Поиск

Игра Паломник

Православный
геймер
для ВАС

Православные
мультфипьмы
для ВАС

Комиссия Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь
Поездки по всему Миру Поездки на Афон Паломничество на теплоходе

Продукция монастырских подворий

Накануне экзаменов
Новый Год в кругу семьи

Воскресные школы, православные гимназии Москвы и Московской области

Благотворительные акции

Православные песнопения в исполнении монастырских хоров

Молитвы живущих в супружестве

Ко дню памяти Патриарха Алексия II

Агентство религиозной информации "Благовест"

Удачного путешествия

"Рецепты для хозяйки во время урожайной осени"

Молитвы на Лето Господне

Молитвы для земледельцев



Banners

Читайте Евангелие, закон Божий, адреса храмов,
правильно готовьтесь к исповеди и причастию

Интернет-паломничество

Великая Лавра Афон
Великая Лавра Афон
Изображение взято по ссылке
http://ic.pics.livejournal.com/
irnella/66734384/
1599716/1599716_original.jpg

Cсылки для перехода на сайты с записями церковных служб или с веб-камерами, транслирующими сами службы, 3-D туры по храмам и монастырям.
Читать о Великой Лавре


Икона дня



Blue Flower

https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=103481

Беседа с протоиереем Николаем Соколовым

Беседа с настоятелем храма святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее, заведующим отделом ГТГ «Храм-музей Свт. Николая в Толмачах», заведующим кафедрой пастырского душепопечения Сретенской духовной академии, протоиереем Николаем Соколовым. Он вспоминает о том, как изменилась жизнь нашей Церкви за последние полвека.

– Отец Николай, расскажите, пожалуйста, про время, когда Вы были рукоположены в пресвитеры. Тогда изменился вектор государственного отношения к Церкви. Общество заново начало открывать для себя духовные вопросы, появился интерес к Церкви. Какие особенности в духовном окормлении паствы того периода запомнились?

– В общем направление духовной жизни, конечно, изменилось. Скорее всего, это произошло с момента тысячелетия Крещения Руси в 1988 году, как раз когда я был рукоположен. Тогда наблюдалось желание россиян, живущих на территории нашей канонической Церкви, не просто быть русскими, а быть крещеными. Но я не берусь оценивать, правильно ли было крестить то множество людей, которые приходили тогда в Церковь. На всё Промысл Божий. Раз люди пришли в Церковь, мы обязаны их крестить. Напомню, что в 1988 году еще была советская власть, поэтому все требования и запреты, которые существовали в период застоя, еще оставались. Может быть, они жестко не соблюдались, но священник против этого не мог возражать. Если он говорил что-то против, то становился неудобен в данном приходе, и тогда его просто переводили на другой приход руками церковной власти по указанию советских властей. Я сам был свидетелем таких случаев.

В то время я служил на Ваганьковском кладбище. Многие люди приходили туда, навещали могилки своих родных, близких и похороненных там известных людей. Так, могила Владимира Высоцкого находилась примерно в пяти метрах от окна алтаря, где совершалось богослужение. И подчас, пока звучала Херувимская песнь, за окном мы слышали его песню «Кони привередливые» из магнитофона и ничего не могли с этим сделать. После этого в наш храм Воскресения Словущего по окончании Литургии приходили люди, иногда до двадцати человек в возрасте двадцати-тридцати лет, и говорили, что были на могиле Высоцкого. Он был крещеным, а они еще не крещены. И вот они выпили за его память и решили креститься. Пришли в церковь, заплатили деньги за Крещение и принесли квитанцию. Что мне было делать с этими людьми? Отказать я не имею права, они уже заплатили в кассе.

Приходили люди иногда семьями, иногда по одному, крестными обычно были друг другу. И вот стоит толпа, совершается таинство Крещения. Никто ничего не понимает, кто-то смеется, кто-то плачет... Десятки людей каждую неделю приходили в храм на протяжении полутора-двух лет. В лучшем случае мы могли научить их правильно креститься крестным знамением, прочесть вместе молитвы «Отче наш» и «Символ веры». Тогда еще не было больших купелей, люди наклоняли голову, раздеваясь по пояс, и крестились. Это было массовое движение в Церковь людей невоцерковленных, не понимающих, что происходит, но движимых идеей креститься, раз Россия была крещена.

