Поиск

Игра Паломник

Православный
геймер
для ВАС

Православные
мультфипьмы
для ВАС

Комиссия Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь
Поездки по всему Миру Поездки на Афон Паломничество на теплоходе

Продукция монастырских подворий

Накануне экзаменов
Новый Год в кругу семьи

Воскресные школы, православные гимназии Москвы и Московской области

Благотворительные акции

Православные песнопения в исполнении монастырских хоров

Молитвы живущих в супружестве

Ко дню памяти Патриарха Алексия II

Агентство религиозной информации "Благовест"

Удачного путешествия

"Рецепты для хозяйки во время урожайной осени"

Молитвы на Лето Господне

Молитвы для земледельцев



Banners

Читайте Евангелие, закон Божий, адреса храмов,
правильно готовьтесь к исповеди и причастию

Интернет-паломничество

Великая Лавра Афон
Великая Лавра Афон
Изображение взято по ссылке
http://ic.pics.livejournal.com/
irnella/66734384/
1599716/1599716_original.jpg

Cсылки для перехода на сайты с записями церковных служб или с веб-камерами, транслирующими сами службы, 3-D туры по храмам и монастырям.
Читать о Великой Лавре


Икона дня



Blue Flower

Источник http://www.nsad.ru/articles/hristianstvo-eto-religiya-optimizma

Беседа с епископом Гродненским и Волковысским Артемием о конце мира и Страшном суде
В ближайшее воскресение Церковь вспоминает Второе пришествие Христово и Страшный суд. Евангельская книга, пророчествующая об этих событиях, заканчивается призывом - «Ей, гряди, Господи Иисусе!». Почему же тогда мы называем Суд страшным? И зачем мы вообще живем и творим в мире, если «миру надлежит огнем сгореть»? Обо всем этом мы решили спросить Владыку Артемия.

Преосвященный Артемий (в миру — Кищенко Александр Анатольевич), епископ Гродненский и Волковысский родился в 1952 году в Минске, в семье служащего. В 1973 году окончил 3 курса Белорусского института механизации сельского хозяйства. После службы в армии был послушником Псково-Печерского монастыря.
В 1976 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию, затем в Ленинградскую духовную академию.
В 1984 году рукоположен в сан священника. Служил в Александро-Невском храме г. Минска. Пастырские труды совмещал с преподавательской деятельностью: читал
курс основ Православия на Богословском факультете при Европейском Гуманитарном Университете.
В 1996 пострижен в монашество, в том же году возведен в сан архимандрита и хиротонисан во епископа.
Владыка Артемий в 2002 году назначен Синодом БПЦ руководителем Объединения православной молодежи Беларуси. В настоящий момент продолжает преподавательскую деятельность.

Неужели вся история человечества сгорит, исчезнет без следа, будет зачеркнута и забыта как ненужная или как неудавшаяся?! Владыка, поясните, почему мир все-таки придет к концу?
- Библия, Божественное откровение говорит нам о том, что мир сотворен Богом. И так как мир имеет начало, то так же он будет иметь и конец. Все, что начало свое бытие во времени, во времени и закончится. Только слово «конец» мы воспринимаем по-нашему, по-земному — материально. А Священное Писание открывает более глубокий смысл этих слов.
Наша жизнь земная дана для того, чтобы человек сформировался духовно, чтобы он встретился с Богом, чтобы был диалог между человеком и Богом, чтобы в этой жизни было единство человека и Бога. Жизнь дана нам для богопознания.
Вот как в организме матери ребеночек формируется, так он формируется и в условиях нашей земной жизни. Но человек не бесконечно находится в утробе матери. Наступает конец пребыванию его в этом состоянии — он рождается в жизнь. Для него это нечто страшное — младенец кричит в ужасе! Потому что оставляет привычные условия жизни, оставляет материнский организм, тепло и питание, которые он давал, и начинает жить самостоятельно. Так и с земной жизнью. Человек оставляет свое «внутриутробное», земное существование и переходит, рождается в другую жизнь.
Священное Писание не учит, что все исчезнет, умрет и потухнет, нет! Мы говорим о том, что временное, физическое, материальное закончит свое бытие. Христианство — это религия оптимизма. Оно не говорит только о том, что будет холодная или горячая смерть нашей галактики, нашего мироздания, нашего космоса. Мол, рано или поздно потухнет Солнце — и все обречены! Оно говорит: да, физический мир прекратится, но не исчезнет наша Земля, которую Господь любит, не исчезнет наше тело. Ведь жизнь — это Бог, Бог — это жизнь. Все возродится в новом, преображенном состоянии. И жизнь продолжится.



