Поиск

Игра Паломник

Православный
геймер
для ВАС

Православные
мультфипьмы
для ВАС

Комиссия Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь
Поездки по всему Миру Поездки на Афон Паломничество на теплоходе

Продукция монастырских подворий

Накануне экзаменов
Новый Год в кругу семьи

Воскресные школы, православные гимназии Москвы и Московской области

Благотворительные акции

Православные песнопения в исполнении монастырских хоров

Молитвы живущих в супружестве

Ко дню памяти Патриарха Алексия II

Агентство религиозной информации "Благовест"

Удачного путешествия

"Рецепты для хозяйки во время урожайной осени"

Молитвы на Лето Господне

Молитвы для земледельцев



Banners

Читайте Евангелие, закон Божий, адреса храмов,
правильно готовьтесь к исповеди и причастию

Интернет-паломничество

Великая Лавра Афон
Великая Лавра Афон
Изображение взято по ссылке
http://ic.pics.livejournal.com/
irnella/66734384/
1599716/1599716_original.jpg

Cсылки для перехода на сайты с записями церковных служб или с веб-камерами, транслирующими сами службы, 3-D туры по храмам и монастырям.
Читать о Великой Лавре


Икона дня



Blue Flower

https://foma.ru/czerkov-nachinaetsya-v-samom-cheloveke.html#:~:text=%E2%80%9C%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C%20%

D0%BD%D0%B5%20%D0%B2%20%D0%B1%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%85%2C%20%D0%B0,%D1%81%D0%B5%D0%B1%D1%8

F%2C%20%D1%83%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BE%D1%87%D0%B8%D1%82%D1%8C%20%D1%81%D0%B2%D0%BE%D1%8E%

20%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%83%D1%8E%20%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C

На вопросы читателей отвечает протоиерей Виталий Головатенко, настоятель храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургской консерватории:

Недавно меня вдруг заставили запнуться знакомые слова молитвы “Отче наш”: “…И не введи нас во искушение…” Кого мы об этом просим? Господа? Выходит, мы полагаем, что это Он посылает искушения на нашу голову, и просим Его этого не делать? А почему? И почему мы одновременно молим избавить нас от лукавого? Да и вообще зачастую пока все спокойно, человек и не знает себя толком и с трудом ищет, в чем бы покаяться на исповеди... А как начинаются искушения, так вся твоя сущность наружу прорывается, и видишь, сколько в тебе плохого, сколько еще исправлять в себе надо... Почему же мы просим Господа отвести от нас все это?

Татьяна

В заключительных словах молитвы Господней: “...не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого” (Мф. 6, 13; Лк. 11, 4), слово “лукавое” объединяет все нечистое, порочное, греховное, – всю совокупность зла. Мы живем в падшем мире, и в нем невозможно прожить, ни разу с этим злом не столкнувшись. Но ведь это – результат свободного выбора человека: наши прародители сами захотели “быть, как боги, знающие добро и зло” (Быт. 3, 4-6). А как можно “познать зло”, не столкнувшись с ним лично?.. Но Христос знает, что человек слаб, и ему не всегда достает сил противостоять злу или терпеть его. Ведь даже Он, единственный безгрешный из людей, прозревая Свои великие страдания, молился Отцу: “Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия...” (Мф. 26, 39). Вот почему Он заповедал нам, слабым и немощным, просить Отца нашего об избавлении нас (“если возможно”!) от зла. Ведь только самоуверенный хвастун, гордец, или безумный может утверждать, что сам это зло победит.

Но что означает просьба не вводить в искушение? “Искушение” в переводе с церковнославянского означает “испытание”, “пробу”, “проверку”. Получается, мы просим Бога не подвергать нас испытаниям? Но как же тогда Он сможет проверить нашу верность? Да и сами мы будем ли уверены в себе, ни разу не испытав себя в трудностях?.. “Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам” (Мф. 18, 7; Лк. 17, 1). И ближайшие ученики Христовы понимали смысл “находящих на нас” испытаний и учили не избегать, а принимать их с… радостью.

Именно в чрезвычайных ситуациях мы видим себя в истинном свете и понимаем, в чем и насколько мы все еще несовершенны. Но, сознавая неизбежность и даже необходимость испытаний, мы, тем не менее, просим Бога избавить нас от них, не надеясь на свои слабые силы и не будучи уверены, что сможем эти испытания выдержать.

