Печать 

https://pravoslavie.ru/3161.html

Ин., 7-е зач., 2: 12–22
 
 
Изгнание торгующих из Храма
Источник https://www.episcopalspringfield.org/wp-content/uploads/17-CLEANSING-OF-THE-TEMPL.jpg
 
 
После сего пришел Иисус в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья его, и ученики Его; и там пробыли немного дней. Приближалась пасха иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня. На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус.
Мы помним эти события в начале служения Господа и накануне Его крестных страстей. Христос выходит из Себя и вразумляет торговцев храма с помощью бича. Он хочет, чтобы мы научились относиться с таким же глубоким благоговением к нашим каменным церквам, как и к Церкви, составляемой из камней живых, которая есть таинственное тело Христово. Никогда возмущение Господа не проявлялось с такой силой. Есть среди нас «проповедники любви», которые говорят, что никакой гнев недопустим в Церкви. И они даже соблазняются действиями Господа. Но Христос, мы видим, опрокидывает столы, рассыпает монеты и выметает торговцев из храма вместе с их скотом как нечистоту. «Где вы находитесь, меркантильные души? Здесь не рынок, не дом торговли!»
 
Почему Господь являет такую ревность о храме? Неужели ради того, чтобы защитить его красоту? Этот храм, только что перестроенный Иродом, был огромен и великолепен. 600 священников и 300 левитов участвовали в богослужениях во время великих праздников. В центре площади среди многочисленных дворов, один из которых был доступен для язычников, располагалось самое святилище. Оно состояло из двух помещений: святое, куда могли входить только священники, и где был жертвенник фимиама, золотой подсвечник с семью ответвлениями, стол для хлебов предложения. И далее – отделенное двойной завесой, было святое святых. В первом храме, построенном Соломоном, здесь находились Ковчег завета и скрижали закона, врученные Богом Моисею. С разрушением храма в 587 году до Рождества Христова ковчег исчез, но святое святых осталось священным местом присутствия Божия. Только первосвященник имел право входить туда раз в году – в праздник, пророчествующий об искуплении. Вот почему гневается Господь! Этот звон монет в храме, рядом со святое святых, был оскорблением величия Божия. И Христос говорит нам, чтобы мы не страшились отстаивать право защищать святыни Церкви. «Здесь вы должны уподобляться Мне, – как бы обращается Он к нам. – Храм – дом Отца Моего, и Я не позволю никому превращать его в вертеп разбойников».
 
Сколько ударов бича Господня полагалось бы для всех тех, кто разорял и осквернял наши храмы, превращал их в клубы, кафе и овощехранилища, в общественные туалеты – в дома их торговли?! Воистину полной мерой они получили эти удары от Господа. Как полной мерой получат их и те, кто сегодня публично глумится над нашими святынями.
 
Господь напоминает, как опасно всякое неблагоговение. Из него постепенно создается атмосфера нечестия – так что, согласно Писанию, «человек беззакония» сможет сесть в храме, выдавая себя за Бога. Господь попустил быть очистительной буре 1917 года, разрушающей наши храмы, чтобы дать нам время на покаяние. Но как мало мы вразумились! О если бы каждый из нас мог сказать вслед за Господом: Ревность о доме Твоем снедает Меня.
 
Где нет благоговения к храму, там не может быть истинного отношения к Церкви Божией. Но храм, которым иудеи так гордились, – только каменный храм, построенный к тому же язычником, желавшим польстить этому надменному народу. «Разрушьте его, – говорит Господь (и это произойдет при императоре Тите в 70 году), – его значение относительно, ибо подлинный храм – тот, который Я восставлю в третий день». Даже ученики не поняли тогда слов Христа, потому что Он говорил о Своем Теле, Которое должно было воскреснуть в третий день.
 
Господь говорит, что истинный храм, достойный бесконечного почитания, – человечество Христа, которое стало ковчегом Его Божества. Слово стало плотию, и Его тело – подлинное святое святых храма. Ибо в Нем обитает полнота Божества телесно (Кол. 2: 9). Тело Христово, которое мы принимаем за евхаристией и которое присутствует в дарохранительницах на престолах наших храмов, должно исполнять нас страхом Божиим и бесконечным благоговением. И наоборот, всякое неблагоговение или просто безразличие перед этой великой тайной должны вызывать в сердце христианина святой гнев, несравненно более праведный, чем по отношению к нечестию в Иерусалимском храме.
 
