- Подробности
- Автор: Super User
- Категория: Основы
- Опубликовано: 27 Июль 2018
- Просмотров: 569
https://azbyka.ru/days/sv-evgenij-hersonesskij
ВАСИЛИЯ, ЕФРЕМА, КАПИТОНА, ЕВГЕНИЯ, ЕФЕРИЯ, ЕЛПИДИЯ И АГАФОДОРА
Святые священномученики Василий, Ефрем, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон несли благовестие Христово в земли Северного Причерноморья от Дуная до Днепра, включая Крым, и запечатлели свое апостольство мученической смертью в IV веке в городе Херсонесе Таврическом. Еще задолго до Крещения святого Владимира христианская вера уже проникла в Крым, который в древности назывался Тавридой и был подвластен римским императорам. Начало просвещения Тавриды верою Христовой положено святым апостолом Андреем Первозванным († 62; память 30 ноября). Дальнейшему распространению христианства там способствовали, помимо своей воли, сами же его враги: римские императоры ссылали туда государственных преступников, которыми в первые три века христианства считались и исповедники Христа. Так, в правление Траяна (98–117) был сослан на заточение в Инкерманские каменоломни святой Климент, епископ Римский († 101; память 25 ноября). Там продолжал он свою проповедь, там принял и мученическую кончину.
Населявшие крымские земли язычники упорно сопротивлялись распространению христианства. Но вера Христова через своих самоотверженных проповедников крепла и утверждалась. Многие благовестники положили свои жизни в этой борьбе.
В начале IV века в Херсонесе была учреждена епископская кафедра. Это была переломная эпоха, когда Херсонес, служивший базой для римских воинов, постепенно переходил в зависимость от Византии. В царствование Диоклитиана (284–305), в 300 году (то есть еще до начала гонения, которое император начал с 303 года) Иерусалимский патриарх Ермон (303–313) для Евангельской проповеди разослал в разные страны многих епископов. Двое из них, Ефрем и Василий, прибыли в Херсонес и насаждали там Слово Божие. Затем святитель Ефрем пошел к народам, жившим по Дунаю, где в благовестии Христовом претерпел много скорбей и трудов. Во время начавшегося гонения он был обезглавлен (точно известен лишь день его кончины – 7 марта). Проповедь в Херсонесе продолжал святой Василий – сподвижник святого Ефрема. Многих идолопоклонников он наставил на путь истины. Другие заблудшие жители города, ожесточенные его деятельностью, оказывали яростное сопротивление: святой исповедник был схвачен, нещадно избит и изгнан из города. Удалившись в горы и поселившись в пещере, он непрестанно молил Бога за изгнавших его, чтобы Он озарил их светом истинного Боговедения. И Господь послал неверным чудо. У знатного жителя Херсонеса умер единственный сын. Покойный явился родителям во сне и поведал, что некто святой Василий своими молитвами к Истинному Богу может воскресить его из мертвых. Когда родители разыскали святителя и просили его совершить чудо, святой Василий отвечал, что сам он – грешный человек и не имеет сил воскрешать мертвых, но Господь всемогущ и может исполнить их просьбу, если они уверуют в Него. Долго молился святой, призывая Имя Святой Троицы. Затем, освятив воду, возлил ее на умершего, и тот ожил. С почетом был возвращен в город святитель, многие уверовали и крестились.
Вскоре по повелению императора Максимиана Галерия (305–311) гонение на христиан разразилось с новой силой. Христоненавистники вооружились и против святителя Василия: 7 марта 309 года они ночью ворвались в его дом, связали его, поволокли по улицам и забили до смерти камнями и палками. Тело святителя было брошено за городом на съедение псам и птицам и много дней лежало без погребения, но осталось нетронутым. Потом христиане тайно похоронили в пещере святое тело мученика.
