Поиск

Игра Паломник

Православный
геймер
для ВАС

Православные
мультфипьмы
для ВАС

Комиссия Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь
Поездки по всему Миру Поездки на Афон Паломничество на теплоходе

Продукция монастырских подворий

Накануне экзаменов
Новый Год в кругу семьи

Воскресные школы, православные гимназии Москвы и Московской области

Благотворительные акции

Православные песнопения в исполнении монастырских хоров

Молитвы живущих в супружестве

Ко дню памяти Патриарха Алексия II

Агентство религиозной информации "Благовест"

Удачного путешествия

"Рецепты для хозяйки во время урожайной осени"

Молитвы на Лето Господне

Молитвы для земледельцев



Banners

Читайте Евангелие, закон Божий, адреса храмов,
правильно готовьтесь к исповеди и причастию

Интернет-паломничество

Великая Лавра Афон
Великая Лавра Афон
Изображение взято по ссылке
http://ic.pics.livejournal.com/
irnella/66734384/
1599716/1599716_original.jpg

Cсылки для перехода на сайты с записями церковных служб или с веб-камерами, транслирующими сами службы, 3-D туры по храмам и монастырям.
Читать о Великой Лавре


Икона дня



Blue Flower

 
Чудо умножения хлебов (и рыб) начинается с щедрости апостолов, принесших Христу, хотевшему накормить людей, все свои запасы. Пусть и нам порой кажется, что нечем делиться, но это чудо свидетельствует: из нашей малости, разделенной с другим, Господь сотворит избыток. Комментирует протоиерей Николай СОКОЛОВ, настоятель московского храма свт. Николая в Толмачах, профессор богословия.
 
Умножение хлебов и рыб
Чудо умножения хлебов и рыб; Византия; XIV в.
 
— Любое евангельское слово являет собой смысл нашего бытия, раскрывает то, чем мы живем на земле. Вспомним молитву «Отче наш» — молитву, не сочиненную людьми, а данную нам самим Господом. Там есть такие слова «хлеб наш насущный даждь нам днесь». Под этим хлебом насущным подразумевается все изобилие и духовных, и материальных благ, которые Господь дает нам, начиная от дара Святого причастия, до простого насущного хлеба на наших столах, который нужен, чтоб не остаться голодными и чтобы поделиться этим хлебом с тем, кто в нем нуждается. (О просфоре, антидоре и артосеЧТО ТАКОЕ АРТОС?
Говоря о сегодняшнем евангельском чтении, конечно, можно сказать, что умноженный Христом хлеб – это прообраз Причастия. Везде в Евангелии, где речь идет о хлебе, можно увидеть символ хлеба небесного, символ Евхаристии. Но мы же понимаем, что в этом конкретном случае Евхаристия не совершалась и о причастии как таковом разговор в данном отрывке не идет. Скорее, здесь можно говорить о другом смысле: увеличение числа хлебов и рыб – это зримое подтверждение того, как увеличилась на земле благодать Божья, которая давалась тем, кто желал ее получить и которую Господь подает любящим Его.
 
В этом смысл рассказанной в Евангелии истории. Господь показывает Свой путь среди людей, которым нужен не только духовный, но и самый простой насущный хлеб, чтобы не умереть с голоду. Ведь эти люди несколько дней были со Христом и, судя по всему, их собственные запасы пищи уже вышли и они были голодны.
 
Иисус говорит ученикам, предложившим отпустить людей, чтобы те купили себе еды: не нужно им никуда идти – вы дайте им есть. Давайте обратим внимание: Господь не сразу сотворил чудо, а сперва обратился к ученикам. И смотрите, как ведут себя апостолы – они приносят Христу все, что у них самих было, как бы говоря – вот, Господи, мы все Тебе отдаем. У нас всего пять хлебов и две рыбы. Они проходят испытание верой: если Ты, Господи, воистину Мессия, Спаситель мира – мы все Тебе отдаем и полагаемся на Тебя.
 
И видя их щедрость духовную, их стремление отдать все и ничего не пожалеть в ответ на призыв Бога и для ближнего – Христос сотворяет чудо: умножает хлеба и рыбу. Он сторицей воздает тем, кто дает от всего сердца, не размышляя о том, что самому-то останется. Ученики же тоже люди и тоже были голодные! Но они ничего не оставили для себя, положив к ногам Христа все свои скудные припасы. И в ответ на это Иисус не просто кормит людей, умножая апостольское приношение, но даже создает избыток, о котором упоминает евангелист – после трапезы, когда все уже насытились, было собрано двенадцать коробов «остатков». А вспомним: ело более пяти тысяч человек, и это не считая женщин и детей – с ними-то число бывших со Христом легко могло перевалить за десять тысяч.
 
Иногда спрашивают: а откуда же взялись эти самые пресловутые короба, в которые собирали остатки? Здесь нужно знать реальность таких стран, как Палестина, Сирия, Ирак или Иран. Там путники, собравшиеся в путь, всегда имеют с собой корзины, где собрано самое насущное: перемена белья, несколько лепешек, фляга с водой. Кто за спиной несет эти корзины, кто на голове, кто-то на осле. Это обычное зрелище, подобная корзина-короб используется вместо рюкзака или чемодана. Читая о подобных коробах в Евангелии, мы можем сделать вывод, что эти люди были в путешествии и следовали за Христом какое-то время, останавливались на ночлег, может быть, даже табором, ели-пили, переодевались. Но в какой-то момент их запасы кончились.
 