Новый храм, достойный почитания, – не только человеческая природа Христа, но весь народ Божий, привитый к Нему и питаемый Божественной жизнью, исходящей от Него на всех членов Его мистического тела. Вся Церковь, тело Христово, – этот новый храм, каменные храмы которого – только бледный образ. Она составлена из всех крещеных людей, ищущих жизни по воле Божией. Несмотря на несовершенства, грехи и немощи своих чад, Церковь – пребывание Бога среди людей, знамение присутствия Его в мире. Она не создана святыми людьми, она создана, чтобы делать людей святыми. Потому что Создатель ее – Бог, Который становится одним из нас через Пречистую Деву.
 
В праздник Пасхи Господней, радуясь тому чудесному, что совершает Церковь в мире, позаботимся о нашем внутреннем очищении, чтобы быть нам на самом деле чадами ее. В течение всей Светлой седмицы мы слышим: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Каждый христианин – храм Божий. Тело каждого крещеного ребенка – вместилище присутствия Христова. В каждом новокрещеном младенце рождается Христос. С каким благоговением должны бы наши дети, и мы вместе с ними, совершать восхождение к Богу, неся в своем теле живое присутствие воскресшего Христа, принятое в крещении. Придет день, когда наши тела, эти храмы Духа Святого, возвратятся в землю. Наступит время, когда земная Церковь, с ее священством и таинствами, перестанет существовать, исполнив свое предназначение. Не будет больше Божественной евхаристии. Наш мир разрушится, и все самые великолепные храмы превратятся в ничто. Но во граде небесном и вечном останется один только храм, который есть Сам Бог. Мы будем введены в него как чада Божии, и наша жизнь будет бесконечным приобщением радости Воскресения Христова.
 
Протоиерей Александр Шаргунов
13 апреля 2007 г.
 
http://www.pravoslavie.us/RU/Bright-Week.htm#Part4 
 
В пятницу Светлой Седмицы празднуется память иконы Божией Матери "Живоносный источник". В этот день после Литургии совершается чин малого освящения воды (водосвятный молебен перед иконой Божией Матери "Живоносный источник"), а если позволяют местные обстоятельства - крестный ход на водоемы или водные источники. Водой, освящённой на этом молебне, верующие окропляют свои сады и огороды, призывая помощь Господа и Его Пречистой Матери на дарование урожая.
Для келейного чтения предназначен  Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Живоносный Источник».
 
Икона Божией Матери Живоносный источник
Источник https://pbs.twimg.com/media/ChshhDJUkAA_KGo.jpg
 
Появление этого образа связано с чудесным событием — исцелением Богоматерью слепца, происшедшим в середине V века у источника близ Константинополя. Воин Лев Маркелл, бывший свидетелем этой милости Божией Матери, став впоследствии императором (455 — 473), воздвиг на месте источника храм и назвал его «Живоносный Источник», имея в виду чудодейственную силу источника. В дальнейшем этот храм неоднократно перестраивался и благоукрашался. Но после падения Константинополя он был разрушен. И только в 1834 — 1835 гг. над Живоносным источником вновь был воздвигнут православный храм, который действует до сего времени.
 
http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=82641

Как на Крите отмечают православную Пасху

Из Страстной пятницы делают семейный праздник

– Наверное, пора идти, – наш критский приятель Йоргос с некоторым сожалением окидывает взглядом празднично сервированный стол. – Нам еще в церкви свечки поджигать от святого огня и держать желательно ровно, качаться будут, неловко.

Опасения его вполне обоснованны – мы к началу двенадцатого, под традиционный греческий пасхальный суп магирица из ягнячьих потрошков и зелени, приговорили два декантера вкуснейшего шираза, и все четверо были уже почти так же прекрасны, как он.

Самое большое отличие греческих православных праздников от русских в том, что они происходят не в сам момент праздника и не неделю после, как это водится у нас, а задолго до. И Великий пост получается такой сорокадневной прелюдией, стократ усиливающей радость от праздника праздников и торжества из торжеств.

