Поиск

Игра Паломник

Православный
геймер
для ВАС

Православные
мультфипьмы
для ВАС

Комиссия Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь
Поездки по всему Миру Поездки на Афон Паломничество на теплоходе

Продукция монастырских подворий

Накануне экзаменов
Новый Год в кругу семьи

Воскресные школы, православные гимназии Москвы и Московской области

Благотворительные акции

Православные песнопения в исполнении монастырских хоров

Молитвы живущих в супружестве

Ко дню памяти Патриарха Алексия II

Агентство религиозной информации "Благовест"

Удачного путешествия

"Рецепты для хозяйки во время урожайной осени"

Молитвы на Лето Господне

Молитвы для земледельцев



Banners

Читайте Евангелие, закон Божий, адреса храмов,
правильно готовьтесь к исповеди и причастию

Интернет-паломничество

Великая Лавра Афон
Великая Лавра Афон
Изображение взято по ссылке
http://ic.pics.livejournal.com/
irnella/66734384/
1599716/1599716_original.jpg

Cсылки для перехода на сайты с записями церковных служб или с веб-камерами, транслирующими сами службы, 3-D туры по храмам и монастырям.
Читать о Великой Лавре


Икона дня



Blue Flower

https://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedchenkov/otets-ioann-kronshtadtskij/22

митрополит Вениамин (Федченков)

Собственно про Дом трудолюбия теперь бы и не следовало писать, так как он перешел в ведение другой, светской власти. И в каком виде он существует ныне, мы не можем ничего определенного сказать. Да это и не столь важно: важно то, что идея его принадлежала о.Иоанну; а так как вся эта книга говорит про Батюшку, то невозможно промолчать про этот «Дом», о котором он мечтал всю молодую жизнь священника. И понятно. Если кто думает о бедных, тот не может остановиться на частной лишь милостыне им: тот должен будет беспокоиться и об организованной общественной благотворительности им. А особенно нужно сказать это и про Кронштадт, и про о.Иоанна.

