Поиск

Игра Паломник

Православный
геймер
для ВАС

Православные
мультфипьмы
для ВАС

Комиссия Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь
Поездки по всему Миру Поездки на Афон Паломничество на теплоходе

Продукция монастырских подворий

Накануне экзаменов
Новый Год в кругу семьи

Воскресные школы, православные гимназии Москвы и Московской области

Благотворительные акции

Православные песнопения в исполнении монастырских хоров

Молитвы живущих в супружестве

Ко дню памяти Патриарха Алексия II

Агентство религиозной информации "Благовест"

Удачного путешествия

"Рецепты для хозяйки во время урожайной осени"

Молитвы на Лето Господне

Молитвы для земледельцев



Banners

Читайте Евангелие, закон Божий, адреса храмов,
правильно готовьтесь к исповеди и причастию

Интернет-паломничество

Великая Лавра Афон
Великая Лавра Афон
Изображение взято по ссылке
http://ic.pics.livejournal.com/
irnella/66734384/
1599716/1599716_original.jpg

Cсылки для перехода на сайты с записями церковных служб или с веб-камерами, транслирующими сами службы, 3-D туры по храмам и монастырям.
Читать о Великой Лавре


Икона дня



Blue Flower

https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=103661

В Государственном Русском музее завершается реставрация одной из древнейших псковских икон, заказчики которой – редчайший случай – известны по именам. Своей очереди на восстановление иконе пришлось ждать больше полувека

Написанная в XIV веке неизвестными мастерами, эта икона в течение почти шести веков не покидала стен храма, для которого, по мнению искусствоведов, была создана. Лишь во второй половине XX столетия уникальный образец древнерусской живописи стал доступен исследователям и знатокам. Теперь, благодаря реставраторам, можно будет в полной мере оценить работу анонимных средневековых иконописцев.

 

 

Икона «Святой Николай Чудотворец с житием в 14 клеймах,

со святыми Василием Великим и великомучеником Федором»

в процессе реставрации. Фото: ГРМ

 

Икона Николая Чудотворца попала в музейную коллекцию из деревни Виделебье Псковской области в 1958 году. Ее привез Николай Перцев, известный художник-реставратор, специалист по древнерусской живописи. Он приступил к реставрации в том же году, но вскоре вынужден был прекратить работу. Ее пытались возобновить через десять лет, но опять отложили. И лишь полвека спустя у реставраторов наконец дошли руки до этого памятника.

 Икона «Святой Николай Чудотворец с житием в 14 клеймах, со святыми Василием Великим и великомучеником Федором» – редкий музейный экспонат, подобных ему в собрании ГРМ очень мало. Имена святого Василия и великомученика Федора в названии появились не случайно: так же звали заказчиков, или ктиторов. Об этом свидетельствует надпись на полях иконы, которая гласит, что в 1337 году икону для церкви Святого Николая заказали Василий и Федор Ананьины. По свидетельству специалистов, надписи с именами заказчиков встречаются на древнерусских памятниках крайне редко, причем эта, пожалуй, самая обширная.

Поясное изображение святого в центре тоже необычно для ранних русских житийных икон, подавляющее большинство которых были ростовыми. Еще одна особенность этого образа – необычный набор житийных клейм. По мнению Ирины Шалиной, ведущего научного сотрудника отдела древнерусского искусства ГРМ, автор, вероятно, использовал какие-то не дошедшие до нас литературные источники или ориентировался на более древние памятники.

«Уникален и тот факт, что икона была привезена из конкретной церкви, что случается довольно редко. Обычно иконы поступали из музейных фондов, куда их свозили, – рассказала нашему изданию Ирина Шалина. – Псковских памятников вообще осталось очень мало, и такая икона особенно ценна».

К полноценной ее реставрации специалисты приступили только в начале 2020 года. Работу поручили Рудольфу Кесареву, ведущему художнику-реставратору высшей категории отдела реставрации древнерусской живописи. Перед ним стояла непростая задача: не только раскрыть авторскую живопись, но и показать позднейшие поновления. Ситуация осложнялась тем, что икона находилась в довольно тяжелом состоянии. Красочный слой имел множество мелких утрат. На лицевой поверхности были многочисленные отверстия от гвоздей (ими закрепляли серебряный оклад). Серебро окислялось и чернело – его чистили золой, а чтобы оно меньше окислялось, покрывали олифой; зола и олифа через щели оклада попадали на живопись, разъедая ее. Увы, изображение пострадало и от предыдущих реставраций: полвека назад для расчистки икон использовали едкие растворители, снимавшие не только слои старого лака, но и саму живопись.

