- Подробности
- Автор: Super User
- Категория: Подвиги сегодня
- Опубликовано: 09 Декабрь 2022
- Просмотров: 1670
http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=102204
Беседа с Александром Демидовым, человеком-оркестром и регентом
Александр Демидов – молодой композитор и мультиинструменталист, выступления которого регулярно собирают толпы слушателей на московских улицах и городских фестивалях. Одновременно с этим звезда проекта «Музыка в метро» хорошо известен в кругах православной молодежи Москвы, так как является регентом нескольких православных хоров, среди которых – такой масштабный проект, как сводный хор Отдела по делам молодежи Московской епархии, английский хор «Saint Felix Chanters» и др.
Мы поговорили с Александром о том, как ему удается совмещать амплуа регента и «уличного музыканта», попросили поделиться историей его творческого пути, а также рассказать о творческих планах, среди которых ближайший – презентация авторского альбома неоклассической музыки «Photinia».
«Я никогда не мечтал стать регентом»
– Александр, многие знают вас как уличного музыканта и композитора. А вы когда-нибудь думали, что станете ещё и регентом?
– Это случилось совершенно независимо от меня и не было целью, а свалилось как снег на голову (улыбается). Вообще, я закончил училище при Московской консерватории по специальности скрипка и некоторое время спустя решил поступить в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ) на регентское отделение. Я не собирался становиться регентом – в тот момент мне просто было интересно дирижирование как таковое (я тогда руководил оркестром), к тому же притягивала атмосфера университета, люди. А другого направления, связанного с музыкой, кроме регентского, в ПСТГУ не было.
Но продержался я там недолго. Я с интересом занимался дирижированием (моим преподавателем был настоящий мастер своего дела – Николай Николаевич Садиков, которому я очень благодарен), а вот на остальные предметы ходил мало, и меня отчислили. И так интересно совпало, что буквально на следующий день одна знакомая предложила мне возглавить хор. И не простой хор, а англоязычный. Конечно, я удивился, но преисполнился энтузиазма и согласился, хотя понимал, что это огромная ответственность, что у меня не хватает знаний – не только в области регентского дела, но и в области английского языка.
Познакомившись с коллективом, я увидел, насколько это хороший и по-своему уникальный проект: этот хор, возникший при Образовательном центре имени святителя Феликса Бургундского, является одним из немногих (если не единственным, но могу ошибаться) богослужебных англоязычных хоров в России. Чтобы восполнить недостаток знаний, я начал активно заниматься дирижированием, но уже частным образом.
Сначала мы пели только молебны, но вскоре возникло желание петь и литургию. Такую возможность нам подарил замечательный батюшка – насельник Высоко-Петровского монастыря иеромонах Константин (Симон). В прошлом отец Константин был священником Католической церкви, но затем перешел в Православие. Он, не особо любя совершать службу на английском языке (хотя это его родной язык), согласился служить с нами. С ним мы регулярно, раз в две недели, служим и по сей день. На данный момент наши службы проходят в храме Николая Чудотворца в Новой Слободе. Отец Константин знает 14 языков, что очень ценно, так как к нам на службы приходят люди различных национальностей (не только русские, англичане и американцы), и мы всегда говорим, что у прихожан есть возможность исповедоваться на 14 языках.
По благословению владыки Евфимия (епископ Луховицкий, наместник Высоко-Петровского монастыря и председатель Синодального миссионерского отдела. – Ред.) наш хор также принимает участие в деятельности возглавляемого им отдела, в развитии миссионерского служения.
У нас за плечами, начиная с 2019 года, множество служб. Не все из них мы пели на английском. Так как хор состоит не только из иностранцев, но и из русских ребят, просто интересующихся или профессионально занимающихся английским языком, некоторое время спустя мы стали петь и на привычном для многих церковнославянском. Бывало, что мы как обычный русскоязычный хор приезжали в храмы, где никогда не служили на английском языке, – и начинали петь антифоны на английском (разумеется, это было заранее согласовано с настоятелем, но для прихожан становилось неожиданностью). Мы так делали, например, в дни памяти апостолов, когда «все языки славят Бога». Это был интересный опыт.
