Поиск

Игра Паломник

Православный
геймер
для ВАС

Православные
мультфипьмы
для ВАС

Комиссия Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь
Поездки по всему Миру Поездки на Афон Паломничество на теплоходе

Продукция монастырских подворий

Накануне экзаменов
Новый Год в кругу семьи

Воскресные школы, православные гимназии Москвы и Московской области

Благотворительные акции

Православные песнопения в исполнении монастырских хоров

Молитвы живущих в супружестве

Ко дню памяти Патриарха Алексия II

Агентство религиозной информации "Благовест"

Удачного путешествия

"Рецепты для хозяйки во время урожайной осени"

Молитвы на Лето Господне

Молитвы для земледельцев



Banners

Читайте Евангелие, закон Божий, адреса храмов,
правильно готовьтесь к исповеди и причастию

Интернет-паломничество

Великая Лавра Афон
Великая Лавра Афон
Изображение взято по ссылке
http://ic.pics.livejournal.com/
irnella/66734384/
1599716/1599716_original.jpg

Cсылки для перехода на сайты с записями церковных служб или с веб-камерами, транслирующими сами службы, 3-D туры по храмам и монастырям.
Читать о Великой Лавре


Икона дня



Blue Flower

 

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=82188

По дорогам канонизированной матери Марии (Скобцовой; 1891-1945)

Мать Мария Скобцова была канонизирована в 2004 году. Она погибла в лагере смерти Равенсбрюк 31 марта 1945 года, не дожив до победы нескольких месяцев.

Ее яркая личность и судьба продолжают  волновать не только историков, литераторов и верующих, но и  ищущих  истину и правду. За последние десятилетия  о ней вышло много книг, проходят конференции, выставки, радио и теле передачи.

В сентябре 2018 года на фасаде ялтинской гимназии им. Чехова появилась мемориальная доска в честь Матери Марии.

Ее имя увековечено в Париже (в память о ней названа улица), в Санкт-Петербурге (есть мемориальная доска, на доме где прошло ее отрочество) в Риге (памятная доска на доме где она родилась), а теперь и в Ялте.

На мраморной доске выбиты слова:

 

«Здесь в ялтинской женской гимназии в 1905-1906гг, училась Елизавета Юрьевна Пиленко (Кузьмина–Караваева, Скобцова в монашестве Мать Мария), литератор, богослов, благотворитель, участник французского Сопротивления, праведник мира. Погибла 31 марта 1945года в газовой камере Равенсбрюка»

В 2015 году в России вышла книга «Мать Мария (Скобцова), святая наших дней». Эта публикация стала еще одной вехой в прославлении имени великой личности: поэтессы, художника, богослова, благотворителя.

Писатель Ксения Кривошеина так пишет о Марии:

«Теперь исследователи деятельности и творчества моей героини живут не только в России, но и за ее пределами. Откликнувшись на приглашение председателя дворянского собрания  А.К. Ушакова принять участие в возвращении матери Марии в Крым, я решила написать небольшую книжку об её ялтинском периоде. Елизавета Юрьевна Пиленко, будущая мать Мария, родилась в очень родовитой семье, и как многие аристократические семьи начала ХХ века, оказалась подвержена революционным течениям, на собственной судьбе она испытала все ужасы 1917 года, гражданской войны и вынужденного изгнания на чужбине. Ее спасала  вера в Бога и любовь к России. Ведь даже на краю гибели в лагере Равенсбрюк она говорила:

«Если выживу, то вернусь домой и буду бродить по дорогам России…»

Ее мечта сбывается! Я счастлива, что стала соучастником возвращения в Крым имени этой великой женщины, жизнь и судьба которой может быть примером для подрастающего молодого поколения!».

Ксения Игоревна Кривошеина является исследователем творчества Марии (Скобцовой). Автор многочисленных публикаций в журналах, а также книги «Красота спасающая» — жизнь и творчество, матери Марии. Занимается живописным и литературным наследием Марии (Скобцовой). Является членом-основателем «Движения за поместное православие в Западной Европе» (OLTR), одним из руководителей православного сайта Корсунской Епархии (РПЦ) и активным общественным православным деятелем во Франции.

Подвиг

В 2012 году на доме в Риге, где родилась Лиза Пиленко, будущая мать Мария, была установлена мемориальная доска. Купола Христорождественского православного Кафедрального собора, в котором она была крещена, опять сверкают позолотой, а колокольный звон слышен далеко за пределами города.

