- Подробности
- Автор: Super User
- Категория: Подвиги сегодня
- Опубликовано: 21 Январь 2023
- Просмотров: 308
Поучения о Троице
Старец учил своих детей духовных чтить и любить Пресвятую Троицу.
Бог один, но троичен, и эта тайна Святой Троицы есть величайшая любовь, мудрость и истина. Вне Троицы мыслить и чувствовать Бога нельзя. Бог есть Троица.
Все, что напоминает Святую Троицу, о. Зосима отмечал и благоговейно возносился сердцем к Богу. Если просто соберутся три человека, он тотчас же вспомнит Святую Троицу и говорит: “Хорошо, хорошо втроем и в честь Святой Троицы, и трапезы вкусить, и побеседовать о вышнем”.
Горит ли лампадка, старец говаривал: “Вот теплится огонек, гореть он может потому, что есть фитилек, масло, огонь. Три составляют одно — горение лампадки”.
Одну из своих духовных дочерей старец благословил нарисовать ветхозаветный образ Святой Троицы. Он изображается так: Авраам принимает трех ангелов в виде странников и служит им. А новозаветная Троица на иконах изображается так: Бог Отец в виде Старца, Бог Сын Спаситель Господь наш Иисус Христос, а Дух Святый изображается в виде Голубя.
С иконой Святой Троицы не расставался старец и всегда держал ее в своей келий, а после смерти эта же икона сопровождала тело его и в церковь, и в могилу.
“Надо каждому христианину познавать и любить Святую Троицу,— наставлял своих детей старец.— Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй (три раза).
“Необходимо каждому христианину знать службу Святой Троице. Нужно изучать церковную службу и церковный устав, так как красота христианского Богослужения и глубина выше ангельской, это связь земли с небом. Это хор ангелов и людей, стремящихся к соединению своих сердец с Богом и воли своей с волей Божией”.
“Нужно следить за тем, чтобы чиста была душа, чтобы предана она была вся Богу. Не надо лгать, лукавить, унывать. Твердо надо различать разные виды лжи: мыслию, языком, делом и жизнью, и помнить надо, что диавол отец лжи и кто лжет, делает себя отцом диаволом”.
О простеце с крестом
Старец рассказывал и даже продиктовал один случай трогательный по своему глубокому содержанию, происшедший с одним человеком, совершенно не знавшим лжи, отличавшимся младенческою правдивостью. Здесь выведена душа чистого, прямого, по-детски крепко и просто веровавшего человека, не имевшего никакого образования, но Обладавшего чистою душою и волею, стремящейся к Богу, которая делает человека мало чем меньше ангела, поистине он становится мудрым, способным видеть горнее, как дольнее.
Этот случай произошел в России, в глухой-преглухой деревне, отстоящей от села в нескольких сотнях верст.
Жил там крестьянин сирота, совершенно неграмотный, но очень трудолюбивый, он всегда трудился, ни одной минуты не проводил праздно. Душа у него была кристально чистая. Всегда и во всем он прислушивался к своей совести. Совесть его была правая, не немощная, а истинно правая, чуткая, строгая. Не оскорблял простец ее никогда ослушанием и поэтому всегда слышал ее голос. Если человек раз, два и так далее ослушается своей совести, то перестает ее слышать.
Простец был постник, довольствовался самым малым. Всегда был бодр и жизнерадостен, никого не осуждал, считал себя гораздо хуже и ниже всех.
Однажды он услышал от какого-то странника, что для того, чтобы спастись, надо взять крест свой и идти за Христом. Наш простец взрослым ни разу не был в церкви, так как она очень далеко была от деревни. Младенцем его крестили в церкви, он сего не помнил. “Надо взять крест свой и идти за Христом”,— наш простец понял эти слова буквально.
Заказал огромный деревянный крест и решил идти с ним вслед за Христом. Его чистой душе хотелось к Богу, сердце его жаждало спасения, но как идти? Куда? Каким образом? Где Христос? Крест есть, но куда нести его?
Оставил простец все небольшое имущество свое, работу свою, взвалил крест на плечи и пошел… Пошел, как говорят, куда глаза глядят… Долго, долго он шел и, наконец, в глухом лесу натолкнулся на какой-то мужской монастырь. Он постучался в ворота. “Ты кто такой? — спросил удивленный привратник,— куда с крестом-то лезешь?”
— Да вот крест свой несу, не знаю, как к Христу пройти, не укажете ли мне?
— Вот чудак какой, пойду скажу игумену. — Пошел монах, сказал игумену, тот подивился и велел привести к себе простеца.
— Да не идет, все не хочет оставлять креста своего, а с крестом не может войти к вам в келию, столь он велик у него.
Игумен сам вышел к простецу. Поговорил с ним, и узрел игумен в нем человека Божия.
— Ну, хочешь, мы поможем тебе прийти к Христу, мы тоже к Нему идем.
— А где же кресты ваши? — спросил пришедший,—• ведь без креста Господь не примет.
— Они в нас, мы их несем внутри себя,— сказал игумен.
— Как это? — подивился пришедший.
— А вот сам увидишь, как. А пока благословляю остаться и будет тебе послушание — уборка в церкви. Туда же, в церковь, возьми и снеси крест твой.
