Поиск

Игра Паломник

Православный
геймер
для ВАС

Православные
мультфипьмы
для ВАС

Комиссия Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь
Поездки по всему Миру Поездки на Афон Паломничество на теплоходе

Продукция монастырских подворий

Накануне экзаменов
Новый Год в кругу семьи

Воскресные школы, православные гимназии Москвы и Московской области

Благотворительные акции

Православные песнопения в исполнении монастырских хоров

Молитвы живущих в супружестве

Ко дню памяти Патриарха Алексия II

Агентство религиозной информации "Благовест"

Удачного путешествия

"Рецепты для хозяйки во время урожайной осени"

Молитвы на Лето Господне

Молитвы для земледельцев



Banners

Читайте Евангелие, закон Божий, адреса храмов,
правильно готовьтесь к исповеди и причастию

Интернет-паломничество

Великая Лавра Афон
Великая Лавра Афон
Изображение взято по ссылке
http://ic.pics.livejournal.com/
irnella/66734384/
1599716/1599716_original.jpg

Cсылки для перехода на сайты с записями церковных служб или с веб-камерами, транслирующими сами службы, 3-D туры по храмам и монастырям.
Читать о Великой Лавре


Икона дня



Blue Flower

 

Калуга, Казань, Тамбов: годы свершений, открытых вопросов, труда

В 1901 году отец Феодор отправился в Калужскую семинарию, чтобы преподавать «Основное, догматическое и нравственное богословие». Его знания святоотеческого богословия и канонического права были абсолютны, что отмечали коллеги и студенты. С 1902 года он успешно совмещал эту деятельность с работой инспектора. В июле того же года иеромонах Феодор получил новое назначение: инспектор Казанской духовной семинарии.

Все это время он занимался написанием труда «Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (пресвитера Массилийского)». Тема аскетизма давно была близка ему и интересна в более глобальном аспекте: как обязательного условия спасения христианина, причем не только того, кто посвятил себя Богу, а каждого. Аскетизм, по мнению отца Феодора, должен стать смыслом жизни человека, всем сердцем жаждущего Царства Небесного. Такое видение пути верующего человека стали основой его академического курса христианской аскетики.

В 1902 году в стенах Казанской духовной академии диссертация была успешно защищена: иеромонах Феодор получил ученую степень магистра богословия. В следующем году его труд отметили Макарьевской премией. Ежегодная академическая премия имени митрополита Московского и Коломенского Макария была учреждена по его завещанию в 1867 году как поощрение отечественных талантов – тех, кто посвятил себя делу науки и общеполезных знаний. Одним из таких людей и был отец Феодор.

В феврале 1904 года он назначен ректором Тамбовской духовной семинарии, в марте –  рукоположен в архимандрита. В Тамбове он работал в один из сложнейших периодов истории, когда революционное брожение, социалистические идеи и пропаганда начали проникать даже в стены семинарий и затем вылились в бунты. В Тамбове же семинарист совершил покушение на архимандрита Феодора, но он простил стрелявшего в него.

В Тамбове Его Высокопреподобие возглавил местный отдел Союза русских людей – национально-монархической организации, задачами которой являлось содействие законными средствами развитию начал русской церковности, государственности, народного хозяйства на основе православия, самодержавия и русской народности. Факт принадлежности к Союзу и деятельность в нем ставились в упрек отцу Феодору.

Выдвигались аргументы, что Церковь должна быть вне политики и что на практике Союз компрометирует Церковь. При этом РПЦ еще не была отделена от государства и общества, как это случилось после октябрьского переворота 1917 года, и объединяла разных людей, в том числе и по своим политическим убеждениям.

Москва. Семинария, академия, Данилов монастырь. Противостояние

1906 год принес перемены в жизни священнослужителя: в августе он переехал в Москву, так как был назначен ректором Московской духовной семинарии. Там он нес послушание в течение трех лет. В 1909 году архимандрит Феодор стал ректором Московской духовной академии. В это время ситуация в стране накалилась до предела. Многим революция казалась реальной и единственно справедливой. Новый ректор, как убежденный монархист, начал увольнять преподавателей-либералов, тех, кто высказывался, в частности, и о том, как следует организовывать жизнь духовных школ в стране. Эти увольнения отцу Феодору припомнили после 1917 года.

А пока старая жизнь продолжается. 19 августа 1909 года Его Высокопреподобие начинает читать курс богословия (отдел аскетики). В сентябре в храме Христа Спасителя архимандрит Феодор рукоположен в епископа Волоколамского, викария Московской епархии.

