Печать 

https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=103661

В Государственном Русском музее завершается реставрация одной из древнейших псковских икон, заказчики которой – редчайший случай – известны по именам. Своей очереди на восстановление иконе пришлось ждать больше полувека

Написанная в XIV веке неизвестными мастерами, эта икона в течение почти шести веков не покидала стен храма, для которого, по мнению искусствоведов, была создана. Лишь во второй половине XX столетия уникальный образец древнерусской живописи стал доступен исследователям и знатокам. Теперь, благодаря реставраторам, можно будет в полной мере оценить работу анонимных средневековых иконописцев.

 

 

Икона «Святой Николай Чудотворец с житием в 14 клеймах,

со святыми Василием Великим и великомучеником Федором»

в процессе реставрации. Фото: ГРМ

 

Икона Николая Чудотворца попала в музейную коллекцию из деревни Виделебье Псковской области в 1958 году. Ее привез Николай Перцев, известный художник-реставратор, специалист по древнерусской живописи. Он приступил к реставрации в том же году, но вскоре вынужден был прекратить работу. Ее пытались возобновить через десять лет, но опять отложили. И лишь полвека спустя у реставраторов наконец дошли руки до этого памятника.

 Икона «Святой Николай Чудотворец с житием в 14 клеймах, со святыми Василием Великим и великомучеником Федором» – редкий музейный экспонат, подобных ему в собрании ГРМ очень мало. Имена святого Василия и великомученика Федора в названии появились не случайно: так же звали заказчиков, или ктиторов. Об этом свидетельствует надпись на полях иконы, которая гласит, что в 1337 году икону для церкви Святого Николая заказали Василий и Федор Ананьины. По свидетельству специалистов, надписи с именами заказчиков встречаются на древнерусских памятниках крайне редко, причем эта, пожалуй, самая обширная.

Поясное изображение святого в центре тоже необычно для ранних русских житийных икон, подавляющее большинство которых были ростовыми. Еще одна особенность этого образа – необычный набор житийных клейм. По мнению Ирины Шалиной, ведущего научного сотрудника отдела древнерусского искусства ГРМ, автор, вероятно, использовал какие-то не дошедшие до нас литературные источники или ориентировался на более древние памятники.

«Уникален и тот факт, что икона была привезена из конкретной церкви, что случается довольно редко. Обычно иконы поступали из музейных фондов, куда их свозили, – рассказала нашему изданию Ирина Шалина. – Псковских памятников вообще осталось очень мало, и такая икона особенно ценна».

К полноценной ее реставрации специалисты приступили только в начале 2020 года. Работу поручили Рудольфу Кесареву, ведущему художнику-реставратору высшей категории отдела реставрации древнерусской живописи. Перед ним стояла непростая задача: не только раскрыть авторскую живопись, но и показать позднейшие поновления. Ситуация осложнялась тем, что икона находилась в довольно тяжелом состоянии. Красочный слой имел множество мелких утрат. На лицевой поверхности были многочисленные отверстия от гвоздей (ими закрепляли серебряный оклад). Серебро окислялось и чернело – его чистили золой, а чтобы оно меньше окислялось, покрывали олифой; зола и олифа через щели оклада попадали на живопись, разъедая ее. Увы, изображение пострадало и от предыдущих реставраций: полвека назад для расчистки икон использовали едкие растворители, снимавшие не только слои старого лака, но и саму живопись.

Рудольф Кесарев начал работу с укрепления красочного слоя. Через микротрещины кракелюра он насыщал этот слой горячим клеем, давая ему высохнуть и закрепить краску. Затем с помощью стереомикроскопа Wild M650 крошечными ножами-скальпелями осторожно удалял слои олифы, лаков, поздних поновлений. Работа велась исключительно всухую, из жидкостей использовались только вода и скипидар.

«Во время работы стало понятно, что оклад меняли три раза – в доске обнаружены латунные, железные и стальные гвозди, – рассказал Рудольф Кесарев. – И как минимум дважды икону почти полностью записывали, одно из поновлений – XVI века». Несмотря на все сложности, реставратору удалось открыть очень интересную авторскую живопись и установить, какими именно красками пользовались мастера шесть столетий назад.

Сейчас реставрация уже близка к финалу. Осталось тонировать некоторые участки поверхности, освежить потускневший красочный слой. Отреставрированная икона будет включена в первый том нового генерального каталога древнейших памятников древнерусской живописи, который музей готовит к изданию.

Наталья Шкуренок

26 апреля 2023

Источник: The Art Newspaper Russia

https://azbyka.ru/znakomstva/blogs/156225/141657/ucenye-vosstanovili-vnesnost-nikolaa-cudotvorca

Ученые восстановили внешность Николая Чудотворца

20 декабря 15 13:20

  В 1953 году завесу над тайной образа Николая Чудотворца приоткрыл итальянский профессор, анатом Луиджи Мартино. Профессор подробно изучил мощи святого. Результаты исследований произвели сенсацию в научном мире — восстановленный по останкам облик Николая Чудотворца не только имел большое сходство с изображением на иконах, но и указывал на конкретные факты его жизни. В частности профессор Мартино выяснил, что у Николая Чудотворца были переломы нескольких костей, суставов и даже носа. Это подтверждает версию историков о том, что святому не раз приходилось пострадать за веру. Еще в 980 году н.э. византийский писатель и ученый Метафраст упоминал, что во время гонений на христиан императором Диоклетианом Николай был брошен в темницу. Византийский историк сообщает о следах пыток на теле Николая, говорилось, что святитель даже побывал на дыбе.
Если описывать его лицо, то оно было очень мужественным, и одновременно — излучающим внутреннюю немереную силу. Впечатляющим было обаяние и одухотворенность лица святителя Николая, от которого, как утверждали его современники, исходило удивительное сияние, как от пророка божия Моисея.
По строению черепа и скелета святитель принадлежал к белой европеоидной средиземноморской расе, которая характеризуется средне-высоким ростом и смуглой кожей, преимущественно долихо-кефальным высоким черепом, носом, стремящимся к орлиному, скелетом средней крепости. Анатомо-антропологические исследования мощей позволили также определить рост святителя - 167 см.
По заключению профессора Л. Мартино, анатомо-антропологические исследования костей грудной клетки и позвоночника свт. Николая свидетельствуют, что святой страдал артрозом позвоночника и, возможно, анкилозом (неподвижность сустава вследствие сращения суставных поверхностей). Поврежденные суставы, позвоночник и кости грудной клетки свидетельствуют о мучениях, которые перенес Святитель Николай в тюрьме - его пытали на дыбе. Радиологическое исследование черепа выявило внутреннее костное уплотнение черепной коробки, весьма обширное и ярко выраженное (perostosis endocramosica diffusa). Профессор Л. Мартино полагает, что указанные костные изменения должны объясняться долгим влиянием холода и сырости, которым святитель подвергался во время многолетнего томления в тюремных помещениях, куда он был заключен в возрасте около 50 лет. Антропологическое исследование мощей свидетельствует о том, что великий святой не ел мяса, а употреблял только растительную пищу.

С Днем святого Николая!

В чем помогает Николай Угодник?

Современные свидетельства чудес Николая Чудотворца