Можно увидеть духовный смысл и в числе коробов, наполненных после чуда. Почему именно двенадцать? Это число полноты, вспомним, сколько раз оно упоминается в Священном писании. А в данном случае это можно отнести и к двенадцати ученикам, которые своим приношением явили силу своей любви и доверия Богу.
 
Стоит поразмышять и о том, почему умножаются именно хлебы и рыбы, какой в этом заложен символический смысл. Про хлеб уже было сказано – это и прообраз Хлеба Небесного и зримое воплощение хлеба из молитвы «Отче наш» — как вся совокупность земных благ. Говоря о рыбах, можно упомянуть, что рыба – символ Самого Христа, ведь на греческом языке аббревиатура «Иисус Христос Сын Божий Спаситель» звучит как «Ихтиос», рыба. Недаром именно рыба в первые века христианства была тайным знаком уверовавших в Спасителя. И Господь, запечатлевая Себя через образ рыбы, таким образом символически умножает Свою благодать, подавая ее всем просящим и нуждающимся.
 
Но это толкование для более позднего периода. А на тот момент хлеба и рыбы являли собой как бы совокупность земных плодов, доступных человеку: растительный и животный мир, данный ему в пользование, в пищу. И, говоря об этом евангельском отрывке, правильнее будет остановиться на этом толковании, адекватном для людей, перед которыми и для которых происходило чудо умножения.
 
Как же отреагировали люди, увидевшие зримое умножение хлебов, то есть, их благосостояния (ведь раньше хлеб был символом благосостояния)? Кто-то и вообразил себе: мол, если все здесь дается, то зачем еще куда-то идти? Мы и тут все получим. Таким людям Иисус делает духовный упрек, о котором сказано не в этом отрывке, а у евангелиста Иоанна. «Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог (Ин. 6:26,27). Ведь не хлебом единым, земным, плотским, жив человек. И об этом упреке стоит помнить тем, кто идет за Христом, видя в Нем исключительно подателя всяких земных благ и не замечая духовных горизонтов.
 
Через несколько страниц чудо умножения хлебов и рыб повторяется. Об этом пишет тот же евангелист Матфей, и ситуация вполне схожа с первым преумножением: снова народ идет за Христом и снова их запасы кончаются вдали от дома. На сей раз, правда, на это внимание обращают не ученики, а Сам Иисус: «Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге. И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа? Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок. Тогда велел народу возлечь на землю. И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных, а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей (Мф. 15:32-38).
 
Казалось бы, странно: вроде, ученики только что видели чудо умножения хлебов и рыб – так почему они вновь задают Христу вопрос, откуда раздобыть столько еды. Является ли это признаком неверия или сомнения? Ни в коем случае. Это свидетельство того, что апостолы, бывшие свидетелями чудес, не ждут их от Христа постоянно, а вполне готовы решать проблемы и обычными, земными путями. Может быть, Иисус на сей раз не захочет ничего умножать, а просто пошлет учеников до ближайшего селения, чтобы они там купили еды.
 
Ученики не полагаются всецело на чудо и это правильно. Ведь Господь никогда не творил чудес ради чудес, никогда не поддавался на просьбы, мол, «сделай так, как Ты делал в других городах». Здесь речь идет о послушании учеников, их доверии Христу и готовности принять от Него как чудо, так и обычное, рациональное решение проблемы. Господь посылает чудеса тем, кто не ради чудес живет на земле, а в вере в промысел Божий и в то, что Господь всегда может накормить и даже с избытком – ведь и на сей раз остались короба, заполненные остатками несъеденных хлебов и рыб. На сей раз их семь штук – тоже благодатное число.
 
Читая Евангелие или слушая его в храме, мы всегда должны помнить, что не просто так читаем и слышим эти слова. Со страниц Священного Писания Господь всегда обращается прямо и непосредственно к нам – и мы не пассивные слушатели, а непосредственные участники этого диалога. Евангелие написано не для некой безликой общности, а непосредственно, конкретно для каждого из нас, и об этом следует никогда не забывать. Это относится, конечно, и к читаемому сегодня отрывку.
 
Это к нам, к каждому из нас, обращается Господь, ожидая от нас полного доверия, как от апостолов, принесших Христу все свои скудные запасы в уповании на Его помощь. И от нас Он ждет щедрости и готовности отдать последнее, чтобы поделиться с неимущим ближним. И пусть нам кажется, что мы имеем совсем мало и недостаточно – читаемый сегодня евангельский отрывок свидетельствует: из нашей малости Господь сотворит не просто достаточное количество, но еще и с избытком.
 
Мы живем в мире, которые подчас ищет именно чудес. Многие требуют и ожидают чуда, забывая о том, что на самом деле мы живем при подлинном чуде, видим его ежедневно. Вот перед нами Евангелие, переведенное, как Господь и предсказывал, на сотни и тысячи языков – а начиналось все с двух: греческого и иврита. Разве это не чудо? И свидетельствует оно о том, что, если весь мир призовет Господа и попросит Его о помощи и благодати – Господь обязательно откликнется и даст нам все, что нам надо, с лихвой.
 
Чудо умножения хлебов и рыб; Византия; XIII в.; местонахождение: Греция. Афон
 
Евангелие от Матфея 14: 15-21
 
«Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей».
Подготовила Дарья СИВАШЕНКОВА

Моисей чудесно источает воду из скалы

(Апостолы)...видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб.

Количество просмотров материалов
1423893

доска объявлений