Печать 

Источник http://korabley.net/news/proisshestvie_v_antarktike/2013-03-01-1394

 

 

Арктика и Антарктика самые суровые и опасные места на планете. Условия здесь несовместимы с жизнью человека, поэтому любое происшествие там может обернуться ужасной трагедией.
 
В 2002 году космические спутники зафиксировали в Антарктиде необычное явление - от шельфового ледника начал откалываться гигантский кусок площадью более 2000 кв. км. Штормы и течения расколовшего льда понесли один из обломков длиной около 170 кв. км в сторону залива Мак-Мёрдо, на берегу которого располагается одноименная полярная станция, принадлежащая антарктической программе Национального научного фонда США, и ведущая наблюдение за космическими аппаратами, морскими течениями и климатом в южной шапке Земли. Гигантский айсберг полностью перекрыл вход в залив, отрезав полярных исследователей от всего жизненно важного снабжения. Без поставок продовольствия и топлива пережить надвигающуюся антарктическую зиму невозможно. Воздушная эвакуация была бы весьма рискованна, так как в Антарктиде в этот время наступает сезон мощных осенних ветров, делающие полеты крайне опасными. Кроме того вывозить пришлось бы и сотрудников расположенных рядом станции Терра Нова и новозеландской исследовательской станции Скотт, а также сотрудников ряда американских станций в глубине континента. Дело в том, что всем необходимым их снабжает Мак-Мёрдо, так что эвакуировать пришлось бы более 3000 человек.
 
 
Весь ноябрь ледокол американской береговой охраны США «Polar Star» пробивал канал к станции, но чем ближе подходил к проливу Мак-Мёрде, тем лед становился крепче. Дело в том, что огромная площадь залива в отсутствии проточных течений стала наращивать припай - многолетний береговой лед, местами делая его непроходимым. После нескольких неудачных попыток стало ясно, что в одиночку американскому ледоколу «Polar Star» не справиться. Таким образом, в национальном научном фонде США поняли, что для такой миссии лучше иметь два ледокольных судна, которые смогут страховать друг друга. На помощь к «Polar Star» незамедлительно был вызван ледокол такого же ледового класса и возможностей «Polar Sea».
 
Вскоре вместе они начали бить канал для проводки к станции судов снабжения, но плотно сбитый лед оказался не по зубам американским ледоколам. Не рассчитав мощность при очередном ударе о припай ледокол «Polar Sea» получил настолько тяжелое повреждение, что был вынужден прекратить участие в спасательной операции и встать на долгосрочный ремонт. В одиночку ледокол «Polar Star» стал бессилен к преграде такого масштаба. Перед американскими учеными встал нелегкий выбор. Решать надо было срочно: либо просить помощи у других стран, либо начинать эвакуацию людей со всех трех станций, бросая многомиллионное оборудование и останавливать все исследовательские проекты.
 
15 декабря 2004 года государственный департамент США официально обратился к правительству Российской Федерации с просьбой предоставить свободный ледокол для операции в антарктическом море Росса.
 
На момент официального запроса о помощи свободного ледокола в этом районе не оказалось, и в России приняли нелегкое решение - в ущерб своим интересам в Арктике отправить на выручку американским, итальянским и новозеландским полярникам лучший ледокол. С работ по снабжению северных районов России так называемого северного завоза был снят самый мощный дизель-электрический ледокол «Красин» - гордость современного ледокольного флота, носящий имя своего легендарного предшественника.
 
Технические данные современного ледокола «Красин»:
Водоизмещение - 20240 тонн;
Длина - 134,84 м;
Ширина - 26,05 м;
<div">Осадка - 11 м;
Толщина ледового пояса: в носовой части 52 мм, в средней - 40 мм, в кормовой - 45 мм;
Силовая установка - девять дизель-генераторов мощностью 37600 л.с;
Скорость хода по чистой воде - 19,5 узлов;
Запас топлива - 5000 тонн;
Автономность плавания - 28 суток;
Экипаж - 92 человека;
На ледоколе имеется: вертолетная площадка, автоматизированная гребная установка с дистанционным пуском и остановкой главных дизель-генераторов, буксирная лебедка с системой автоматического регулирования.
 
Погрузив запасы топлива и продовольствия ледокол «Красин» в срочном порядке отправился в Антарктику на помощь полярникам. 21 декабря 2004 года началась ледовая эпопея ледокола. Предстояло обогнуть почти полмира, чтобы помочь людям, оказавшимся в беде, преодолев расстояние от Владивостока до Антарктиды 12000 миль.
 
