Печать 

https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/slovar-biblejskih-obrazov/629

Два сада, в наибольшей мере связанные с Иисусом, до такой степени отличаются своими физическими характеристиками и происходившими в них событиями, что мы с трудом можем относиться к ним как к садам в общепринятом смысле райского сада. Тем не менее в Евангелиях они называются садами. Гефсиманский сад стал местом мучений, страданий, предательства, ареста и насилия. В свете обычных представлений о саде он выглядит почти антисадом – сюрреалистическим извращением привычного образа сада. Вместе с тем, у него есть одна важная общая черта с первоначальным раем: это святое место, в котором было принято поворотное решение, изменившее ход человеческой истории.

Гефсиманский сад. Фото V . V .(www.flickr.com/photos/svonair/)

 

В образе сада воскресения синтез выражается еще ярче, а сам рассказ о воскресении приобретает дополнительный смысл, если учитывать некоторые связанные с садом детали событий, произошедших в воскресенье утром. Не может быть сомнений, что местом воскресения был сад: в Ин. 19:41 говорится, что гроб Иисуса находился в саду (неподалеку от места распятия), и Мария Магдалина приняла воскресшего Иисуса за садовника (Ин. 20:15). Сад выглядит вполне подходящим местом для совершения пасхального чуда, учитывая, что сады всегда отождествлялись с поддержанием жизни и роста. Первый сад принял первого Адама, пасхальный сад принял второго Адама. Павел заявил: «Если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати... будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа» (Рим. 5:17). Воскресение открыло перед человечеством новые горизонты с преобразованием мира, в котором правит уже не смерть, а жизнь, с перспективой возрастания до нравственной полноты Христа. Все это проявится с избытком, если обычные характеристики сада – изобилие, удовлетворение человеческих устремлений, достижение гармонии – применить и к этому саду.

https://www.pravenc.ru/text/Гроба%20Господня%20(Воскресения%20Христова)%20храм%20в%20Иерусалиме.html

Согласно Евсевию Кесарийскому, на месте Голгофы при имп. Адриане (117-138) был поставлен храм Венеры, а на месте Воскресения Христова - храм Юпитера. В тексте подробно описано разрушение этих языческих святилищ, срытие «оскверненной земли» и неожиданное открытие пещеры Гроба Господня (Euseb. Vita Const. III 26). Возведение храма над Гробом Господним было осуществлено по приказу равноапостольных имп. Константина и его матери Елены после обретения места Распятия, погребения Спасителя и Его Животворящего Креста (325-326). Император руководил работами через Иерусалимского еп. Макария, он распорядился вести строительство, не считаясь с затратами, чтобы этот храм был «...великолепнее всех храмов, где-либо существующих и чтобы другие здания при храме были гораздо превосходнее самых прекрасных по городам строений» (Евсевий Кесарийский. Послание царя Константина к Макарию, патриарху Иерусалимскому: [Описание храма] // Соч. СПб., 1849. Т. 2. С. 194-197; Фоменко К.,свящ. Иерусалим и его окрестности. К., 1883. С. 22).

https://foma.ru/gde-naxoditsya-golgofa.html

Где находится Голгофа и Гроб Господень?

Другой не менее серьезный вопрос, который уже не первый век волнует умы людей, — подлинность места страданий Спасителя и подлинность самого Гроба Господня. После восстания Бар Кохбы (132—135 гг.), Иерусалим был окончательно перестроен и превратился в римский город Элия Капитолина. На месте Гроба Господня и Голгофы был возведен огромный храм Афродиты. Находившаяся вне стен города Голгофа возвышалась над участком каменоломни, который был полностью засыпан и выровнен. При этом сам скалистый выступ Голгофы высотой около 5 метров стесан не был, а выходил прямо на улицу. Следовательно, когда епископ Макарий и равноапостольная царица Елена искали Крест и Гроб Господень, имелся заметный ориентир, и место не могло потеряться. Крест Господень был сброшен в водосборную цистерну, ставшую непригодной из-за трещины. Отверстие цистерны видно и сейчас в потолке над местом обретения Креста.

Место обретения Креста. Сверху - отверстие цистерны

В XIX веке английский генерал Гордон, справедливо предполагая расположение Голгофы вне стен города, решил, что она находится совсем в другом месте. Эта теория, правда, не учитывала того, что границы Иерусалима времен Христа и границы современного города не совпадают.

Тем не менее в качестве альтернативной Голгофы была определена скала, расположенная севернее Иерусалима, напоминающая по форме череп, с двумя могилами внутри. Это место известно как Садовая могила.

Таким образом, в настоящее время традиционные конфессии, а именно: православные, католики, армяне, сирийцы и эфиопы — считают подлинным нынешнее местоположение Гроба Господня, в то время как «альтернативная» Голгофа является местом сбора различных протестантских групп: англикан, баптистов и других христианских конфессий.

В этом плане представляют большой интерес раскопки, произведенные начальником русской духовной миссии в Иерусалиме,  архимандритом Антонином (Капустиным). На участке, где ныне находится наше Александровское подворье, было найдено основание стены и ворота времен Ирода. Именно здесь Спаситель должен был пройти на Голгофу.

Другим аргументом, подтверждающим подлинность Гроба Господня, являются исследования самой гробницы. Из Евангелия мы знаем, что Христа положили в гроб новый, в котором еще никто не был положен (Ин 19:41).

Гроб Господень

Гроб Господень имеет только одну нишу с ложем, в которую можно было положить тело усопшего. Традиционные же усыпальницы имели несколько боковых ниш, в которые клались тела умерших. Примерно через год кости человека забирали, омывали розовой водой и складывали в особый ящичек (оссуарий).

Почему же гробница Спасителя такая маленькая, с одним ложем? Небольшой размер гробницы, свидетельствует как раз о том, что она была новая, а значит, использовалась в первый и единственный раз. Тот факт, что гробница, в которой был положен Господь, в дальнейшем не разрабатывалась, говорит о том, что ее владелец не дерзнул хоронить в ней кого-либо еще. Гробница Иосифа Аримафейского, владельца гробницы, устроившего погребение Спасителя, расположена рядом.

Отец Александр Тимофеев