Печать 

Град небесный на земле

Источник http://mihailov-monastir.narod.ru/Afon/03LavraAfanasia.html

 

Великая Лавра является первенствующим в иерархии монастырем на Святой Горе. Это самая большая обитель на Афонском полуострове, расположенная на его юго-восточной стороне. Монастырь еще называют: «Лавра Пресвятой Богородицы», «Лавра святого Афанасия», «Царская Великая Лавра».

Основана обитель была в 963 годупреподобным Афанасием Афонским

при финансовой поддержке его друга, византийского императора Никифора Фоки и его приемника Иоанна Цимисхия. Монастырь достиг своего процветания к XI веку, тогда в нем насчитывалось более 700 иноков.

С XIV века, однако, начался упадок обители, в основном из-за пиратских набегов, а позже ввиду тяжкой турецкой системы налогообложения. Эти условия вынудили монастырь на какое-то время стать идиоритмическим. Период упадка продолжался до середины XVII века, когда обитель посетил патриарх Константинопольский Дионисий III Вардалис, который поддерживал ее финансово и осуществил здесь многочисленные работы, способствуя тем самым возрождению монастыря. В конце XVIII века патриарх Константинопольский Паисий II подтвердил старинные привилегии Лавры, обеспечив таким образом дальнейшее ее нормальное функционирование.

Велика Лавра была первым примером организованного монашества на Афоне и первоначально встретила сильное сопротивление. Преподобный Афанасий был обвинен в том, что строит роскошные строения и искажает старинные законы и обычаи Святой Горы. Несмотря на это, видение преподобного Афанасия смогло восторжествовать и иметь продолжение на века.

Кафоликон (главный соборный храм) Великой Лавры посвящен успению преподобного Афанасия (празднуется 5 июля), хотя первоначально он сам посвятил его Благовещению Пресвятой Богородицы. Является образцом, согласно которому построены и все остальные афонские кафоликоны. Речь идет о составном византийском храме с двумя конхами (перекрытиями в форме полукупола) на местах для певчих, двумя пареклисами (часовнями), святого Николая и Сорока Севастийских мучеников, и двойным притвором, внутренним (литийным) и наружным. Расположен он примерно в центре монастырского двора.

Фрески этого храма, написанные Феофаном Критским (XVI век), считаются лучшими из всех его работ и входят в число самых совершенных иконописных произведений. Пареклис святого Николая имеет фрески Франко Кателано (XVI века), в то время как пареклисе Сорока Севастийских мучеников находится гробница с мощами преподобного Афанасия. Здесь же хранится и переносная икона Богородицы «Экономиссы»(«Домохранительницы»).

Снаружи, у главного входа собора, находится построенный в 1060 году фиал водосвятия, являющийся самым большим и древним на Святой Горе. В первое воскресение каждого месяца здесь совершается освящение воды. Справа от фиала возвышается тысячелетний кипарис, посаженый по преданию самим преподобным Афанасием Афонским.

К Великой Лавре относится достаточно много пареклисов, самым значительным из которых является расположенный во дворе обители пареклис Божией Матери «Кукузелиссы» с одноименной чудотворной иконой Пресвятой Богородицы. Заслуживает особого внимания и часовня преподобного Афанасия, в которой хранится жезл и железный крест святого.

В Великой Лавре находится и древнейшая трапезная Святой Горы, основанная самим преподобным Афанасием Афонским, и расписанная фресками знаменитого Феофана Критского.

В западном корпусе монастыря находится построенная в X веке башня Иоанна Цимисхия высотой 24 метра. В ней 4 этажа, на одном из которых расположена часовня святого Стефана Первомученика.

К востоку от кафоликона находится ризница монастыря, в которой хранится множество старинных реликвий и святынь, среди которых: Евангелие и корона Никифора Фоки, монашеские облачения, церковная утварь.

Среди многих святынь в обители хранятсячасти Животворящего Креста Господня в драгоценных оправах (дар императора Никифора Фоки), честная глава св. Иоанна Златоуста, частицы мощей свв. апп. Луки, Андрея, Варнавы, Тита, Прохора, первомч. архидиак. Стефана, равноап. Константина и Елены, свт. Михаила, епископа Синадского (из-за своего особого заступничества и многократной помощи Лавре этот Святой считается вторым ктитором обители), свтт. Игнатия Богоносца и Иоанна Милостивого, вмч. Пантелеимона, вмчч. Артемия и Меркурия, сщмчч. Ермолая, Антипы и Григория, епископа, прмч. и исп. Стефана Нового, мчч. Кирика, Никиты, Аникиты, Акиндина и Мины, мц. Иулиты, свт. Василия Великого, свт. Иакова Персянина, прпп. Даниила Столпника, Пахомия, Фоки, Ефрема Сирина, Феодора Студита, Евстратия, Луки Елладского, Нила Мироточивого и Иоанна Кукузеля, Сампсона Страноприимца и Феодора Освященного, св. Прокопия, свв. бессрр. Космы и Дамиана, вмц. Марины, прмц. Феклы, мцц. Пелагии, Параскевы и Минодоры и других святых.

Главенствующее место на Святой Горе занимает и библиотека Великой Лавры. Здесь имеется богатое собрание из рукописей, пергаментов и печатных книг. Во всемирном масштабе ее коллекция греческих византийских рукописей занимает третье место.

