- Подробности
- Автор: Super User
- Категория: Подвиги сегодня
- Опубликовано: 28 Октябрь 2023
- Просмотров: 105
Калуга, Казань, Тамбов: годы свершений, открытых вопросов, труда
В 1901 году отец Феодор отправился в Калужскую семинарию, чтобы преподавать «Основное, догматическое и нравственное богословие». Его знания святоотеческого богословия и канонического права были абсолютны, что отмечали коллеги и студенты. С 1902 года он успешно совмещал эту деятельность с работой инспектора. В июле того же года иеромонах Феодор получил новое назначение: инспектор Казанской духовной семинарии.
Все это время он занимался написанием труда «Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (пресвитера Массилийского)». Тема аскетизма давно была близка ему и интересна в более глобальном аспекте: как обязательного условия спасения христианина, причем не только того, кто посвятил себя Богу, а каждого. Аскетизм, по мнению отца Феодора, должен стать смыслом жизни человека, всем сердцем жаждущего Царства Небесного. Такое видение пути верующего человека стали основой его академического курса христианской аскетики.
В 1902 году в стенах Казанской духовной академии диссертация была успешно защищена: иеромонах Феодор получил ученую степень магистра богословия. В следующем году его труд отметили Макарьевской премией. Ежегодная академическая премия имени митрополита Московского и Коломенского Макария была учреждена по его завещанию в 1867 году как поощрение отечественных талантов – тех, кто посвятил себя делу науки и общеполезных знаний. Одним из таких людей и был отец Феодор.
В феврале 1904 года он назначен ректором Тамбовской духовной семинарии, в марте – рукоположен в архимандрита. В Тамбове он работал в один из сложнейших периодов истории, когда революционное брожение, социалистические идеи и пропаганда начали проникать даже в стены семинарий и затем вылились в бунты. В Тамбове же семинарист совершил покушение на архимандрита Феодора, но он простил стрелявшего в него.
В Тамбове Его Высокопреподобие возглавил местный отдел Союза русских людей – национально-монархической организации, задачами которой являлось содействие законными средствами развитию начал русской церковности, государственности, народного хозяйства на основе православия, самодержавия и русской народности. Факт принадлежности к Союзу и деятельность в нем ставились в упрек отцу Феодору.
Выдвигались аргументы, что Церковь должна быть вне политики и что на практике Союз компрометирует Церковь. При этом РПЦ еще не была отделена от государства и общества, как это случилось после октябрьского переворота 1917 года, и объединяла разных людей, в том числе и по своим политическим убеждениям.
Москва. Семинария, академия, Данилов монастырь. Противостояние
1906 год принес перемены в жизни священнослужителя: в августе он переехал в Москву, так как был назначен ректором Московской духовной семинарии. Там он нес послушание в течение трех лет. В 1909 году архимандрит Феодор стал ректором Московской духовной академии. В это время ситуация в стране накалилась до предела. Многим революция казалась реальной и единственно справедливой. Новый ректор, как убежденный монархист, начал увольнять преподавателей-либералов, тех, кто высказывался, в частности, и о том, как следует организовывать жизнь духовных школ в стране. Эти увольнения отцу Феодору припомнили после 1917 года.
А пока старая жизнь продолжается. 19 августа 1909 года Его Высокопреподобие начинает читать курс богословия (отдел аскетики). В сентябре в храме Христа Спасителя архимандрит Феодор рукоположен в епископа Волоколамского, викария Московской епархии.
Однако в апреле 1917 года владыку Феодор сместили с должности ректора духовной академии, в мае назначили настоятелем Данилова монастыря в Москве, в августе он стал членом Священного Синода.
В 1918 году усердием епископа Феодора в обители открылась Высшая богословская школа, которая, однако, через два года прекратила свое существование. В 1919 году Данилов монастырь официально был закрыт новой властью, но продолжил оставаться оплотом православия.
