https://bible.optina.ru/old:ps:043:20
яко смирил еси нас на месте озлобления, и прикры ны сень смертная
Яко смирил ecи нас на месте озлобления. Говорят это, потому что ничем уже не могут похвалиться: и обличил нас, согрешивших в мире. И покры ны сень смертная, разумеет тьму, какая произошла в сердцах неуверовавших.
Толкование на псалмы.
яко смирил еси нас на месте озлобления, и прикры ны сень смертная
Другой (Акила): «на необитаемом». Третий (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «на месте сирен». «И покрыла нас тень смертная». Другой (Акила): «ты покрыл нас». Это противоположение, кажется мне, относится к вышесказанным словам, в которых описываются бедствия: «Стыд лица моего покрыл меня, от голоса обидчика и клеветника... смирил нас на месте злострадания».
Если же относить это к словам: «Ты уклонил стези наши от пути Твоего», то здесь есть соответствие с той мыслью, которую мы высказали. Он объясняет, как Бог уклонил их от путей их, т.е. от отечества и законов, удалив их в места пустынные и оставив между врагами. Это означают слова: «покрыла нас тень смертная», т.е. опасности, производящие смерть, к которым близка смерть, которые Писание называет также муками смертными и вратами адовыми. А «тенью» и «покрытием» он выражает здесь неизбежность этих бедствий и невозможность найти как-нибудь избавление от них и даже малое облегчение.
Беседы на псалмы. На псалом 43.
яко смирил еси нас на месте озлобления, и прикры ны сень смертная
См. Толкование на Пс. 43:18
Яко смирил ecи нас на месте озлобления, и прикры ны сень смертная
Ты, говорит, привел нас в бедственное состояние на месте злострадания, иначе —бегства и плена; и скорбь, имеющая подобие смерти, по своей чрезмерной горечи, налегла на нас. Ибо естественным образом тень имеет сходство с своим первообразом, который ее от себя бросает, и которого она служит очерком.
яко смирил еси нас на месте озлобления, и прикры ны сень смертная
Место озлобления – с евр. «в земле драконов» или «шакалов», т.е. в пустыне, которая служит образом бедственного положения.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
яко смирил еси нас на месте озлобления, и прикры ны сень смертная
«В земле драконов» или шакалов. Эти животные любят питаться трупами. Такими трупами были евреи, попавшие в рабство, а шакалами были их пленители. Образ бесправного и беспомощного положения евреев в рабстве.
Толковая Библия.
Яко смирил еси нас на месте озлобления, и прикры ны сень смертная
Озлобление значит: «причинение зла, притеснение». Выражение на месте озлобления означает: «там, где причинено зло, в земле притеснения», – в переносном смысле: «в плену, в рабстве». Смирить кого-либо на месте озлобления на языке Священного Писания означает то же, что низвергнуть во глубину бед и зол. Смертной или смертоносной тенью (сень смертная) вообще назывались места мрачные и опасные, где можно было найти смерть, а также опасности, доводящие до смерти, в переносном смысле – смертные бедствия и несчастья (Иов. 3 и след.; Ис. 92; Пс. 87:7). Таким образом, изречениями этого стиха псалмопевец поясняет мысль предыдущего изречения. Ты, Господи, попустил ненавидящим нас совратить нас с тех путей, на которых покровительствовала нам всемогущая десница Твоя, так что мы очутились в самом бедственном положении: мы преданы в рабство нечестивым, подвергающим нас смертельным казням (прикры ны сень смертная).
Объяснение священной книги псалмов.
https://k-istine.ru/orationem/orationem_prayer_book-02e.htm#92
Ирмос: Воистинну Богородицу Тя исповедуем, спасеннии Тобою, Дево Чистая, с безплотными лики Тя величающе.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Тока слез моих не отвратися, Яже от всякого лица всяку слезу отъемшаго, Дево, Христа рождшая.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Радости мое сердце исполни, Дево, Яже радости приемшая исполнение, греховную печаль потребляющи.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Пристанище и предстательство к Тебе прибегающих буди, Дево, и стена нерушимая, прибежище же и покров и веселие.
Слава:
Света Твоего зарями просвети, Дево, мрак неведения отгоняющи, благоверно Богородицу Тя исповедающих.
И ныне:
На месте озлобления немощи смирившагося, Дево, исцели, из нездравия во здравие претворяющи.
С безплотными лики - то есть с ангельскими чинами. Тоска - потока. Яже от всякого лица всяку слезу отъемшаго, Дево, Христа рождшая - Дева, родившая Христа, отирающего каждую слезу с каждого лица (порядок слов в фразе иной, чем был бы в современном русском языке). Дево, Яже радости приемшая исполнение - Дева, принявшая полноту радости (исполнение - полнота, совершение). Греховную печаль потребляющи - уничтожив печаль греха (потребляти - уничтожать, истреблять). Озлобления - бедствия, страдания. Смирившагося - здесь: павшего духом. Из нездравия во здравие претворяющи - сделав из больного здоровым (претворяти - превращать).