Закрытие собора произошло по приказу министра культуры СССР Екатерины Фурцевой в 1963 году. По существующей версии-легенде, Фурцева приехала в Ригу и с сопровождающей её делегацией местных политических деятелей наблюдала следующую картину:

«В предпасхальные дни около 17 часов тень от памятника Ленина падала на витрину находившегося на противоположной стороне улицы магазина Политической книги. А в ленинской руке, странным образом оказался крест центрального купола собора, также дававший тень на то же здание. Эта оптическая нелепица послужила одной из причин передачи здания Храма государству и открытия в нём планетария».

Существует и более прагматично материалистическая версия: местные власти отдали распоряжение по максимальной сдаче металлолома и приказали спилить все медные кресты с куполов. Так или иначе, но после осквернения Собор был превращен в планетарий.

Только в 1991 году храм вернули верующим

По приглашению Общества матери Марии, летом 2014 года я побывала в Риге, жила в доме, где родилась монахиня, пришла на литургию в Собор. Да, действительно храм ожил, внешне очень красив, но внутри еще ощущается ненамоленность стен. Вероятно, должно пройти не одно десятилетие, за которое молитвами верующих собор вернет свою прежнюю жизнь и очнется от осквернения.

Мать Мария после пострига в 1932 году побывала в Прибалтике и Финляндии, приезжала в Ригу, прожила здесь около двух недель. В рижском женском Свято-Троицком монастыре ей сшили женское монашеское облачение. Её приезд был связан с проведением съездов РСХД в Прибалтике, где она встречалась с молодежью и даже приняла участие в их спортивном празднике на Рижском взморье с ночевкой на сеновале.

Человек человеку - стена

Многие отмечали необыкновенную общительность и живость монахини. В те годы мать Мария была секретарем Русского студенческого христианского движения (РСХД) во Франции, постоянно ездила по провинции, посещала промышленные города, где жил русский пролетариат. Рижской молодежи она рассказывала о рабочих фабрик и заводов, о безработных и нищих, пьяницах, наркоманах. Её заботил каждый из них.

Бедственную ситуацию она характеризовала фразой «Человек человеку стена!»

В Риге монахиня выступала с литературными воспоминаниями, впервые рассказывала о встрече с Блоком, о его стихах. Б.В. Плюханов, который был свидетелем этих встреч, вспоминает, что ему запомнились слова Блока о поэзии Анны Ахматовой, «слышанные матерью Марией (тогда Елизаветой Кузьминой-Караваевой) у Вячеслава Иванова в Петербурге. Блок долго колебался и с неохотой ответил на вопрос о стихах Анны Ахматовой:

«Она пишет стихи свои как бы перед мужчиной, а их надо писать как бы перед Богом».

Об Алексее Толстом мать Мария сказала:

«Он поехал в Россию за белой булкой».

Монахиня постоянно была окружена молодежью, с ней было интересно, Б. Плюханов сразу попал под её обаяние и был поражен проницательностью:

«Она умела сразу определять характер человека, даже предсказывать будущее. Так, Тамаре Эренштейн (по мужу Литвиновой) мать Мария сказала: «Вы можете спокойно спать, даже если под кроватью будет бомба».

Так монахиня Мария охарактеризовала мужество Тамары Дмитриевны, подтвержденное позже всей её дальнейшей жизнью. Держа собеседника за руку, она вглядывалась в его глаза, и ее определения были искусством психолога, а не опытного хироманта. Слушая и наблюдая мать Марию вблизи, я обратил внимание на необычайность её быстрых и порывистых движений. Необычайная живость её проявлялась и в её почерке: она писала так быстро, что не могла писать ясно, почерк её был неразборчивый, а сама она была крайне близорука.

Прибалтика

В свой приезд м. Мария побывала в Двинске (Даугавпилс) и Режице (Резекне), где встретилась с преподавателями и студентами Педагогического института и русской православной гимназии. Выступала мать Мария в Режице в большом актовом зале института и гимназии. От этой встречи остались фотографии.