- Каково же будет это преображение?

 - Христос воскрес, но это не значит, что Он биологически вернулся к тому состоянию, в котором был до Своей смерти на Голгофе. Мы видим совершенно другого Человека. И даже апостолы не могут Его узнать. Мы видим, что Он проходит сквозь двери, то есть материальные преграды для Него не существуют. Для Него нет времени, нет пространства. Апостолы видят Его в Иерусалиме, и в это же время Лука и Клеопа, идущие в Эммаус, беседуют с Ним.
Душа чистая. Конец 18 — начало 19 вековТо же самое произойдет и с человеком — будет преображение его природы. То же самое произойдет и с нашей планетой Земля — она будет преобразована и получит новую сущность, новое бытие… Как Христос был в новом прославленном теле, так и нашему физическому миру тоже предназначено быть сопричастником Божественного бытия, Божественной славы, быть сопричастником вечности. Закончится временное, и наступит вечное.

- И это преображение, как говорит нам Священное Писание, будет неразрывно связано со Вторым пришествием Христовым…
- Которое раскроет всю тайну человеческой жизни. Мы называем это Страшным судом. Вы знаете, само название говорит о том, в каком духовном состоянии мы с вами находимся.
Ведь, в отличие от нас, первые христиане жили надеждой на то, что Христос вернется. Евангелист Лука в книге Деяний описал, как апостолы стояли в недоумении и смотрели на Вознесение Христа. А ангелы сказали им: что вы стоите, что смотрите? Как Он ушел, так и придет (см. Деян. 1,11). И апостолы восприняли это совершенно однозначно: они были уверены, что еще при их жизни Христос вернется.
А как сказал Христос Петру про апостола Иоанна? «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?» (Ин. 21, 22). Апостолы это поняли буквально, что Иоанн — молодой юноша (ему 14 или 15 лет было), и он не умрет до Второго пришествия Христова.
Первые христиане жили радостью. Никакая беда, никакая несправедливость, никакое торжество злобы, зла и смерти в этом мире не могли отнять от них радость духовную. Они знали, что придет Господь, и радовались Божьему торжеству. Они даже приветствовали друг друга словами: «маран-афа» — Господь грядет скоро. Радуйтесь, братья, Господь скоро придет, и весь этот хаос, торжество беззакония в нашей жизни — все это прекратится. Господь отрет всякую слезу от ваших глаз, и начнется новое, преображенное бытие, бытие человека и Бога.
Ведь в Своем вознесении Господь возносит на небо и наше преображенное, прославленное человеческое тело. То есть человек по своей сущности приобщается к внутренней, таинственной жизни Бога. Мы должны стать участниками Божественного бытия — что может быть более торжественного?