– Мы сами не постимся, но многие в Греции стараются держать пост, особенно последнюю Страстную неделю, – рассказывает нам наша приятельница Кристина, пока везет из порта Ираклиона (мы приехали на Крит паромом из Афин) в снятый нами домик. – Но если соберетесь поужинать в ресторане в Страстную пятницу, бронируйте заранее, может не оказаться мест.

По ее совету за день до страстной мы заходим в наш любимый рыбный ресторанчик. «Что вы! – официант смотрит на нас прозрачными, зелеными, как волны Эгейского моря, глазами. – У нас неделю назад на завтрашний вечер все забронировано. Фул хауз. Что поделаешь, традиция». Я обожаю греков: даже из Страстной пятницы они умудряются сделать семейный праздник.
Столик нам находят только на два часа дня, но даже тогда ресторан битком: за сдвинутыми столами расположились греческие семьи – обязательный патриарх дедушка, которого все внимательно слушают или делают вид, молчаливая, часто в черном, бабушка, среднее поколение 40–50-летних и молодежь. Все вместе целуются, обнимаются, разговаривают, пьют и едят.

Страстная пятница – очень строгий пост. Ни в коем случае нельзя мясо и рыбу, но никто ничего не говорил про фрутти ди маре. Народ заказывает огромные блюда с жаренными на гриле медными креветками, щупальца осьминогов цвета марсалы норовят сбежать с узких овальных тарелок, тазики мидий, золотистые, обжаренные во фритюре кальмары. «Сегодня единственный день в году, когда мы не подаем комплимент от заведения», – печально говорит нам официант и тут же у соседнего стола опрокидывает рюмочку с приятелями.

После ресторана – служба. В Греции в церковь ходят все, то есть буквально, включая коммунистов, анархистов и атеистов. Церковь – по-гречески «экклисия», – народное собрание, греческая ортодоксия собирает народ тысячелетиями, здесь нет неправославных.

– Религия в Греции нужна, – рассказывает Йоргос, жестикулируя бокалом, – где же еще встретиться, так, пообщаться, это момент социализации, понимаешь? Иначе здесь нельзя, если хочешь быть частью общества.
На пасхальную службу мы едем в соседнюю деревню на машине, там служит литургию русский священник из Молдовы, и мы его немножко знаем по предыдущим нашим приездам. Пробираемся по узким улочкам сквозь взрывы и грохот канонады. Шум вокруг стоит невообразимый. Это одна из традиций: в пасхальную ночь греки бросают петарды, запускают фейерверки, стреляют из ружей. Весь этот тарарам, как объясняют нам наши приятели, символизирует землетрясение, произошедшее после Воскресения и освобождение Христом душ умерших из ада.

Рассказывают даже байку о том, как однажды священник, приехав служить литургию в одну из деревушек, вместо привычных бабахов услышал тишину. Постоял, подождал немного – все так же тихо, ничего не бросают, никто не стреляет. Удивился, говорят, он, обомлел, но не растерялся: подумал-подумал и сам метнул на улицу звучную петарду, восстановил то есть, таким образом, ход вещей и пошел со спокойным сердцем служить.
Когда мы в полдвенадцатого подъезжаем к храму, народу уже полно, но не в церкви – в основном все толпятся на улице, во дворе. Внутрь заходят лишь вновь прибывшие: поставить свечку, пообщаться с теми, кто слушает службу от начала и до конца, и выйти к остальным, ожидающим благодатного огня и крестного хода снаружи.

Греческие прихожане сильно отличаются от наших в светскую сторону. Женщины при полном параде с прическами, маникюрами и макияжем тетешкают нарядных детей: девочек в пышных фатиновых юбочках неоновых расцветок и мальчиков в белых рубашках с острыми загеленными чубчиками.