Е.М. Рагозина вспоминает: «В актовом зале собрались педагоги, студенты и гимназисты. Мать Мария спросила, о чем бы мы хотели слышать. Почти все заявили: пожалуйста, расскажите о России». Это был не доклад, а беседа. По её желанию, задавали вопросы о положении в России, и мать Мария подробно отвечала. Было видно, что она хорошо осведомлена о жизни в Советском Союзе, хотя в наших вопросах и её ответах эти слова — «Советский Союз» — не упоминались, а только – Россия. Чувствовалось её любовное отношение к родине и забота о ней. Остановилась мать Мария в интернате института, и я была счастлива, что она отдыхала и спала на моей кровати. Мать Мария произвела на меня сильное впечатление. Очень подвижная, высокая, круглолицая, в очках, со здоровым румянцем на щеках, в апостольнике и рясе, она выглядела величественно».

Мать Мария не была сентиментальной характером, но поездка в Прибалтику, которая состоялась почти сразу после её пострига, была неким символическим знаком.

В её миссионерской жизни Движение РСХД играло огромную роль. Здесь не стоит задача рассказать о возникновении этого Движения, об истории РСХД замечательно и полно описано в книге Б.В. Плюханова «РСХД в Латвии и Эстонии», где автор, активный «движенец», рассказывает об очень многих своих современниках. Борис Владимирович не увидел своей книги, она вышла в Парижском издательстве «YМСА-РRESS» через неделю после его смерти, в 1993 году.

Из книги Б.В. Плюханова: «Движение РСХД не является партией – ни политической, ни националистической, ни церковной. Оно есть нечто иное, более глубокое. Оно есть новое течение в духовной жизни русской молодежи, русское, православное направление мысли и жизни русской молодежи, как эмигрантской, так и той, которая родилась, выросла и живет в своих природных местах, в пределах вновь возникших на территории бывшей русской империи самостоятельных государств. И в той и в другой молодежи идет один и тот же духовный процесс… Сущность движения заключается, прежде всего, в перемене духа молодежи, в пробуждении любви ко Христу и Евангелию, в жажде чистой христианской жизни, в желании работать над собой, в чувстве святости и спасительности церкви, во внутреннем обращении души к Богу и Церкви» (стр.91).

Протоиерей Сергий Четвериков был духовным руководителем РСХД за рубежом. Пятый по счету (второй  Пюхтицкий летний съезд Движения) должен был пройти в июле 1932 года  в Прибалтике, в Пюхтицком женском Успенском монастыре. Обычно в съездах участвовало около 160 человек. Но экономический кризис невольно сократил не только количество участников, длительность самого мероприятия: вместо десяти дней оно продолжалось семь. На съезд не смогли прибыть некоторые секретари РСХД из Парижа, но приехали профессор В.В. Зеньковский, протоиерей Сергий Четвериков и монахиня Мария (Скобцова), которая участвовала в съезде РСХД в Прибалтике впервые:

«Я увидел монахиню на станции Иыхви, куда мы, группа латвийской молодежи, приехали для участия в съезде. Монахиня Мария приняла монашество незадолго до приезда в Пюхтицы. В то время к монашеской одежде она еще не привыкла. Да и сама одежда была необычная, мужская, доставшаяся ей после какого-то снявшего с себя сан и сбежавшего иеромонаха. Очень живая, жизнерадостная, с быстрыми порывистыми движениями, открытая, общительная — такой я увидел её, когда она вышла из поезда на станции Иевве. Она показалась мне несколько диковинной монахиней…», - так Б. Плюханов  описывал свою первую встречу с матерью Марией.

Во время этой поездки монахиня сумела посетить Финляндию, монастыри в Прибалтике

О своих впечатлениях она позже рассказала в статье «К делу», опубликованной в журнале «Новый Град».

В статье она высказывала некоторые опасения относительно прибалтийских монастырей: старение монахов и монахинь, их вымирание, запрет новых пострижений на Валааме, запрещение поступлений в рижские монастыри не подданных страны.

Мать Мария писала:

«Несомненно здесь много личного благочестия, личного подвига, может быть даже личной святости; но как подлинные организмы, как некое целое, как некая стена нерушимая, они просто не существуют. Значение этих лимитрофных (приграничных) монастырей несомненно: они блюдут заветы, они берегут огромные клады прошлого быта, золотой ларец традиции и благолепия. Надо верить, что они доберегут, дохранят, достерегут. Они может быть, даже провиденциально попали в такие своеобразные, далекие от всякой современности условия, что хрупкое и нежное очарование их быта возможно, так и не будет подвергнуто никакому насилию, никакому соприкосновению с нашей страшной слишком быстрой и слишком напряженной жизнью».