Нужно было думать, что с самых первых лет знакомства с бедным миром Батюшка не остановится на частной милостыне, а захочет организовать ее в более широком виде; ибо частная благотворительность не уничтожает нищеты. И хотя существование нищих имеет своею целью духовную милостивость, ласковость души, любовь сердца, но на этом нельзя остановиться. Поэтому с первых дней христианства и доселе Господь попускает существование бедных и нищих; как и почему, мы уже видели это из Дневника о.Иоанна. Но этим вопросом были заинтересованы и другие святые люди, жившие в миру; а изредка – даже и пустынники, хотя последние не обязаны были заниматься милостынею, так как им не из чего было благотворить, но любовь сердца несомненно была у них – и это составляло цель духовной жизни. Без любви не может быть ни христианства, ни истинной Церкви, ни – даже монашества. Св. апостол Павел свидетельствует, что «если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание, и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви; то я ничто». Впрочем, «если я раздам все имение мое, и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор.13:23). И потом всякий истинный христианин желает иметь любовь в сердце. Но она не может оставаться невидимой для людей: ей хочется проявиться и в делах. Поэтому, – как мы видим из книги Деяний апостольских (гл. 2 и 4), – с первых же дней христианских само собою зародилось «общее» житие; и не было ни одного нищего. С первых же лет дано было право епископам содержать бедных, для чего у архиереев были церковные суммы. Потом там и здесь начались злоупотребления. Но хорошие святые христиане, особенно святители, желали творить милостыню. Так было и с великим святителем Василием, который построил почти целый городок для больных и бедных, называвшийся в честь его имени «Василиадой». Там же говорил в пользу больных слово св. Григорий Богослов. О том же постоянно думал и говорил св. Иоанн Златоуст. Этим же отличался и св. Николай Многомилостивый. Этим же болели душой и другие святые: Филарет Милостивый, Иоанн, Александрийский патриарх, и многие другие. Не мог и о.Иоанн Кронштадтский остаться в стороне от этого вопроса –о любви к беднякам. Так он и начал поступать с самого начала священства: посещал бедных людей и благотворил нищим. Но не мог он остановиться на частной своей милостыне. Бедных в Кронштадте, близ столицы Санкт-Петербурга, было очень много; туда нередко высылали безработных, или они сами уходили туда, ища труда. Однако, главное – не в этом: были же священники, которые равнодушно относились к бедным. Не таков был о.Иоанн, как христианин: считая всех христиан одной церковной семьей, он не мог быть равнодушным к ним. Поэтому и начал с частной милостыни. Но потом скоро он понял, что ему одному не справиться с громадной нищетою, которую он видел воочию. Оставалось бороться с ней организованно, вместе с другими. «Братья и сестры». Но разве люди холодны бывают с братьями и сестрами? Никогда! Значит, и ему нельзя быть холодным к беднякам. Ведь они же братья и сестры во Христе и по Церкви! И эта мысль о бедняках не давала ему покоя. Нужно было что-то делать? И у него скоро явилась мысль о создании особого Дома для них. Причем – с трудом для них. Так и образовалась идея Дома трудолюбия. Пусть бедняки не будут «попрошайками» и бездельниками; это запрещает и христианство: «кто не трудится, тот пусть и не ест», – говорил строгий и милостивый апостол Павел (см.: 2Сол.3:10). И сам Павел трудился день и ночь (8 ст.). Поэтому все должны иметь и кров, и труд: от этого и явилась идея Дома трудолюбия. Но главное, повторю, здесь дело было в любви христианской. И тут уже не мог бездействовать о.