Поиск

Игра Паломник

Православный
геймер
для ВАС

Православные
мультфипьмы
для ВАС

Комиссия Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь
Поездки по всему Миру Поездки на Афон Паломничество на теплоходе

Продукция монастырских подворий

Накануне экзаменов
Новый Год в кругу семьи

Воскресные школы, православные гимназии Москвы и Московской области

Благотворительные акции

Православные песнопения в исполнении монастырских хоров

Молитвы живущих в супружестве

Ко дню памяти Патриарха Алексия II

Агентство религиозной информации "Благовест"

Удачного путешествия

"Рецепты для хозяйки во время урожайной осени"

Молитвы на Лето Господне

Молитвы для земледельцев



Banners

Читайте Евангелие, закон Божий, адреса храмов,
правильно готовьтесь к исповеди и причастию

Интернет-паломничество

Великая Лавра Афон
Великая Лавра Афон
Изображение взято по ссылке
http://ic.pics.livejournal.com/
irnella/66734384/
1599716/1599716_original.jpg

Cсылки для перехода на сайты с записями церковных служб или с веб-камерами, транслирующими сами службы, 3-D туры по храмам и монастырям.
Читать о Великой Лавре


Икона дня



Blue Flower

https://www.pravenc.ru/text/77506.html?ysclid=ljy8s04b4j751958530

[греч. βαπτιστήριον, лат. baptisterium], здание, помещение или его часть с водоемом (см. Купель) для совершения таинства Крещения. В античную эпоху термин «Б.» являлся одним из названий бассейна для плавания (от греч. βαπτίζω, лат. baptizare - погружаться под воду, см.: Плиний Мл. Письма. II.xvii.11).

В I-IV вв. Крещение, вероятно, совершали под открытым небом или в бассейнах терм - по данным археологии, Б. этого времени почти не известны, попытки определить ряд зданий в Остии, Риме и Милане как Б., построенные в этот период, не увенчались успехом. Однако в Доме собраний в Дура-Европос при перестройке здания в церковь (ок. 240) одна из его комнат была превращена в Б.: у ее зап. стены поместили обмазанную штукатуркой купель глубиной 1 м, под каменной аркой-киворием, стены расписали сюжетами «Добрый Пастырь», «Адам и Ева», «Жены-мироносицы» и др.

Начиная с эпохи св. имп. Константина Великого в связи с резким ростом числа желающих принять Крещение появляется множество больших, тщательно оформленных, отдельно стоящих Б., к-рые стали важным элементом в системе христ. архитектуры и в церковной топографии раннехрист. города.

Первое известное отдельно стоящее здание Б. было возведено как часть Латеранского епископского комплекса в Риме при имп. Константине. Это была большая октагональная структура с богатой отделкой в интерьере. Согласно описанию Liber pontificalis, имп. Константин заказал для него купель из порфира, выложенную серебром, на центральной колонне к-рой крепилась большая золотая лампада. На краю купели были расположены изваянные из золота Агнец, скульптурные изображения Христа и св. Иоанна Крестителя высотой ок. 1,5 м, а также 7 серебряных водометов в виде фигур оленей (ассоциации с Пс 41. 1). Ранний Б., построенный папой Сикстом III, сохранился в Милане. Это октагональная пристройка (ц. Сант-Акуилино) к ц. Сан-Лоренцо, украшенная великолепными мозаиками. В кон. IV-V в. подобный план Б. был наиболее распространенным, что связывают с особыми нумерологическими представлениями поздней античности и раннего христианства. Образцами ранних Б. могут служить 2 отдельно стоящие Б. в Равенне (т. н. Православный, или Б. Неониана, ок. 400-450, и Арианский Б., кон. V в.), имеющие сводчатые купола с мозаикой, центральная сцена к-рой - композиция «Крещение». Др. многоугольные в плане Б. V в. известны в Аквилее, Градо (собор св. Евфимия и ц. Сан-Джованни) и Альбенге, все они были украшены мозаиками. Не сохранившийся Б. в Чимитиле-Нола можно представить благодаря описанию Паулина Ноланского.

Вне Италии отдельно стоящие Б. были менее распространены, и в вост. провинциях чаще строили трехчастные (процессионного типа) Б. с купелью в центральном зале (напр., церкви св. Феодора (Антиохийский Патриархат), 494-496 гг.; св. Иоанна Крестителя в Герасе (Палестина), 529-533 гг.; в ряде церквей на о-ве Кипр: при базилике кон. IV - нач. V в. в Курионе, в Айия-Триаде и др.). Эту планировку объясняют необходимостью защитить обнаженных при совершении обряда крещающихся от посторонних взглядов: боковые помещения позволяли совершить чин в специальных комнатах (считается, что в первом зале, catechumenum, проходила подготовка, в центральном - собственно Крещение, а в последнем, consignatorium - Миропомазание).

Более популярны были простейшие типы Б. в виде прямоугольной или апсидальной палатки, пристроенной к церкви. Их располагали в разных местах на периферии храма, чаще недалеко от его алтарной части: по отношению к мартирию-тетраконху в Русафе (Сирия), VI в., прямоугольное помещение с апсидой и октагональной купелью расположено к северу от алтарной части; базилики № 2 и 3 в Лептис-Магна имели квадратный Б. с крестообразной купелью к северу от апсид (VI в.); к базилике № 3 в Сабрате (Триполитания) были пристроены 2 прямоугольных Б. с каждой стороны церкви (кон. IV и VI в.). Купель в квадратном помещении к северо-западу от ориентированного на запад алтаря раскопана в ц. Сан-Стефано на Виа Латина (Рим), а простейший Б., украшенный мозаиками, хорошо сохранился в базилике Санта-Реститута в Неаполе (465, 481).

На Востоке и в Сев. Африке особенно роскошными Б. отличались центры паломничеств (октагональный при базилике св. Иоанна в Эфесе ?; в мон-ре св. Симеона в Калъат-Симъан, кон. V - нач VI в., в Алахан-манастыр и в Абу-Мина, кон. V в., и др.).

В К-поле известны немногочисленные, отдельно стоящие Б. (напр., Малый Б. собора Св. Софии, VI в.). C кон. V в. и в Византии, и в Зап. Европе обычной практикой стало Крещение детей, и большие, отдельно стоящие Б. утратили актуальность, купели стали располагать в нартексе. После этого особые здания для Крещения в визант. мире строили редко и в основном на периферии, где требовалось крестить многочисленные группы взрослых (Золотая ц. в Преславе, Болгария; Успенский собор кон. XI в. в Киево-Печерской лавре).

На Западе судьба Б. особенно резко изменилась в связи с разделением таинств Крещения и конфирмации детей. В ср. века отдельные Б. продолжали по традиции строить в Италии и отчасти в Англии и Франции (самый известный - ц. Сен-Жан в Пуатье - был построен в галло-рим. период, позже служил капеллой аббатства и приходской церковью). При Меровингах Б. возводили при мн. церквах-мартириях, причем использовали различные планы (крестообразные, трифолийные, октагональные, круглые). К XIII в. традиция совершения таинства Крещения в праздник Пасхи была утрачена, и Б. как особый массовый архитектурный тип исчезает. Только в Италии (Флоренция, Пиза и др. города) в XII-XIII вв. продолжают возводить совершенные в архитектурном отношении, отличающиеся роскошным убранством Б.

Лит.: DACL. Vol. 2. Р. 382-469; Davies J. G. The Architectural Setting of Baptism. L., 1962; Khachatrian A. Les baptistères paléochrétiens: (Plans, not. et bibliogr.). P., 1962; idem. Origine et tipologie des baptistères paléochrétiens. Mulhouse, 1982; Grabar A. Le baptistère paléochrétiene. Milhouse, 1980; Khrouchkova L. Les baptistères paléochrétiens du littoral oriental de la Mer Noire // ЗРВИ. 1981. Т. 20; Хрушкова Л. Г. Крещальни древнерусских храмов: к вопросу об истоках // Russia Mediaevalis. 1992. Vol 7. N 1. Р. 23-38.

 

Росписи Б.