С одной стороны, было отрадно, что люди шли в храм, но за этим ничего не стояло. Ко мне сейчас многие приходят и говорят, что я их крестил тридцать лет тому назад. И у меня возникает вопрос: «А где же они были эти тридцать лет?» Кто-то работал, кто-то уезжал, кто-то болел. Когда была пандемия, у многих умерли близкие. Сейчас специальная военная операция, люди боятся, и их снова потянуло в Церковь. Они приходят к Богу, а не ко мне. Я встречаю их, разговариваю, даю брошюрки о Крещении, Таинствах, об Исповеди и Причащении. Я говорю, что если они считают себя моими духовными чадами, то пусть почитают литературу о том, куда и зачем они пришли, что такое Церковь, что такое Православие, что такое внутренняя жизнь человека, почитают Священное Писание. И вот тогда уже мы сможем предметно поговорить.

Но все-таки толчок этому был дан тридцать лет назад. Как писал Тютчев: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». Мы никого не имеем права судить. Человек пришел в храм и просит помощи и молитв. Мы обязаны принять людей, и я это делаю.

– Сейчас людей в храме стало меньше?

– Массовый приход в Церковь большого количества людей прекратился с началом 2000-х годов. Как только в стране установилась либеральная власть, а советская власть ушла в прошлое. Если в нашем храме святителя Николая в Толмачах в 1992 году за год крестилось триста-четыреста человек, то сегодня – от силы двадцать-тридцать (и взрослых, и детей вместе).

Взрослых очень мало крестится сейчас. Детей крестят постольку-поскольку, считая, что они должны быть крещены, потому что родители крещены, но сами родители ничего не понимают. Все разговоры о катехизации только на бумаге. До конца это, к сожалению, не исполняется. В лучшем случае это две-три беседы с крестными, с родителями; просим, если есть возможность, прийти на Исповедь. Люди обычно ходят в храм на Пасху, ставят свечку и освящают куличи. Когда говоришь, что есть и другая сторона церковной жизни, выясняется, что сегодняшние православные считают, что этого вполне достаточно. Отказать им тоже нельзя, чтобы не обидеть. Хотя есть и такие священники, которые отказывают и говорят, что не будут крестить, пока родители сами не будут воцерковлены и дети не вырастут. Некоторые граждане пытаются договориться деньгами, если священник отказывает. У нас в Толмачах нет прейскуранта, мы бесплатно причащаем, исповедуем, крестим, соборуем. У нас есть ящик для пожертвований, куда вы можете положить сумму, которую считаете нужной.

– Батюшка, Вы были основателем одной из первых воскресных школ и можете сравнить ситуацию в отношении воспитания детей в православной вере в то время и сейчас.

– В то время, когда у нас появилась воскресная школа, еще была эпоха советской власти, когда люди хотели все узнать, им было непонятно, что происходит в Церкви. Их дети уже росли крещеными, но вне церковной и богослужебной жизни, поэтому зашел разговор об открытии воскресной школы. У истоков стоял отец Артемий Владимиров, появлялись первые катехизические общины. Мы открыли на Ваганьково воскресную школу. Людей было очень много. У нас было три потока по возрастам, и после службы священники занимались с детьми. Присутствовали и взрослые, им не возбранялось приходить. В храме на Ваганьково свободного места не было, мы занимались в храме Святого апостола Андрея Первозванного в то время, когда там не проходили отпевания. Тогда целые семьи становились воцерковленными. Постепенно они стали приходить в храм на службу, на Исповедь и становились по-настоящему духовными детьми. Из таких интересующихся детей сложился наш приход. Это произошло благодаря воскресной школе, которая работала у нас с 1988 по 1993 год. За это время более пятисот человек прошло через школу.