Райская птица Сирин. Начало 1820-х гг. Неизвестный художник


- Однако мы знаем, что не всех людей ожидает блаженная вечность. И место пребывания каждого человека — в раю или в аду — определит Страшный суд. Слово «суд» имеет для нас совершенно определенное значение. А вот Христос в 25-й главе Евангелия от Матфея говорит о неком странном, с точки зрения нашей, земной справедливости, судебном заседании…
- Мы воспринимаем Страшный суд чисто юридически, в духе римской традиции. И представляем, что Господь придет, откроет личное дело каждого из нас и начнет спрашивать по пунктам: почему такую-то правду нарушил, почему такое сделал?
Как же это будет? Господь объясняет все через притчу и приводит пример из жизни пастухов. Обычно вместе с овцами на пастбище присутствовали козы. Это помогало защитить их от волков. Овцы концентрировались возле коз и не разбегались, так сохранялось стадо — волки не могли напасть на овец. Когда же подходил зимний период, овец с гор сгоняли в долину, где они зимовали в пещерах. Вот та пещера Вифлеемская, где Христос родился, — это как раз такой зимний загон для скота, где животных прятали в непогоду.
Но когда стадо выгоняли с пастбища, овец и коз нужно было отделить друг от друга. Как? Наглядно: пастух смотрит на них, и овец загоняет в одну сторону, а коз в другую. То же самое будет и с людьми. То есть в момент воскресения, когда все воскреснут во время Второго пришествия Христова, воскресшее человеческое тело даже внешне будет показывать его внутреннюю духовную сущность. Если жил человек в богоподобии — он будет богоподобным, жил демонической жизнью — будет демоноподобным. И на некоторых иконах Страшного суда не случайно грешники изображаются в очень страшных, уродливых формах: в виде хищного животного или грязной свиньи или похотливого зверя.
Поэтому судопроизводства как такого и не будет. Мы сами себя осудим. Нас осудит присутствие Христово. Явление Христа — это уже суд миру. Явление правды, явление истины — это обличение беззакония, зла и неправды. Вся ложь, которой мы прикрываем свою жизнь, будет явлена. И никому ты ничего не скажешь, вся твоя жизнь будет уже на тебе как печать.
Если опять обратиться к аналогии с периодом беременности, то посмотрите: что влияет на формирование организма маленького ребеночка в материнской утробе? Это зависит от тех условий, в которых он находится: если мать больна, условия плохие — таков будет и ребенок. Как ты прожил жизнь — таким уродинкой и родишься в той жизни.

 




Трапеза благочестивых и нечестивых. Середина 19 века

 



Смерть праведника и грешника. Конец 18 — начало 19 в.


- Значит, если «уродинкой родишься», то не видать тебе рая. А что такое ад? Что там будет? Пресловутые сковородки, «огонь неугасающий» и «червь неумирающий» или что-то другое?
- Мы говорим, что человек, который будет лишен богообщения, будет наказан. И мы представляем, что его будут пытать: огонь, сера, сковорода и все прочее. Конечно, все это аллегории. Бог никого пытать не будет и никаких физических пыток в потустороннем мире не будет. Сама наша непричастность к Божественному бытию, жизнь бессмертного человеческого духа без богообщения уже будет для нас страшным, адским мучением.
Вспомните, каждый из нас хоть раз в жизни испытал очень страшное внутреннее состояние борения совести, когда ты чувствуешь, что поступаешь неправильно, а изменить свой поступок не можешь. Тогда совесть обличает, и душа мучается. В этом состоянии человек может дойти до такого отчаяния, что даже петлю оденет.
И вот нечто подобное будет с теми людьми, которых совесть будет обличать в их неправильной и нечестной жизни. Некоторые богословы предполагают, что муками ада называются также и неисполненные, неудовлетворенные греховные желания. Ведь мы очень много желаем, но не все получаем в этой жизни. И эта жажда наслаждений, даже пагубных наслаждений, остается в моем внутреннем мире и развивается. Невозможность насытить эту жажду тоже будет мукой, духовным состоянием, которое человек будет испытывать. Будет ли это длиться вечно или это станет каким-то периодом испытания, очищения человека — мы не знаем. Трудно об этом судить.

 



Наказание Людвику Ланграфу за грех стяжания. Конец 19 века. Неизвестный художник. Картинка иллюстрирует притчу из «Мирозрительного зерцала», где рассказывается о наказании, постигшем богатого человека за то, что он наложил на своих подданных тяжелые подати и «много зла творяше». Художник изображает, как дьявол, посадив себе на шею клирика-чернокнижника, к которому обратился сын умершего ланграфа с просьбой сообщить, где находится душа отца, привозит его в ад и просит черта показать им мучения Людвика. Черт опускает в бездну медную трубу, вызывает душу ланграфа и, открыв крышку «огненного притвора», показывает охваченного языками пламени мучающегося Людвика.