Иоанн: это было бы и не по-христиански, и не по его энергичной натуре. Начал он с частной милостыни; но кончил Домом трудолюбия. Впрочем, обратимся к словам самого о.Иоанна. Вот что, между прочим, он говорил при освящении второго Дома трудолюбия, 10 октября 1882 года: «Человек ленивый и праздный и сам бывает непокоен, потому что праздного обуревают всякие страсти, и упрекает совесть, – и бывает он в презрении у людей, как бесполезный член общества. Но есть в некоторых обществах и городах, – в числе коих и наш, – люди, которым, и при желании трудиться, не к чему приложить рук: или по причине наплыва постороннего рабочего люда, – как в нашем городе почти всегда бывает, – или по неимению скольконибудь приличной одежды и обуви, или по малосилию и немощи, или по неблагонадежности. Вот для таких-то людей, – именно для мещан и мещанок города Кронштадта, приписанных к нему в 60-х годах во множестве несоразмерном и влачащих нищенскую скитальческую жизнь, не имеющих к чему приложить свои силы и смышление, свой труд, особенно осенью и зимою, Кронштадтское церковное попечительство... устроило и учредило в Кронштадте Дом трудолюбия для постоянного труда бедных, неимущих мещан, для воспитания бедных детей, для облегчения бедных матерей через принятие малолетних детей их в дневное пристанище, для умственного и нравственного образования народа в праздничные дни посредством назидательных и общеполезных чтений, для безмездной практики врачей с больными бедными». Но «дивно устройство этого дома, по милости Божией. Начатый постройкою весною прошлого года (1881), при ничтожных сначала средствах, при Божией помощи и добрых людей, и доведенной вчерне до конца в три этажа, он осенью обгорел в бывший пожар по той улице, где он строен, как и деревянный дом попечительства вместе с ним сгорел». Поэтому и нам нужно обратиться к раннейшему времени, когда возникла идея Дома. Еще в Дневнике своем за прежние годы о.Иоанн пишет: «Господи! Благоволи воздвигнуть дом для бедных во граде сем, якоже многократно молих Тебя всеблагаго, всемогущего, премудрого, чудного!» Следовательно, о.Иоанн сначала «многократно» молился о нем. Так поступает и всякий христианин до начала доброго дела: он сначала молится Богу; у Него просит благословения и помощи. А потом уже – у добрых людей. Но и молитва была раньше того времени, когда у о.Иоанна возникла мысль о доме для бедных; поэтому трудно указать: когда именно зародилась эта идея? Но я лично думаю, что она – почти современна священническому служению: когда он увидел «множество» безработных бедняков, тогда же и зародилась мысль о доме. Но он был еще не авторитетен тогда. Поэтому приходилось ждать. Приходится со всем считаться.

И вот только на 19-м году священствования о.Иоанн говорит «речь при открытии Кронштадтского Андреевского приходского попечительства, 9 июня 1874 года»: эту дату собственно и следует считать началом Дома трудолюбия. Почти 20 лет священства, – считая таковое с 12 декабря 1855 года. Времени не мало. «Наконец, – так начинает свое слово о.Иоанн, – мы уполномочены церковною и гражданскою властью открыть при нашей церкви попечительство, как о самом храме, так особенно и преимущественно – о бедных». «Наконец!»

