Печать 

https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=105688

Монах, аскет, преподаватель, ученый. По воспоминаниям современников, человек с твердым характером, простой, милостивый и мудрый, при этом, бывало, замкнутый и недоступный, имевший множество пламенных почитателей его таланта и знаний богословия. Служил благоговейно. Святой праведный Алексий Мечёв называл архиепископа Феодора (Поздеевского) «столпом Православия» и «архиереев архиерей». Его жизнь трагически оборвалась 23 октября 1937 года.

Поздеевские – династия священников

Фамилия священнического рода Поздеевских пошла от сельца Поздеевское Нерехотского стана Костромского уезда. 21 марта 1876 года в селе Макарьевское Ветлужского уезда Костромской губернии у протоиерея Василия Поздеевского и Параскевы Алексеевны родился третий ребенок – сын Александр. Отец Василий служил в сельском храме во имя преподобного Макария Унженского (Введенского). В итоге в семье выросли двое сыновей и семеро дочерей, которые посвятили свою жизнь людям и Богу.

Архиепископ Феодор (Поздеевский)

Александр Поздеевский осознанно выбрал путь священнослужителя и продолжил династию священников Поздеевских. Его прадед, Иван Петрович, – дьякон. Дед, Виктор Иванович, – псаломщик церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Большие Соли. Отец, Василий Викторович, – протоиерей. Дядя, Александр Викторович, – священник в пятом поколении – причислен к лику Новомучеников и исповедников Российских в 2000 году. Второй дядя, Иоанн Викторович, – пономарь. Двоюродные братья, Виктор Иоаннович – священник, Геннадий Иоаннович – диакон. Мать отца Александра была дочерью священника. В будущем такая родословная – сама по себе пункт обвинения и угроза жизни.

Талантливый ученик и строгий монах

Александр Поздеевский учился в духовном училище в уездном городе Макарьевск (Макарьевск-на-Унже) Костромской губернии, основанном благодаря Свято-Троицкому Макариево-Унженскому монастырю. Именно вокруг этого монастыря на реке Унже образовалась слобода, в 1778 году ставшая городом, на гербе которого засияли два колокола в честь обители.

Городское духовное училище было создано для подготовки низшего духовного клира, распределяемого в многочисленные храмы уезда. В это же учебное заведение поступил и младший брат Александра – Николай. Способный выпускник училища, Александр Поздеевский продолжил учебу в Костромской духовной семинарии. После ее окончания в 1896 году он поступил в Казанскую духовную академию.

1900 год ознаменовала череда важных событий в жизни Поздеевского: он был пострижен в монашество с именем Феодор в честь великомученика Феодора Стратилата и стал одним из самых строгих монахов и аскетов.

Кроме того, отец Феодор получил степень кандидата богословия первого разряда и был оставлен профессорским стипендиатом при кафедре Патристики для подготовки магистерской диссертации. Скоро возведен в иеродиакона и рукоположен в иеромонаха. Впереди была яркая и трагическая жизнь, посвященная Богу, преподавательской деятельности, науке, борьбе.


 

Калуга, Казань, Тамбов: годы свершений, открытых вопросов, труда

В 1901 году отец Феодор отправился в Калужскую семинарию, чтобы преподавать «Основное, догматическое и нравственное богословие». Его знания святоотеческого богословия и канонического права были абсолютны, что отмечали коллеги и студенты. С 1902 года он успешно совмещал эту деятельность с работой инспектора. В июле того же года иеромонах Феодор получил новое назначение: инспектор Казанской духовной семинарии.

Все это время он занимался написанием труда «Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (пресвитера Массилийского)». Тема аскетизма давно была близка ему и интересна в более глобальном аспекте: как обязательного условия спасения христианина, причем не только того, кто посвятил себя Богу, а каждого. Аскетизм, по мнению отца Феодора, должен стать смыслом жизни человека, всем сердцем жаждущего Царства Небесного. Такое видение пути верующего человека стали основой его академического курса христианской аскетики.

В 1902 году в стенах Казанской духовной академии диссертация была успешно защищена: иеромонах Феодор получил ученую степень магистра богословия. В следующем году его труд отметили Макарьевской премией. Ежегодная академическая премия имени митрополита Московского и Коломенского Макария была учреждена по его завещанию в 1867 году как поощрение отечественных талантов – тех, кто посвятил себя делу науки и общеполезных знаний. Одним из таких людей и был отец Феодор.

В феврале 1904 года он назначен ректором Тамбовской духовной семинарии, в марте –  рукоположен в архимандрита. В Тамбове он работал в один из сложнейших периодов истории, когда революционное брожение, социалистические идеи и пропаганда начали проникать даже в стены семинарий и затем вылились в бунты. В Тамбове же семинарист совершил покушение на архимандрита Феодора, но он простил стрелявшего в него.

В Тамбове Его Высокопреподобие возглавил местный отдел Союза русских людей – национально-монархической организации, задачами которой являлось содействие законными средствами развитию начал русской церковности, государственности, народного хозяйства на основе православия, самодержавия и русской народности. Факт принадлежности к Союзу и деятельность в нем ставились в упрек отцу Феодору.

Выдвигались аргументы, что Церковь должна быть вне политики и что на практике Союз компрометирует Церковь. При этом РПЦ еще не была отделена от государства и общества, как это случилось после октябрьского переворота 1917 года, и объединяла разных людей, в том числе и по своим политическим убеждениям.

