушать то, что освещается традиционно на пасхальной службе – яйца, куличи, пасхи творожные. К мясу возвращаться следует еще осторожнее. Из поста нужно выходить мягко. Конечно то, что окончание поста снимает ограничения с пищевого воздержания – для тела тоже радость. Главное, не делать из телесного угождения смысла. Если радоваться только тому, что наконец-то можем поесть, то можно пропустить основную радость души, которая воспряла, поднялась ввысь, глубже прикоснулась к Богу.

Хорошо бы не забывать о правильном отношении к еде не только постом – по Евангелию, пища не приближает к Богу и не отдаляет от Него. И «не то оскверняет человека, что входит в уста, а то, что исходит из уст» (Мф. 15:11). Но, как говорит апостол Павел: «Попечение о плоти не превращайте в похоть» (Рим. 13:14). Нужно найти такую меру, когда пища не будет для нас роскошью, каким-то обжорством, пьянством. Пища – это лишь забота о плоти, способ поддержания сил. Главное, найти эту золотую середину. Поэтому православное отношение – разумное, без излишеств.

Подготовила Елизавета Иванчина

 


ВЕЛИКИЙ ПОСТ: СОВЕТЫ ПРАВОСЛАВНОГО ВРАЧА

Источник http://www.ihtus.ru/032010/st12.shtml

«Ныне бо ближайшее нам спасение,
нежели егда веровахом. Нощь убо прейде,
а день приближися; отложим убо дела
темная и облечемся во оружие света».
(Рим. 13, 11-14)


УкрашениеПост подразумевает воздержание в пище, отказ от развлечений, предохранение себя от страстей, пороков, удаление от зла (от всех греховных порывов). «Обуздывающий чрево удаляет страсти, а побеждаемый многояде-нием размножает страстолюбивые похоти» (Прп. Нил Синайский). «Не одни уста должны поститься - нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело» (Свт. Иоанн Златоуст).Великий пост соблюдают православные верующие люди, имеющие попечение о сохранении здоровья и спасении души: «воздержание есть матерь здравия» (Прп. Иоанн Лествичник).

Пост - это аскетический подвиг, целью которого является нравственное усовершенствование через покаяние и молитву с помощью телесного воздержания. Неправильно сводить пост к воздержанию от определенного вида пищи (скоромных продуктов). Искаженное понимание поста привело к моде «пощения». Без деятельного покаяния, молитвы и милосердия такой пост превращается в «диету для похудания» и не может способствовать приближению к Богу и спасению. «Искренне постящийся воздерживается от гнева, ярости, мщения, клеветы, осуждения ближнего, от празднословия, сквернословия, лести, лукавства и всякого злословия... Ты постился? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих, будь милосерден, истинен и благочестив» (Свт. Иоанн Златоуст).

Совершая Великий пост со смирением, с покаянием, с искренним намерением исправить себя, с любовью к Богу и ближним, христианин подготавливает себя к встрече Святой Пасхи и к вечной жизни со Христом.

С медицинской точки зрения пост состоит из трех периодов: начального, подготовительного периода, периода перестройки систем организма на экономный режим расхода энергии и периода выхода из поста. Медицинские рекомендации постящимся зависят от возраста, профессии, наличия хронических заболеваний.

В первую очередь необходимо провести анализ своих духовных и физических возможностей. Переоценка своих сил может привести к искушению гордостью и тщеславием. Болящим следует посоветоваться с лечащим врачом (какие продукты можно ограничить в питании без ущерба для здоровья, какие медикаменты, травы, витамины следует принимать в продолжение поста). На пост принято получать благословение священника. По благословению священника послабление в питании на время поста допускается больным, лицам пожилого и старческого возраста, детям, беременным, лицам тяжелого физического труда, работающим на Крайнем Севере.

Начальный адаптационный период Великого поста самый трудный, но не продолжительный (7-10 дней). Воздержание в приеме пищи, смена стереотипа питания, усиленная молитва иногда сопровождаются симптомами астенизации: слабостью, повышенной утомляемостью, болями в области сердца и животе, головной болью, неустойчивостью в настроении (раздражительностью), сонливостью или нарушением сна. У лиц пожилого возраста возможно снижение зрения, слуха, памяти. В связи с ослаблением иммунитета появляется предрасположенность к простудным заболеваниям носоглотки и бронхов. Все перечисленные симптомы астенизации обусловлены дефицитом в питании: недостатком белка, жиров, минеральных веществ (железа, кальция), витаминов (А, гр. В и D). Отказ от молочнокислых продуктов вызывает значительное снижение в кишечнике полезных бифидо- и лактобактерий, участвующих в пищеварении, поэтому нередко появляются вздутие живота (метеоризм), нарушение стула, боли в животе.

Подготовительные недели научают верующих правильному и богоугодному посту. Постепенно все системы организма человека перестраиваются, наступает восстановление функции всех органов. Важное значение при этом имеет тот духовный подъем, который возникает в начале поста и поддерживается молитвой весь пост.

После завершения поста следует период выхода из него. Первый день разговления опасен перееданием. При переедании может развиться диспепсия (тошнота, рвота, нарушение стула, боли в животе), обострение желудочно-кишечных заболеваний (гастрита, холецистита, панкреатита, кишечного дисбактериоза и др.). Выходить из поста надо постепенно. Свой рацион расширять сначала за счет кисломолочных продуктов (творога, кефира, простокваши). Затем можно добавить в питание рыбу, яйца, позднее - молоко, сыр, сливочное масло и мясные продукты.

При соблюдении правил поста, советов духовника и врача пост переносится легко. Время поста - спасительное время для души. Благослови, Господи!

Лариса Федоровна РУДНЕВА,
заслуженный врач РФ


 

Некоторые великопостные медицинские советы: