Печать 

Источник http://hranive.ru/7132/

(1798-1858) история жизни



Жизнь этого человека тесно связана с Дивеевской обителью. О нем Вы можете услышать как о человеке, благодаря которому в монастыре появились храмы Рождества Христова и Пресвятой Богородицы. Но не только это делает особенным жизнь этого человека. Он, как и многие, кто посвятил свою жизнь Богу, отказался от всего, что у него было в мирской жизни, изменил себя и смог полностью исцелиться от неизлечимой болезни.

Михаил Васильевич был богатым помещиком из села Нуча, Ардатовского района. Там он жил вместе со своей сестрой Еленой и женой Анной. Жизнь обеих этих женщин также тесно переплетается с Дивеево, но этому следует посвятить отдельную тему. Неожиданно Михаила постигло несчастье – он очень серьезно заболел и, как это часто бывает — врачи не смогли помочь.

Михаил Васильевич слышал о чудесном старце из Сарова, который исцеляет людей, поэтому отправился в Саровскую пустынь, за сорок верст от своего поместья. Тех, кто немного знаком с историей Дивеево, уже догадались, о ком идет речь. Серафим Саровский, только взглянув на неизлечимо больного, в своем обычном веселом тоне сказал: «Вот, радость моя, все, что ни имеешь, отдай Господу и возьми на себя самопроизвольную нищету!»

Помещик поколебался, но другого выхода у него не было:

- Согласен, батюшка! Что же благословите мне сделать?

- А вот, радость моя, помолимся, и я укажу тебе, как вразумит меня Бог, — ответил ему Серафим.

Так была заложена непоколебимая дружба между святым старцем и Михаилом Васильевичем. Серафим ласково называл его Мишенькой.

После этого судьбоносного разговора Мантуров продал свое поместье и купил в селе Дивееве 15 десятин земли. Его жена Анна, будучи тогда еще молодой, роптала и насмехалась над поступком мужа. Но вера Михаила окрепла вместе с его здоровьем, поэтому он выдержал нелегкое испытание расставания со своей прошлой жизнью.

Любопытная история, как и все истории, которые касаются Серафима Саровского, связана с появлением Мельничной общины. Вот, как она начиналась.

Однажды батюшка попросил Михаила Васильевича вбить кошелек в определенном месте в Дивееве. Этим местом была земля впереди Казанской церкви. А через год он поручил вбить туда 4 колышка и обсыпать их камнями. Еще спустя год на этом самом месте появилась мельница для сирот. Так была основана, вторая после Казанской, Мельничная община.

А в 1829 году на деньги Михаила к паперти Казанской церкви был пристроен храм Рождества Христова.

После освящения храма, также по наставлению Серафима Саровского, Михаил Васильевич устроил храм Рождества Богородицы.

«Если есть храм Рождества Христова, то должен быть и храм Рождества Богородицы», — говорил святой отец.

В церкви для поддержания свода было установлено 4 столба. Батюшка увидел в этом предзнаменование того, что в будущем это место станет усыпальницей для 4-х мощей. В 1830 году церковь была освящена. По наставлению святого отца, рядом с иконой Рождества Богоматери днем и ночью горела лампада, а монахини читали псалтирь. Эта традиция была восстановлена в 1991 году.

После постройки храма Мантурову пришлось покинуть Дивеево. Его пригласил управлять крупным, но терпящим бедствие, поместьем в отдаленную губернию генерал Куприянов. А в 1833 году скончался Серафим Саровский. Михаил Васильевич стал к этому времени правой рукой батюшки: преподобный завещал ему управлять обителью после своей смерти. Все жители общины относились к бывшему помещику с глубоким уважением и беспрекословно исполняли его поручения.

Но после смерти батюшки небольшими еще в то время общинками насильственно завладел Иван Тихонов, бывший послушник преподобного Серафима. Он прекрасно понимал, какой силой обладает Михаил Васильевич в Мельничной общине. Именно честолюбие этого человека стало причиной отставки Мантурова от должности в поместье. Тихонов приехал к генералу и выставил конкурирующего послушника почти как грабителя общины. Михаил Васильевич был выгнан из поместья с позором и без копейки денег.

Несмотря на все ограничения, ему удалось вернуться в Дивеево и продолжить исполнять волю своего наставника. Там он купил дом на пожертвованные ему 75 рублей еще одной важной личностью в истории Дивеева — Василием Садовским. Жил очень скромно, фактически, тем, что удавалось вырастить своими руками.

Сразу по возвращении в Дивеево, Михаил Васильевич начал хлопотать о постройке Троицкого храма, земля для которого была выкуплена Серафимом Саровским у местного помещика. Троицкий храм был заложен в 1848 году.

Михаил Мантуров прожил до 60 лет, будучи праведником и исполняя все наставления отца Серафима. Незадолго до своей смерти он видел святого во сне: «Потерпим еще, батюшка, потерпим немного» – успокаивал его голос доброго друга.

7 (20) июля 1858 года Михаил Васильевич заказал обедню в построенном им храме, вернувшись домой, пошел в сад, сел на скамейку и безболезненно предал свою душу Богу. Его могила находится слева от церквей Рождества Христова и Богородицы.

В 2000 году сбылось предзнаменование Серафима Саровского — храм Рождества Богородицы стал усыпальницей 4-х мощей: преподобной Александры, Елены и Марфы Дивеевских, которые причислены к лику местночтимых святых Нижегородской епархии.
Михаил Васильевич Мантуров (1798-1858) история жизни

присоединиться к группам: на ОДНОКЛАССНИКАХ и ВКОНТАКТЕ
Михаил Васильевич Мантуров (1798-1858) история жизни
Курс рубля скоро ждут "крутые" перемены. Совет от Набиуллиной
    
Истребитель НАТО перехватывал русский СУ-27, но произошло невообразимое
    
Отношение Путина к алкоголю на природе поразило. Вы не поверите глазам...
Доход для сайтов

Жизнь этого человека тесно связана с Дивеевской обителью. О нем Вы можете услышать как о человеке, благодаря которому в монастыре появились храмы Рождества Христова и Пресвятой Богородицы. Но не только это делает особенным жизнь этого человека. Он, как и многие, кто посвятил свою жизнь Богу, отказался от всего, что у него было в мирской жизни, изменил себя и смог полностью исцелиться от неизлечимой болезни.

Михаил Васильевич был богатым помещиком из села Нуча, Ардатовского района. Там он жил вместе со своей сестрой Еленой и женой Анной. Жизнь обеих этих женщин также тесно переплетается с Дивеево, но этому следует посвятить отдельную тему. Неожиданно Михаила постигло несчастье – он очень серьезно заболел и, как это часто бывает — врачи не смогли помочь.

Михаил Васильевич слышал о чудесном старце из Сарова, который исцеляет людей, поэтому отправился в Саровскую пустынь, за сорок верст от своего поместья. Тех, кто немного знаком с историей Дивеево, уже догадались, о ком идет речь. Серафим Саровский, только взглянув на неизлечимо больного, в своем обычном веселом тоне сказал: «Вот, радость моя, все, что ни имеешь, отдай Господу и возьми на себя самопроизвольную нищету!»

Помещик поколебался, но другого выхода у него не было:

- Согласен, батюшка! Что же благословите мне сделать?

- А вот, радость моя, помолимся, и я укажу тебе, как вразумит меня Бог, — ответил ему Серафим.

Так была заложена непоколебимая дружба между святым старцем и Михаилом Васильевичем. Серафим ласково называл его Мишенькой.

После этого судьбоносного разговора Мантуров продал свое поместье и купил в селе Дивееве 15 десятин земли. Его жена Анна, будучи тогда еще молодой, роптала и насмехалась над поступком мужа. Но вера Михаила окрепла вместе с его здоровьем, поэтому он выдержал нелегкое испытание расставания со своей прошлой жизнью.

Любопытная история, как и все истории, которые касаются Серафима Саровского, связана с появлением Мельничной общины. Вот, как она начиналась.

Однажды батюшка попросил Михаила Васильевича вбить кошелек в определенном месте в Дивееве. Этим местом была земля впереди Казанской церкви. А через год он поручил вбить туда 4 колышка и обсыпать их камнями. Еще спустя год на этом самом месте появилась мельница для сирот. Так была основана, вторая после Казанской, Мельничная община.

А в 1829 году на деньги Михаила к паперти Казанской церкви был пристроен храм Рождества Христова.

После освящения храма, также по наставлению Серафима Саровского, Михаил Васильевич устроил храм Рождества Богородицы.