Наиболее ранние дошедшие до нас фрески в «Церковном доме» Дура-Европос (ок. 250). В аркосолии под киворием, где находилась купель, изображен Добрый Пастырь, одна из самых распространенных в раннехрист. искусстве композиций, на стене - «Жены-мироносицы у гроба Господня» (в белых одеждах, с сосудами и горящими факелами в руках идут ко гробу Господню, изображенному в виде прямоугольного здания с двускатной кровлей, над к-рым 2 звезды). Фрагментарно сохранились сцены «Исцеление расслабленного», «Христос и ап. Петр, идущие по водам» и «Самарянка у колодца Иакова». Потолок был расписан звездами по синему фону. Предполагается, что Крещение могло совершаться и в катакомбах (П. Бурже). На это, в частности, указывает тематика росписей - напр., «Беседа Христа с самарянкой» в кубикуле F в катакомбах на Виа Латина, сер. IV в.

Строительство отдельных зданий Б. способствовало разработке программы их росписи, раскрывавшей сотериологический смысл таинства и его триумфальный характер. Возможно, в IV в. в Б. при Латеранской базилике в Риме впервые появляется ставшая традиц. для этих сооружений композиция «Крещение». Украшенная мозаикой купель Б. из Келибии (Тунис), IV в., в символических формах представляет тот же сюжет: в верхнем поясе росписи на внутренней стенке бассейна в виде квадрифолия изображен голубь, увенчанный крестом, от его клюва исходят 3 луча, ниже - рыба, над к-рой знак «анх» между буквами Α и Ω - символическое изображение Христа. От V в. дошло неск. памятников, свидетельствующих о разработке программы росписи Б. Фрагментарно сохранившиеся мозаики купола Б. ц. Сан-Джованни ин Фонте в Неаполе, сер. V в., представляют процессию из 8 мучеников (в барабане) и сцены евангельских чудес (в своде купола - композиция «Брак в Кане Галилейской»). Полностью сохранившееся внутреннее убранство Православного Б. в Равенне, сер. V в.,- пример сочетания мозаической декорации и скульптурного декора, отличающегося богатством и изяществом форм. Роспись покрывает купол и верхнюю часть стен, ярус окон оформлен мраморными табернаклями с рельефными изображениями святых, поверхности стен в нижней части заполнены орнаментом в виде вьющейся лозы, образующей медальоны, где помещены в рост фигуры пророков. Роспись купола делится на 3 регистра: в центре - медальон с композицией «Крещение», вокруг медальона - 12 апостолов, ниже - регистр с изображением архитектурных форм, в к-рых помещены престолы с раскрытыми на них книгами и «Этимасия». Апостолы, облаченные в белые и золотые одежды, держат в руках драгоценные венцы, они помещены на глубоком темно-синем фоне среди пальм - образ рая. Роспись купола, отражаясь в бассейне, устроенном в центре крещальни, соединяет таинство, совершающееся в купели, и евангельское событие, положившее начало таинству Крещения. В VI в. эта схема росписи в упрощенном варианте была повторена в куполе Арианского Б. в Равенне.

Лит.:Rostovtzeff M. Dura-Europos and Its Art. Oxf., 1935; The Excavations at Dura-Europos: Final Report. New Haven, 1956. Pt. 1; Bruyn L.,de. La décoration des baptistheres paléochrétiennes // Actes 5e Congrès intern. d'archéologie chrétienne, 1954. Vat., 1957; Grabar A. Le premier Art chrétien (200-395). P., 1966; idem. L'age d'or de Justinien. P., 1966; Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986; Bourguet P., du. Early Christian Painting. N. Y., 1996.

 https://azbyka.ru/baptisterij

Приблизительно с начала IX в. баптистерии встречаются редко, по причине христианизации основной массы населения, приведшей к тому, что большинство людей принимали крещение ещё в младенческом возрасте. Размеры купели уменьшились – вместо бассейна она приобрела вид большой чаши, которая могла быть и переносной (как правило, в этом случае она изготавливалась из металла).

 

Как правильно подготовиться ко святому Крещению?

Крещение на дому

Об обязательных и необязательных традициях на день Крещения Господня

Купание в святом источнике правила

Количество просмотров материалов
1437644

доска объявлений