В 1919 году владыку освободили от викарного послушания. В начале 1920-х годов в монастырь пришли многие его единомышленники по академии, лишенные кафедр архиереи и студенты, а затем и священники, отбывшие срок в тюрьмах и лагерях. Они поддержали владыку, занимавшего непримиримую позицию по отношению к обновленчеству, и выступали против компромиссов с советской властью и партией. За что получили неофициальное название «даниловцы», многие клирики принадлежали к «непоминающим».
«Душа моя и сердце не сдаются»
Июльской ночью 1920 года владыку Феодора вместе с епископом Гурием (Степановым) арестовали, выдвинув обвинение в антисоветской агитации. Приговор – концлагерь – до окончания гражданской войны почему-то изменили на тюремный срок на Лубянке, потом в Бутырке и на Таганской. В марте 1922 года владыка Феодор ждал отправки на Соловки, но был освобожден постановлением ВЦИК. А в сентябре под его руководством «даниловцы» начали формировать «Параллельный синод», так как считали, что ГПУ контролирует Патриарший Синод.
В середине марта 1923 года последовал новый арест в Костромской губернии и отправка в Москву, но в июне – освобождение при подписке о невыезде. В июле епископ Феодор отказался от назначения управляющим Петроградской епархией.
В августе 1923 года Указом Святейшего Патриарха Тихона епископ Феодор возведен в сан архиепископа с правом ношения на клобуке креста. Он снова в Даниловом монастыре. Но аресты продолжаются: в 1924 году полгода владыка провел в тюрьме, был освобожден и вновь арестован в декабре, приговорен к трем годам ссылки. После московских тюрем отправлен в Киргизию. Освободившись, не имел право жить в главных городах страны. За поселением в Казахстане последовал Оренбург.
И наконец в декабре 1930 года он в Москве. На Рождество служил в храме Воскресения Словущего, а в январе 1931 отправился на родину – в Макарьевское. Затем были четыре месяца жизни во Владимире и... арест. В Москве звучит приговор – четыре года ИТЛ. Через пять месяцев тюрьмы его этапировали в Свирьлаг, где в 1932 году освободили по амнистии. Тайное пребывание под Каширой Московской области, вновь Владимир, где в 1933 году (по некоторым данным) он был пострижен в схиму с именем Даниил. А потом жизнь в Зарайске. В этом городе произошел очередной арест владыки Феодора. Он проходил по инспирированному ЧК делу «Партии возрождения России» (ПВР), по которому аресту подверглись более 200 человек.
После вынесения обвинения в контрреволюционной деятельности и Бутырки он оказался в Усть-Сысольске (Коми). Начались годы ссылки. В этот тяжелый период о нем заботилась сестра Ольга Васильевна и материально помогала сестра Елизавета Васильевна. Владыка расстраивался, сетуя, что это он должен помогать любимым сестрам. В 1935 году в ссылке архиепископа Феодора ждал новый арест и продление ссылки: сначала в Архангельске, потом в Сыктывкаре. Там 4 марта его арестовали.
Город Иваново, внутренняя тюрьма УНКВД
Владыку Феодора отправили в Иваново. Он проходил как руководитель антисоветской организации церковников и монашества «Иноческое братство князя Даниила». В это время в Ярославской тюрьме ждал приговора его дядя – священник Александр Поздеевский.
22 октября архиепископу Феодору вынесен приговор: расстрел, 23-го – приведен в исполнение. В этот же день здесь же был расстрелян его двоюродный брат – священник Виктор Поздеевский. Они упокоились на кладбище в пригороде Иваново. Балинское кладбище было открыто в 1934 году специально для захоронений расстрелянных в городской тюрьме.
В 1989 и 1992 годах архиепископ Феодор (Поздеевский) реабилитирован по годам репрессий 1924, 1931, 1935, 1937 гг. Вопрос его канонизации остается открытым, хотя Русская Зарубежная Церковь осуществила его канонизацию в 1981 году.
В 1991 году на Балинском кладбище появился памятник жертвам сталинских репрессий, а в 2000 году была освящена церковь во имя Петра и Павла.
Ольга Сокиркина
22 октября 2023
Источник: Московский Сретенский монастырь
- << Назад
- Вперёд