Поиск

Игра Паломник

Православный
геймер
для ВАС

Православные
мультфипьмы
для ВАС

Комиссия Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь
Поездки по всему Миру Поездки на Афон Паломничество на теплоходе

Продукция монастырских подворий

Накануне экзаменов
Новый Год в кругу семьи

Воскресные школы, православные гимназии Москвы и Московской области

Благотворительные акции

Православные песнопения в исполнении монастырских хоров

Молитвы живущих в супружестве

Ко дню памяти Патриарха Алексия II

Агентство религиозной информации "Благовест"

Удачного путешествия

"Рецепты для хозяйки во время урожайной осени"

Молитвы на Лето Господне

Молитвы для земледельцев



Banners

Читайте Евангелие, закон Божий, адреса храмов,
правильно готовьтесь к исповеди и причастию

Интернет-паломничество

Великая Лавра Афон
Великая Лавра Афон
Изображение взято по ссылке
http://ic.pics.livejournal.com/
irnella/66734384/
1599716/1599716_original.jpg

Cсылки для перехода на сайты с записями церковных служб или с веб-камерами, транслирующими сами службы, 3-D туры по храмам и монастырям.
Читать о Великой Лавре


Икона дня



Blue Flower

 

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=100248

 

«Слово, относящееся и к вечности, и ко времени»

Увидела свет книга последних проповедей митрополита Сурожского Антония

Новая книга проповедей митрополита Сурожского Антония «Евангельское слово рождает ответ. Проповеди последних лет (1992–2003)» была представлена 15 июня в Культурном центре «Покровские ворота». Выпустившее книгу издательство «Гранат» сообщает в аннотации, что в издании собраны проповеди последних двенадцати лет жизни митрополита, записанные в хронологической последовательности. В этих проповедях митрополит говорил не только о Евангелии и праздниках, но «высказывался о том, что его «било»: отзывался на происходящее в окружающем мире или на потребности меняющегося прихода».

«Слово, относящееся и к вечности, и ко времени» – эти слова самого митрополита Антония, которые процитировал в начале вечера директор КЦ «Покровские ворота» Жан-Франсуа Тири, точнее всего определяют содержание книги. «Митрополит Антоний  использует сюжеты реальности, чтобы увидеть в ней Христа», – сказал Ж.-Ф. Тири, подчеркнув, что именно этот смысл открывает удачно выбранное заглавие книги. «Если наши действии не рождаются от Евангелия, тогда это идеология. Если Евангелие не рождает в нас ответ, но это ненужная вера, она никак не влияет на нашу среду», – пояснил он.

Елена Майданович – переводчик и редактор многих текстов митрополита Антония и этой книги в том числе. В новом издании собрано более двухсот проповедей, из них менее четверти уже публиковались в разных изданиях. «Сборник актуален не только тем, что он ближе к нам по времени. Владыка [в этих проповедях] откликался на актуальные вопросы и проблемы. Сборник может быть канвой для биографии владыки – он говорит о том, что его задевает, что у него болит… Проповеди отражают и изменившийся состав паствы, ее новые потребности и запросы», – сказала Майданович.

Игумен Пётр (Мещеринов) прочитал новый сборник и поделился впечатлениями, которые оказались «не очень радостными». По его словам, в Православной Церкви богослужебный круг евангельских и апостольских чтений составлен «неудовлетворительно»: есть отрывки, которые повторяются в течение года, и акцент сделан в основном на чудесах Христа, тогда как Его нравственное и духовное учение «остается за бортом». Это может удручать не только слушающих, но и, в первую очередь, проповедника, который вынужден год за годом повторять одно и то же, выискивая «какие-то новые акценты». Такое «хождение по кругу» – признак субкультуры, и по последним проповедям митрополита Антония видно, что он «пытается вдохнуть жизнь в то, что в силу своей конструкции не принимает этого дыхания». Проповедник сам признается, что некоторые евангельские отрывки «не рождают у него отклика» и, конечно, винит в этом себя. Но о. Петр увидел в новом сборнике «борьбу предельного школярского уровня  синаксарного богослужения и желания владыки сделать это нерутинным», и это может оказаться очень важным для других священнослужителей, которые, впрочем, не читают проповеди своих коллег, заметил игумен.