К нам приходил митрополит Феодосий (глава Православной Церкви в Америке), когда посещал Москву. Сохранилась записка от него, где он желает школе успеха и помощи Божией. Тогда еще не было опыта, который появился сегодня, не было литературы и учебников. Слава Богу, что я воспитывался в духовной семье и у моего дедушки была прекрасная библиотека. Я мог брать книги святых отцов, художественную литературу и давать что-то из этого детям, выдумывать какие-то игры. Так мы, например, учили десять заповедей, чтобы избежать скучных лекций. Когда выходишь на уровень детей и понимаешь, что они заинтересованы, видят в тебе соработника по играм, тогда через эти игры у них приходит понимание праздника Рождества Христова, Богоявления, Святой Пасхи. На Рождество ученики мастерили вертепы, игрушки, звездочки, учили стихи. Мы вместе проводили праздники в ДК Горбунова, на елку приходил наш настоятель, отец Валентин Парамонов. Моя матушка Светлана организовала хор, в котором было почти пятьдесят детей. Буквально на днях я нашел газету 1991 года со статьей о том, как она впервые выступает в Большом зале Консерватории с нашим хором... Это был порыв, когда люди шли и с удовольствием занимались.

Спустя тридцать лет все очень сильно изменилось. В то время в Москве было всего 48 храмов на весь город, поэтому воскресные школы были переполнены. Затем люди стали расселяться из центра по всему городу в новые районы, наша школа тоже снимала помещения. Постепенно детей в школе становилось все меньше. Многие прихожане, которые остались с нами в Толмачах, говорили, что при всем желании им тяжело везти ребенка на занятия больше часа, и отдавали детей в новые школы при храмах возле дома. У нас осталось всего пятнадцать человек. У родителей пропал интерес. К тому же за эти годы люди узнали слишком много негатива про Церковь. А теперь еще можно открыть интернет и найти там массу информации на эту тему...

Конечно, люди разные, но говорить в общем, что Церковь плохая, нельзя. Церковь всегда будет свята и непорочна до конца мира. Если говорить о священниках, то и они изменились. Есть очень хорошие батюшки, а есть службисты, отбыватели времени, которых не волнует, есть воскресная школа или нет, есть молодежь или нет; отбыл свое время и ушел. Я не обвиняю их, многие священники работают на других работах, потому что храм и семью не на что содержать. У меня у самого четыре послушания, где я получаю небольшие деньги... В крупных городах свои проблемы и возможности, на периферии – свои. Но факт в том, что человек изменился. Его изменила ситуация, которая сложилась вокруг церковной жизни, церковных приходов и той дискриминации, которой духовные люди подвергли сами себя.

– Люди изменились, и изменились ситуации в семьях. Сейчас проблема православных воцерковленных семей – помочь детям не уйти из Церкви.

– Я согласен, что это очень большая проблема. Дети – это наше будущее, будущее Церкви и нашего мира. И обстановка, которая складывается вокруг них, нехорошая. Это идет в первую очередь из семьи. А многие семьи, к сожалению, находятся в разладе. Если ребенок видит склоки дома, понимает, что родители ненавидят друг друга, изменяют друг другу, но ходят в церковь, то вся эта церковная жизнь будет только до поры до времени. И на моем приходе есть семьи священников, в которых дети перестали ходить в церковь. Они ходили до 12–13 лет и перестали из-за разлада в семье. Ко мне приходят женщины и говорят, что дети смеются, когда они молятся дома. А еще год назад эти дети с мамой за ручку ходили в храм и выстаивали всю службу...

Часто дети не понимают, что происходит в храме во время службы, видят только, что чтецы и священнослужители что-то бубнят себе под нос. Священнику нужно время, чтобы поговорить с детьми о церковной жизни, о любви, о мире, о заповедях Христовых. Но времени не всегда хватает, к сожалению. Конечно, дети уходят из Церкви, у нас молодежи почти не осталось. А раньше на Исповеди и к Причастию их стояло по 20–30 человек. Но знаю, что такие приходы еще кое-где остались.

– Какой бы совет Вы сейчас дали родителям?

– Никогда не нужно отчаиваться. Никогда не забывайте, что не мы спасаем детей, а Господь их спасает. И если вы пришли когда-то с ними в церковь и заложили семя веры в их души, то, когда нужно, Господь их приведет, они вспомнят, что были здесь, видели священника, что они крещены. И что эти молитвы: Пресвятой Богородице, «Отче наш», Ангелу-Хранителю, – которые их заставляют читать, – это не машинальное произнесение непонятных фраз, а молитвы сердцем Богу.

