- Подробности
- Автор: Super User
- Категория: Основы
- Опубликовано: 19 Февраль 2023
- Просмотров: 244
https://www.pravenc.ru/text/1681349.html
[греч. καταβασία от καταβαίνω - «схожу, спускаюсь», κατάβασις - «схождение»], песнопение, исполняемое в конце каждой песни канона на утрене в праздничные и особые дни. В качестве К. используются ирмосы (как правило, из наиболее известных канонов). Название песнопения обычно объясняют способом его исполнения - для пения К. два хора должны сойти со своих обычных мест и объединиться в середине храма, однако различные способы использования термина καταβασία в древних памятниках (см. ниже) скорее указывают на то, что «схождение» здесь означает «завершение», т. е. К.- это заключительная часть той или иной литургической структуры.
В богослужебной практике К. нередко называют также т. н. рядовую К. или покрывающие ирмосы - ирмосы 3, 6, 8-й и 9-й песней последнего из канонов утрени, которые за вседневным богослужением должны исполняться в конце этих песней; они завершают очередной раздел канона и указывают священнослужителям на необходимость произнесения ектении или интонирования песни Пресв. Богородицы «Величит душа Моя Господа». Однако отождествление покрывающих ирмосов с К. не вполне корректно: в отличие от К. они не должны исполняться двумя хорами вместе (на вседневной утрене хоры соединяются только для пения «Достойно есть» в конце канона), а их функция вспомогательная, тогда как К. является самостоятельным элементом чинопоследования, подчеркивающим торжественность службы.
Практика исполнения К. в праздничные дни появилась уже в студийскую эпоху. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., наиболее точно передающем содержание первоначального студийского Синаксаря (устава на весь год), о К., в качестве к-рой используются ирмосы праздничного канона, упоминается в разделах о службах на такие важнейшие праздники, как Рождество Христово и Богоявление (Пентковский. Типикон. С. 308, 317), а также на память св. Алексия, человека Божия,- покровителя патриарха Алексия Студита, составителя этого Типикона (Там же. С. 332)
http://diak.ortox.ru/bogosluzhebnyjj_ustav/view/id/1207640
Устав о катавасиях
От Недели Всех святых (включительно) до 1‑го дня августа поется катавасия «Отверзу уста моя».
От 1 августа до отдания праздника Воздвижения — «Крест начертав Моисей».
В праздник Преображения Господня — катавасия «Крест начертав»; в попразднства же Преображения до отдания его — «Лицы израильтестии», в отдание — «Крест начертав».
В предпразднство праздника Успения Пресвятыя Богородицы, в самый праздник и в попразднство, до отдания включительно — «Преукрашенная».
После отдания Воздвижения до 21 ноября, или до праздника Введения Пресвятой Богородицы — «Отверзу уста моя».
От праздника Введения Богородицы до 1 января, или до отдания праздника Рождества Христова — «Христос раждается».
От 1 января до отдания праздника Богоявления Господня — «Глубины открыл есть дно».
С 15 января, от отдания праздника Богоявления до отдания Сретения Господня — «Сушу глубородительную землю».
В Неделю мытаря и фарисея, если нет ни предпразднства, ни попразднства — катавасия «Отверзу уста моя»; если же есть предпразднство или попразднство, то катавасия празднику.
В Недели — о блудном сыне, мясопустную и сырную — катавасия Триоди. Если в сии Недели случится предпразднство или попразднство, или самый праздник Сретения Господня, или отдание его, то катавасия — «Сушу глубородительную землю», только в Неделю мясопустную с предпразднством и попразднством — катавасия Триоди.
В 1‑ю Неделю поста — катавасия Триоди.
В о 2‑ю, 4‑ю и 5‑ю Недели поста — катавасия «Отверзу уста моя»; та же катавасия поется и тогда, когда случится в седмичные дни, кроме Страстной седмицы, празднование великому святому или Богородице — явлению иконы Ее.
В 3‑ю Неделю — катавасия Триоди.
В Неделю ваий и Страстную седмицу — катавасия Триоди.
От Недели Пасхи до отдания Пасхи — катавасия «Воскресения день»; в Преполовение же Пятидесятницы и в отдание его — катавасия «Море огустил еси».
В отдание Пасхи — «Спасителю Богу».
В праздник Вознесения Господня и отдания его — «Божественным покровен»; в попразднство же Вознесения — «Спасителю Богу», только в 7‑ю Неделю, Святых отец, — «Божественным покровен».
В субботу Пятидесятницы — катавасия Триоди.
В день Пятидесятницы до отдания праздника — катавасия «Божественным покровен».
В Неделю Всех святых — «Отверзу уста моя».
- Назад
- Вперёд >>