Говоря о нынешней ситуации, о. Петр с болью отметил, что она выявила неутешительный итог церковного возрождения: даже прихожане, которые «прекрасно воспринимали интенции евахаристической общинности», сейчас «относятся к очевидным вещам совершенно не по-христиански». Это «фиаско» митрополит Антоний «как бы предчувствовал» – по словам игумена, это ощущается в реакции проповедника на «скорбный, болезненный вопрос так называемой Сурожской смуты». Сурожская епархия – «проект» гениально духовно одаренного человека, который силой духа мог подтягивать за собой ко Христу «малое стадо». «Но когда на Британские острова хлынуло «настоящее православие», ассоциировавшееся с митрополитом Иларионом, с этим владыка ничего не мог сделать», – сказал о. Петр, добавив, что в этой ситуации «сама элитарность, органичная в эмигрантской общине, превратилась в субкультуру». И в проповедях последних лет митрополит не скрывает, что и его «захватила эта буря», «боль о противостоянии, о взаимном непонимании», когда он оказался на острие столкновения двух субкультур.

Кроме того, выступавший увидел в новой книге «большую усталость» митрополита Антония – нет, не от веры. Напротив, в этих проповедях очевидна «индивидуализация веры», но усталость, связанная и с физическим старческим состоянием, и в немалой степени – с  «внешней церковностью, которая всегда несет соблазн встать на место Бога, и всегда это заканчивается очень плохо».

Совсем иначе воспринял новую книгу Алексей Козлов, молодой алтарник храма Всемилостивого Спаса в Митино. И не только потому, что, по его словам, он «еще не вышел из поры восхищенного отношения к годовому кругу богослужений». Главным образом потому, что имя митрополита Антония и его тексты стали «некоторым объединением для разных типов православия», разных течений, которые за 30 лет сформировались в РПЦ. «В ХХ веке нет другого такого православного автора, который был бы столь же непререкаем и авторитетен для всех», – считает Козлов.

Будучи лингвистом, он проанализировал проповеди митрополита Антония и заметил, что самые частотные слова и риторические конструкции настраивают слушающих на «постоянное вопрошание своей совести», при этом проповедник не отделяет себя от своей паствы, но, говоря «мы», солидаризируется с ней в духовной работе. Такой настрой проповеди, ярко проявляющийся во всех публикациях, приводит к тому, что «первые уроки» митрополита Антония все-таки выучены: в проповедях многих священников сейчас можно услышать «про Встречу, про общение Бога и человека, про тоску по Богу – эти понятия владыка привнес в наш язык».

«Да, теперь слово владыки выглядит объединяюще, часть его лексикона вошла в употребление, никто о нем дурного слова не скажет», – согласилась профессор РГГУ Анна Шмаина-Великанова. Но причина такого всеобщего приятия не только в его объединяющем «мы» и удачных риторических приемах. «Главная причина в том, что он умер, перестал быть опасен, он больше не испугает абсолютной правдой», – с горькой иронией сказала выступавшая. Она пояснила, что имеет в виду «невыносимую правду проповеди владыки, в которой нет ни грамма демагогии», и правда эта складывается «из безжалостности по отношению к нашей вере, которую он подвергает сомнению». «Кто мы – Каин или Авель?» – обращался он к своим прихожанам, и «эта правдивость делала ужасающе актуальным то, что владыка говорил».

Именно поэтому новая книга «удивительным, мистическим образом попадает в нашу ситуацию», продолжила Шмаина-Великанова, отмечая параллели: в проповедях последних лет митрополит Антоний с болью отзывается на «трагедию Сурожской епархии, крах дела всей его жизни – распад любви между людьми». «А сейчас эта книга призвана помочь нам, когда дело нашей жизни рухнуло: то, что мы строили 30 лет, чему учили детей – все оказалось не так», – сказала она. Чем же сейчас может помочь голос митрополита Антония? «Мы сейчас в таком значительном моменте истории, что ничем не удается отвлечься. Но можно, не покидая этого, уходить вглубь. Это делает владыка – он не отворачивается ни от чего, но глубина его проповеди такова, что проповедь переходит в молитву, и богословская глубина ведет к глубине любви», – заключила духовная дочь митрополита Антония.

С видеозаписью презентации книги митрополита Антония Сурожского «Евангельское слово рождает ответ. Проповеди последних лет (1992–2003)» можно ознакомиться на  youtube-канале КЦ «Покровские ворота».

Юлия Зайцева

 

Количество просмотров материалов
1452226

доска объявлений