 - Итак, если подытожить: какова роль Бога в спасении человека и какова роль самого человека?
- Бог делает все для спасения человека. Только Он не может спасти нас без нашего личного участия. Если сам человек не желает спасения, не желает быть с Богом, то Господь насильно его с Собой не соединяет.
Поэтому вся жизнь наша — это духовный подвиг, подвиг борьбы с самим собой, подвиг богопознания: чистые сердцем Бога узрят. Ведь для того, чтобы увидеть в этой жизни Бога, нужно очистить свое сердце, изменить свою жизнь. Покайтесь, — говорит Господь, — измените вашу жизнь. Сегодня мы сами себя формируем для вечности. И все зависит только от нас с вами.
Ведь мы сами себя можем наказать, сами себя уничтожить. Пример. Допустим, врач говорит: вы больны потому, что у вас был неправильный образ жизни. Вам нужно срочно изменить свою жизнь. А вы говорите: нет, я так жил и дальше так хочу жить. В конце концов, ваше здоровье приходит в печальное состояние, более того, жизнь заканчивается. Бог наказал? Да. Но как наказал? Через тебя. Ты сам себя наказал, потому что не исполнял законы жизни.


"Взирай с прилежанием, тленный человече". Середина 19 века

- Владыка, допустима ли такая мысль: что для многих из тех, кто после смерти окажется в местах, отдаленных от Бога, последний суд может стать не страшным, а оправдательным судом? Например, для тех, за кого молились, за кого просили Бога?
Мы часто задаемся вопросом: когда этот Страшный суд придет, когда это начнется?.. А ведь у каждого человека этот суд начинается со смерти. Мы умираем и являем перед Богом, чтобы ответить за свою жизнь: с чем пришла, душа бессмертная? С чем ты явилась ко Христу?
И, конечно, мы надеемся на милость Божию, что все неправды наши любовь Божия все-таки победит. И Господь делает все, чтобы нам с вами спастись, сделаться причастниками любви. Многие богословы считают, что после смерти человек еще не определяется окончательно. Еще какой-то период развития личности продолжается. Быть может, он зависит от того добра, любви, от того света, которые оставил человек в памяти, в душах людей. И о нем помнят, молятся за него. Поэтому молитва Церкви — это наша надежда после смерти еще как-то приблизиться к Богу.
Я думаю, что ко времени окончательного суда каждый человек, видимо, достигнет какого-то определенного уровня богопознания, того, на который он способен. Для людей более близких к Богу — святых — полнота Божественного бытия будет явлена более открыто. Для кого-то это, может быть, будет более отдаленно. И возможно, что совершенствование человечества будет продолжаться и потом, в жизни будущего века. Возможно, будет продолжаться развитие человеческой личности в богопознании, в приобщении к блаженству Божественного бытия. Ведь Бог безграничен, всесовершенен. И человека Он создал именно для того, чтобы разделить с ним радость полноты Своей жизни. Жизнь потусторонняя, жизнь, преображенная Вторым пришествием Христовым, — это будет полнота бытия человека.


