- Подробности
- Автор: Super User
- Категория: Подвиги сегодня
- Опубликовано: 04 Ноябрь 2016
- Просмотров: 1413
Самое главное – это, во-первых, опыт узнавания цели собственной жизни; и, во-вторых, опыт переживания смысла страдания, Креста и крестного пути, которым прошел Богочеловек, а за ним – в течение веков – многие тысячи Его последователей. Одно из главных содержаний этого опыта – прощение и молитва. К сожалению, слишком часто и просьба о прощении и само прощение становятся болезненным крестом для искаженной, восстающей психологии. Но Крест – не демонстрация, а потому подлинное прощение не совершается актерски, не напоказ.
Веруя и исповедуя, что “Христос воистину Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти”, мы, прежде всего, поклоняясь Его Кресту, у Него испрашиваем прощение. И испрашивая прощения у всех и одновременно осознавая, что “от них же первый есмь аз”, мы великопостно сознаем, что дело не в каких-то частных прегрешениях, а в том онтологическом грехе, которым страшно все виноваты перед всеми. А потому каждый осознает себя в греховном отношении ниже любого каждого.
Такое сверх-рациональное понимание есть подлинное открытие, гораздо более значительное, чем просто генетически врожденное или приобретенное и ставшее привычным по условиям жизни ощущение греха. Такое сознание греха легче и, вместе с тем, острее вводит нас в смысл Великого поста. Человек, живущий таким пониманием, не претендует на блестящие подвиги великих святых. С него довольно простого крестного переживания, которое говорит о себе: “Я грешен перед всеми, и потому мне надо прощать всех и просить прощения у всех”.
Речь идет не об известном по Патерику александрийском сапожнике, оказавшемся, по суду Божиему, духовно выше и Антония Великого, всего лишь смиренно думая о себе: “Все спасутся, а я погибну”. Такие переживания нельзя культивировать, иначе в них будет немыслимая театральность, абсолютно противопоказанная покаянию и посту. Такое простое и смиренное видение более способно узреть, какая пропасть отделяет Великую Четыредесятницу Христа от обычного немощного, вялого и малоплодного православного поста с его сентиментальным введением – чином прощения.
В заключение Своего сорокадневного поста Христос победил диавольские искушения властью – материальной, политической и духовной. В этот момент Он также прощает всех, кто подвергался искушениям, даже если они не сумели их преодолеть. Вместо этого, Христос предлагает другой подвиг.
Изображение взято по ссылке http://ros-vos.net/img/izo/polenov-Hr_Gr_1885_750.jpg