Москва. Семинария, академия, Данилов монастырь. Противостояние

1906 год принес перемены в жизни священнослужителя: в августе он переехал в Москву, так как был назначен ректором Московской духовной семинарии. Там он нес послушание в течение трех лет. В 1909 году архимандрит Феодор стал ректором Московской духовной академии. В это время ситуация в стране накалилась до предела. Многим революция казалась реальной и единственно справедливой. Новый ректор, как убежденный монархист, начал увольнять преподавателей-либералов, тех, кто высказывался, в частности, и о том, как следует организовывать жизнь духовных школ в стране. Эти увольнения отцу Феодору припомнили после 1917 года.

А пока старая жизнь продолжается. 19 августа 1909 года Его Высокопреподобие начинает читать курс богословия (отдел аскетики). В сентябре в храме Христа Спасителя архимандрит Феодор рукоположен в епископа Волоколамского, викария Московской епархии.

Однако в апреле 1917 года владыку Феодор сместили с должности ректора духовной академии, в мае назначили настоятелем Данилова монастыря в Москве, в августе он стал членом Священного Синода.

В 1918 году усердием епископа Феодора в обители открылась Высшая богословская школа, которая, однако, через два года прекратила свое существование. В 1919 году Данилов монастырь официально был закрыт новой властью, но продолжил оставаться оплотом православия.

В 1919 году владыку освободили от викарного послушания. В начале 1920-х годов в монастырь пришли многие его единомышленники по академии, лишенные кафедр архиереи и студенты, а затем и священники, отбывшие срок в тюрьмах и лагерях. Они поддержали владыку, занимавшего непримиримую позицию по отношению к обновленчеству, и выступали против компромиссов с советской властью и партией. За что получили неофициальное название «даниловцы», многие клирики принадлежали к «непоминающим».

«Душа моя и сердце не сдаются»

Июльской ночью 1920 года владыку Феодора вместе с епископом Гурием (Степановым) арестовали, выдвинув обвинение в антисоветской агитации. Приговор – концлагерь – до окончания гражданской войны почему-то изменили на тюремный срок на Лубянке, потом в Бутырке и на Таганской. В марте 1922 года владыка Феодор ждал отправки на Соловки, но был освобожден постановлением ВЦИК. А в сентябре под его руководством «даниловцы» начали формировать «Параллельный синод», так как считали, что ГПУ контролирует Патриарший Синод.

В середине марта 1923 года последовал новый арест в Костромской губернии и отправка в Москву, но в июне – освобождение при подписке о невыезде. В июле епископ Феодор отказался от назначения управляющим Петроградской епархией.

В августе 1923 года Указом Святейшего Патриарха Тихона епископ Феодор возведен в сан архиепископа с правом ношения на клобуке креста. Он снова в Даниловом монастыре. Но аресты продолжаются: в 1924 году полгода владыка провел в тюрьме, был освобожден и вновь арестован в декабре, приговорен к трем годам ссылки. После московских тюрем отправлен в Киргизию. Освободившись, не имел право жить в главных городах страны. За поселением в Казахстане последовал Оренбург.

И наконец в декабре 1930 года он в Москве. На Рождество служил в храме Воскресения Словущего, а в январе 1931 отправился на родину – в Макарьевское. Затем были четыре месяца жизни во Владимире и... арест. В Москве звучит приговор – четыре года ИТЛ. Через пять месяцев тюрьмы его этапировали в Свирьлаг, где в 1932 году освободили по амнистии. Тайное пребывание под Каширой Московской области, вновь Владимир, где в 1933 году (по некоторым данным) он был пострижен в схиму с именем Даниил. А потом жизнь в Зарайске. В этом городе произошел очередной арест владыки Феодора. Он проходил по инспирированному ЧК делу «Партии возрождения России» (ПВР), по которому аресту подверглись более 200 человек.

 После вынесения обвинения в контрреволюционной деятельности и Бутырки он оказался в Усть-Сысольске (Коми). Начались годы ссылки. В этот тяжелый период о нем заботилась сестра Ольга Васильевна и материально помогала сестра Елизавета Васильевна. Владыка расстраивался, сетуя, что это он должен помогать любимым сестрам. В 1935 году в ссылке архиепископа Феодора ждал новый арест и продление ссылки: сначала в Архангельске, потом в Сыктывкаре. Там 4 марта его арестовали.

Город Иваново, внутренняя тюрьма УНКВД

Владыку Феодора отправили в Иваново. Он проходил как руководитель антисоветской организации церковников и монашества «Иноческое братство князя Даниила». В это время в Ярославской тюрьме ждал приговора его дядя – священник Александр Поздеевский.

22 октября архиепископу Феодору вынесен приговор: расстрел, 23-го – приведен в исполнение. В этот же день здесь же был расстрелян его двоюродный брат – священник Виктор Поздеевский. Они упокоились на кладбище в пригороде Иваново. Балинское кладбище было открыто в 1934 году специально для захоронений расстрелянных в городской тюрьме.

В 1989 и 1992 годах архиепископ Феодор (Поздеевский) реабилитирован по годам репрессий 1924, 1931, 1935, 1937 гг. Вопрос его канонизации остается открытым, хотя Русская Зарубежная Церковь осуществила его  канонизацию в 1981 году.

В 1991 году на Балинском кладбище появился памятник жертвам сталинских репрессий, а в 2000 году была освящена церковь во имя Петра и Павла.

Ольга Сокиркина

22 октября 2023

Источник: Московский Сретенский монастырь