Сводный хор Отдела по делам молодежи Московской епархии. Фото: pravoslavie.ru
– Получается, ваш путь регента начался именно с английского хора. Но на данный момент вы руководите уже тремя хорами. Расскажите кратко о каждом из этих направлений.
– Так получилось, что наш английский хор начал стремительно расти. Я активно приглашал молодых ребят и девушек, своих друзей и знакомых. Скоро нас стало очень много. На службах могло собираться около 60 человек. Отдел по делам молодежи Московской епархии заинтересовался этой инициативой, и его руководитель протоиерей Кирилл Сладков предложил создать сводный викариатский хор. Так родился новый, отдельный проект – сводный хор Отдела по делам молодежи Московской епархии. С этого момента мы начали служить архиерейские службы в различных монастырях и храмах Москвы и близлежащих городов.
– А третий хор?
– Со сводным хором мы постоянно служили по разным храмам, у нас не было какого-то своего пристанища. Но в 2021 году открыл свои двери новопостроенный храм в честь иконы Богородицы «Взыскание погибших» в Перово, настоятелем которого является мой духовник иерей Димитрий Макеев. Отец Димитрий, много наслушавшись в своей жизни партесного пения смешанных хоров (то есть хоров, состоящих из мужских и женских голосов), мечтал уйти от этого куда-нибудь подальше, в молитвенную тишину… В новооткрывшемся храме ему требовалась помощь в организации хора, и мы с ним решили создать мужской хор, репертуар которого был бы ориентирован на валаамские распевы. Такая идея была мне близка, хотя в тот момент я не думал, что стану в этом храме постоянным регентом. Просто вызвался собрать хор. Мужской.
Но наряду с молодыми ребятами в храм стало приходить все больше и больше девушек. Большинство – из наших английского и сводного хоров. Я чувствовал, как им тоже хочется петь, а полноценный мужской хор всё не набирался. Я видел, что девочки, и притом поющие, стоят на службе. И по их глазам видно, как они хотят на клирос. Я не выдержал и пригласил их. Они пели настолько молитвенно – так, как надо, – что батюшка это прочувствовал и понял, что красивое женское пение тоже существует (улыбается). А вслед за ним и я, несмотря на то, что про себя всегда был сторонником мужского хора, тоже полюбил хор смешанный.
– И все-таки у вас сложился не совсем традиционный смешанный хор. Ваше пение звучит крайне необычно для человека, привыкшего к классическому расположению голосов, к обиходу и / или классике церковной музыки вроде Чеснокова, Архангельского, Кастальского и т.п. В чем особенность вашего стиля?
– Мы действительно поем не в традиционном для смешанного хора расположении. Отчасти у нас с отцом Димитрием все-таки получилось достичь своей цели: в хоре, состоящем на 20 % из мужских голосов и на 80 % из женских, нам удалось добиться эффекта звучания мужского хора (улыбается). Первыми, а часто и вторыми голосами поют юноши, как если бы они пели в обычном мужском хоре, а девушки отвечают за третий голос. В таком расположении даже всем привычные и хорошо знакомые гласы звучат по-новому, особенно, необычно. Но от этого не менее красиво.
– А какой репертуар вы исполняете?
– Как я уже говорил, больше всего нам с батюшкой нравятся валаамские, византийские и староболгарские распевы. Но, к сожалению, такой стиль не всем привычен. И я сейчас говорю не только о прихожанах, но в первую очередь о самих певчих-ребятах. Моя мечта – чтобы все научились, а главное – полюбили петь двухголосие. Но это сложно дается, особенно музыкальным людям. Все хотят петь мелодию, а не тянуть исон. Поэтому на данном этапе мы комбинируем византийские и классические распевы: в какие-то моменты службы вкрапляем двухголосие с исоном, а в какие-то переходим на обиход. Получается очень необычно и молитвенно.
– Выходит такое смешение стилей, да?
– Да, пока так. И все-таки в приоритете остается «византийское» настроение, которое мы пытаемся сохранять, даже если поем авторские произведения.
Недавно, кстати, у нашего хора появилось свое название – «Conscientia Canens» («Поющая совесть»).
– Получается, вы никогда не мечтали быть регентом, но в итоге являетесь регентом трех хоров.
Фото: pravoslavie.ru
– Получается, что так. Все случилось само по себе. Никогда не думал, что так сложится.
- Назад
- Вперёд >>