Девчонки лет 17–18 одеты как на дискотеку – мини-юбки, джинсы стрейч со стразами, маечки с пайетками и декольте. Мужчины с такими же желированными прическами, как у пацанов, практически все в костюмах, разве что Йоргос наш вольнодумно накинул на рубашку ветровку да муж мой как человек приезжий, попавший в церковь почти случайно, в джинсовке. Но ему простительно, к чужестранцам тут относятся со снисходительным сочувствием.
Все уже перецеловались, переобнимались, обменялись последними новостями, оценили актуальность «луков», стоят с длинными белыми свечами в руках и ждут кульминации, когда священник выйдет на крыльцо церкви с благодатным огнем, который доставили утром в субботу спецрейсом из Иерусалима и развезли во все, даже самые отдаленные, уголки Греции.

К нему кидаются сразу несколько человек: считается, кто первый зажжет свою свечу от огня в руках священника, тому будет весь год сопутствовать удача. У нас тоже есть свечки, как у всех, – Кристина позаботилась, чтобы мы не особенно выделялись. Но мы стоим в сторонке и ждем, когда те, кто к нам поближе, примут священный огонь, и уже от их свечей зажигаем свои.

– Хронья пола! – все желают друг другу многая лета и христосуются все со всеми, не трижды, правда, как у нас, а дважды.

– Пойдем скорее, костер уже запалили, похоже, – Йоргос тянет нас куда-то в сторону. Там на полянке слева от церкви разгорается огромный костер.

– Молодцы, много дров наготовили в этом году, – радуется Кристина и рассказывает, как дети окрестных деревень собирают всю Страстную неделю дрова для иудиного костра, а последние пару ночей даже спят рядом с ними, поскольку случаи кражи дров не так уж и редки в среде критской молодежи. В середине костра пылает чучело Иуды, и та деревня, у которой костер выше, ходит в победителях до следующего года.

Потом мы прямо с горящими свечами едем в машине обратно домой – благодатный огонь необходимо сохранить. Мне разрешают нарисовать крестик на притолоке над порогом. Получается какая-то кракозябра, но никого это не расстраивает, говорят, что все равно благодать в доме будет до следующей Пасхи, невзирая на художественную ценность начертанного знака. В доме от привезенной свечи зажигается лампадка, и начинается праздник.
Яйца греки красят точно так же, как мы, – луковой шелухой, а вот вместо кулича все субботнее утро хозяйки пекут ватрушки из «деревенского сыра» – аналога нашего творога. Основа у них из песочного теста, а в сладкую начинку добавляют корицу и лимонную цедру для аромата. С этой же начинкой пекут пирожки из сдобного теста и посыпают их сверху кунжутом, а еще рассыпчатые пасхальные рогалики с сахарной корочкой.

Пасхальное застолье в Греции ничем не отличается от нашего – так же много мяса, разных салатов, сладостей. У Кристины и Йоргоса Пасха в этом году совпала с днем рождения сына, и в их доме собирается вся большая семья.

– Это папа жены нашего среднего сына Миноса и его вторая жена, – Кристина знакомит нас с теми, кого мы еще не знаем. – Это двоюродный племянник Йоргоса и по совместительству его крестник, разница у них всего три года, он зовет меня «тетей», представляете, а мы с ним ровесники. – Кристина называет имена всех, но я не в состоянии всё запомнить, хотя очень стараюсь.

Мы здесь гостим уже в третий раз, и к нам относятся как к своим, не особо суетятся, знают, что если закончится вино, вот он, кувшин, – нам его показывают, как только мы усаживаемся. Противень с ломтями жаренного на углях ягненка, томленная в печке свинина, свежие салаты подрезаются по мере опустошения тазиков, к сладостям только вода и вино. Греки практически не пьют чай, а за кофе можно сгонять в соседнюю кофейню, единственную работающую в пасхальное воскресенье.

Я очень люблю Пасху, и когда выяснилось, что наш отпуск попадает на этот праздник, немного расстроилась поначалу: как же я без кулича, сладкой маминой пасхи с изюмом и традиционных гостей на Светлое Христово Воскресение. Но, как оказалось, старые фильмы не врут: в Греции всё есть. И чувствовали мы себя там абсолютно как дома, только еще бонусом было море.

Анна Бугрова

12 мая 2019

Источник: «МК. Нижний Новгород»

СВЕТЛАЯ СУББОТА

Мы и СВЕТЛАЯ СЕДМИЦА

СВЕТЛАЯ СЕДМИЦА