Через год, узнав о мученической кончине святителя Василия, три его сподвижника – епископы Евгений, Елпидий и Агафодор, оставив проповедь в Геллеспонтской стране, прибыли в Херсонес продолжить его святое дело. Они положили много трудов для спасения человеческих душ. Все три епископа разделили участь своего предшественника – беснующиеся язычники также побили их камнями 7 марта 311 года.
По прошествии нескольких лет, уже в царствование святого равноапостольного Константина Великого (306–337; память 21 мая), из Иерусалима в Херсонес прибыл епископ Еферий. Сначала он тоже встретил противодействие со стороны язычников, но святой император, объявивший свободу христианской веры во всей империи, не допустил насильственных действий против проповедника: он издал указ, по которому херсонесским христианам беспрепятственно разрешалось совершать богослужения. Стараниями святителя Еферия в городе был построен храм, где святой мирно правил своей паствой.
Чтобы отблагодарить императора за покровительство христианам, святитель Еферий ездил в Константинополь. На обратном пути он заболел и скончался на острове Амосе (в Греции) 7 марта. На место святителя Еферия святой император Константин прислал в Херсонес епископа Капитона. Христиане встретили его с радостью, но язычники потребовали от нового епископа знамения, чтобы уверовать в Бога, Которого он проповедует. Возложив всю надежду на Господа, святой Капитон в святительском облачении вошел в разведенный костер, долго молился в огне и вышел из него невредимым, набрав в свою фелонь горячих угольев. Тогда множество неверующих убедились в силе Бога христианского.
Об этом чуде и о великой вере святого Капитона было возвещено святому Константину и святым отцам на Первом Вселенском Соборе в Никее (325).
Через несколько лет святитель Капитон по делам направился в Константинополь, но корабль бурею прибило в устье Днепра. Местные жители (язычники), захватив корабль, утопили всех бывших на нем, в том числе и святого Капитона. Это произошло 21 декабря. Память святого епископа Церковь установила отмечать с прочими херсонесскими священномучениками, 7 марта.
Проповедь священномучеников укрепила веру Христову в Херсонесе. С начала V века этот город становится духовным центром, откуда христианство распространяется на север в сторону Руси. С IX века Херсонес все более привлекает внимание русских, начавших селиться в городе. Современные археологические раскопки показали, что в городе находилось более пятидесяти храмов, относящихся к V–XIV векам. В 987 году в Херсонесе принял Крещение святой равноапостольный князь Владимир. Этот древний город явился колыбелью христианства для Руси.
Молитвы святому Митрополиту Игнатию Мариупольскому
Собор Крымских святых
Подвиг святого Луки Крымского
Форосская церковь в Крыму
"спустя столетия непобедимый адмирал продолжает защищать Севастополь и дарит уверенность в новой Победе"
Ученые обнаружили ранее неизвестный монастырь в Крыму
6 удивительных мест православного Крыма
Торжества по случаю 1030-летия Крещения Руси
http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=78966
Предстоятели Александрийской и Русской Церквей совершили литургию на Соборной площади Кремля
Торжества по случаю 1030-летия Крещения Руси в российской столице начались 28 июля с Божественной литургии на Соборной площади Кремля, которую совершили Патриарх Александрийский Феодор II и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, сообщает патриаршая пресс-служба.
Богослужение на Соборной площади совершалось впервые. Престол был установлен на помосте у южной паперти Патриаршего Успенского собора.
В богослужении участвовали главы и члены делегаций Поместных Православных Церквей:
от Александрийской Православной Церкви — представитель Патриарха Александрийского при Московском Патриаршем престоле митрополит Киринский Афанасий, митрополит Йоханнесбургский и Преторийский Дамаскин, генеральный секретарь Священного Синода архимандрит Даниил (Биазис);
от Иерусалимской Православной Церкви — представитель Патриарха Иерусалимского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Стефан (Диспиракис);
от Грузинской Православной Церкви — епископ Никорцминдский Вахтанг;
от Сербской Православной Церкви — епископ Бачский Ириней, епископ Ремезиянский Стефан;
от Болгарской Православной Церкви — митрополит Ловчанский Гавриил, генеральный секретарь Священного Синода епископ Мелнишский Герасим, представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Феоктист (Димитров);
от Кипрской Православной Церкви — митрополит Пафский Георгий, архимандрит Стилиан (Стелеу);
от Албанской Православной Церкви — митрополит Аполлонийский и Фиерийский Николай;
от Польской Православной Церкви — архиепископ Вроцлавский и Щетинский Георгий, иеромонах Спиридон (Кузяк);
от Православной Церкви Чешских земель и Словакии — представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Серафим (Шемятовский), помощник представителя иеромонах Александр (Галушка).