С трепетом вошел в церковь простец и стал убираться. Поднял голову и замер… Там, наверху, как раз над алтарем, был большой деревянный крест и на нем изображен Господь распятый, во весь рост. Ничего подобного никогда не видел наш простец. Он взглянул пристально: в руки и ноги вбиты гвозди и сочится кровь… На груди тоже кровь и рана. Голова тоже вся окровавлена, лицо опухло и избито… Кто это? Кто это? Кто ты человек? Ты тоже нес Свой крест и не расставался с ним? Но как это? Ты там все на нем висишь? — И сердце простеца облилось кровью. Он почувствовал такую любовь и жалость к Страдальцу, что, кажется, жизнь бы отдал, лишь бы служить Страдальцу и помочь Ему… “Но как Ты там все без еды висишь? Сойди, сойди с креста, я покормлю Тебя”. И простец на коленях воздел руки и все молил и молил… “Сойди, приди ко мне, научи меня, как и куда нести крест свой! Может быть, и мне надо распяться на нем?”
Так молил он Распятого несколько дней и ночей, всем сердцем припадая к Нему, и сам весь обливался слезами. И сошел Распятый со креста, вняв мольбам, возносимым к Нему от всего сердца, и учил Господь простеца, как надо нести крест свой, чтобы прийти в Царство Небесное. Никто без креста не может спастись. И открыл Господь тайну триединого Бога простецу, тайну любви Святой Троицы, Отца, Сына и Святого Духа. “Я Сын Отца Небесного и крестом Своим род человеческий искупил, и без креста никто не войдет в Царство Небесное. Никто без креста не получит в сердце своем благодати Духа Святого. Только надо соединить свой крест с крестом Голгофским и обвить его, как розами, делами милосердия…”
Всему внял простец и принял в сердце Духа Святого, и открыл ему Господь, что через несколько дней отойдет он в Царство Небесное. И стал с радостью готовиться к смерти простец, непрестанно молясь и за все благодаря Бога. И открыл он игумену час кончины своей. Игумен прослезился и попросил замолвить и за него слово пред Господом. От всего своего чистого сердца стал просить простец Спасителя за игумена: “Возьми и его в Царство Небесное, освободи от этой временной жизни”. — “Не за что его, он еще не готов…” — “О, возьми его за ту милостыню, которую он давал мне, двойную порцию хлеба, половину которой я приносил Тебе. Сотвори ему милость ради его милости. Возьми его в Царство Небесное… Господи Боже наш, Ты Спаситель наш, за нас распятый, исполни мольбу мою, не лиши и его Своей неизреченной милости и радости”.
И внял Господь мольбам простеца, и открыл ему Господь час смерти игумена, и поведал тому простец час кончины его… И стал игумен готовиться к переходу в вечность.
В назначенный день и час отошел простец ко Господу, а через две недели в назначенный день и час отошел и игумен ко Господу…
О почитании Божией Матери
Особенно о. Зосима любил Царицу Небесную. Он всегда как бы предстоял пред Нею.
Старец велел чадам своим, как к Игумений своей, постоянно к Ней обращаться и на все дела свои брать у Нее благословение.
“Без благословения Царицы Небесной, дети мои, ничего не начинайте делать. А закончив дело, опять благодарите Ее, нашу скоропослушницу и помощницу во всех делах благих”.
Возжигать лампады пред иконами Царицы Небесной старец считал необходимым. А если заболеет кто, надо мазать маслом, горевшим пред чудотворной иконой Божией Матери, и это будет в исцеление души и тела болящего. У старца в келий были две чудотворные иконы Царицы Небесной: Владимирская и Казанская. Много чудес совершилось благодаря этим иконам, многие больные получили исцеление. И сейчас одна из них, Владимирская, находится у духовной дочери старца.
Когда старец молитвенно обращался к Царице Небесной, то говорил с Ней, как с живой, будто он видел Ее тут же в своей келий. И, действительно, Царица Небесная была с ним всегда, и вся жизнь внутренняя и внешняя старца протекала под Ее покровом. И всех своих духовных чад наставлял он ежедневно по числу суточных часов читать:
“Богородице Дево, радуйся…” (всю молитву до конца) и испрашивать благословение Приснодевы на каждый час жизни своей и своих близких.
Радовался старец, если кто-нибудь из его духовных детей исполнял Богородичное правило, читая 150 раз в сутки “Богородице Дево…”
Сама Царица Небесная дала это правило, и все забыли о нем, забыли о послушании Ей, Одигитрии нашей, радости всех радостей.
Преподобный Серафим напоминал об этом правиле, заставляя ходить по канавке, обведенной вокруг Дивеевской обители, читая 150 раз “Богородице Дево, радуйся”. И благословил чад своих исполнять это правило.
В келий препод. Серафима нашли старинную книжку с описанием чудес, происходящих с людьми, исполняющими это чудодейственное правило чтения 150 раз архангельского обрадования Царице Небесной.
Были у старца близкие ему иереи, которые всегда исполняли Богородичное правило. Один из них, о. Д. Крючков, огненно любящий Царство Небесное, стремящийся попасть туда и вдохновляющий своей любовью к Богу духовных чад своих, уча их не привязываться к земле, а смело готовиться к вечной жизни, всегда пребывая с Царицей Небесной.,
Другой — о. Александр (Гумановский, в монашестве Даниил), кроткий и тихий, весь ушедший в любовь к Царице Небесной. Вся его жизнь как бы была постоянным служением Приснодеве. Все духовные его чада ежедневно творили 150 молитв Богородице, некоторые удостоились перейти в вечную жизнь, вознося архангельское обрадование честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим.
Оба эти старца умерли в ссылке.