- Подробности
- Автор: Super User
- Категория: Подвиги сегодня
- Опубликовано: 10 Ноябрь 2020
- Просмотров: 680
https://www.interfax.ru/world/734921
"Архиепископ Цетине, митрополит Черногории и экзарх святого престола Печа, Амфилохий умер после святого таинства причастия в черногорской клинической больнице (COVID-19)
в пятницу, 30 октября", - приводит телеканал заявление Черногорской и Приморской епархии.
http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=91495
К 1991 году в Черногории почти не осталось священников, храмы стояли опустелые. А в конце 2019 – начале 2020 сотни тысяч верующих вышли на крестные ходы против принятого парламентом закона, ущемляющего Сербскую церковь. Даже архиереи страны были поражены: народ поднялся, хотя никто ничего не организовывал. А митр. Амфилохий в конце своей жизни успел увидеть плод 30-летнего труда – воскресение Черногории, воскресение народа
Монах, поэт, епископ
30 октября 2020 года умер великий праведник нашего времени, митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Ристо Радович, 1938-2020). Он успел сказать своему келейнику, иеромонаху Иустину, — «кончено», причастился в полузабытьи и почил.
Когда говоришь о человеке такого масштаба, каким был владыка Амфилохий, особенно чувствуешь бессилие слов, бессилие вместить его личность в слова.
Он оставил этот мир в день прославления горячо им любимых предшественников – святого владыки Петра Цетиньского и владыки, поэта Петра Негоша – Ловченского тайновидца. В нем сочетались мужество и стойкость первого и поэтический провидческий дар второго. И сейчас наш долг — свидетельствовать о его жизни и подвиге.
Богослов, философ, филолог, поэт, он учился в Белграде, Риме, Афинах, Париже; владел греческим, русским, итальянским, немецким и французским языками. Его докторская диссертация «Тайна Святой Троицы по учению св. Григория Паламы» считается одним из десяти лучших богословских трудов 20 века.
Во время учебы в Греции Ристо Радович принял монашеский постриг с именем Амфилохий и был рукоположен в священнический сан. В 1991 году, в труднейшее для Православия в стране время, становится митрополитом Черногорско-Приморским.
Пятьдесят лет коммунизма оставили ядовитый след, превратив исторически православную страну в духовную пустыню. Церкви стояли в полном запустении, священников почти не осталось.
Одним из гнилых плодов антицерковной политики в Черногории стала так называемая черногорская церковь – секта, созданная при поддержке правительства из нескольких изверженных из сана лиц, и зарегистрированная в цетиньском полицейском участке.
Митрополиту Амфилохию за почти 30 лет служения в Черногории удалось восстановить 625 церквей и монастырей, построить новые, возродить работу семинарии, создать христианские СМИ, но главное — воскресить народ и его веру.
По словам его ближайшего соратника и друга епископа Афанасия Евтича: «Амфилохий — значит воин на двух фронтах, он боролся за свой народ, его спасение, за его душу, за его физическое существование, и победил в этой борьбе, а сам пал жертвой, отдав все силы».
«Он, как Моисей, вывел свой народ из рабства, привел к свободе и предал дух свой Господу», — сказал в прощальном слове ректор цетинской семинарии отец Гойко Перович.
Митрополита Амфилохия связывала глубокая дружба с Сербским патриархом Павлом. В последние годы жизни патриарха Павла митр. Амфилохий часто посещал и причащал его в больнице, по его благословению, там за патриархом ухаживал иеромонах Мефодий из Цетиньского монастыря, сейчас он епископ Диоклийский.
Во время болезни Сербского патриарха Павла митр. Амфилохий возглавил Синод Сербской церкви, а после кончины до выборов нового — был его местоблюстителем.
«Я своими руками в Косово собирал отрезанные головы сербов»
Во время вооруженного конфликта в Косово (1998-2008) митр. Амфилохий спасал святыни и народ. Благодаря его огромному авторитету в мире через KFOR от албанских боевиков были спасены величайшие святыни Косово и Метохии – монастыри Печка Патриаршия и Высокие Дечаны (обладающий самым большим из сохранившихся собраний византийских фресок и старейшим храмом на Балканах).