«Если есть храм Рождества Христова, то должен быть и храм Рождества Богородицы», — говорил святой отец.

В церкви для поддержания свода было установлено 4 столба. Батюшка увидел в этом предзнаменование того, что в будущем это место станет усыпальницей для 4-х мощей. В 1830 году церковь была освящена. По наставлению святого отца, рядом с иконой Рождества Богоматери днем и ночью горела лампада, а монахини читали псалтирь. Эта традиция была восстановлена в 1991 году.

После постройки храма Мантурову пришлось покинуть Дивеево. Его пригласил управлять крупным, но терпящим бедствие, поместьем в отдаленную губернию генерал Куприянов. А в 1833 году скончался Серафим Саровский. Михаил Васильевич стал к этому времени правой рукой батюшки: преподобный завещал ему управлять обителью после своей смерти. Все жители общины относились к бывшему помещику с глубоким уважением и беспрекословно исполняли его поручения.

Но после смерти батюшки небольшими еще в то время общинками насильственно завладел Иван Тихонов, бывший послушник преподобного Серафима. Он прекрасно понимал, какой силой обладает Михаил Васильевич в Мельничной общине. Именно честолюбие этого человека стало причиной отставки Мантурова от должности в поместье. Тихонов приехал к генералу и выставил конкурирующего послушника почти как грабителя общины. Михаил Васильевич был выгнан из поместья с позором и без копейки денег.

Несмотря на все ограничения, ему удалось вернуться в Дивеево и продолжить исполнять волю своего наставника. Там он купил дом на пожертвованные ему 75 рублей еще одной важной личностью в истории Дивеева — Василием Садовским. Жил очень скромно, фактически, тем, что удавалось вырастить своими руками.

Сразу по возвращении в Дивеево, Михаил Васильевич начал хлопотать о постройке Троицкого храма, земля для которого была выкуплена Серафимом Саровским у местного помещика. Троицкий храм был заложен в 1848 году.

Михаил Мантуров прожил до 60 лет, будучи праведником и исполняя все наставления отца Серафима. Незадолго до своей смерти он видел святого во сне: «Потерпим еще, батюшка, потерпим немного» – успокаивал его голос доброго друга.

7 (20) июля 1858 года Михаил Васильевич заказал обедню в построенном им храме, вернувшись домой, пошел в сад, сел на скамейку и безболезненно предал свою душу Богу. Его могила находится слева от церквей Рождества Христова и Богородицы.

В 2000 году сбылось предзнаменование Серафима Саровского — храм Рождества Богородицы стал усыпальницей 4-х мощей: преподобной Александры, Елены и Марфы Дивеевских, которые причислены к лику местночтимых святых Нижегородской епархии.

Подвиг нищеты одного человека сыграл огромную роль в становлении целого монастыря. В канун кончины Михаила Васильевича Мантурова служится Парастас, а утром — Литургия и панихида об упокоении его души.

Источник http://www.vidania.ru/monastery/book_diveevo_4.2.13_vasilii_sadovskii.html

Протоиерей Василий Садовский.

 

С правой (южной) стороны Рождественских церквей находится могила протоиерея Василия Садовского — духовника дивеевских сестер. Разрушенная в советское время, могила о. Василия летом 1993 года была восстановлена.

О. Василий происходил из священнического рода. После окончания Нижегородской семинарии 28 лет состоял приходским священником Казанской церкви, а затем был переведен в Дивеевский монастырь. Преп. Серафим лично руководил духовным ростом молодого священника, уже тогда известного многими добродетельными качествами и крепчайшей верой.

В одну из последних встреч Преподобный надел на о. Василия свои поручи и, повторив главные заповеди Мельничной обители, сказал: «Блюди же обитель мою, тебе поручаю и молю: послужи ей всю жизнь твою, ради меня, убогого Серафима, и чем можешь не оставь!»

Скончался о.Василий в 1884 году в возрасте 84-х лет, достойно послужив в обители, и был похоронен по заповеди, преп. Серафима, с правой стороны Рождественских церквей. Батюшка Серафим говорил о. Василию: «Так и вели себя похоронить тут, и хорошо будет, батюшка, ты-то с правой, а Мишенька (М. В. Мантуров) с левой, а я у вас посередке — все вместе и будем».

Почти все духовенство монастыря до его разгона в 1927 году было из рода отца Василия Садовского