В этой статье мать Мария рассуждает о той роли, которую по её мнению, должно нести современное монашество. По её словам «оно должно занять такое же органическое место в нашей жизни, какое принадлежало ему в отдаленные времена. Оно должно нести на своих плечах большие творческие задачи активного православия и организовывать около себя не только духовную, но и экономическую и бытовую жизнь людей».

Со слов Б. Плюханова, монахини Пюхтицкого монастыря, который посетила м. Мария в 30-е годы существовали как сельскохозяйственная, земледельческая трудовая община, а рижский женский монастырь опекал школу. Сестры монастыря составляли трудовую производственную общину и снабжали приходы епархии свечами, просфорами и овощами, одновременно ухаживая за пожилыми и немощными насельницами.

В Эстонии мать Мария с группой РСХД побывала и в Нарве, где они совершили поход к границе с СССР. Там из-под проволоки они нарвали цветов и накопали земли, которую мать Мария увезла в Париж.

Автор сайта матери Марии - К.И. Кривошеина http://mere-marie.com/

Источник: "Русская Планета"

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=86111

«Россия и эмиграция»: увидел свет второй том собрания сочинений матери Марии (Скобцовой)

 Презентация второго тома собрания сочинений матери Марии (Скобцовой) «Россия и эмиграция: Жития святых; Религиозно-философские очерки; Ранняя публицистика; Письма и записные книжки» состоялась 24 декабря в Доме русского зарубежья им. А.И. Солженицына (ДРЗ). На вечере выступили специалисты, причастные к изданию этой книги, и читатели – в священном сане и миряне.

Ведущий научный сотрудник ДРЗ Наталия Ликвинцева – одна из составителей этого тома, редактор и автор примечаний – напомнила, что первый том собрания сочинений матери Марии (Скобцовой) вышел 7 лет назад. Сейчас издатели представляют второй том, в котором публикуются работы Елизаветы Скобцовой начального периода жизни в эмиграции: со второй половины 1920-х до ее монашеского пострига в 1932 г. Том получил общее название «Россия и эмиграция»: в нем собраны публицистические заметки, репортажи, полемические статьи, которые публиковались в эмигрантской прессе; философские очерки и историко-философские сочинения;  авторские сборники житий святых; материалы, связанные с жизнью Русского студенческого христианского движения (РСХД), активным участником и хроникером которого была будущая мать Мария. Многие собранные в книге статьи публиковались только в эмигрантской периодике, часть материалов публикуется впервые по архивным материалам.

 В фойе ДРЗ можно было ознакомиться с небольшой выставкой, где демонстрировались подлинные рукописи Елизаветы Скобцовой этого периода, фотографии и первые публикации ее некоторых сочинений.

«Эти публикации открывают новый, неожиданный, непривычный образ Елизаветы Юрьевны Скобцовой в переходный период ее движения к монашеству», – сказала Н. Ликцвинцева. По ее словам, о чем бы ни писала будущая мать Мария в эти годы: о политике, о рабочих-эмигрантах, о казачестве, о профсоюзных проблемах, «забота о людях звучит везде и сразу». То, что позже, уже будучи монахиней, она назовет «всеобъемлющим материнством», вполне проявляется в ее ранних работах, опубликованных во Франции.

В эмигрантской печати голос Елизаветы Скобцовой сразу стал заметен: ее статьи вызывали жаркую полемику, ее оппонентами были Милюков, Керенский, Мережковский и другие. Редактор-составитель очертила основные темы публицистики матери Марии. Извечная проблема «отцов и детей» в ее сочинениях звучала по-новому: не цепляясь «за старые идеологические штампы «отцов»», она всматривается в новое поколение, общаясь с молодежным эмигрантским движением, пытается понять его язык, ищет «ростки живого даже под советской идеологической броней» (например, пристально анализируя статьи в «Комсомольской правде», доходившие до Парижа).  Ее философские статьи представляют собой не интеллектуальные конструкции, но живые размышления о «корнях жизни», о том, как из метафизических оснований и религиозно-философских систем рождается «мысль, которая меняет историю».   