Эти монастыри находились под эгидой Всемирного наследия ЮНЕСКО, однако для сербов они были не просто историей, а духовным сердцем Сербии.
«Мы ценой жизни не дадим их уничтожить», — заявил митр. Амфилохий, и приказал поднять в монастырях боевое знамя.
С помощью итальянской бригады «Фольгоре», многие солдаты которой даже переходили в Православие, монастыри удалось отстоять. А бригада была награждена орденом Св.Саввы Сербского – высшей церковной наградой Сербской церкви.
После того, как территорию Косова и Метохии покинула югославская армия, начался массовый исход сербов и многочисленные преступления против тех из них, кто остался в крае.
Владыка Амфилохий, рискуя жизнью, неоднократно выезжал на территорию самопровозглашенной республики и занимался розыском тел погибших, своими руками собирал останки тел по болотам, отмывал, хоронил, отпевал, а также составлял списки, чтоб ни одно ставшее известным ему имя не оказалось забытым…
В селе Осояне изнасиловали и зарезали на глазах у матери сербскую девушку Марицу Мирич, и митрополит похоронил ее в монастыре Печская Патриархия как мученицу.
До сих пор в Косово стоят дома для умалишенных – многие просто не перенесли то, что им довелось видеть.
Митрополита Амфилохия часто обвиняли во вмешательстве в политику, критиковали за резкие высказывания в адрес политических деятелей. На одно из таких обвинений он ответил:
«Я не могу поступить иначе… я многократно был в Косово, своими руками собирал отрезанные головы. Косово во мне с детства. И вдруг мы видим, что власти Сербии, а до этого, и Черногории под давлением, конечно, при насилии, невиданном в истории, отказались от Косово.
Никогда в истории не было, чтобы девятнадцать вооруженных стран, такая мощная армада, двинулись на маленький народ, маленькую страну, на Косово и Метохию, Сербию и Черногорию. Что есть Косово и Метохия, если не Церковь? И народ, оставшийся там — Церковь.
Не я Церковь и не патриарх Ириней, мы просто несем особую службу в Церкви. И я как человек, принадлежащий этой Церкви, этому народу, могу ли промолчать? Заглушить свой вопль?!».
Мои встречи с владыкой
Моя первая личная встреча с митрополитом Амфилохием произошла в 1995 году, тогда его еще совсем не знали в России. Он выступал перед небольшой группой прихожан Свято-Данилова монастыря в помещении воскресной школы.
Митр. Амфилохий говорил удивительные, непривычные для нас слова о рождественском объятии Бога и человека, эти слова глубоко врезались в сердце.
Впоследствии я получила книгу митрополита «Основы православного воспитания», в которой я нашла и эту проповедь, сказанную в Даниловом монастыре, а также ответы на все, волновавшие меня тогда вопросы. Я перевела книгу на русский язык и в 2000 году поехала в Черногорию, чтобы показать перевод митрополиту и взять его благословение на издание книги в России.
С тех пор я стала постоянным сотрудником митрополии, радио и издательства «Светигора». Когда мы встречались с владыкой, у него неизменно в руках появлялась книга, которую он передавал мне для перевода. Из своих же книг он просил перевести лишь «Летопись нового косовского распятия» — потрясающее свидетельство голгофы сербского народа и его святынь, дневник его пребывания на Косово и Метохии.
Я не беспокоила его своими личными проблемами, но он, узнавая о моих бедах и болезнях, помогал, поддерживал. В 2008 году, в самые тяжелые дни мартовского погрома в Косово, он не забыл позвонить, спросить о моем состоянии, — мне накануне сделали очередную тяжелую операцию, думаю, что без его молитвы исход мог бы быть совсем иным.
Меня это тогда потрясло, и это не единичный пример. Он называл меня «послушница святого Петра, очень хотел, чтобы я осталась в Черногории, «ты наша, сколько ты еще будешь ездить туда-сюда?», — спрашивал он всякий раз. Я постоянно чувствовала себя в поле его зрения, заботливого теплого внимания, и знаю, что то же самое о себе могут сказать сотни людей.
- Назад
- Вперёд >>