- Подробности
- Автор: Super User
- Категория: Изображение святых ликов
- Опубликовано: 15 Январь 2016
- Просмотров: 1738
Эта символика, как мы увидим ниже, находит наиболее ясное и полное раскрытие в развившемся впоследствии из алтарной преграды - иконостасе. Будучи, с одной стороны, преградой отделяющей мир божественный от мира человеческого, он в то же время объединяет оба эти мира в одно целое в образе, отражающем такое состояние вселенной, в котором преодолено всякое разделение, где осуществлено примирение между Богом и тварью и в самой твари. Наглядно и наиболее полно на грани божественного и человеческого, он раскрывает пути этого примирения.
Воспроизведенный иконостас - складень, состоящий из 15 частей, приписываемый середине 16 века, представляет собой классическую композицию православного иконостаса (Н.П. Муратов "Тридцать пять русских примитивов", Париж 19З1, стр. 71).Такие иконостасы служили для молитвы в частном доме, а также, благодаря своим небольшим размерам, особенно в сложенном виде, (высота 0,66 см, длинна 1,96 см) брались в путешествия и походы. Отличие его от храмовых иконостасов заключается в том, что в нем нет нижней части, состоящей из местных икон и трех дверей: средней, ведущей в алтарь, т. наз. Царских Врат, северной, ведущей в жертвенник, и южной - в диаконник. Отсутствуют в нем также обычный верхний ряд - праотеческий, представляющий собой первоначальную ветхозаветную Церковь, начиная от Адама до закона Моисеева, в виде ряда изображений ветхозаветных патриархов, предображающих Церковь новозаветную.
Ниже еще ряд иконостаса - пророческий. Он состоит из изображений ветхозаветных пророков с развернутыми свитками в руках, на которых написаны тексты из их пророчеств о Боговоплощении. Поэтому в центре этого ряда, как исполнение их пророчеств - образ Боговоплощения, икона Знамения Божией Матери.
В отличие от нижнего ряда нашего иконостаса, где разница в движениях отдельных фигур заметна лишь при внимательном рассмотрении, здесь позы пророков отличаются большим разнообразием. При общей их направленности к центру, у каждого из них свое движение, свой жест. Каждый из них пророчествует по-своему, держа свиток иначе чем другие. Этот ряд представляет собой Церковь ветхозаветную от Моисея до Христа, которая бьша "предвозвещением" (патриарх Герман) и предуготовлением Церкви новозаветной. В то же время этот ряд, вместе с рядом праотеческим, изображает предков Господа по плоти. Таким образом, икона Боговоплощения посередине является, указанием на непосредственную связь между Ветхим и Новым Заветом. Порядок распределения пророков здесь следующий: справа от иконы Знамения (т. е. влево от зрителя) Пророки Давид, Захария (отец Предтечи), Моисей, Самуил, Наум, Даниил, Аввакум; слева от центра, (т. е. справа от зрителя): пророки Соломон, Иезекииль, Аггей, Илия, Малахия, Елисей, Захария.
Изображение взято по ссылке http://www.shuya-iconostas.ru/images/is0003a.jpg