Боль о России – один из главных нервов публицистики Елизаветы Скобцовой. Она горячо пишет о том, что настоящая Россия существует «по обе стороны границы»: в СССР ее расстреливают в подвалах ЧК, в эмиграции она спивается, бездомная и безработная. Поэтому, помогая представителям последней, ты делаешь это для всей России. Не рваться на родину, а «быть вместе с умирающими и чувствовать себя соказнимыми» – так сформулировала мысль автора Ликвинцева, подчеркнув, что язык этих статей Е. Скобцовой – живой, яркий, неравнодушный. «Неравнодушие – главный тон ее статей, собранных во втором томе», – сказала редактор.

Татьяна Викторова – одна из составителей книги, доктор филологических наук, профессор Страсбургского университета (Франция), главный редактор журнала «Вестник РХД». Прежде чем рассказать об участии Елизаветы Юрьевны в РСХД и публикациях, связанных с этим, она показала фрагменты хроники, на которых, кроме нее, можно было увидеть отцов-основателей РСХД: митрополита Евлогия (Георгиевского), священников Сергия Булгакова, Александра Ельчанинова, Льва (Жилле), будущего епископа Кассиана (Безобразова), а также Н. Бердяева, А. Карташева, Н. Зернова и других. Т. Викторова рассказала, что будущая мать Мария была не только активным членом РСХД, куда она пришла после смерти своей младшей дочки Насти в 1926 году, но и разъездным секретарем: она «связывала русскую диаспору, проживающую в разных провинциях Франции, пыталась вернуть людей к вере, к жизни». В материалах, посвященных РСХД, она рассказывает об основных направлениях деятельности русских религиозных кружков: о борьбе с атеизмом, изучении русской историософии, осмыслении русской литературы с христианской точки зрения. Известно, что Е.Ю. Скобцова вела хронику съездов и встреч РСХД, но, по словам Т. Викторовой, она не просто излагает факты, а дает живые зарисовки, описывает детали – и в результате «все эти люди обретают голоса» на страницах второго тома.

Лидия Крошкина подготовила во втором томе раздел, в котором опубликованы агиографические сочинения Елизаветы Скобцовой. В 20-е годы в эмиграции особенно ощущается потребность в новом изложении житий святых – агиографические опусы свт. Димитирия Ростовского XVII в. воспринимаются трудно, особенно молодежью. В это время появляются сочинения о святых Б. Зайцева, Г. Федотова и других. Как отметила Л. Крошкина, будущая мать Мария выбирает свой, уникальный путь: она не только обращается к малоизвестным византийским житиям, но и выделяет из них те, где особенно ярко выражена жертва святого, приносимая за веру и ради любви к людям. «Святой – тот, кто умеет любить, как Христос, который умеет находиться в особых соборных отношениях со всеми, не только с христианами. Путь к Богу лежит через путь к человеку, иного пути нет», – такой максимой руководствовалась автор сборников, выбирая жития для публикации, считает Л. Крошкина. Демифологизируя жития, пытаясь найти в них подлинное, евангельское зерно, она «как бы нащупывает путь для собственной жизни».  Всего Е. Скобцова составила 4 агиографических сборника, сгруппировав древние жития тематически: первый был посвящен «братолюбию и соборности», второй – «пути к человеческим душам», третий – «церковным дарам и служениям», последний – «выбору духовного пути для Церкви». Как предполагает исследовательница, и обложку для этого своего «четвероевангелия» автор сделала сама.

Алексей Козырев, замдекана философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, поделился своим впечатлением от историософских и философских работ матери Марии. Они поразили его не только «мужским стилем публицистики», но и «удивительно трезвой оценкой» процессов, происходящих в России. Как и многие в эмиграции, Е. Скобцова  искала «пути глобального возвращения в Россию», но не связывала при этом образ России с реставрацией прежних порядков. «Будущее России связано для нее с соловьевской идеей отречения от национализма и шовинизма…, отречения от «моего великорусского» ради «нашего всероссийского». Я не ожидал увидеть в матери Марии пламенную сторонницу общероссийского единства народов, что предваряет мультикультурную идеологию современности», – сказал А. Козырев, подчеркнув особую актуальность этой части наследия святой.

Именно об актуальности говорил и протоиерей Георгий Ореханов, проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Содержание второго тома, пламенный стиль публицистики матери Марии помогли ему в сложном диалоге с представителями других конфессий, которым, как оказалось, непросто рассказать о Церкви в России. «Сейчас для меня стало яснее, каким языком надо говорить в Берлине [на открытии выставки о новомучениках Русской Православной Церкви в октябре 2020 г.]), на каком языке рассказывать о Христе современным людям», – отметил о. Георгий.