Следовательно, сколько же до этого дня прошло лет, хлопот и молитв об устройстве бедных. 25 лет! Поэтому стоит остановиться и нашей мыслью на словах Батюшки, ибо они выражают то, что думалось много раньше 1874 года.

«Да будет благословенно от Господа это благодетельное учреждение. Во многих местностях вошли в действие попечительства о церквах; у нас только доселе замедлялось это учреждение: ныне же, по совершении всех формальностей, открытие его совершается». Следовательно, совершается только «открытие». А самая мысль и хлопоты были раньше. Сам о.Иоанн об этом так говорит в своей единственной автобиографии от 1888 г.: «С самого начала священничества, я возымел попечение о бедных, как и я сам бывший бедняком; – и лет около 20 назад провел мысль об устройстве Дома трудолюбия о бедных, который и помог Господь устроить лет 15 тому назад». Следовательно, если из 1888года вычесть 20 лет, – то будет 1868 год; то есть на 13–14-м году своего служения Церкви он уж «провел мысль»; а в 1874 году положил начало этому делу организацией попечительства: избранием более энергичных деятелей, заведением книг, составлением списка зажиточных прихожан, выявлением наличия бедноты, «нуждающейся в неотложном пособии, чем бы то ни было»: то есть трудом или денежным пособием. Потому нужно «с нынешнего же дня начать сбор» пожертвований и т.д.

«Затем, – говорит о.Иоанн в той же речи, – мы должны знать, что церковное попечительство главнейшим образом учреждено для уничтожения нищенства и попрошайства в нашем городе, для искоренения лености, празднества, тунеядства и пьянства, для приискания работ бедным, для учреждения ремесленной школы для бедных детей, для устройства рабочего дома, или – на первый раз – для найма дешевых или даровых помещений для бедных». А потом уже попечительство «может иметь предметом своим и самый храм»; поддержание хора певчих и, наконец, самый причт». Вот каковы ставились задачи: «главнейшим образом» – бедные. И уже потом и можно думать попечительству о храме, хоре и «наконец» о причте. А первое дело – бедные люди. Это вполне совпадало с намерениями сочувствующего беднякам молодого батюшки о.Иоанна. «Церковное попечительство, – высказывает он далее излюбленную свою мысль, – есть учреждение первых христиан времен апостольских, которые по братской любви так заботились друг о друге, что «не бяше нищ ни един в них» (Деян.4:34). Оно особенно необходимо у нас. Дай Бог, чтобы оно было и у нас в таком же духе любви и единомыслия. Что требуется для этого? – Мы должны несколько отрешиться от любви к самим себе и уделить этой любви нашему ближнему, который есть другой «я»: снизойти к нему, войти в его положение, часто очень горькое и безвыходное, где бывает тьма и мрак, нужда, болезнь, холод, голод, брань (ругань) со всех сторон. Разумеется, нужно несколько самоотвержения в пользу ближних; но оно-то именно требуется от нас Св. Евангелием, если мы хотим быть христианами самым делом, а не по имени только. Учреждение попечительства будет отмечено как весьма важное и благодетельное учреждение не только в летописи Кронштадта: оно будет отмечено на Небе, Которое принимает живое участие в судьбе всех нас и – бедных в особенности; и будут «имена ваши написаны на небесах» (Лк.10:20). Сам Господь некогда – и вы знаете, когда – скажет вам: «Вы сделали это братьям Моим меньшим: вы сделали это Мне» (Мф.25:40). Пожелаем же нашему новорожденному чаду благополучного возрастания и преуспеяния во всех отношениях; подобно другим чадам, которые были вначале маленьким, а потом по милости Божией выросли большими, крепкими, сильными. Заключу словами апостола Павла: «Точию нищих да помним: еже и потщахся... сотворити» (Гал.2:10). Постараемся же мы в точности исполнить завет апостольский. Аминь». Прошло еще три с половиной года, и о.Иоанн говорит другую речь, 30 апреля 1878 года, общему собранию попечительства. «При поспешствующем Божием благословении и при содействии молитвенном св. апостола Андрея Первозванного, Кронштадтское Андреевское попечительство пережило три с половиной года посильной благотворной деятельности». Будет предложен годичный отчет. «Я же с своей стороны, в глубоком сознании разумной энергической, постоянной и полезной деятельности членов Совета попечительства, призываю от всей души на них и на домы их благословение Божие и молю смиренно, да дарует им Господь сил и еще ту же ревность и охоту и ту же разумность и распорядительность в ведении дел попечительства, которая отличала их в прошлом году и ранее». Особенно благодарит их о.Иоанн потому, что этих членов было мало: «Весьма не велико, даже скудно было, братья-прихожане, число членов, заведывавших делами попечительства; но эта малая семья доброхотов была всегда проникнута братскою любовью, усердием к делу, единодушным стремлением сделать ближним добро, твердостью и постоянством в деле». Следовательно, сначала число активных членов попечительства было «весьма не велико, даже скудно»; но они были – на духовной высоте. И «что могла бы, с Божьею помощью, сделать эта горсть добрых людей, если бы попечительство пользовалось большим, чем ныне, сочувствием кронштадтского общества и располагало большими материальными средствами! Если даже теперь оно успело достигнуть, между прочим, того, что сотни нищих не стоят уже у церковных дверей и не безобразничают здесь, – как недавно еще, возбуждая к себе общее негодование прихожан, – то чего не достигло бы по отношению к благосостоянию меньших братий (то есть самих бедняков) и спокойствие молящихся в храме, если бы имело в распоряжении своем больше материальных средств или больше сочувствия обывателей. Да сотворит Господь, чтобы все относились к делу попечительства, как к делу Божию, к делу спасительному, как к своему задушевному делу. Господь взирает на всех, кто и сколько кладет в церковную кружку; взирает на богатство и на бедного; и копейку бедняка принимает больше, чем рубли и десятки рублей иного богатого; и всем воздает по усердию, или по сердцу каждого». Как видно, общество не принимало особенного участия в приходском деле помощи бедным и нищим.