Однако в апреле 1917 года владыку Феодор сместили с должности ректора духовной академии, в мае назначили настоятелем Данилова монастыря в Москве, в августе он стал членом Священного Синода.

В 1918 году усердием епископа Феодора в обители открылась Высшая богословская школа, которая, однако, через два года прекратила свое существование. В 1919 году Данилов монастырь официально был закрыт новой властью, но продолжил оставаться оплотом православия.

В 1919 году владыку освободили от викарного послушания. В начале 1920-х годов в монастырь пришли многие его единомышленники по академии, лишенные кафедр архиереи и студенты, а затем и священники, отбывшие срок в тюрьмах и лагерях. Они поддержали владыку, занимавшего непримиримую позицию по отношению к обновленчеству, и выступали против компромиссов с советской властью и партией. За что получили неофициальное название «даниловцы», многие клирики принадлежали к «непоминающим».

«Душа моя и сердце не сдаются»

Июльской ночью 1920 года владыку Феодора вместе с епископом Гурием (Степановым) арестовали, выдвинув обвинение в антисоветской агитации. Приговор – концлагерь – до окончания гражданской войны почему-то изменили на тюремный срок на Лубянке, потом в Бутырке и на Таганской. В марте 1922 года владыка Феодор ждал отправки на Соловки, но был освобожден постановлением ВЦИК. А в сентябре под его руководством «даниловцы» начали формировать «Параллельный синод», так как считали, что ГПУ контролирует Патриарший Синод.

В середине марта 1923 года последовал новый арест в Костромской губернии и отправка в Москву, но в июне – освобождение при подписке о невыезде. В июле епископ Феодор отказался от назначения управляющим Петроградской епархией.

В августе 1923 года Указом Святейшего Патриарха Тихона епископ Феодор возведен в сан архиепископа с правом ношения на клобуке креста. Он снова в Даниловом монастыре. Но аресты продолжаются: в 1924 году полгода владыка провел в тюрьме, был освобожден и вновь арестован в декабре, приговорен к трем годам ссылки. После московских тюрем отправлен в Киргизию. Освободившись, не имел право жить в главных городах страны. За поселением в Казахстане последовал Оренбург.

И наконец в декабре 1930 года он в Москве. На Рождество служил в храме Воскресения Словущего, а в январе 1931 отправился на родину – в Макарьевское. Затем были четыре месяца жизни во Владимире и... арест. В Москве звучит приговор – четыре года ИТЛ. Через пять месяцев тюрьмы его этапировали в Свирьлаг, где в 1932 году освободили по амнистии. Тайное пребывание под Каширой Московской области, вновь Владимир, где в 1933 году (по некоторым данным) он был пострижен в схиму с именем Даниил. А потом жизнь в Зарайске. В этом городе произошел очередной арест владыки Феодора. Он проходил по инспирированному ЧК делу «Партии возрождения России» (ПВР), по которому аресту подверглись более 200 человек.

 После вынесения обвинения в контрреволюционной деятельности и Бутырки он оказался в Усть-Сысольске (Коми). Начались годы ссылки. В этот тяжелый период о нем заботилась сестра Ольга Васильевна и материально помогала сестра Елизавета Васильевна. Владыка расстраивался, сетуя, что это он должен помогать любимым сестрам. В 1935 году в ссылке архиепископа Феодора ждал новый арест и продление ссылки: сначала в Архангельске, потом в Сыктывкаре. Там 4 марта его арестовали.

Город Иваново, внутренняя тюрьма УНКВД

Владыку Феодора отправили в Иваново. Он проходил как руководитель антисоветской организации церковников и монашества «Иноческое братство князя Даниила». В это время в Ярославской тюрьме ждал приговора его дядя – священник Александр Поздеевский.

22 октября архиепископу Феодору вынесен приговор: расстрел, 23-го – приведен в исполнение. В этот же день здесь же был расстрелян его двоюродный брат – священник Виктор Поздеевский. Они упокоились на кладбище в пригороде Иваново. Балинское кладбище было открыто в 1934 году специально для захоронений расстрелянных в городской тюрьме.

В 1989 и 1992 годах архиепископ Феодор (Поздеевский) реабилитирован по годам репрессий 1924, 1931, 1935, 1937 гг. Вопрос его канонизации остается открытым, хотя Русская Зарубежная Церковь осуществила его  канонизацию в 1981 году.

В 1991 году на Балинском кладбище появился памятник жертвам сталинских репрессий, а в 2000 году была освящена церковь во имя Петра и Павла.

Ольга Сокиркина

22 октября 2023

Источник: Московский Сретенский монастырь

Количество просмотров материалов
1449429

доска объявлений