Я замужем, у нас есть сын. Ему два года. Я сама крестилась совсем недавно, муж неверующий и некрещеный. Мне бы очень хотелось вырастить сына в ограде Церкви. Умом понимаю, что уже пора начинать что-то делать. Но совершенно не представляю, как к этому подступиться, с чего начать... Вожу сына к причастию, но он каждый раз плачет. Как только порог храма переступает – начинает хныкать и проситься “на улицу”, а когда к чаше подношу – вообще ревет в полный голос. Да еще и муж неверующий… Как воспитывать ребенка, когда мама говорит одно, а папа – другое?

Анна

Однажды к известному советскому педагогу Макаренко пришла женщина и спросила, с чего ей начинать воспитывать своего сына. “Сколько ему лет”, – осведомился Антон Семенович. – “Три года”. – “Вы опоздали ровно на три года”.

А Вашему сыну два года, и Вы все еще медлите… Мне кажется, не так важно, с чего начать, главное начать!

“Церковь не в бревнах, а в ребрах”, – говорят старообрядцы, и они правы: Церковь начинается в самом человеке, потом – в его доме, в семье. Со времен апостольских христианская семья называется “малой Церковью”. Поэтому советую Вам начать с себя, упорядочить свою церковную жизнь.. Маленькие дети чувствуют малейшую неправду, и если их родители сами не навыкли к регулярной церковной жизни, с ее службами, обрядами и Таинствами, не понимают и не принимают ее красоту, а только изредка заглядывают в храм, то их дети обязательно будут там “хныкать и проситься на улицу”.

Исподволь, без нажима, предлагайте Вашему сыну помолиться вместе с Вами краткой молитвой. Выучите с ним наизусть “Отче наш”, “Богородице, Дево, радуйся”. Поощряйте его вопросы о Боге, о Церкви, о молитве, и старайтесь коротко, но ясно на них отвечать. Читайте ему на ночь христианские сказки: их теперь в книжных магазинах большой выбор.

Есть ли в Вашем окружении люди воцерковленные и часто ли они бывают у Вас дома? Вовсе не обязательно специально организовывать “душеспасительные” беседы или богословские диспуты: вполне достаточно дружеского и искреннего общения на самые разные темы. Главное, чтобы оно было согрето братской любовью и освещено светом Евангельских истин. И крайне важно, чтобы во всем, о чем бы ни зашла речь, была ясно обозначена Ваша христианская позиция (к этому дети особенно чутки!).

И еще: постарайтесь подыскать Вашему сыну христианское окружение из его сверстников. А в общем – не бойтесь, дерзайте! Помните: если Вы будете подходить к делу христианского воспитания Вашего сына искренне, с горячим желанием и твердой верой, без сомнений и колебаний (а главное, без лицемерия) – Господь не оставит Вас, Он обязательно поможет.

Метанойя как изменение духовного опыта

отпустить измученных на свободу

Ловац из Йоваца и храм внутри дуба

История сербского народного благочестия

Несколько лет назад два друга устроили в огромном дубе в лесу неподалеку… самый настоящий храм, будучи твердо убеждены, что Бог – не в бревнах, а в ребрах.

Храм в дубовом лесу

Бранимир сидел у окна, пил кофе и соображал погоду.

– Что ж это ты на крылечко не выйдешь? – вежливо его спрашиваю, подкладывая полено в печь на кухне. – Тепло ли тебе, юноша?

Улыбается, но отвечает ворчливо:

– А-а, понаехали тут некоторые с севера, понавезли с собой холода сибирские – сиди теперь, думай: то ли минус 25, то ли все 30! Я что-то градуснику не верю. Сам иди – снег заодно разгребешь. Всё польза. Только кофе сначала выпей, северянин тоже мне.

– Между прочим, я к вам греться приехал!

– Лопату в руки – во дворе и согреешься! Таких холодов я с детства не помню. Из-за некоторых с севера даже автобусы не ходят, с электричеством проблемы, водопровод заикается. Приглашай вас потом в Сербию…

– И это всё я? И часовню – тоже я?

Бранимир расхохотался:

– Собирайся, давай! Пора ехать!

Сербско-русское утро удалось на славу. Снег вокруг дома, конечно, давно уже убран, стол, несмотря на раннее утро, ломится от угощения, машина, несмотря на действительно серьезные минус 25, готова.