Лишь небольшая часть «доброхотов» была активными участниками попечительства, к сожалению. По сохранившимся печатным книгам теперь известны имена этих добровольных тружеников: им ведь в значительной степени приходилось оставлять свою семью, домашние дела и т. п.; потом, они делали все это безвозмездно, «доброхотно», а не за жалованье. И их хорошо бы помянуть здесь!

В 1882 году о.Иоанн свидетельствует, что Дом трудолюбия стал действовать «благодаря участию членов попечительства – Буксгевдена, Лапшиной, Дворяшина, Борисова, Петрова и др.». Вероятно, эти же лица были помощниками о.Иоанна и 3–4 года назад; поэтому мы осмеливаемся помянуть хотя бы их, – о чем сказано в маленькой брошюрке «Жизнь о.Иоанна Кронштадтского».

Но важно не только участие помощников и помощниц, сколько усердие инициатора помощи беднякам, о.Иоанна. «Почему бы нам, – говорил он при введении в дело главы купеческого общества, Филиппа Степанова, – не устроить подобного (первохристианского) общества братолюбия и вспоможения во славу Божию и во спасение наше? Почему не устроить благотворительного заведения? Почему не приютить и не дать дела множеству нищих? Почему не снабжать их необходимым?.. Ты, раб Божий Филипп, теперь глава общества; а голова промышляет о нуждах всего тела. Позаботься же!» Но больше трудился и хлопотал сам Батюшка. И вот приют и «рабочий дом»... горит! Стоит об этом подробнее рассказать. Казалось бы, дело доброе; начинается добрым пастырем; делается для бедняков и нищих; совершается благословляющий молебен; трудятся немногие попечители; дело уже налаживается: бедняки получают и кров, и труд, и заработок, или – пособие; церковная паперть освобождается от сотен (легко сказать!) нищих, которые и «безобразничали» даже. А теперь все это изменилось. Дома уже в действии. И новый Дом трудолюбия уже построен до 3-го этажа. И вдруг – пожар в этой части города. Приход строит дом-школу для детей погорельцев. Но о.Иоанн пользуется моментом, чтобы заговорить о близких его сердцу бедняках и нищих. «Я разумею, – говорит он, – кронштадтских мещан, бедных, без всякого счету и разбору приписанных к нашему обществу и наводняющих Кронштадт в жалком виде, особенно больных из них, выходящих из госпиталя. Честь имею, – говорит Батюшка, – довести до сведения всех, кто не изучил их быта, что они крайне бедствуют: у них нет ни работы, ни хлеба, ни одежды, ни жилища; они с руками и ногами, но как бы без рук и без ног; везде они лишние; никто их не принимает на работу, кроме летних месяцев, в которые они, хотя не все, работают на иностранных судах. В Кронштадте до того много народу и рабочих сил,... что мещанам кронштадтским нигде места нет, как нет; а между ними есть много дельных и сильных людей. Обыкновенно в Кронштадте их называют пьяницами и тунеядцами; но считать такими всех их огулом совершенно несправедливо. Дело в том, что для нищих в Кронштадте должно бы устроить нищенский комитет по распоряжению городской власти; и этот комитет должен состоять под постоянным контролем городской власти. В самом деле, – из Петербурга, Одессы, Севастополя и других городов полиция присылает к нам почти каждомесячно и едва не каждодневно толпы кронштадтских мещан по этапу; и они у нас бродят, скитаются без всякого присмотра, оборванные, голодные, без приюта и без дела! На что это похоже? Терпимо ли это в благоустроенном обществе? И как это доселе могло быть? Будем ли мы еще игнорировать эту массу, эту язву, которая так близка к нам? Все погорельцы после рокового 20 октября 1873года, когда пожар обратил в пепел шестую часть нашего города поустроились, получили такое или иное удовлетворение; кронштадтские же мещане все остаются, как были». Но в 1874 году получено было разрешение на попечительство о бедных. И начал строиться специальный рабочий дом и дом попечительства. Вдруг 7 и 8 декабря 1881 года – новый пожар! И сгорают оба дома, коими уже обслуживала бедняков церковь. Другой бы человек пал в уныние. Но не таков был о.Иоанн. Он в Неделю св. праотец опять обращается к молящимся за подаянием. И сам сознает, что средств мало, что сострадательных лиц еще менее будет. «Впрочем, может быть, сострадательных и милостивых людей в нашем городе гораздо более, чем я думаю. Если так, то дай Бог, чтобы они вскоре подвиглись и своими приношениями и жертвами, в храме Божием, где все мы –богатые и бедные, знатные и незнатные, ученые и неученые, пастыри и паства, – должны сознавать и чувствовать себя членами единого Тела Церкви и единого Тела Христова, –мы во имя Самого Господа Иисуса Христа приглашаем вас, братия, откликнуться сочувствием».

И для сбора на бедных Кронштадтского попечительства поставлена была особенная кружка. И всех Батюшка приглашал всегда брать с собою из домов посильную лепту и класть в эту кружку. И дело начало, было, расти для бедных. И вот пожар. «Учредители, поскорбев, возложили упование на Бога, и с удвоенной и утроенной энергией принялись снова за дела». Батюшка обратился к народу с двумя воззваниями. Вот они – в выдержках:

«Кому не известны рои кронштадтских нищих! – мещан, женщин и детей раннего возраста? кто не видал и того, что между нищими – мещанами есть много людей молодых и здоровых, представляющих из себя весьма жалкую фигуру по своей грязной и изорванной одежде, трясущихся у преддверия храмов или у лавок и заборов в ожидании подаяния от какого-либо благодетеля? Но всякий ли додумывается до настоящей причины такого множества бедных в Кронштадте? Вероятно, многим или некогда было вникнуть в истинную причину этого зла, – потому что всякий преследует свои житейские цели, свои удовольствия, или многие останавливались на той мысли, что нищета неизбежное зло всех городов, не исключая, конечно, и сел. Многим гражданам, вероятно, и не приходилось видеть полную картину кронштадтской нищеты, – картину, далеко не отрадную». И далее о.Иоанн начинает изображать эти причины.