Предстоятелям Александрийской и Русской Церквей также сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, патриарший наместник Московской епархии; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Валентин (Мищук); митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; архиепископ Верейский Амвросий, ректор Московской духовной академии; архиепископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; архиепископ Венский и Будапештский Антоний, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям; архиепископ Егорьевский Матфей; епископ Гурий (Шалимов); епископ Видновский Тихон; епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыря; епископ Серпуховской Роман; епископ Иероним (Чернышов); епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению; епископ Балашихинский Николай; епископ Зарайский Константин; епископ Можайский Леонид, наместник Введенского ставропигиального монастыря Оптина пустынь; епископ Бронницкий Парамон, наместник Донского ставропигиального монастыря; епископ Домодедовский Иоанн, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; епископ Луховицкий Петр; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы; протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя ОВЦС МП; протоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви; архимандрит Вассиан (Змеев), настоятель подворья Русской Православной Церкви в Софии (Болгария); благочинные и священнослужители Московских городской и областной епархий.
За Литургией молился представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Филиппопольский Нифон.
На богослужении присутствовали министр культуры РФ В.Р. Мединский, полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе И.О. Щеголев, мэр Москвы С.С. Собянин, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений С.А. Гаврилов, руководитель Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции г. Москвы В.В. Черников, руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы В.И. Сучков.
Среди собравшихся на Соборной площади были заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального монастыря игумения Иулиания (Каледа), настоятельницы женских монастырей и монашествующие, прихожане московских храмов.
Богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах «Россия-24», «Спас» и «Союз».
На Соборной площади Кремля были установлены икона и ковчег с частицей мощей святого равноапостольного великого князя Владимира, принесенный из кафедрального соборного Храма Христа Спасителя.
Богослужебные песнопения исполнил сводный хор Московской городской епархии под управлением заслуженного артиста России А.А. Пузакова.
За Литургией исполнялись праздничные антифоны Дня Крещения Руси, написанные в 1988 году к 1000-летию этого исторического события.
По малом входе прозвучали тропари Живоначальной Троице, Всем святым, в земле Русской просиявшим, Крещения Руси, святому равноапостольному великому князю Владимиру.
На сугубой ектенией были вознесены особые прошения, составленные к 1030-летию Крещения Руси
Перед причастием архиепископ Солнечногорский Сергий огласил Послание Патриарха Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви архипастырям, клиру, монашествующим и мирянам в связи с 1030-летием Крещения Руси.
По окончании Литургии Патриарх Кирилл приветствовал Патриарха Александрийского Феодора:
«Ваше Блаженство, Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!
Сегодня совершенно особый день для всего нашего православного народа, предки которого приняли Крещение в Киевской купели. 1030 лет истории, которая исполнена была радостями и скорбями, победами и поражениями, но, несмотря на тяжелейший исторический путь, народ наш сохранил веру свою, свою национальную идентичность, сохранил свою культуру. И не просто сохранил, но многократно усилил.
И сегодня Русь, русская культура... Когда говорю «русская», имею в виду и Украину, и Беларусь, и Россию, потому что все это и есть Святая Русь, и народ наш византийцы во времена святого князя Владимира называли «россами» — русскими. В этом смысле мы употребляем это слово. И потому хотел бы сказать, что сегодня эта наша общая культура и наша вера являются не только решающим фактором в сохранении нашей национальной духовной подлинности, но и фактором, обеспечивающим влияние народа, вышедшего из Киевской купели Крещения, на весь мир.