Насчет часовни – и шутка, и не шутка: несколько месяцев назад Бранимир, разъезжая по окрестностям городка Владичин Хан, по селам и деревенькам, набрел в лесу на храм, который находится… внутри огромного дуба.

– Вот те раз, – говорит, – самый настоящий маленький храм, иконы, свечи – и всё это в дубовом лесу! Что такое? Кто построил? Кто служит?

Надо выяснить. Позвонил: «Приезжай зимой – у нас тут такое диво. Вместе и узнаем».

 Что же есть нерушимое на свете?

Село Йовац – это ориентир. От Владичина Хана по холмам, покрытым снегом, по сумрачному, спящему лесу – километров 30. Дальше знает только Бранимир. Лес, тропинка: ага, уже кто-то прошел до нас сегодня. Идем в чащу по следам, только снег поскрипывает. Оглядываюсь: где же церковь-то?

Крик Бранимира:

– Ну ничего ж себе!

Подбегаю: огромный ствол дуба, надломленный, видимо, ураганом, наклонился к земле метрах в двух над сохранившимся, но сильно пострадавшим храмом.

– Ведь пару месяцев назад еще стоял крепко, а сейчас – гляди-ка: обрушился дуб! Но вход – вот он.

Заходим внутрь дуба. Разбитые иконы лежат под коркой льда, часть образов еще висят на стенах, свечи стоят у малюсенького аналоя, крест. Судя по количеству свечей, несмотря на обрушение этой самодельной церкви, прихожане все-таки есть. Только заходить сюда можно по одному, максимум по двое.

Бранимир – печально:

– Жалко-то как! Такой красивый храм был, уютный, а потом, получается, пострадал из-за недавнего урагана. Разбился храм…

Помолчал, взглянул на серое небо.

– Какое все-таки грустное чувство: всё на свете, любая красота, любые наши начинания – им всегда приходит конец. Я не фаталист, сам понимаешь, но, честно говоря, вот именно сейчас, у этого разбитого храма в дубе, я просто слышу голос Христа, когда Он говорил Своим ученикам, восхищавшимся тем, иерусалимским, Храмом. Всему на свете приходит конец. Если даже храмы разрушаются, то что же есть нерушимое на свете?

Народное благочестие, вот и всё

Бредем обратно – Бранимир угрюмо, я – озираюсь по сторонам. Шутка ли: церковь в стволе дерева. Тут прямая параллель с нашими северными краями: помнится, в дупле липы устроил себе келью преподобный Павел Обнорский, когда поселился в пределах Северной Фиваиды. А вдруг сейчас отшельник какой-нибудь сербский выйдет, улыбнется по-доброму, что-то важное-важное скажет, отчего сердце рассмеется?

Поднимаемся на холм, видим – стоит домик. Обычный сербский деревенский домик, участочек, ульи, дым из трубы. Решили расспросить хозяев – вдруг да знают что-нибудь о строителе этого таинственного храма.

Шуметь у входа не потребовалось – дверь открылась, и на пороге появился дедушка в свитере и «трениках»:

– Привет честной компании. Чего пожаловали?

Ну, мы представились, рассказали о себе.

– Ага. Хоть не туристы. На паломников больше похожи, и это радует.

По разговору уже чувствуется, что перед тобой священник. Так и есть.

– А меня зовут Люба, я – священник, хоть и на пенсии. Живем здесь с матушкой, стареем потихоньку, готовимся. Рядом с лесом жить полезно: он учит умирать без печали. Печаль, оно, конечно, присутствовать должна, но печаль о своих грехах. Если вы понимаете, про что я толкую. Что-то холодно на улице. Ракию будете? Будете, будете. Ма-атушка, а дай-ка чем гостей угостить!

Печаль о своих грехах медленно, но верно отошла, хоть и на время.

Сидели, беседовали. Отец Люба немного рассказал о себе. Да, служил в разных местах Сербии, последнее место служения – приход неподалеку от Владичина Хана, потом вышел на пенсию, был почислен за штат, и с тех пор живет в этом бедном домишке на холме возле дубового леса. Жаловаться на жизнь, сетовать? А смысл? Пока глазами не ослаб, много читал. Сейчас больше думает, размышляет, гуляет. Конечно, весна и лето много приятнее, но ведь и осень с зимой наводят на размышления, мало ли, что невеселые, зато полезные.