«Вот – главное: бедность от рождения, бедность от сиротства, бедность от разных бедственных случаев, бедность от неспособности к труду по причине старости, бедность от потери места, бедность от лености, бедность от пристрастия к хмельным напиткам; и в наибольшей части случаев – от недостатка труда. Но отчего особенно много нищих именно в Кронштадте? В это тоже стоит вникнуть. Хотите удостовериться во множестве нищих в Кронштадте? Выйдите поутру, часов в 9 или в 10 в субботу; и вы во множестве увидите их в гостином дворе и по всем улицам. В этот день они собирают милостыню, как в день сборный, в который бывает им подача по четверти копейки, редко по грошу; и вы уверитесь в справедливости сказанного. Да это еще далеко не все: сколько есть больных, старых и малых, не могущих ходить за подаянием!.. А угодно кронштадтской публике видеть непривлекательную картину бедности наших нищих? Вы заранее отказываетесь ее видеть? Вы отворачиваете лицо? Не гнушайтесь: ведь это – члены наши; ведь это – братья наши, хоть и не привлекательные по наружному виду. Вот эта картина: представьте сырые, далеко ушедшие в землю подвалы домов некоторых улиц, в которых по преимуществу помещаются наши нищие: тут помещается по 30, 40 и 50 человек в жилье, иногда положительно как сельди в бочке; тут старые и взрослые, и малые дети; тут и младенцы, сосущие сосцы; в сырости, в грязи, в духоте, в наготе, а часто и в голоде.

Интересующийся сам может проверить истину этих слов. Но к чему же я утомляю такой картиной воображение читателей, привыкших к изящной обстановке? Не для того, конечно, чтобы читатель только сказал: Слава Богу, что я не родился в бедности, или – не живу в бедности; слава Богу, что у меня есть капиталец, – и я обеспечен; слава Богу, что я живу с комфортом и во всяком довольстве; или: я свою лепту вношу в богадельню, на приют; до этих нищих мне дела нет! Нет, господа, это дело касается до всех жителей города: как живущих на жалованье, так и купцов, мещан и прочих, имеющих какое-либо состояние. В чем же дело? – спрашиваете вы. – В том дело, чтобы всему кронштадтскому обществу, – духовному, военному, чиновничьему, торговому, мещанскому, – образовать из себя попечительство, или братство при разных церквах, и соединенными силами заботиться о приискании для нищих общего жилья, рабочего дома и ремесленного училища. Не пугайтесь, господа, громадности предпринимаемого дела. Доброму делу поможет Бог, там скоро явится все – как бы из ничего. Если городу угодно было принять к себе такое множество нищих; то он, конечно, должен взять на себя и обязанность занять чем-нибудь этих праздных людей, сделать их оседлыми: иначе выйдет и возрастет неизбежное зло, воровство и грабительство; и мирные граждане не будут безопасны везде и всегда. Пора сделать что-либо решительное относительно кронштадтских мещан: или устроить для них рабочий дом и для детей ремесленную школу; или же, как крайнюю меру, выпроводить часть их куда-нибудь в другое место. Итак, братья, все, кого интересует благо человечества, пусть соберутся и сплотятся в дружное общество; и будем собирать нравственные и материальные силы сограждан на приискание дома трудящихся и на снабжение его потребными вещами, – также и устройство ремесленного училища». Таково было первое послание о.Иоанна. А вот и второе вкратце. «Было бы и пред Богом грешно и пред людьми стыдно оставлять такое множество наших членов, разумею наших мещан, оторванными, изолированными от общественного тела и от его благосостояния. Отчего не связать их с общественным организмом, соорудив для них помещение и дав для них дело? Во имя христианства, во имя человеколюбия, гуманности взываю: поможем этим бесприютным беднякам! Поддержим их нравственно и материально; не откажемся от солидарности с ними, как с человеками и собратами; и докажем, что чувство человеколюбия в нас еще живуче и себялюбие не заело нас. Так как прежде всего нужна здесь материальная помощь, то я делаю первый почин: вношу ежедневно в кассу общества, которое примет на себя хлопоты по этому делу, 70 рублей, – с тем, чтобы не подавать на улицах и у церкви нищим. Братья, во имя Христа и Креста возвышаю голос: кто еще?..»

По-видимому, ответом было бы молчание, если бы это не было письменным посланием. «Как хорошо было бы по всем этим причинам устроить Дом трудолюбия! Тогда бы многие и из них (бедняков) могли обращаться в этот дом с требованием сделать нам за известную плату то или другое дело, ту или другую вещь; а мещане жили бы, да и трудились и благодарили Бога за своих благодетелей. И нравственно многие поднялись бы! А если бы кто, будучи здоров, не захотел работать, того из города – долой: Кронштадт – не рассадник тунеядцев! Други и братья! Приимите это заявление к своему сердцу; да поближе, как свое собственное дело. Некоторые не хотят слышать о рабочем доме; потому что, говорят, это – карательное дело, а мы не имеем права карать? Какое карательное заведение? Это –прямое благотворительное заведение! Разве не доброе, не гуманное дело спасать людей от лености, праздности, апатии, тунеядства? Если спор из-за слов, то перемените название и назовите его вместо «Рабочего Дома», хоть Муравейником или Пчельником, все равно, как хотите: только не откладывать бы доброго дела, напрашивающегося на скорое исполнение, в долгий ящик».