Он упомянул о выставке, посвященной матери Марии, которая проходила в августе 2019 г. в рамках большого христианского форума в Римини (Италия). Эта выставка вызвала огромный интерес участников форума из разных стран. Часть стендов этой выставки, относящихся тематически к представляемому тому собрания сочинений матери Марии, были выставлены в фойе ДРЗ.

Священник Илья Соловьев, председатель Московского общества любителей церковной истории, коснулся ряда статей Елизаветы Скобцовой, посвященных Поместному Собору Российской Церкви 1917-1918 гг. По словам о. Ильи, она рассматривает восстановление  патриаршества как «творческий акт», невозможный без духа свободы. «Деспотизм, самодержавный стиль правления не совместим с церковной свободой – это очень интересная мысль матери Марии», – сказал священник. «Творческий акт принятия Христа гораздо важнее принадлежности к Церкви в силу традиции, писала мать Мария. Без сомнения, в условиях секулярного мира Церковь не сможет обойтись без провозглашенной матерью Марией свободы – как в Церкви в целом, так и в каждом ее члене. В этом – профетическое значение ее творений, которые засвидетельствованы мученическим подвигом автора»,  – считает о. Илья. Он выразил надежду, что имя преподобномученицы Марии (Скобцовой) появится и в святцах Русской Православной Церкви.

В заключение Н. Ликвинцева анонсировала дальнейшие планы по изданию сочинений матери Марии: в третий том «Путь» войдет ее публицистика 1930-х гг., после пострига; четвертый том «Православное дело» – работы второй половины 1930-х-начала 40-х гг., статьи о войне и последние богословские труды; в пятой книге будет представлено поэтическое наследие матери Марии, ее поэмы и мистерии.

На вечере был представлен также последний, 210-й номер «Вестника РХД» – журнала, с которым активно сотрудничала мать Мария и который выходит по сей день.

Юлия Зайцева

Фото: Ю.Зайцева, страница Н.Ликвинцевой в FB

Особый путь матери Марии (Скобцовой)

Выпущен третий том собрания сочинений парижской мученицы

Презентация книги «Мать Мария (Скобцова). Путь» (Москва-Париж: «Русский путь» /YMCA-Press, 2022) состоялась 21 декабря в Культурном центре «Покровские ворота». Это третья книга в серии из пяти томов, задуманной как максимально полное на сегодняшний день собрание сочинений религиозного мыслителя, поэта, прозаика и художника, матери Марии (Е.Ю. Кузьминой-Караваевой; 1891–1945). Новое издание представили его составители и первые читатели.

В том под названием «Путь» вошли богословские и религиозно-философские сочинения матери Марии, а также ее публицистические очерки 1930-х гг. Издание дополняют письма и дневниковые записи этого периода, а также мемуарные очерки. Первый том в этом собрании – «Встречи с Блоком» – вышел десять лет назад, а второй – «Россия и эмиграция» – в 2019 году.

Новое издание представила Наталия Ликвинцева – одна из составителей этого тома, редактор и автор примечаний, ведущий научный сотрудник Дома русского зарубежья им. А.И. Солженицына. Она напомнила, что Елизавета Скобцова приняла постриг в марте 1932 года с именем Мария в честь прп. Марии Египетской, и практически сразу началась ее деятельность «монахини в миру». По словам Ликвинцевой, мать Мария сразу поняла, «что укрываться за монастырскими стенами – не ее путь, что она должна быть в гуще страдающего мира, с людьми, которые нуждаются в утешении». Уже через несколько месяцев она организовала первое общежитие на ул. Вилла де Сакс с домовой церковью Покрова Божьей Матери, которое называла «полумонастырем-полубратством».

Первая часть нового тома – это очерки-впечатления матери Марии от поездок по Франции и Прибалтике в качестве секретаря РСХД для парижской газеты «Последние новости». Об этом рассказала по видеосвязи из Парижа Татьяна Викторова, профессор Страсбургского университета, главный редактор журнала «Вестник РХД», составитель книги. По ее словам, автор очерков подробно рассказывает о тяжелой жизни русских эмигрантов во французских городах – в «бездонной нищете», в «каторжном труде» и беспробудном пьянстве. Обнаруживая своих соотечественников «в аду», она «спускается на самое дно» и пишет о каждом из них со скорбью и сочувствием, уделяя внимание всем сторонам эмигрантской жизни. В Прибалтике мать Мария знакомится с традиционным укладом трех православных монастырей и, хотя она ищет собственный путь в монашестве, пишет о русских монахинях «с огромной симпатией». «Каждый очерк завершается энергичным призывом к действию, мать Мария везде предлагает варианты помощи», – подчеркнула Викторова.