В храме святителя Николая в Толмачах. Фото: hramvtolmachah.ru

 

Нужно смотреть на детей, не расстраивать и не упрекать их. Упрек нужен нам, потому что мы неправильно вели себя в отношении наших детей. Часто родители говорят, что буквально притаскивают детей в церковь. Я сам в 15 лет хорошо если раз или два в месяц ходил в церковь. Была учеба в школе, потом Консерватория, много было и других занятий. А лет в 10–12 я с дедушкой обычно каждую неделю ходил на раннюю Литургию. Но никто меня не тащил и не будил, мы могли и дома спокойно помолиться.

– Я знаю, что Вы помогали дедушке распространять духовную литературу.

– Да, это были книги моего деда, Николая Пестова, самиздат. Они расходились по всему СССР, кто-то за ними приезжал сам, кому-то их отправляли по почте, а когда дед не хотел рисковать, их развозил я. Мне было 14–15 лет, и я тогда не думал, что везу подпольную духовную литературу, и не знал, что это карается законом. Килограммов десять я мог поднять, книги упаковывали в посыльные ящики, провожали меня на поезд, и я ездил в разные концы – до Таллина, до Риги. Часто – в Пюхтицкий монастырь, там у нас были хорошие друзья, от них литература расходилась по Прибалтике. Меня встречали те, кому книги были адресованы.

– А кто их перепечатывал?

– Дедушка все свои сбережения, всю пенсию отдавал на печатание книг. У него одно время работали по всей Москве пятнадцать машинисток. По три-четыре экземпляра печаталось на машинке. А дома он сам переплетал. У него был станочек, он сам сшивал, переплетал и склеивал, хотя и очень примитивно.

Дед работал, трудился и говорил, что в его трудах не было ни одного слова о политике, все было духовное. Хотя в то время, в 60-годы, за проповедь репрессировали: уже не расстреливали, но в тюрьму сажали. Но я не считал себя героем: привез и отвез. Я знал, что это дедушкины труды, но, что их нельзя возить, мне не говорили. В монастырях, куда я приходил, наместники зачастую об этом не знали. Я подходил к определенным людям, передавал это все, и они дальше распространяли, очень друг другу доверяли.

– Поистине подвижнические труды взял на себя ваш дед!

– Его духовники благословляли распространять эту литературу, в частности отец Александр Егоров из храма Ильи Обыденного, родного для дедушки с бабушкой и для меня в детстве. Многие архиереи к деду приходили: владыка Пантелеимон, владыка Филарет. В 1974 году, в конце жизни, патриарх Пимен дал деду личное благословение, хоть и неофициальное: на словах, без бумаги.

– Помните ли вы первую исповедь, которую приняли как пастырь?

– Первую не помню. Но первые духовные чада, конечно, остались у меня в памяти, многие из них сейчас уже скончались. Это были люди, которые меня знали и пришли ко мне, зная мою семью, зная мое прошлое как музыканта. Это люди из музыкальной среды, профессора Консерватории, которые меня учили. А также те, кто знали моего дедушку и были его духовными учениками. Некоторые матушки-игуменьи приходили ко мне. Например, игуменья Серафима (Черная-Чичагова) была моей духовной дочерью. Она была уже в постриге, но еще не стала игуменьей Новодевичьего монастыря. Это женщина с очень сильным характером трудилась на ответственной работе, была химиком. Царствие ей Небесное.

Их я запомнил и помню их исповедь. Было много монахинь, которые окормлялись около Ваганькова и ко мне стали относиться очень хорошо, приходили, доверяли мне.

– Расскажите, пожалуйста, о периоде окормления Олимпийской сборной. Как получилось, что Вы стали духовником спортсменов?

– Это было послушание, которое я нес в Церкви на протяжении почти 15 лет, с 2004 года. Патриарх Алексий меня направил на Олимпийские игры в Афинах и просто сказал, что там должен быть священник в команде. Тогда президентом Олимпийского комитета России был Леонид Тягачев. У нас с ним сложились очень хорошие отношения. Они с супругой были людьми религиозными, она даже пела в одном хоре с моей матушкой на Олимпийских играх.

– Это послушание было не только почетным, но и приятным?

