Печать 

https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_02/17

Исх.17:8. И пришли Амаликитяне и воевали с Израильтянами в Рефидиме.

Амаликитяне, потомки Исава через сына его Елифаза (Быт. 36:12), – кочевой, живущий грабежом, народ, занимали пространство между Идумеей и Синаем. Судя по свидетельству Втор. 25:18, они напали не на главные силы и массы народа, а на последние, утомившиеся в пути и потому отставшие, ряды.

Исх.17:9. Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей [сильных] и пойди, сразись с Амаликитянами; завтра я стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей.

Иисус, первоначально называемый Осией, – сын Навина из колена Ефремова (Чис. 13:8, 16). Только что роптавший, недовольный Моисеем народ не мог по своему настроению принять участие в битве во всем своем составе; для нее избираются лица отважные, не потерявшие присутствия духа (Суд.7:1 и др.). Обещание встать с жезлом Божиим, жезлом чудодейственным (см. выше Исх.17:5), есть не что иное, как уверение в предстоящей победе над врагами.

Исх.17:10. И сделал Иисус, как сказал ему Моисей, и [пошел] сразиться с Амаликитянами; а Моисей и Аарон и Ор взошли на вершину холма.

По мнению Иосифа Флавия, упоминаемый в настоящем случае Ор есть одно и то же лицо с Ором, дедом известного художника, строителя скинии Веселеила и сыном Халева из колена Иудина (Исх. 31:2, 35:30, 38:22; 1Пар. 2:19, 50, 4:1, 4; 2Пар. 1:5). Иудейское предание, отмечаемое Иосифом Флавием называет его мужем сестры Моисеевой Мариам. Насколько справедлива и верна еврейская традиция, сказать довольно трудно. Но она в достаточной мере объясняет тот факт, почему Моисей избирает в данном случае Ора; вместе с Аароном он – его ближайший родственник.

Исх.17:11. И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик;

Исх.17:12. но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца.

«Не потому только, – говорит Иустин Философ, – народ одерживал победу, что Моисей молился, но и потому, что в то время, как имя Иисуса было во главе битвы, сам он, Моисей, делал знамение креста».

Источник изображения https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c5/Сюжеты_«Взятие_Моисеем_костей_Иосифа»_и_«Победа_над_Амаликом»_росписи_южной_галереи.jpg/1200px-Сюжеты_«Взятие_Моисеем_костей_Иосифа»_и_«Победа_над_Амаликом»_росписи_южной_галереи.jpg

 

Исх.17:13. И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча.

Исх.17:14. И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу и внуши Иисусу, что Я совершенно изглажу память Амаликитян из поднебесной.

Израиль, как святыня Господня, является неприкосновенным; всех обижающих его настигает бедствие (Иер. 2:3). Это общее правило применяется и к амаликитянам (1Цар. 15:2–3). Приказание об истреблении записывается для того, чтобы впоследствии не было забыто.

Исх.17:15. И устроил Моисей жертвенник [Господу] и нарек ему имя: [Иегова Нисси]****.

Исх.17:16. Ибо, сказал он, рука на престоле Господа: брань у Господа против Амалика из рода в род.

Израиль сражался под знаменем Всевышнего, которое держал в своих руках Моисей, отсюда и название жертвенника: «Иегова Нисси» – по-еврейски: Господь – знамя мое. Такой смысл устанавливается выражением ст. 16:  «ибо рука на престоле Господа». Моисей изъясняет название жертвенника: «Господь – знамя мое» тем, что рука его была на знамени Всевышнего, держала последнее 13.

Картины и иконы о том, как евреи перешли Красное море

Иллюстрации Падения Иерихона

Моисей чудесно источает воду из скалы