- Подробности
- Автор: Super User
- Категория: Основы
- Опубликовано: 23 Ноябрь 2023
- Просмотров: 160
Лука Крымский, свт. (†1961)
Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: да запретит тебе Господь
Мы не знаем точно, что это был за спор Архангела Михаила с диаволом о Моисеевом теле. Древнее апокрифическое сказание говорит о том, что Архангел Михаил был предстоятелем при погребении тела Моисеева. Кто погребал, где, когда — неизвестно. Вероятно, погребали сами Ангелы. И тогда сатана вступил в спор, оспаривая свое право на Моисея: он указывал Михаилу Архангелу на то, что пророк Моисей убил египтянина; он хулил величайшего пророка Моисея. Но Архангел Михаил, выслушав эти дерзкие хулы, не отвечал так, как отвечают обычно люди, не отвечал словами раздражения, словами осуждения, он смиренно сказал ему: Да запретит тебе Господь.
Спешите идти за Христом. Послание апостола Иуды
Пророк Моисей Боговидец
Изображение взято по ссылке
http://www.pravoslavie.ru/sas/image/
100704/70415.b.jpg
Андрей Монах (†?)
Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: да запретит тебе Господь
Показывает апостол, что и Ветхий Завет согласуется с Новым, и оба они дарованы единым Богом. Ведь дьявол возражал, пытаясь обмануть, что-де это мое тело, как будто бы он владычествует над материей. Михаил, не имея полномочий, не наложил на него достойного наказания за богохульство, но предоставил его воле своего Владыки. Ведь когда архангел возвел Моисея на гору, где преобразился Господь, тогда сказал дьявол Михаилу: Солгал Бог, введя Моисея туда, куда Он поклялся, что тот не войдет. Как говорят, Михаил послужил погребению Моисеева тела, а дьявол препятствовал этому. Это попустил Бог, желая чрез явное показать неявное для видящих малое и расположенных к материальному - то, что после отшествия из этого мира нашим душам, идущим в горний мир, предстают дьявол и злые силы, желающие преградить нам путь. И они побеждают людей, сотворивших гнусные дела, но терпят поражения от праведников, которым содействуют ангелы. Это созерцал в видении и блаженный Антоний (см. Афанасий Александрийский «Жизнь святого Антония»).
Климент Александрийский, пресв. (†215)
Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: да запретит тебе Господь
Здесь апостол утверждает вознесение Моисея. Михаил же здесь называется потому, что спорил с дьяволом как близкий нам ангел.
Заметки на Кафолические послания
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: да запретит тебе Господь
Михаил Архангел и проч.: то, что апостол Петр говорит об Ангелах вообще, не дерзающих пред Господом произносить укоризненный суд о высших властях и начальствах (2Пет. 2:10-11 и прим.), апостол Иуда говорит об одном только Архангеле Михаиле, указывая лишь на один определенный случай, в котором выразилась ясно мысль о том, что Ангелы, даже высшие, как Михаил Архангел, не произносят укоризненного суда пред Господом даже о падшем ангеле, тогда как лжеучители бесстрашно злословят самые высшие власти или славы. В ветхозаветных священных книгах ничего не говорится о том, о чем говорит здесь апостол Иуда относительно состязания Архангела Михаила с диаволом о теле Моисеевом по его погребении. По всей вероятности, апостол Иуда говорит не о писаном, а изустном предании, которое сохранялось у евреев, но несомненно верном, ибо апостол Христов не мог ссылаться в доказательство своей высокой мысли или учения, на неверное или поврежденное предание. Отклик этого предания, но, кажется, уже несколько измененного и не вполне чистого, виден в одной апокрифической книге, позднейшего сравнительно с Иудиным посланием происхождения, о которой упоминают в своих писаниях Климент Александрийский, Ориген и Афанасий Великий. Подобное по мысли есть место у пророка Захарии (Зах. 3:1-4), в котором говорится, что пророк в видении видел первосвященника Иисуса, сына Иоседекова, стоящего вместе с Ангелом, и с ними диавола – клеветника, которому Господь говорил: запрещает тебе, сатана, Господь, запрещает тебе Господь. И в этом случае Ангел Господень не произнес на диавола укоризненного суда, но сказал только, как сказал и Архангел Михаил диаволу при споре о теле Моисеевом по сказанию апостола Иуды: да запретит тебе, сатана, Господь. – А лжеучители бесстрашно злословят высшие начальства и власти, злословят, таким образом, то, чего они не понимают, что им неведомо, что сокрыто от их умственного и нравственного взора, что сокрыто в путях Господних и в высшем порядке и плане Божественного управления миром (ср. Феофилакт).