 
Ситуация вокруг антарктической станции Мак-Мёрдо ухудшалась не по дням, а по часам. Суда-снабженцы, ожидавшие проводки на станции были не ледового класса и могли быть раздавлены как пароход «Челюскин». Усилившие ветры, все плотнее сбивали припаянный лед. Неоднократно возникали моменты, когда единственный оставшийся в строю ледокол«Polar Star» сам мог оказаться затертый льдами. На станции с возрастающей тревогой наблюдали за происходящим.
 
Тем временем, идущий на помощь ледокол «Красин» столкнулся с первыми трудностями: экваториальная жара оказалась для российских полярников едва ли не опаснее антарктических льдов. Природа бросила суровый вызов команде ледокола. В машинном отделении температура достигала +66˚C. Судно переживало жару также как и его команда. «Красин» шел на пределе своих возможностей, так как в его систему охлаждения попадала непривычно теплая вода экваториальных течений и механизмы начали сдавать.
 
Но все же ледокол «Красин» добрался до ревущих «сороковых» и стонущих «пятидесятых», так называют моряки полосу штормов и ураганов в Южном полушарии. Здесь моряков ждал новый экзамен - из-за особенностей своей конструкции «Красин» как и любой другой ледокол, плохо переносил волнения. Для экипажа и судна это было серьезное испытание. Вскоре «Красин» попал в зону нескольких циклонов, где качка и высота волн усилилась до такой степени, что капитану Виктору Ковальчуку пришлось остановить продвижение на 1,5 суток.
 
На момент прибытия российские моряки узнали о серьезной неполадке на ледоколе «PolarStar» - судно повредило один из гребных винтов, который, несмотря на все усилия специалистов отремонтировать не удалось. Повреждение оказалось слишком сложным. Теперь время стало для российских моряков решающим - нужно было успеть освободить поврежденный «Polar Star», пока он сам не окажется в ловушке. Надвигалась антарктическая зима, повсюду двигались гигантские айсберги, представляющие опасность даже для ледоколов.
 
11 января 2005 года перейдя 60 параллель южной широты ледокол «Красин» впервые вошел в антарктические воды. К моменту прихода российского ледокола ситуация на Мак-Мёрдо в любой момент могла выйти из-под контроля. Приступать к работе необходимо было немедленно. Встретивший ледокол «Красин» караван судов снабжения был готов двинуться по первой команде - танкер, контейнеровоз и научно-исследовательское судно. Опыт российского капитана назначил его руководителем операции.
 
 
Начался слалом между айсбергами. В течение 10 суток ледоколы «Красин» и «Polar Star» расширяли ледовую трассу для судов, чтобы те не застряли во льдах. Проводка судов снабжения далась полярным морякам особенно трудно - двухметровый антарктический лед оказался серьезной преградой даже для такого мощного ледокола как «Красин». В какой-то момент работ от постоянных ударов льдин о винты в валопроводах российского ледокольного судна обнаружилась течь и вода начала поступать внутрь. На остановку, времени не было и экипажу судна пришлось устранять аварию прямо на ходу, стоя в ледяной воде.
 
26 января 2005 года преодолев сплошную полосу айсбергов, танкер в сопровождении ледоколов благополучно пришвартовался у причала станции Мак-Мёрдо. Первый и самый тяжелый этап операции завершился. Но впереди ждал второй этап операции проводка контейнеровоза с 10 тысячами тонн грузов на борту.
 
 
 
Пока танкер сливал топливо в резервуары полярной станции, ледокол «Красин» вернулся к входу в залив, чтобы провести к станции следующее судно контейнеровоз «M/V American Tern». Как назло именно в эти часы резко стала падать температура. Усилился ветер, который погнал в пробитый канал крупные льдины и мелкие берги. На последнем участке контейнеровоз вели уже оба ледокола, пока, наконец, контейнеровоз не встал у причала Мак-Мёрдо. Контейнеры с питанием и оборудованием были доставлены по назначению во время.
 
Со своей спасательной миссией российский ледокол справился блестяще. На берегу полярников уже ждали американские коллеги. Они подготовили им сюрприз - экскурсию по станции, на которой никогда не было российских специалистов. Под занавес благодарные американцы устроили спортивный праздник, в котором с удовольствием поучаствовал экипаж ледокола «Красин».
 
 ледокол «Красин» в Мак-Мёрдо 
 
На 49 день антарктической эпопеи ледокол «Красин» попрощался с полярниками Мак-Мёрдо, которые были обеспечены всем необходимым на целый год. В апреле 2005 года «Красин» вернулся в родной порт Владивосток.