Изображение Рая. Первая половина XIX в. Неизвестный художник


- Владыка, мы уже говорили о том, что первые христиане не называли последний суд «страшным» и не боялись наступления последних времен. Да и книга Апокалипсис заканчивается радостным возгласом: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» Так чего же боимся мы?
- Мы, христиане, находимся сегодня в очень печальном состоянии. Мы радость скорого пришествия Христова превратили в Страшный судный день. И очень хотим, чтобы он сегодня не пришел.
Часто сравнивают союз человека и Бога с союзом жениха и невесты. Невеста — Церковь, Христос — жених. Вы представляете, невеста надела белые одежды и говорит: хотя бы жених сегодня не пришел. Не дай Бог мне с Ним сегодня встретиться, потому что невозможно посмотреть ему в глаза! В каком состоянии я нахожусь и какой мой вид?! Какова моя жизнь? Вот в таком, каком-то уродливом состоянии мы с вами находимся: только бы Господь сегодня не пришел. Это единственное наше желание, потому что не с чем его встречать.
А смысл нашей жизни в том, чтобы мы всегда были готовы дать ответ Богу. Каждый из нас должен жить, как бы умирая, — вот закон христианской жизни. Это не пессимизм! Это оптимизм торжества вечности. Это говорит о том, что ничего пустого и ненужного в нашей жизни не должно быть. Согласитесь, если я знаю, что день сегодняшний может быть для меня последним, то, видимо, я к жизни буду относиться более строго и серьезно.
Дело в том, что мы христианство воспринимаем подчас сугубо материально, потребительски. Мы приходим к Богу, прежде всего, когда нам плохо, чтобы Он нам помог. Как отец бесноватого отрока: если можешь, помоги. Так и мы приходим в церковь: а вдруг поможет.
Второй момент. Когда уже есть некий духовный опыт, и мы знаем, что Бог нам помогает, мы постоянно к Нему обращаемся и просим, чтобы у нас была удача в жизни: спаси и сохрани нас от неприятностей, от несчастных случаев, от болезней, дай нам комфорт и благополучие. Вот такое наше восприятие христианства сегодня.
А Христос такого христианства на землю не приносил. И принятие христианства, крещение наше — это принятие Христа как образа жизни, это служение правде Божией вплоть до смерти. Христиане жили так в первые века, когда были гонения. Тогда каждый христианин не знал, будет ли он еще жить сегодня. И тогда у людей было вот такое чаяние скорого пришествия Христова, встречи с Богом сегодня.
А когда в IV веке Церковь получила свободу, началось превращение ее в идеологию, началась некая деградация духовной жизни. И падение Византии, и падение православной Руси — это следствие материализации религии. Святые отцы предупреждали об этом. Сейчас как мы понимаем религию? Как идеологию: что такое хорошо и что такое плохо. Это как национальная идея, политическая идея и прочее. Это не «Царство Божие внутри вас». И если в таком состоянии человек будет жить — для него пришествие Христово будет страшным.
Если же мы будем основы христианства осмысливать, из жизни святых отцов искать пути своего христианского подвига, просить у Бога помощи и в покаянии, в смирении стяжать благодать, ведущую нас, потому что сами мы не знаем, куда идти, то Господь постепенно нас приведет. И пришествие Господне для нас будет радостью.
Ведь для человека, который живет по-христиански, неминуем конфликт с окружающим обществом, в какую бы эпоху он ни жил, при каком режиме бы он ни находился. Мы знаем прекрасно, что первые христиане претерпели подвиги мучения. С приходом к власти православных императоров угодники Божии тоже имели какой-то крест, имели гонения. Иоанн Златоуст в ссылке находился. Много отцов Церкви можно назвать, пострадавших и в наш отечественный период принятия христианства: Филипп, митрополит Московский, Корнилий Псково-Печерский и другие святители. Казалось бы, при всем торжестве православия они лишались жизни за истину. Мы знаем советский период, давший сонм новомучеников.
Если человек — настоящий христианин, то и сегодня он неминуемо вступает в конфликтные ситуации с окружающим его миром. Мир не принял Меня, — говорит Господь, — не примет и вас. И когда такой человек живет в условиях крестного подвига, для него, конечно, пришествие Христово — это радость, это освобождение. Поэтому если будем настоящими христианами, то и отношение ко Второму пришествию Христову будет для нас радостным. А если будем преступниками, то для них приход света очень страшен. Для преступников пришествие Хозяина дома — страшно, а для сына — радость. Поэтому будем детьми Божиими, а не ворами в доме Отца нашего. «Маран-афа» — Господь грядет скоро!

 



Беседовала Елена Наследышева

Образы второго пришествия Христа

когда исполнится число семян в вас, ибо Всевышний на весах взвесил век сей, и мерою измерил времена, и числом исчислил часы, и не подвинет и не ускорит до тех пор, доколе не исполнится определенная мера

Количество просмотров материалов
1406227

доска объявлений