Да, про храм слышал. Построен, точнее, устроен в честь святого великомученика Пантелеимона. Кем, не упомнит. Вроде бы умер уже тот строитель, Царствие ему Небесное. Нет, сам там не служил, просто мимо проходил пару раз. Народное благочестие, вот и всё. Ну, с Богом, ребятки, а то мне и правда холодно!

Строитель, который не помер

Едем по холмам медленно. Жаль, что не разузнали как следует про церковь, но что тут поделаешь: если уж строитель умер, то как ни крути, ничего не узнаешь. Смотрим: впереди – машина, на ней – ружья, перед ней – костер, вокруг костра – мужики, охотники местные.

– Слушай, а давай мужиков спросим – может, они что знают?

– О чем речь.

Бранимир останавливается, открывает окно и спрашивает подошедших веселых дядек, не знали ли они того самого благочестивого строителя, который недавно умер. Дядьки как воды в рот набрали: смотрят то на нас, то друг на друга, не шелохнутся. Что-то мы, похоже, не то сказали.

Один подходит ближе, наклоняется и орет:

– Не знал, что на том свете на фазанов охота открыта. Не подскажешь, это свет какой – тот или этот? С чего это вы взяли, что я помер?

Тут все упали со смеху, а мы, жутко смутившись, вылезли из машины…

Не в бревнах Бог

Стояли у костра, слушали неторопливый рассказ. Оказывается, лет 20 назад его другу, Драголюбу, музыканту (очень любил играть на гармошке), приснился сон, в котором тому было дано повеление устроить в дереве храм в честь великомученика Пантелеимона. Сначала списали на фантазии, но когда сон повторился, призадумались.


Лес у села Йовац

Потом решили: поступим так, как было сказано. Собрали инструменты, пошли в лес, нашли подходящее дерево, и в течение короткого времени выполнили то приказание. Ходили в лес, молились. Потом об этом узнали другие – соседи, друзья – молитвенников стало больше.

– Туристическая достопримечательность?

– Ну, кому как. Кто-то и в Косово ездит на монастыри поглазеть, а не помолиться, кому-то и в Иерусалиме интересны «достопримечательности», а не молитва, кто-то и в России больше ценит не молитву, а «красоту распевов».

Нет, мы все правда молиться туда ходили. Иногда священник знакомый приезжал, молебны служили. Туристы, то-сё, это уж потом понабежало. Без молитвы плохо, понимаете, парни? А недавно друг скончался, это правда. И вскоре вихрь обрушил казавшийся скалой дуб – осталось только то, что вы и видели.

Я не хочу приписывать себе всякие сновидения-видения, но мы тут с ребятами поговорили и решили: подходящих деревьев в лесу еще много – а давайте вместо порушенного еще один храм поставим. Цель та же: спокойная молитва в лесу – почему нет? Инструменты есть, руки, слава Богу, к тому месту приставлены – Господь благословит, храм и появится. Надеемся, в наступившем уже году.

А над развалинами горевать особо нечего: всё в мире преходяще. Не в бревнах Бог, мне кажется. Знаете, что не может быть никогда разрушено? Молитва. Настоящая молитва. Ладно, хватит тут теологию разводить – давайте песню споем, что ли.

Как меня зовут? Зовите просто: Ловац (охотник – серб.).

Потом улыбнулся.

– Хватит таинственности: Милое Илич меня зовут, всегда готов к услугам.

Милое Илич

Сказал еще, что если мы к нему не приедем через пару месяцев, ну хотя бы весной или летом, сильно обидится, а мужики вокруг подтвердили: «Этот может, так что вы лучше приезжайте». Улыбнулись на прощание, руки пожали друг другу.

С Бранимиром ехали молча. Шутить как-то не хотелось. Просто улыбались, глядя на вроде бы сумрачное, а на самом деле доброе небо. Таких рассуждений от простого сельского охотника мы ну никак не ожидали. Вот тебе и Ловац из Йоваца.

 Петр Давыдов

 

ИСТОРИЯ ОДНОГО ИЗ ПРЕКРАСНЕЙШИХ ХРАМОВ НА ЗЕМЛЕ Часть 1

 

ИКОНЫ И ФРЕСКИ СВЯТОЙ ЗЕМЛИ ГЛАЗАМИ ИСКУССТВОВЕДА

Количество просмотров материалов
1436333

доска объявлений