Мы радуемся тому, что сегодня Божественную литургию вместе с нами совершил Святейший Блаженнейший Патриарх и Папа Александрийский и всей Африки. Александрийская кафедра — вторая по чести среди всех Патриарших кафедр. И мы особо сердечно приветствуем Вас, Ваше Блаженство, потому что Вы говорите по-русски, понимаете по-русски, любите Русь Святую, потому что прожили в Одессе многие годы как представитель Александрийского Патриарха при Патриархе Московском и всея Руси, а именно в Одессе было это историческое Представительство Александрийской Церкви. И я радуюсь, что именно Вы сегодня вместе со своим московским собратом, с сонмом духовенства и верующего народа в самом сердце страны нашей, здесь, на Соборной площади в Кремле совершили Божественную литургию. Я сердечно Вас приветствую».
Предстоятель Александрийской Православной Церкви произнес ответное слово.
Затем Патриарх Кирилл во внимание к помощи Московской городской епархии и в связи с 60-летием со дня рождения наградил мэра Москвы С. Собянина орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени. «Наш мэр отличается от всех других тем, что ни в одном городе мира сегодня не строится 200 новых храмов. В Москве — строится», - отметил Патриарх.
Затем состоялся крестный ход через Боровицкие ворота Кремля к памятнику святому равноапостольному великому князю Владимиру.
источник http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=78964
Около 250 тысяч человек приняли участие в Крестном ходе в Киеве
Около 250 тысяч верующих приняли участие в Крестном ходе в центре Киева по случаю 1030-летия Крещения Руси, сообщается на сайте Украинской православной церкви. В то же время украинская полиция насчитала около 20 тысяч участников, передает РИА Новости.
«Несмотря на препятствия, которые масштабно оказывали чиновники и перевозчики верующим УПЦ, по официальным подсчетам, в празднованиях 1030-летнего юбилея Крещения Руси участвуют 250 тысяч верующих из всех епархий Украинской Православной Церкви и паломники из-за рубежа», — говорится в сообщении на сайте УПЦ.
Замглавы МВД Украины Сергей Яровой заявил, что в Крестном ходе приняли участие всего около 20 тысяч человек.
«По нашим оценкам, до 20 тысяч граждан принимали участие», — сказал Яровой на брифинге журналистам после Крестного хода, который транслировало МВД Украины в Facebook.
При этом он отметил, что трое человек были задержаны и доставлены в райотделы полиции.
По словам Ярового, мероприятия прошли спокойно, у участников запрещенные предметы не находили.
Крестный ход, организованный Украинской православной церковью по случаю 1030-летия Крещения Руси, прошел в пятницу в центре Киева. Во главе с духовенством люди прошли от Владимирской горки по улицам Трехсвятительской, Грушевского и Ивана Мазепы до Киево-Печерской лавры. Участники шествия зашли на территорию монастыря, где началась церковная служба.
Праздник Крещения Руси отмечается в день памяти святого равноапостольного князя Владимира (28 июля), благодаря которому в 988 году древняя Русь приняла христианскую веру.
Владимирский собор в Киеве, расписанный Виктором Васнецовым
http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=78961
Ко Дню Крещения Руси в Москву съезжаются главы и представители десяти Православных церквей мира
Представители десяти поместных Православных церквей мира примут участие в московских торжествах по случаю 1030-летия Крещения Руси.
В российскую столицу прибывают делегации Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской, Болгарской, Кипрской, Албанской, Полькой православных церквей, а также Православной церкви Чешских земель и Словакии, сообщили корреспонденту «Интерфакс-Религия» в Отделе внешних церковных связей Московского патриархата.
В пятницу патриарх Кирилл встретится с патриархом Александрийским и всея Африки Феодором и с остальными церковными делегациями.