Во второй раздел вошли богословские размышления: «В поисках синтеза» – о новом осмыслении творчества, возникшем в дискуссиях с другом матери Марии Николаем Бердяевым; «О Богородице и материнстве» – о православном почитании Богородицы, о человеческом призвании подражать Богоматери в ее жертвенном сострадании крестным мукам Сына и крестоношению каждого человека; «О монашестве и аскетизме» – о том, как мать Мария понимает суть и ценность монашеского призвания в новых условиях.

Эту часть книги прокомментировала Анна Шмаина-Великанова, научный консультант издания, доктор культурологии, профессор Центра изучения религий РГГУ. Она считает, что можно говорить об особом богословии матери Марии. «Она заслуживает быть учителем Церкви, как называют Эдит Штайн, тоже погибшую в концлагере. Для меня мать Мария входит во влиятельную группу христианских мыслителей середины ХХ века, которые были святыми и показали, что более невозможно существование богословия как отдельной дисциплины, что слово, не подкрепленное жизнью, перестало звучать», – сказала выступавшая. По ее словам, святая мать Мария – это образ православия ХХ века, так же, как Симона Вейль, которую называют «некрещеной святой», представляет католичество, а пастор Дитрих Бонхеффер – протестантизм (не признающий, как известно, святых).

Шмаина-Великанова выделила главные темы богословия матери Марии. Это, во-первых, идея «мистики человекообщения», которое она считала таким же таинством, как и таинства Церкви. Для матери Марии «встреча с каждым человеком должна быть встречей со Христом» – так осуществляется «внехрамовая литургия». Во-вторых, это новое понимание «духовного нестяжания» и аскезы: для христианина смысл не в самоограничении, а в том, чтобы не ограничивать другого: «другого накорми, другого не умерщвляй, а угощай». «Чем больше мы отдаем себя другим, тем более мы не от мира», – говорила мать Мария.

Богословие материнства – это особое прозрение матери Марии, которое родилось из ее личного трагического материнского опыта и соединилось с переживанием материнства Богородицы, для которой Крест Сына стал мечом, пронзающим душу, продолжила Шмаина-Великанова. «Покровность» – это слово «изобрела» мать Мария, чтобы обозначить тайну человекообщения: «увидеть чужой крест и пронзить им свое сердце, как мечом»; не обличать грех другого, а покрыть его, укрыть человека, помочь ему в беде.

Священник Григорий Геронимус, настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино, вспомнил самое известное изречение матери Марии: «Или христианство – огонь, или его нет». По его словам, сама она «была огнем», потому что, в отличие от тех подвижников, которые «строят стену вокруг себя, отделяясь от мира», она выбрала путь «расточения себя, отдавала себя до конца».

Джованна Парравичини, научный сотрудник фонда «Христианская Россия», отметила, что главный опыт жизни матери Марии стал подлинным вкладом в мировое богословие XX века – это «мистика человекообщения». Новый путь монашества в миру, который выбрала мать Мария, – это пророческое послание в будущее, призывающее в каждом человеке видеть образ Христа, а в каждом христианине – «царственное священство» (1 Петр 2:9). Анна Шмаина подтвердила, что деятельность матери Марии не принадлежит своему времени: все, что она задумала, не удалось, ее начинания погибли, ее сочинения были забыты. Но спустя полвека после ее гибели тексты стали появляться, книги – издаваться, возникли новые типы объединений христиан, и мать Мария была прославлена в лике святых Парижских мучеников вместе с о. Дмитрием Клепининым, Ильей Фондаминским и своим сыном Юрием Скобцовым. «Они стали образом нового братства, которое реализует христианское послание в полноте человеческого общения, дружбы и любви», – заключила выступавшая.

Посмотреть видеозапись презентации можно на youtube-канале КЦ «Покровские ворота».

Юлия Зайцева

Количество просмотров материалов
1449867

доска объявлений