Великая Лавра, как древнейший монастырь Сятой Горы, имеет и больше всего экзартим (территории и монашеские сообщества, принадлежащие и подчиняющиеся монастырю). Обители принадлежат три скита: святой Анны, Троицы (Кавсокаливский) и святого Иоанна Предтечи (Продрома). К монастырю также относится достаточно много келлий, калив и исихастирий, таких как Малая святая Анна, Катунакия и Карулия.

Великая Лавра насчитывает сегодня примерно 50 иноков, проживающих в самом монастыре, и около 300 живущих за пределами обители, в многочисленных ее экзартимах.

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Кукузелисса»

Эта икона названа в честь святого Иоанна Кукузеля, жившему в 12 веке, которому явилась Богоматерь. Происходил св.Иоанн из Царьграда (Константинополя) и с юношеских лет славился своим чудесным голосом. Талант юноши очень понравился правителю, который возжелал увидеть Иоанна среди своих придворных певцов. Но душа юноши жаждала не мирской славы, а духовных подвигов, и поэтому юноша сбежал на Афон, чтобы постричься в монахи. Придя в Великую Лавру, Иоанн сказал, что является пастухом, и, на удивление, монастырю как раз требовался пастух. А царь, узнав об исчезновении своего лучшего певца, очень огорчился и объявил того в розыск. На Афоне, конечно, тоже знали о поисках певца, но никто не мог признать его в обычном пастухе. Однажды Иоанн, пася стадо, удалился в безлюдную местность и, не в силах сдерживать свои душевные порывы, воспел молитвы ко Господу. Но неподалеку находился один старец, который и рассказал потом братии Лавры о чудесном голосе пастуха. Тогда Иоанну пришлось признаться, что он и является тем, кого разыскивают царские власти., но сообщил, что хочет только одного — подвизаться в монастыре. Игумен Великой Лавры отправился к правителю, чтобы рассказать о том, что разыскиваемый Иоанн Кукузель нашелся, но хочет посвятить себя только служению Богу. Царь разрешил певцу оставаться монахом и просил молиться за себя и свое царствование. Так пастух был переведен в певчие на клиросе. В скором времени Иоанн Кукузель почувствовал, что душа его жаждет уединения, и построил отдельную келью и маленькую церковь. Здесь он проводил в абсолютном безмолвии 6 дней недели, и только в седьмой день исполнял долг служения на клиросе. Однажды он уснул в храме прямо напротив иконы Пресвятой Богоматери, и увидел Ее во сне. Она держала в руке золотую монету и обратилась к Иоанну с просьбой продолжать славить Ее в песнопениях, и за это Она будет всегда его поддерживать. Проснувшись, Иоанн посмотрел в свою руку и обнаружил там золотую монету. Очень удивившись, он рассказал об увиденном братии, монету пожертвовал монастырю и посвятил себя целиком служению на клиросе. Много чудес впоследствии было явлено через эту икону, в том числе и самому Иоанну Кукузелю

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Экономисса» («Домостроительница»)

Написана икона была в честь чуда, явившегося святому Афанасию. Когда он вместе с присоединившимися к нему монахами строил монастырь, настал голодный период, и все монахи, кроме самого Афанасия, разбрелись по другим местам, где было больше пищи. В конце концов и Афанасий не выдержал голода и решил идти в Карею. По пути он встретил женщину и очень удивился, ведь вход женщинам на Афон был закрыт с самого начала. Она его спросила, кто он, куда и зачем идет. Он же, заподозрив какой-то подвох, уклонился от прямого ответа. Тогда женщина сказала ему, что и так сама всё знает, но ей нужен ответ именно от него. Афанасий рассказал о своих невзгодах и о том, что держит путь в Карею. Тогда она упрекнула его в том, что он ради куска хлеба оставил обитель и пообещала ему помочь. Афанасий спросил ее снова, кем же она является. И тогда женщина ответила, что является Матерью Господа.

Не поверивший в это Афанасий попросил ее доказать это, ведь сам искуситель часто принимает облик ангела света. Пресвятая Богородица попросила Афанасия ударить посохом по ближайшему камню, чтобы убедить его. И сказала ему, что с этой поры Она останется единственной Экономиссою (то есть домостроительницей) его монастыря. Он ударил по камню, и оттуда побежала вода. Афанасий понял, что ему в самом деле являлась Пресвятая Дева, и хотел припасть к Ее ногам, но Ее уже не было рядом. Он вернулся в Лавру и обнаружил, что закрома полны продуктов. С того самого времени Экономиссой Великой Лавры считается сама Богородица, должности эконома в монастыре не существует, а есть только должность помощника Экономиссы. А на месте живоносного источника, где святому Афанасию явилась Богородица, был воздвигнут храм, в котором и находится чудотворная икона Богоматери. Живоносный же источник до сих пор дает верующим исцеление от болезней.

 

Источник изображения https://icons.pstgu.ru/img/base/origin/00001930.jpg

Феофан Критский (Стрелидзас)

Иконы Феофана Критского (Стрелидзас)

Исихазм на Святой Горе Афон

Ватопедский монастырь

Претрудность молитвенного подвига

Чаяние духовности

Беседа об истинном христианстве, или о подвиге

 Град небесный на земле