Поиск

Игра Паломник

Православный
геймер
для ВАС

Православные
мультфипьмы
для ВАС

Комиссия Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь
Поездки по всему Миру Поездки на Афон Паломничество на теплоходе

Продукция монастырских подворий

Накануне экзаменов
Новый Год в кругу семьи

Воскресные школы, православные гимназии Москвы и Московской области

Благотворительные акции

Православные песнопения в исполнении монастырских хоров

Молитвы живущих в супружестве

Ко дню памяти Патриарха Алексия II

Агентство религиозной информации "Благовест"

Удачного путешествия

"Рецепты для хозяйки во время урожайной осени"

Молитвы на Лето Господне

Молитвы для земледельцев



Banners

Читайте Евангелие, закон Божий, адреса храмов,
правильно готовьтесь к исповеди и причастию

Интернет-паломничество

Великая Лавра Афон
Великая Лавра Афон
Изображение взято по ссылке
http://ic.pics.livejournal.com/
irnella/66734384/
1599716/1599716_original.jpg

Cсылки для перехода на сайты с записями церковных служб или с веб-камерами, транслирующими сами службы, 3-D туры по храмам и монастырям.
Читать о Великой Лавре


Икона дня



Blue Flower

Источник https://ok.ru/verapravoslavnaya/topic/67455683990828

( По материалам статьи  Дмитрия Марченко,  портал «Православие.ру»)

 Самые яркие и значимые иконы 5-8 веков выполнены в технике энкаустики — живопись восковыми красками, широко распространенная в позднеантичном искусстве и подробно описанной Плинием. Красочные пигменты смешивались с воском и подогревались на специальной жаровне. Художник писал этой расплавленной, еще не остывшей пастой. 

   Большая часть сохранившихся ранних икон находится в монастыре Св. Екатерины на горе Синай.  Некоторые вывезены в музеи.  Все синайские иконы сравнительно небольшого размера, вертикально вытянутые, их высота колеблется в интервале от 68 до 92 см.  

 Три из этих икон – "Христос Пантократор" (Вседержитель), "Апостол Петр" и "Богоматерь на троне со свв. Федором и Георгием" –  могут быть отнесены к столичной константинопольской школе.   Для этой школы характерны высокое мастерство, индивидуальные облики, живые взгляды, подвижные лица, естественные позы, живописная поверхность, богатая переливающимися оттенками, полная рефлексирующих отблесков и сочных мазков. Эта школа несет черты античного искусства. Классические основы античного стиля соединяются во всех иконах с тонкой, не присущей античности одухотворенностью изображений. 

Синайский образ Пантократора написан в реалистичном стиле. Его можно смело назвать гениальным творением, озаренного Духом Святым иконописца, который задал образец для всех последующих поколений. Лик Христа на описываемом образе асимметричен: если условно разделить образ вертикальной чертой посередине, то левая сторона иконы (или правая сторона изображенного на ней Христа) будет представлять вполне гармоничный образ, выдержанный в античных традициях, тогда как в правой стороне иконы налицо дисгармония. Образ Христа трактуется как царя (Он сидит на престоле) и первосвященника (напрестольное евангелие держит в руке). Именно такой образ, иконография которого уже сложилась в VI в., будет играть ключевую роль во всем византийском искусстве. Здесь  явно преобладают особенности, свойственные именно иконе, то есть образу, предназначенному для молитвы: мотивы созерцания, покоя, умиротворения, необходимые для иконного образа с его молитвенной сосредоточенностью и строгостью. Появляется особая иконная гладкость письма, менее заметными становятся мазки и фактура, свет лежит на всем столь идеально равномерно, что предполагает какое-то особое излучение. Благодаря этому образ от реального переходит к идеальному. В этом образе Христа Пантократора мы встречаемся с важнейшими отличительными чертами византийского иконописания: молчаливой созерцательностью, покоем, отсутствием каких-либо заметных эмоций.

Наиболее близка классическому искусству икона "Апостол Петр", похожая на портрет реального человека с индивидуальным умным лицом и полным внимания взглядом. Архитектурный фон за его спиной – это эллинистический портик, углубляющийся в правильной перспективе, что создает иллюзию совершенно конкретного пространства, и вся композиция кажется живой, близкой к реальности сценой. В верхней части иконы – образы Христа, Богоматери и Иоанна Богослова. Они помещены в медальоны подобно античным портретам или изображениям на античных щитах – imago clipeata. Иконография этой иконы еще весьма свободная. Во всем – и в стиле, и в иконографии – пока еще больше натурального, чем идеального, но и здесь прослеживается молитвенная сосредоточенность, некоторая отрешенность и покой.