«Очень важно, что в эти дни в Москву и Киев прибывают наши братья со всего православного мира, чтобы нам вместе свидетельствовать наше единство в столь важную для Русской православной церкви дату», - заявил агентству пресс-секретарь патриарха священник Александр Волков.
В свою очередь зампред Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов назвал Крещение Руси «основоположным событием русской истории».
«Всё, что было до того, тонет во мраке и известно нам лишь урывками. В днепровской купели родился новый народ, новая цивилизация, и это событие сопровождалось таким мощным творческим всплеском, что новорожденная православная Русь впоследствии расширялась, охватывая новые территории, – и вот, мы получили от Бога «шестую часть Земли», населенную теперь разными народами, расчерченную ныне новыми государственными границами, но своей историей, своей культурой, своим мировоззрением связанную воедино на века», - сказал священник «Интерфаксу».
По словам представителя Церкви, «православная вера во Христа, вера, которую выбрал святой князь Владимир, сформировала нас – русских, украинцев, белорусов, молдаван, всех наследников Владимирова Крещения, как бы они себя ныне ни называли».
Таким образом, считает священник, «юбилей нашего Крещения – это планетарного значения событие», не случайно почти все Православные церкви мира нашли необходимым принять в нём участие, «порадоваться с нами, послав своих иерархов и в Киев, и в Москву».
Папа и патриарх Александрийский и всей Африки Феодор станет главным из гостей в России, рассказал отец Николай, напомнив, что это «наш давний и верный друг, всем сердцем полюбивший русских после десяти лет, проведенных им на учебе и на службе в Одессе».
«Помолимся вместе, поделимся радостями и тревогами, подумаем, как укреплять единство нашей всемирной православной семьи», - резюмировал священник.
На вечер пятницы запланировано всенощное бдение, которое совершат патриархи Александрийской и Русской церквей в сослужении членов других делегаций.
В России День Крещения Руси в 2010 году был объявлен государственной памятной датой с учетом просьбы, с которой обратился в свое время Архиерейский Собор.
Княжение Владимира в Киеве началось в 978 году. До принятия христианства он имел многочисленных наложниц. На Старокиевской горе, рядом с княжеским двором, были установлены «кумиры»: Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Семаргл и Мокоша, которым были установлены жертвоприношения, в т.ч. человеческие.
Как отмечают исследователи, христианизация Руси была итогом религиозных исканий князя и имела также политические причины, в частности была обусловлена необходимостью консолидации Руси и ее вступления в семью христианских государств.
Перед крещением в Корсуни (Херсонесе), которое, согласно наиболее распространенной версии, состоялось в 988 году, князь осаждал город в течение девяти месяцев, а затем потребовал отдать за него Анну, сестру византийских императоров, пригрозив военным походом на Царьград. Те уговорили Анну выйти замуж за князя при условии его крещения. В это время князя поразила слепота, которая, как сказано в летописи, чудесным образом прошла после его крещения.
Вернувшись в Киев с супругой, Владимир разрушил языческие святилища и крестил киевлян с помощью греческих священников, учредил в Киеве митрополию Константинопольского патриархата и открыл несколько епископских кафедр, в том числе в Новгороде, Белгороде (под Киевом) и Чернигове. Князь также велел строить деревянные церкви, перечисляя щедрые пожертвования зарождавшейся Русской церкви. При нем же были основаны первые монастыри.
После кончины в 1015 году Владимир был погребен в Десятинной церкви Киева - первом каменном храме Древней Руси.
В XV веке почитание святого князя приобрело черты церковно-государственного празднования, а в эпоху Российской империи - подчеркнуто государственный характер. В 1825 году во время посещения Севастополя Александром I было принято решение о сооружении в Херсонесе храма в память о Крещении Руси. В 1842 году по инициативе адмирала Михаила Лазарева было решено возвести собор во имя князя Владимира на центральном холме Севастополя.