Рудольф Кесарев начал работу с укрепления красочного слоя. Через микротрещины кракелюра он насыщал этот слой горячим клеем, давая ему высохнуть и закрепить краску. Затем с помощью стереомикроскопа Wild M650 крошечными ножами-скальпелями осторожно удалял слои олифы, лаков, поздних поновлений. Работа велась исключительно всухую, из жидкостей использовались только вода и скипидар.

«Во время работы стало понятно, что оклад меняли три раза – в доске обнаружены латунные, железные и стальные гвозди, – рассказал Рудольф Кесарев. – И как минимум дважды икону почти полностью записывали, одно из поновлений – XVI века». Несмотря на все сложности, реставратору удалось открыть очень интересную авторскую живопись и установить, какими именно красками пользовались мастера шесть столетий назад.

Сейчас реставрация уже близка к финалу. Осталось тонировать некоторые участки поверхности, освежить потускневший красочный слой. Отреставрированная икона будет включена в первый том нового генерального каталога древнейших памятников древнерусской живописи, который музей готовит к изданию.

Наталья Шкуренок

26 апреля 2023

Источник: The Art Newspaper Russia

https://azbyka.ru/znakomstva/blogs/156225/141657/ucenye-vosstanovili-vnesnost-nikolaa-cudotvorca

Ученые восстановили внешность Николая Чудотворца

  В 1953 году завесу над тайной образа Николая Чудотворца приоткрыл итальянский профессор, анатом Луиджи Мартино. Профессор подробно изучил мощи святого. Результаты исследований произвели сенсацию в научном мире — восстановленный по останкам облик Николая Чудотворца не только имел большое сходство с изображением на иконах, но и указывал на конкретные факты его жизни. В частности профессор Мартино выяснил, что у Николая Чудотворца были переломы нескольких костей, суставов и даже носа. Это подтверждает версию историков о том, что святому не раз приходилось пострадать за веру. Еще в 980 году н.э. византийский писатель и ученый Метафраст упоминал, что во время гонений на христиан императором Диоклетианом Николай был брошен в темницу. Византийский историк сообщает о следах пыток на теле Николая, говорилось, что святитель даже побывал на дыбе.
Если описывать его лицо, то оно было очень мужественным, и одновременно — излучающим внутреннюю немереную силу. Впечатляющим было обаяние и одухотворенность лица святителя Николая, от которого, как утверждали его современники, исходило удивительное сияние, как от пророка божия Моисея.
По строению черепа и скелета святитель принадлежал к белой европеоидной средиземноморской расе, которая характеризуется средне-высоким ростом и смуглой кожей, преимущественно долихо-кефальным высоким черепом, носом, стремящимся к орлиному, скелетом средней крепости. Анатомо-антропологические исследования мощей позволили также определить рост святителя - 167 см.
По заключению профессора Л. Мартино, анатомо-антропологические исследования костей грудной клетки и позвоночника свт. Николая свидетельствуют, что святой страдал артрозом позвоночника и, возможно, анкилозом (неподвижность сустава вследствие сращения суставных поверхностей). Поврежденные суставы, позвоночник и кости грудной клетки свидетельствуют о мучениях, которые перенес Святитель Николай в тюрьме - его пытали на дыбе. Радиологическое исследование черепа выявило внутреннее костное уплотнение черепной коробки, весьма обширное и ярко выраженное (perostosis endocramosica diffusa). Профессор Л. Мартино полагает, что указанные костные изменения должны объясняться долгим влиянием холода и сырости, которым святитель подвергался во время многолетнего томления в тюремных помещениях, куда он был заключен в возрасте около 50 лет. Антропологическое исследование мощей свидетельствует о том, что великий святой не ел мяса, а употреблял только растительную пищу.

С Днем святого Николая!

В чем помогает Николай Угодник?

Современные свидетельства чудес Николая Чудотворца

Количество просмотров материалов
1436363

доска объявлений