Так дело о Доме трудолюбия давно было задумано о.Иоанном. Но лишь в 1874 началось «наконец» попечительство, которое поставило вопрос о бедных. Но опять потребовалось несколько лет: около 6–7!.. И вдруг пожар! Дом трудолюбия и попечительства сгорели... «Вот и опять, – говорит о.Иоанн, – постигло нас бедствие и горе! Не внешний неприятель нашел на нас с огнем и мечем; а враг внутренний, тайный, облеченный во всеоружие мерзости и продажной дружбы и полного безучастия к постигшей беде! Безучастия, – говорю, – людей, которые на то и поставлены, чтобы служить общественной безопасности! Да, злая рука бесстыдного ночного порока умышленно произвела пожар и причинила великое бедствие! И кому же? Большей частью беднейший жителям нашего города, которые были призрены в доме попечительства и продолжали свои мирные труды... И таким образом, беда родила новую беду». Но о.Иоанн не упал духом... И в один год, 1882-й, дело поправилось. «Жертвы стали поступать отовсюду; и в конце концов попечительство стало в силах восстановить разрушенное пожаром здание и привести его к счастливому и прекрасному концу»: 10 октября 1882 года о.Иоанн уже говорит об этом слово, в день освящения. «Нынешний день назначен для освящения его», – то есть Дома трудолюбия, – посредством торжественной молитвы и окропления его водою во всех его частях. Остается, – говорит Батюшка, – призвав на него благословение Божие, пожелать членам попечительства и всему Кронштадтскому обществу дружного действия к обеспечению нищих и бедных г. Кронштадта постоянным трудом, чтобы не сидели они праздно; и имея постоянную работу, имели вместе и постоянно и трудовой кусок хлеба; а чрез это – не имели бы поползновения и попрошайству и пьянству, и были бы полезными гражданами... Вы увидите прекрасный образ Спасителя нашего на фасаде здания с простертыми объятиями к изображенным на той же иконе людям и словами над образом: – «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии и Аз упокою вы». Он будет всегдашним напоминанием и трудящимся в этом здании, и всем проходящим и взирающим на него – напоминанием о непременной обязанности каждого из нас трудиться прежде всего – для спасения душ своих, для умерщвления в себе грехов; а потом – трудиться духовно и физически на пользу свою, общества или семьи (бедных) в надежде на вечное упокоение за временные и полезные труды в Боге. Аминь». Так заканчивает Батюшка мысль о цели воссоздания Дома трудолюбия; она – двоякая: спасение души и телесный труд для бедных. Для восстановления Дома потребовался только один год. Такой короткий срок объясняется, между прочим и тем, что к этому времени о.Иоанн уже прославился и как чудотворец. Теперь остается нам перечислить, хотя бы кратко, те учреждения, которые нашли приют и труд в Доме трудолюбия. Таких было много. Например.

