Печать 

Источник http://lions-guides.ru/Yaroslavl-region/interesting-places-of-Uglich/Church-of-Dmitry

Самая яркая и знаковая достопримечательность Углича -церковь царевича Дмитрия на крови. Появилась она на высоком берегу Волги в память о печальной и трагической странице в русской истории – гибели младшего сына царя Ивана Грозного (15/28 мая 1591 года). Со смертью возможного престолонаследника прервалась царственная династия Рюриковичей, что позже привело к Смутному времени на Руси. До конца не выясненные обстоятельства трагедии позволили появиться на русской земле нескольким Лжедмитриям, которые представлялись как чудом спасенные царевичи.
О том, что на самом деле случилось в древнем городе, куда после смерти Ивана IV отправили его последнюю жену Марию Нагую с сыном, историки продолжают спорить не одно столетие. Но смерть малолетнего Дмитрия так и остается тайной, покрытой мраком. Его нашли с резаной раной на шее, умирающим на дворе, куда незадолго до этого его вывели погулять. 
По официальной версии, озвученной присланной для расследования из Москвы комиссией во главе с Василием Шуйским, это был несчастный случай. Мальчик играл на дворе в "тычки", или "свайку" (игра, где бросали ножик, чтобы он воткнулся в землю дальше других), и сам смертельно ранил себя во время начавшегося внезапно припадка эпилепсии. 


Мать царевича и некоторые свидетели утверждали, что Дмитрия убили люди, подосланные Борисом Годуновым, в том числе сын приставленного следить за семейством Нагих в Угличе дьяка Битяговского. Когда обнаружили тело наследника, стали звонить в колокол. Грозный набатный звон призвал на место трагедии многочисленных жителей Углича. Потрясенные случившимся они жестоко расправились с предполагаемыми убийцами. За учиненный самосуд впоследствии многие были наказаны. Мать Дмитрия за недосмотр за сыном постригли в монахини с именем Марфа, несколько десятков человек казнили, других отправили в Сибирь. Кара настигла даже колокол, который оповестил о случившейся драме. Его сбросили со звонницы и, отняв крестное знамение, ухо и язык, наказали плетьми и удалили в Тобольск.
Сначала на месте гибели отрока на заре XVII столетия появилась маленькая часовенка. Позже ее заменил храм деревянный. В 1692 году завершилось строительство церкви с каменными стенами в память убитого царевича. Его мощи, обнаруженные нетленными, в 1606 году были перемещены в Москву, а в церкви над местом, где пролилась невинная кровь, устроили надгробие, а позже алтарь. По преданиям, ежегодно в день трагедии именно здесь сквозь песок проступало кровавое пятно.

Особенности архитектуры церкви

Церковь выстроена в московской манере, со свойственной ей нарядностью, которая была присуща постройкам конца XVII столетия. По форме вытянутое строение напоминает корабль. С одной стороны двухэтажного бесстолпного храма на подклете располагается алтарная апсида, с другой – трапезная и притвор с крыльцом и шатровой колокольней. В XIX столетии в северной части был поставлен новый придел. Церковь со стенами ярко-красного цвета, украшенными белыми наличниками окон, полуколоннами, резным фризом и другими декоративными деталями, увенчана пятиглавием синих куполов с золотыми звездами и крестами.
Через века сохранились во внутреннем интерьере уникальные росписи. На западной стене храма в 70-е гг. XVIII века московской артелью мастеров Сапожникова была выполнена композиция на тему убиения юного царевича. Здесь изображены сцены одевания на прогулку и убийства, оплакивающие Дмитрия мать и кормилица, прибежавшие на колокольный звон угличане, самосуд над убийцами и несущиеся на лошадях в Москву гонцы.  Ключевой частью композиции является крупный образ царевича Дмитрия в лике святого и изображение Московского Кремля.

 В 80-х гг. XVIII столетия Хлебниковым были расписаны стены трапезной. Эти изображения, выполненные по мотивам религиозных тем сотворения мира, первого греха Адама и Евы и изгнания их из рая, созданы в непривычной для храмовой росписи манере и отражают включение вкусов светского общества в религиозную живопись того времени. Нагие тела показаны объемно и реалистично, так что кажется ощутимой живая пластика фигур. 
До нашего времени дошли кованые двери трапезной и позолоченный, украшенный резьбой иконостас 1867 года, где находятся великолепные образцы иконописных работ из Оружейной палаты Москвы. Среди икон, сохранившихся в храме, - лик Божией Матери Смоленской (вклад первого царя династии Романовых – Михаила – в 1630 году), редчайшая икона Спаса Вседержителя (написанная в 1692 г. Билиндиным, выдающимся представителем умельцев из Оружейной палаты), храмовый образ Святого царевича Дмитрия (исполнен в XIX в. местным иконописцем Бурениным в качестве копии иконы XVII века). 
В церкви, изначально строившейся как мемориальная, нечасто проходили и проходят службы. Сейчас она действует как часть Угличского музея. Ее уникальными экспонатами, кроме настенной живописи и предметов религиозного культа, являются возвращенный в город в XIX столетии колокол, возвестивший о смерти царевича, обитые парчой носилки и рака, с помощью которых его мощи переносили в Москву, а также слюдяной светильник, освещавший дорогу процессии.

 Особая ценность храма – серебряный оклад-мощевик иконы царевича Дмитрия XVII в., где хранятся орехи, бывшие в руке мальчика в момент убийства. Святой благоверный Дмитрий Угличскийпочитается православными как покровитель детей, нуждающихся в заботе, особенно сирот, инвалидов, беспризорных. Лик его помещен на гербе и флаге Углича, где ежегодно 28 мая отмечается День царевича Дмитрия. А с 2011 года этот день объявлен русской церковью Всероссийским православным детским праздником.

Татьяна Матыцына специально для lions-guides.ru

 Святой благоверный царевич Димитрий Угличский (Московский)

Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге

Храм-на-Крови в Екатеринбурге

Православный князь-мученик Аскольд