Икона "Богоматерь на троне со свв. Федором и Георгием" выполнена в технике энкаустики и так же носит в себе черты классического античного  искусства: перспективная архитектура фона, изображения ангелов, живых, эмоциональных, с красивыми чувственными обликами, очень похожими на античные фигуры. В то же время строгость фигуры Марии, окутанной темными одеждами, ее отстраненность от мирской суеты; изображения Федора и Георгия с их восточными типами лиц, исполненными духовной сосредоточенности являют нам черты присущие сугубо иконе.  Данная икона воплощает  в византийской иконографии  идею державности: мы видим Богоматерь сидящей на троне.

Другие  иконы носят черты местных школ и отличаются  большим символизмом и  аскетичностью, меньшим живописным мастерством  их создателей. (Христос Вседержитель, Христос Ветхий Деньми, Богородица с младенцем, Иоанн Креститель)

 

 

 

На иконе "Свв. Сергий и Вакх", созданной в VI в иной иконописной школе по духу близкой к монашеской созерцательной жизни и ее проповедующей. Как и три предыдущие, эта икона тоже происходит из монастыря Св. Екатерины на горе Синай, и выполнена в технике энкаустики. В XIX в. она была привезена епископом Порфирием (Успенским) в Киев, где и находится в настоящее время в музее западного и восточного искусства. Стиль этого произведений по сравнению с классическими образцами античного искусства сильно упрощается. Хотя еще отчетливо прослеживаются отзвуки эллинизма и какой-либо классической традиции, но их уже отодвигают на второй план возрастающая внутренняя экспрессия и духовное напряжение образов.  Неподвижные симметричные фигуры, отрешенное выражение, большая внутренняя собранность, молчание, – все соответствует образу аскетической духовности, реальные живые примеры которой  особенно в V-VI вв. были нередки, их показывали миру монахи-аскеты, пустынножители. Икона сочетает в себе внутреннюю напряженность образов и легкость живописи.

Тот же утонченный аскетизм и наследование античной точности сохранения пропорций тел прослеживается и в сюжетной иконе 6-7 века «вознесение», выполненной в технике энкаустики. Сама икона выполнена на декоративно-орнаментальных началах. Фигуры схематичны и статичны, внешняя экспрессия (э.зн. яркое проявление чувств, настроений, мыслей) достигается подбором цветов, композиция орнаментальна (т.е. расположение фигур создает ритм орнамента), но во всем этом присутствует одухотворенность и оторванность от земного и материального.

В начале VIII в. были созданы последние из сохранившихся до наших дней иконы в технике энкаустики:  "Богоматерь с Младенцем" из церкви Санта Мария Нуова" и «Богоматерь – Царица Небесная" из базилики Санта Мария ин Трастевере.  

Лик «Бооматери» из базилики Санта Мария Нуова написан восковыми красками нежнейших розовых оттенков, незаметно перетекающих друг в друга; нет ни одного сильного или определенного цветового акцента, так что живопись выглядит слитной, неосязаемой и вместе с тем совершенно сияющей. Главная тема здесь – это одухотворенная, преображенная Духом материя, сама превратившаяся в источник света.

Другая икона – "Богоматерь – Царица Небесная" из базилики Санта Мария ин Трастевере. Она очень похожа по иконографии на византийскую икону VI в. из монастыря Св. Екатерины на горе Синай "Богоматерь на троне со свв. Федором и Георгием", о которой шла речь выше. В римской иконе  однако Богоматерь в окружении ангелов на троне представлена как Царица Небесная, в унизанных жемчугом одеждах и царском венце на голове.   Для изображения характерна импозантность, роскошь внешнего убранства, мотив имперского величия выражены не меньше, чем тема триумфа Церкви и Царицы Небесной. Синайская икона VI в. рядом с ее римским вариантом, возникшим примерно на 150 лет позже, выглядит более скромной и более углубленной. Обе  иконы отличаются очень большими размерами ("Богоматерь с Младенцем" сохранилась фрагментарно, первоначальный размер неизвестен; "Богоматерь – Царица Небесная" имеет размер 200x133 см).

 

В после иконоборческий период темперная техника иконописи полностью вытеснила энкаустическу.

Фрески из монастыря Святой  Великомученицы Екатерины

Иконы Синайских святых

 

 

Количество просмотров материалов
1428155

доска объявлений