1. Пенькощипная. Там работали в год около 23 ООО (беру круглые числа), выщипавшие до 3 500 пудов пеньки. В среднем этим трудом занимались до 63 человек в день. 2. Женская мастерская. Здесь обучалось до 50 девочек в году. 3. Сапожная мастерская. Было в 1896 году до 16 человек. 4. Призрение бедных женщин. По неспособности к труду и бедности здесь призревались 20 с лишним женщин. 5. Бесплатная амбулаторная лечебница. Приходящих больных было до 2 700 человек, то есть по 7 человек в день. 6. Начальное училище. Там к 1897 году было до 280 человек постоянно учившихся. 7. Классы ручного труда. Посещали их до 15 человек. 8. Бесплатная детская библиотека. Там в учебный сезон выдано было в 1896г. до 2 600 томов. 9. Книжная лавка. Было продано свыше 7 500 экземпляров книг, листков, образков. 10. Бесплатная народная читальня. Там было до 30 ежегодных журналов. Читающих в год было зарегистрировано до 6 500 человек. 11. Комнаты для приезжающих. Там на 4 этажах было до 45 кроватей, из коих три было бесплатных. Эти кровати были предназначены главным образом для посещения о.Иоанна. 12. Убежище для сирот и Дневное пристанище. Здесь было девочек до 45 и мальчиков до 40. Дети в Дневном пристанище проводили время от 8 часов утра до 8 часов вечера; всего детей было до 50 человек: это – вроде яслей. Они получали здесь – утренний чай, завтрак, обед и ужин. 13. Народная столовая. Открыта была с 6–9 часов утра, с 11 до 3 ч. пополудни и с 5–9 часов вечера, то есть 11 часов в день. Бедные здесь получали щи с мясом, кашу и хлеб и пользовались кипятком для чая. Были и бесплатные призреваемые. А способные платить могли получать обед или ужин за 3 коп., по 6 коп. – за два раза. Чай и сахар ценились особо, по 12 коп. Щи и суп – по 1коп.; каша по 2 коп. за порцию. Хлеб особо ценился, от полутора до 3-х коп. за фунт. Бедняк мог просуществовать тогда в день на 6 коп.: ему давался обед и ужин по 3 коп. с хлебом. Всего в год отпускалось до 90 000 (порций); то есть бывало в день от 250 до 300 человек за обедом. 14. Дом попечительства, на Высокой ул., за №№ 126, 127, 128. Этот дом отдан был бедным бесплатно. Всего было до 85 человек; помещались они почти везде по двое: это были большею частью престарелые женщины или вдовы с детьми. А в подвальном этаже находилось два больших помещения для беднейших богомольцев-паломников. Каждый из них имел право прожить здесь трое суток. Эти комнаты рассчитаны на 30 мужчин и на 30 женщин, отдельно. 15. Еще была Воскресная школа для взрослых и молодых людей до 20 лет. В ней было до 200 человек приходящих еженедельно. 16. Ночлежный приют –на 110 мест: 85 мужчин и 25 женщин; но обыкновенно бывало больше. Плата была по 3 коп. за ночь. Бесплатных ночлегов было даваемо до 35 000 (мест)!

Был еще ручной труд, переплетная мастерская, военная гимнастика, зоологическая коллекция, платная библиотека, рисовальные классы, загородный приют, огороды, народные чтения; (производилась) выдача пособий – деньгами, одеждой, обувью, пищей и проч.: выдавалось ежемесячно примерно на 1000 человек. Итого, около 25 учреждений для бедных людей! Это был целый город! Сбылось то, о чем мечтал о.Иоанн с начала своего священства! Но были еще «комнаты», отдельные от Дома трудолюбия, содержимые частными людьми, куда пускались богомольцы, паломники за малую плату. Можно сказать: Кронштадт жил по преимуществу о.Иоанном! Такова была его сила и влияние. Но не нужно думать, чтобы это дело далось ему легко! Нам уж известно, что для этого потребовалось почти 27 лет! А задумал он дело о бедных с самого начала священства. Потом пожар... А далее? Разве содержать 30 учреждений при Доме трудолюбия легкая вещь? О! Об этом нужно подумать! Да если бы только одним этим делом заниматься, и тогда крайне трудно... А ведь у него были еще и другие, более неотложные дела, как увидим далее. Если он говорит, что любовь – ни для Бога, ни для людей неотъемлема от креста; то какой же он взял на себя крест, создав Дом трудолюбия?! Ведь нужно было ежедневно добывать средства?! Да мало ли? Много! Например, в 1888 году о.Иоанном было пожертвовано 57 320 р. 92 коп., в 1890 году –29 005 р. и т.д. Конечно, к нему текли деньги ежедневно. Но какую нужно было иметь веру, чтобы быть уверенным в неизменности этого притока денег от неизвестных людей! Но все это не остановило о.Иоанна, ибо он взял на свои плечи крест Христов; ибо он был христианином; ибо он стал священником христоподобным и не мог с самого начала священства равнодушно смотреть на «меньших» Христовых «братьев», на бедняков. Но о кресте его мы будем говорить особо дальше.

Святой праведный Иоанн Кронштадский, автор труда "Моя жизнь во Христе"

Иоанн Кронштадтский — Толкование на Апокалипсис

Ачаирский крест – символ примирения Неба и земли…

Количество просмотров материалов
1438747

доска объявлений