- Подробности
- Автор: Super User
- Категория: Основы
- Опубликовано: 07 Ноябрь 2016
- Просмотров: 1981
Что имел в виду Иоанн Златоуст
Как-то я освящал квартиру у одного очень доброго и светлого человека, который только начинал свое вхождение в Церковь. И вот вижу, у него по всей квартире развешаны бумажки с различными надписями. Так, над краном в кухне висела надпись: «Благодарю тебя, водичка, что ты поишь меня и даришь чистоту!» Над газовой плитой — другая: «Благодарю тебя, огонь, что ты помогаешь мне готовить и разогревать пищу…» Подобными табличками была наполнена вся квартира. Признаюсь, сначала меня это очень умилило. Человек создал в своем жилище атмосферу непрестанной благодарности. Как это не одобрить! Но потом я понял, что это — классическое язычество, пусть в самой симпатичной форме. Ведь суть язычества — прославление твари вместо Творца. Человек этот всем сердцем понял, что необходимо «за все благодарить», а вот Кого надо благодарить, мне предстояло еще ему объяснить.
Кратко и точно пишет апостол Павел о том, что должно наполнять нашу душу постоянно: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5: 16-18). Благодарить за каждую радость, за каждый урок, за каждое искушение — за все! Насколько недостойно, низко забывать о благодарности в радости, настолько высоко и прекрасно быть благодарным в скорби. Хорошо, конечно, если, оказавшись в скорби, мы хотя бы не ропщем. Но это только первая ступень. Отсутствие ропота еще не благодарность, как и отсутствие ненависти еще не любовь. Кто научился быть благодарным даже в скорбях, тот воистину «недалеко от Царства Небесного». Таким человеком был святитель Иоанн Златоуст, который при любых обстоятельствах повторял: «Слава Богу за все». С этими словами он и умер в ссылке.
Когда глаза души привыкают к темноте
Я не знаю, каким образом кто из нас будет возгревать в себе благодарные чувства, но делать это надо. Способов и напоминаний можно придумать немало. Чем плохи, в конце концов, те же таблички, висевшие в описанной мною выше квартире? Только содержание их нужно скорректировать: не водичку, не огонь и т. д. благодарить, а Того, от Кого мы все эти дары получаем. Впрочем, церковная традиция многое предусматривает нам в помощь. Изобретать велосипед нет необходимости. Внимательное чтение утренних и вечерних молитв — уже неплохо. Среди этих молитв многие — благодарственные. Хорошо будет, если мы, окончив вечернее молитвенное правило, окинем мысленным взором прошедший день и вспомним, за что конкретно можем сегодня поблагодарить Господа. Уверен, что, как бы неудачно ни сложился этот день, вглядевшись, мы сумеем немало найти в нем такого, за что нужно благодарить. Так будем же вглядываться и находить! Находить и благодарить! Это очень хороший способ бороться с духом уныния.
Некоторые духовники советуют вести дневник и неукоснительно записывать в него все укоры совести. А есть другое аналогичное духовное упражнение, которое я иногда советую людям, склонным к унынию или переживающим трудные обстоятельства: каждый вечер садиться и записывать, допустим, десять пунктов, по которым я сегодня могу поблагодарить Господа. Сначала это бывает нелегко, но уже через несколько дней «глаза души» привыкают к «темноте» и обретают способность разглядеть куда больше, чем десять причин быть в этот день благодарным.
Внешнее приложение к внутреннему чувству
Благодарность Богу неотделима от благодарности людям. Очень многое доброе получаем мы через людей, которых Господь часто делает участниками Своих благодеяний. Благодарить людей можно по-разному. Кому-то достаточно от всего сердца сказать «спасибо!». А кто-то считает, что «лучше маленький рубль, чем большое спасибо». Что ж, иногда нужно и рубль дать, если от нас ждут именно такой благодарности. Открытки… цветы… различные подарки… Все это неплохо, если это — внешнее приложение переживаемому в сердце чувству искренней признательности.
Отблагодарить человека надо соответственно тому, какая форма благодарности будет приятна ему. А какая благодарность приятна Богу? Конечно же, главное — это Евхаристия! Благодарственные молитвы, добрые дела, совершаемые во славу Божию, пожертвования, милостыни — все это прекрасно, но все же самое важное — участие в Божественной литургии, на которой совершается Таинство Евхаристии. Само слово это в переводе на русский означает «благодарение». «Благодарим Господа!» — восклицает священник в центральной молитве литургии. И далее (привожу в русском переводе): «Достойно и праведно Тебя славословить, Тебя благословлять, Тебя хвалить, Тебя благодарить, Тебе поклоняться на всяком месте Твоего Владычества… Ты из небытия воззвал нас к существованию, и отпадших снова восстановил, и не перестал действовать до тех пор, когда возвел нас на небо и даровал Свое вечное царство. За все это благодарим Тебя, и единородного Твоего Сына, и Духа Твоего Святого, за все милости, дарованные нам, ведомые и неведомые, явные и сокровенные. Благодарим Тебя и за это служение, которое Тебе угодно было принять от рук наших…» И когда священник молится о ниспослании Духа Святого на предлежащие хлеб и вино, чтобы Господь сотворил их Телом и Кровью Иисуса Христа, в храме звучит: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи…» Надо ли объяснять, что каждый уклоняющийся от литургии становится одним из девяти, исцеленных Господом и не пришедших его поблагодарить?
Конечно, от нашей неблагодарности у Бога не убудет. У нас убудет. Что? Самое главное — возможность войти в Жизнь Вечную, возможность соединиться с Богом. Ведь Он есть Любовь, и соединяемся мы с Ним любовью. А какая любовь там, где нет благодарности! Не дары и жертвы нужны Господу, а то, чтобы мы с вами были настоящими людьми, благодарными, любящими, радостными.
Протоиерей Игорь ГАГАРИН
- << Назад
- Вперёд