– Послушание есть послушание. Конечно, было интересно посетить разные страны, общаться с разными людьми. По милости Божией из этих олимпийских чемпионов у меня появились духовные чада, которые до сих ко мне приходят. Вот, например, Роман Костомаров и его супруга. Молюсь за него, такой Господь посылает непростой крест моим чадам... Мы с ним познакомились в Турине, когда они с Татьяной Навкой стали чемпионами. Быть духовником олимпийцев – это очень громко сказано. Я просто присутствовал на Олимпийских играх и исполнял те послушания и требы, которые там были необходимы. Был в Афинах, Турине, Пекине, Ванкувере. Патриарх давал антиминс, и я мог служить где-то на престоле в Олимпийской деревне, если была возможность, либо в православном храме, если он был близко к олимпийскому городу. Либо даже в католическом костеле, как было в Пекине. Впервые за пятьдесят лет в этом городе служилась православная Литургия! Китайские товарищи это разрешили.

– Здесь ведь непростой момент – найти баланс между спортивным духом соперничества и евангельским духом смирения?

– О балансе речи не шло. На Игры едут до тысячи человек, о чем там говорить? Приходит команда и просит освятить их форму, я беру святую воду, служу молебен, команда стоит и слушает, окропил их святой водичкой, всю амуницию... И когда завоевывали медали, то говорили: «Слава Богу, Господь помог!» Специально о воцерковлении на Олимпиаде речи нет. Люди идут на Олимпийские игры не учиться духовной жизни, хотя она тоже там присутствует, а побеждать и заниматься спортом. На многих Играх мне в основном приходилось утешать людей. Смерть, травмы, лишение звания чемпиона, допинг – это все присутствовало. Игры в Пекине начались с большой траурной церемонии и панихиды по погибшим в Осетии. Много всего было.

На многих Играх мне в основном приходилось утешать людей

– Расскажите, пожалуйста, о Промысле Божием в Вашей жизни.

 – Без Промысла Божиего я бы не поступил в Консерваторию, не закончил ее и не стал бы хорошим музыкантом. Так получилось, что я это освоил. Без Промысла Божия я бы не стал референтом патриарха Пимена; благодаря этому по Промыслу Божиему через Святейшего я стал учиться в наших духовных школах, хотя в 70-е годы детей из нашей семьи было запрещено туда принимать. Промыслом Божиим я попал на Ваганьково, это тоже непросто было в тот период. От Патриархии меня послали туда служить – это был Промысл Божий, и благодаря ему я имею теперь и этот приход – святителя Николая в Толмачах – и людей, которые здесь помогают. Все промыслительно в нашей жизни. Так я нашел свою матушку, которая тогда была не крещена, из совершенно нерелигиозной семьи, но вот по Промыслу Божиему так получилось, что у нас сейчас четверо детей и девять внуков.

Все, что происходит в нашей жизни, начиная с первого вздоха, – это Промысл Божий. Я родился в Москве, Господь привел меня в семью к моим родителям – это великий Промысл Божий. Что бы ни происходило с человеком, слава Богу за все.

Своего никогда в жизни не искать, что я сам хочу – забыть, если человек – священник. Что Господь посылает, то нужно принимать с радостью, благоговением и с благодарностью к Богу.

– На чем Вы сейчас акцентируете внимание своих студентов?

– Я говорю им, чтобы они добросовестно исполняли все те послушания и обязанности по своему образованию, которые на них возлагаются. Так просто все пройти не получится. Не надо хитрить. Не понимаешь – не делай, признайся, что не можешь. Почему всем нужно быть магистрами? У каждого должен быть свой уровень, зачем всех тащить за уши? Прилежание, старание и молитва, а дальше Господь покажет. Если даже сегодня нет, то завтра человек может достигнуть чего-то еще. Важно не искать своего в этой жизни, особенно в Церкви. Не думать о том, что хочешь быть настоятелем храма, наместником или принять монашество. Господь все устроит.

– Вы заведуете кафедрой пастырского душепопечения Сретенской духовной академии. Душепопечение особо связано с душой?

– Да, пастырю нужно, чтобы люди открыли свою душу. А формально назваться можно хоть кем угодно: душепопечителем, или сердцепопечителем, или врачом для души. Какие я могу дать советы? Помолиться? Хорошо: за всех можно и нужно молиться. Но все это слова, которые должны осуществляться на практике, и желание должно быть с обеих сторон. Что касается меня – я открыт для всех, готов к общению.

Беседовала Наталья Крушевская

5 апреля 2023

Источник: Московский Сретенский монастырь

Количество просмотров материалов
1436435

доска объявлений